Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программированное обучение

Проанализируйте различные концепции и технологии обучения.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.

 

Подходы к определению сущности содержания образования:

Бихевиористы отождествляют психическую жизнь человека и животных, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле "стимул - реакция". С этой точки зрения процесс обучения - это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций. А процесс учения - совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся.

Прагматисты (Педоцентрическая дидактика) (Дж.Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэлли и др.) сводят обучение лишь к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю. Обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому цель обучения, как и воспитания, научить ребенка жить, т.е. приспосабливаться к окружающей среде, удовлетворять личные интересы и потребности без ориентации на социальное окружение в соответствии с субъективно понимаемой пользой. Основоположник прагматизма Дж.Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит.

Ощущение трудности в процессе деятельности – формулировка проблемы и сути затруднения – выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы – выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием.

Т.е. восприятие – переработка – выражение.

Бихевиоризм и прагматизм - наиболее распространенные концепции обучения, в которых предпринимают попытку объяснения механизмов научения. Большинство же теорий, которые начисто отвергают как физиологические, так и психологические основы учебного процесса, сводят обучение к процессам, происходящим в душе ученика. Процесс получения знаний, умений и навыков никак не объясняется или же, если объясняется, то через такие понятия, как "интуиция", "озарение", "усмотрение", "ум" и т.п. К этим направлениям примыкают уже известные нам экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, Н.А.Бердяев и др.) и неотомизм (Ж. Маритон, У.Кинингхэм, М.Адлер, М. Казотти и др.). Они принижают роль обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств.

Традиционная концепция (Коменский, Песталоцци, Гербарт)

Доминирующая деятельность – преподавание.

Цель обучения: формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний + принцип воспитывающего обучения (развитие мотивационно-потребностной сферы личности).

4 ступени для достижения цели:

- ступень ясности (выделение материала и углубленное рассмотрение)

- ступень ассоциации (связь нового с прошлыми знаниями)

- ступень системы (обнаружение выводов, формулировка понятий, законов)

- ступень метода (понимание теорий, применение их к новым явлениям, ситуациям)

Т.е. изложение – понимание – обощение – применение.

Современные концепции обучения (2 пол.20в., Программированное, проблемное, развивающее (Гальперин, Занков, Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, пед.взгляды группы учителей новаторов 80х годов в России).

Личностно-ориентированное обучение. Конструктивно-деятельностный подход.Познание направлено на социально значимые объекты, формирующие личность. Общение проблемно по содержанию, социально ориентировано и информационно насыщенно.

Проблемное обучение

Фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х - начале 1970-х гг. (Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь и др.).

Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.

Проблемное обучение в отличие от любого другого обучения способствует не только формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития школьников, развитию у них способности к самообучению, самообразованию. Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач. Нужно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения: формирование особого стиля умственной деятельности, исследовательской активности и самостоятельности учащихся

Программированное обучение

Относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение ЗУН по обучающей программе с помощью спец. ср-в (учебник, компьютер).

Три микроэтапа:

- предъявление дозы учебн.информации

- задания-операции по работе с информацией, по ее усвоению

- контрольные задания (обратная связь) и указание о повторении упражнений или переходу к следующему этапу.

 

Виды обуч.программ:

- Линейная (Скиннер)

- Разветвленная (Краудер)

 

В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В. В. Пикан выделяет наиболее существенные признаки таких технологий:

• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;

• технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

• технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;

• элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;

• органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...