Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда и Е.Ф. Бажина

 

ЦТО является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд - 1985).

Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания.

Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.

Методика оценивается ее авторами как проективная, так как согласно получаемым результатам, позволяет выявлять неосознаваемые компоненты отношений, минуя механизмы психологической защиты.

В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста М. Люшера.

С момента опубликования ЦТО с его помощью проведено большое количество исследований, особенно, клинико-психологических. А.М. Эткинд в своей диссертационной работе (1984) апробировал ЦТО на таких клинических группах, как больные неврозами, депрессией, алкоголизмом и др. Результаты этих и других работ А.М. Эткинда подробно описаны в учебном пособии по психодиагностике под. редакцией А.А. Бодалева и В.В. Столина (1987).

Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.

1. Определение элементов (лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение). В каждом конкретном случае их список можно варьировать. Чаще всего, в него входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т.д. В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.

2. Этап тестирования. Возможны два его варианта:

а) диагностический. Испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Краткий вариант проведения методики.

Инструкция: Вспомните этого человека (качество, ценность, т.п.). С каким цветом ассоциируется у вас этот человек (качество, ценность, т.п.) (имеются ввиду личностные особенности и качества субъекта, но не его цвет одежды и предпочтения, т.д.). Отвлекитесь от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постарайтесь выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

б) исследовательский. Испытуемому необходимо проранжироваить все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям. Полный вариант проведения методики.

3. Ранжирование цветов. После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

«Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный Цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке».

4. Этап интерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:

а) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по М. Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4-5 места) -нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места - негативное, конфликтное отношение.

б) Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности. С этой целью авторами предварительно было проведено изучение эмоционального значения цветов, которое выявило устойчивое и согласованное «ядро» (ср. со «структурой» цвета по М.М. Люшеру) данных значений у испытуемых различного пола и возраста. Кроме этого, как отмечают авторы, возможности 4-го этапа могут быть расширены путем привлечения интерпретационной техники ЦТЛ.

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому понятию, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета, его эмоционально-психологическое значение:

 

 

цвет эмоционально-психологическое значение:
Синий добросовестный, спокойный, несколько холодный. Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетво-рении, стремление к гармонии, чувстви-тельность
Зеленый самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.
Красный дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
Желтый очень активный, открытый, общительный, веселый.
Фиолетовый беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.
Коричневый зависимый, чувствительный, расслабленный.
Черный молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
Серый вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

 

Краткая интерпретация цветов по Люшеру:

В норме, «основные» цвета не должны находиться ниже 5-ой позиции цветового ряда, а «не основные», кроме фиолетового, — выше 4-ой. Появление «не основных» цветов, кроме фиолетового, на первых 3-х местах 8-ми цветовой таблицы является свидетельством личностного конфликта, компенсаторного поведения и т.д. В этом плане, особенно должно обращать на себя внимание функции «+» и «х» для черного цвета.

Функция «+» в таблице цветового теста Люшера означает усиление потребности, выражаемой данным цветом. Функция «х» - переживание состояний, связанных с ее удовлетворением. Функция «=» - неактуальность потребности на данный момент. Функция «-» - невозможность или нежелательность удовлетворения потребности, а следовательно, ее фрустрацию и связанную с этим первичную защиту или «оборонительную» тактику поведения.

Основные цвета по «люшеровской» методике:

Функция Цвета
  Синий Зеленый Красный Желтый
«+» Стремление к покою. Интенсивная потребность в приятном общении и удовлетворении, стремление к гармонии, чувствительность Напряжение воли. Самоутверждение, тщеславие, спонтанное желание играть определенную роль. Стремление к эмоциям. Активное участие и высокая активность. Восприятие возбуждения для разрядки напряжения. Ожидание встреч, раскрытие, суетливость, бегство от проблем, иллюзорное ожидание будущего.
«х» Готовность к покою без напряжения, приятным отношениям и удовлетворению Само-определение, самообладание. Застой, досада, раздражаемость. Готовность к контактам
«=» Поверхностные связи и отношения Низкий уровень притязаний, пассивное отношение к социальному порядку. Нервозная раздражимость, нуждается в бережном обращении, отсутствие желаний. Критическое отношение к выбору контактов и увлечений.
«-» Беспокойство, суетливость, отсутствие глубоких «сердечных» связей, неудовлетворенность отношениями с партнером и своей деятельностью. Ограничение само-выражения, защитное напряжение, отказано в признании. Окружающие воспринимаются как оказывающие жестокое, бессердечное давление, принуждающее делать не желаемое. Сверхраздражимость, ощущение своей слабости, чувство беспомощности. Обижен, с трудом справляется с делами. Утомлен и плохо ориентируется в окружающей обстановке. Беспокойное ожидание. Тематическая фиксация, ограничение самораскрытия. Скованность, пере-возбуждение

 

Неосновные цвета по «люшеровской» методике:

Тема Серый Фиолетовый Коричневый Черный
Структура Отношение к коллективу, интеграция Сенсибилизация. Магическо-эротическое отождествление. Физические потребности организма. Отношение к абсолюту (авторитет, судьба, смерть).
Функция «+» Отгораживание, осторожная сдержанность, замкнутость, скрытность, социальная изоляция. Стремление очаровывать, чувственность, внушаемость. Регресс к физическим потребностям, бегство от проблем. Выражение протеста, негативизм, импульсивно-агрессивное поведение.
«х» Ограниченная эмоциональная готовность к контактам. Отключение. Чувственность. Потребность в комфорте и физическом удовлетворении. Протест и уход от партнера или ситуации
«=» Эмоциональная готовность к общению. Заинтересованность в социальных отношениях. Сдерживает свои чувства. Рефлексия чувств. Щепетильность. Чувствительность и обидчивость. Разрядка физических потребностей. Способность терпеть ограничения, идти на компромиссы. Соглашается с условиями.
«-» Эмоциональная возбудимость, стремление к социальному успеху. Подавление чувствительности, контроль чувств. Эстетическое, этическое или логическое стремление к порядку. Подавление, вытеснение или торможение физических потребностей. Отклонение помех и ограничений, игнорирование угрозы, предприимчивость.

 

Лабораторная работа:

Задачи:

Проведение теста:

1. Определить тематику тестирования (социальные группы; качества, ценности (доброта, красота), т.п.

Инструкция: Инструкция: Вспомните этого человека (качество, ценность, т.п.). С каким цветом ассоциируется у вас этот человек (качество, ценность, т.п.) (имеются ввиду личностные особенности и качества субъекта, но не его цвет одежды и предпочтения, т.д.). Отвлекитесь от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постарайтесь выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

2. Проранжировать карточки в порядке, предпочитаемом испытуемым.

3. Составить индивидуальную матрицу ответов. Нумеруется цвета (в хаотичном порядке) и список элементов.

4. Затем составляется групповая матрица.

Интерпретация теста.

1. Сортировка по признаку цвета.

2. Далее – качественный анализ групп. Как на эти группы накладывается значение цвета. Важно отметить, что ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной связи друг с другом. В этом случае для человека в этих понятиях есть что-то общее, т.к. он соотнес их бессознательно с одним цветом. Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделать предположение об их идентификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из родителей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...