Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты, практические рекомендации и основные выводы

 

Полученные результаты исследования теории вопроса, анализа практического опыта показал, что проблема реадаптации и реабилитации военнослужащих с ПТСР – одна из самых сложно решаемых. Накоплено достаточно много практического материала, сделано большое количество научных исследований, обобщен опыт зарубежных армий, но этого оказывается недостаточно, для того, чтобы реабилитация и реадаптация была высокоэффетивной. Проанализировав научную литературу и описания практического опыта работы армейских воспитательных структур, мы обнаружили, что психологическая работа направлена, скорее, на преодоление последствий, симптомов, иногда причин ПТСР. Внимание психологи уделяют, в основном, прошлому военнослужащего. Этот подход не является эффективным. Более того, он может разрушить хрупкое равновесие, адаптацию военнослужащего к травме.

Наша гипотеза о том, что эффективная реабилитационная и реадаптационная система должна быть направлена на личностный рост военнослужащего подтвердилась. Поиски лекарства, «таблетки» от непонятной болезни, которая не является, в полной мере психической, но сильно мучит и беспокоит, не давая построить свою дальнейшую жизнь, усиление ПТСР с годами, должны лежать на трудных путях личностного роста – той работы, которую каждый должен сделать сам.

На основании данной работы мы можем сделать следующие практические рекомендации:

- начинать осуществлять реадаптационную и реабилитационную деятеьность в районе боевых действий, исходя не столько из боеготовности личного состава, сколько из соображений личностного роста и индивидуальности жизненного пути военнослужащего;

- занимать соответствующую этому положению профессиональную позицию;

- использовать в районе боевых действий весь доступный арсенал психологических средств;

- при работе в пункте психологической помощи и реабилитации использовать организационное влияние, учитывая, что основной язык армии – приказ и Устав;

- специально организовывать психологическую консультативную и коррекционную работу, заранее подготавливая место для работы, учитывая наиболее удобное время для военнослужащих, особенности проводимой программы;

- постоянно совершенствовать свои знания не только в области психологии, но в области управления, педагогики, медицины, так как это помогает организовать эффективную рациональную психотерапию и решить организационные вопросы работы;

- разрабатывать по мере возможности, индивидуальные программы реадаптации и реабилитации;

- прослеживать, по мере возможности, жизненные события военнослужащих с ПТСР, прошедших реабилитацию и реадаптацию;

- совершенствовать систему оценки эффективности психологической системы реабилитации и реадаптации, психологической работы.

Основными выводами нашей работы следует считать:

8. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) развивается у лиц, перенесших травмирующие события, чаще всего, в условиях боевых действий. ПТСР накладывает существенный отпечаток на психику военнослужащего, что приводит к укорочению жизненной перспективы, постоянную активизацию боевого стресса;

9. ПТСР влечет за собой личностные изменения, важнейшими проявлениями которых становятся агрессивность, возможны суицидальные тенденции, конфликтность, социальная дезадаптация, асоциальная направленность личности;

10. ПТСР является не только личной проблемой военнослужащего, но и общественным вопросом, так как, во многом, его проявления порождаются общественным мнением и отношением мирного населения к ведению боевых действий в зонах локальных конфликтов.

11. Основой для построения реабилитационной и реадаптационной работы в Вооруженных силах служит Концепция психологического обеспечения боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах, которая делает акцент восстановлении целевого психологического ресурса военнослужащего, представляющего собой возврат боевой готовности. В таком виде осуществляется противодействие ПТСР;

12. При реадаптации и реабилитации военнослужащему с ПТСР могут помочь консультативные формы работы психолога, групповая коррекция в различных видах, аутотренинг, саморегуляция. в нескольких случаях: если у военнослужащего обнаружены личностные расстройства; невротические симптомы; глубокая дезадаптация; суицидальные тенденции.

13. Психологическая консультация и коррекция направлена не столько на снятие симптоматики или поиск причин неблагополучия, сколько «в будущее», на личностный рост военнослужащего, развитие его «Я-концепции», самосознания, формирование новых смыслов жизни.

14. Создание условий консультирования и коррекции, направленных на личностный рост, соответствующая позиция консультанта способствует быстрой коррекции представлений о себе и самоотношения в соответствии с изменяющейся реальностью. Наиболее успешной является работа психолога по реабилитации и реадаптации в том случае, когда психолог-консультант в ПТСР видит не корень беды военнослужащего, а заложенные в нем возможности изменения личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Отечественная военная психология с первых дней своего существования ориентирована на глубокое познание закономерностей функционирования человеческой психики в условиях боя, на расширение поиска возможностей человека как бойца, как военного. Но военная среда должна состоять из здоровых людей. Поэтому первоочередной задачей на данном этапе участия России в локальных военных конфликтах, становится задача изучения и преодоления негативных психических и психологических последствий участия в боевых действиях.

Основным негативным последствием участия личности в военном конфликте является посттравматический стрессовый синдром, особое коварство которого заключается в том, что с годами у существенной части психотравмированных воинов он не сглаживается, а усиливается, выливаясь в асоциальное поведение, неврозоподобные реакции, соматические заболевания, таким образом, становясь уже предметом заботы не психологов, а медиков.

В нашей армии реадаптация и реабилитация начинается уже в районе боевых действий и предусматривает обеспечение психологами частей, ведущих боевые действия. По возвращении в мирную жизнь солдат вправе рассчитывать на реадаптационные мероприятия и полноценную комплексную реабилитацию, частью которой является психологическая реабилитация.

Психологическая реабилитация проводится в системе реабилитационных центров, где главное внимание психологи обращают на разработку индивидуальных программ реабилитации и их реализацию.

В нашей практике работы с военнослужащими, эффективней всего оказываются консультативные мероприятия и групповые коррекционные занятия с военнослужащими.

Нами используются различные методы и техники консультирования и коррекционной работы: рациональная терапия, музыкальная терапия, психотерапия светом и цветом, обучение военнослужащих самомассажу и саморегуляции, групповые занятия, предусматривающие аутотренинг и релаксацию. Мы широко практикуем тренинг социальных навыков и умений, элементы психотерапевтических групп.

По нашему мнению эффективность групповой и индивидуаьной работы существенно зависит от того, какую позицию занимает психолог, как он относится к военнослужащему. Речь идет не плохом или хорошем отношении, а о глубоком понимании другого человека как способного или неспособного к саморазвитию, самореализации, к изменению самосознания, интеграции своего опыта. Наиболее существенные результаты появляются в работе тогда, когда психолог видит в ПТСР не корень проблем и бед, а возможность для военнослужащего перерасти самого себя, стать сильнее. Понимание того, что ПТСР возникает при недостатке личностных ресурсов, недостатке развития личности, открывает хорошую перспективную возможность для преодоления ПТСР.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М., 1998;

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, 1998;

4. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М., 1993;

5. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1991;

6. Ю.А.Александровский. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976;

7. Ю.А.Александровский. Психогении в экстремальных условиях. М., 1991;

8. В.Фомин, И.Линдер. Диалог о боевых искусствах Востока. М., 1990;

9. Е.М.Черепанова. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. М., 1995;

10. Мисюра В.Ф. Психологическая реабилитация военносужащих. М., 1995;

11. Сафуанов Ф.С. Психология криминальной агрессии. М., 2003;

12. Дмитриев А.В. Конфликтология, М., 2000;

13. Гуманистическая и трансперсональная психология, М., 2000;

14. Программа коррекционной работы с дезадаптированными военнослужищими / авторы-сост. Серов А.С., Жуков А.Н., Скоробогач Л.В., Ростов-на-Дону, 2003;

15. Психологическая работа в железнодорожных войсках российской Федерации / под общ. ред. Якименко В.Г., М., 1998;

16. Караяни А.Г.Психологическая работа в боевой обстановке. Самара., 1997, С. 52.

17. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

18. Теории личности в западно-европейской и американской психологии / сост. Райгородский Д.Я. Самара. 1996.

19. Практическая психодиагностика / сост. Райгородский Д.Я. Самара. 1998.

20. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

21. Психология и психоанализ характера / сост. Райгородский Д.Я. Самара. 1998.

22. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии. М., 1987.

23. Соловьев И. Жизнь после войны: работа со страхом // Солдат удачи. 1999, № 9.

24. Основы конструктивного общения / сост. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. М., 1997;

25. Психология цвета / отв. Ред. Удовик С.Л. М., 1996;

26. Миско Е.А., Тарабрина Н.В. Особенности жизненной перспективы у ветеранов войны в Афганистане и ликвидаторов аварии на ЧАЭС// Психологический журнал, 2004, Т.25, №3;

27. Ахмедова Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни// Вопросы психологии, 2004, №3;

28. Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В., М., 1997;

29. Словарь. Психология, М., 1980;

30. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий// Психологический журнал, 1999, Т.20, №5;

31. Психологический настрой: как его оценить?//Армия 1994, №4;

32. Кучер А. Трехуровневая система реабилитации// Ориентир, 1996, №12;

33. Мещенина Т., Пашилова О. Особенности психологической реабилитации участников вооруженных конфликтов // Прикладная психология и психоанализ, 2003, №4;

34. Якушин Н.В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре республики Беларусь // Психологический журнал 1996. №5;

35. Соловьев И. Жизнь после войны// Солдат удачи, 1999, №8;

36. Соловьев И. Жизнь после войны: работа со страхом // Солдат удачи. 1999, № 9.

37. Кальмансон А.А. Война глазами социолога // Социс 1995 №8.

38. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер.14.,Психология, 1995, №4;

39. Тарабрина Н.В. Психологические последствия войны. http://www.positum.ru.ru;


Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...