Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурология – это интегративное знание.

Культурология как наука.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.

 

Понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

 

В обыденном сознании "культура" выступает как:

- собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.

- обозначение оптимального функционирования соц институтов (политкультура, культура труда).

- ассоциируется с вежливостью и образованностью (культура поведения, культура мышления).

 

Но культура — не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нем такую же важную роль, как понятие массы — в физике или наследственности — в биологии.

 

Какова же сущность культуры?

Рассмотрим историческая эволюцию взглядов на культуру.

 

Переводилось с латинского языка как «возделывать», «обрабатывать» и служило для характеристики земледелия.

Впервые в литературе слово «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона.

Другое значение у Цицерона («культура ума есть философия»).

В Греции «Пайдейя» - в широком смысле образование, просвещение…

 

Так, с эпохи античности начинается донаучный период культурологической мысли.

 

Итак, в ходе длительной эволюции от Цицерона до немецкого идеолога И. Гердера, произошло изменение его содержания.

 

Впервые, как самостоятельное явление, культура была проанализирована в 18 веке. Т.О. в эпоху Просвещения понятие «культура» было введено в научный оборот.

Культура как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого бытия», «человеческого начала в человеке» — в противоположность природному, стихийному, животному бытию.

Таким образом, просветители осознали противоречие между природой и культурой.

В просветительских взглядах на культуру (Вольтер, Кондорсе, Лессинг, Гердер и др.) он обрисовывался лишь в самом общем виде. Дальнейшее развитие этой идеи выявило два ее аспекта.

С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием людей.

 

Культура обвинялась в разрушении "естественных" связей человека с природой.

ЖЖ Руссо на вопрос: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» - ответил отрицательно. Руссо говорил, что культурные народы по сравнению с первобытными морально развращены.

 

Т.О. культурологическая мысль длилась с эпохи античности – донаучный период.

 

Собственно культурология как наука складывается в конце 19 века и связано это с развитием археологии и этнографии.

 

Первым культурологом можно считать Эдуарда Бернетта Тайлора, автора «Первобытной культуры». Такое определение культуры дал Тайлор: «Культура – это сумма всего, что создано человеком искусства, знаний, верований, законов, обычаев».

Термин «Культурология» предложил ученый Лесли Уайт.

Уайт Лесли - американский антрополог, первым употребивший в 1949 году термин "культурология".

 

В 19 веке популярно стало понимание культуры как живого организма – биологическая теория.

Психологическая концепция З.Фрейда.

Структурализм (К. Леви-Строс). 60-е гг. ХХ в.

Культурная антропология (Ф. Боас).

Функционализм (А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский).

На рубеже 19-20 вв. внимание к соотношению культуры и цивилизации. Складываются целые школы в культурологии, предметом исследования которых является «культура» во всем своем многообразии.

 

Культурология – комплексное гуманитарное знание, изучающее сущность, структуру, закономерности функционирования культуры, ее возникновение и развитие.

Культурология – это интегративное знание.

На международном философском конгрессе в 1980 г. приводилось более 250 различных определений этого понятия. В настоящее время их число доходит уже до полутысячи.

В литературе можно встретить различные попытки упорядочить это множество определений. В нем выделяются, например, следующие виды определений культуры.

 

Основные подходы к определению понятия «Культура» с точки зрения современной культурологии, науки:

 

1. В широком смысле как оппозиция природе, все, что создано человеком.

П.Сорокин: "Культура - надприродное явление". Культура - созданная самими людьми искусственная среда существования.

 

Возникновение культуры как надприродного способа деятельности не исключает ее единства с природой и не снимает учета природных факторов в ее развитии. Стоит сравнить формы культурного бытия горных народов, живущих на Кавказе и в Андах, в Гималаях и Кордильерах, чтобы убедиться в том, что особенности ландшафта накладывают печать удивительного сходства на многие черты функционирования культуры.

 

Культурное есть природное, преобразованное человеческой деятельностью. Культура — “вторая” природа, искусственно созданная человеком. «Человек творит культуру, делая мир своим, превращая его в дом человеческого бытия» (М. Бубер).

 

2. Ценностный или аксиологический подход. Культура – как ценность

Генрих Риккерт «Науки о природе и науки о культуре».

 

Во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления или созданы, все, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям. В объектах культуры, следовательно, заложены ценности.

Культура – совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей.

 

Культура - это практическая реализация общечеловеческих ценностей в людских делах и отношениях» (С. Франк).

 

3. Культура – это смысловая вселенная. Мир культуры = мир человеческих смыслов. «Культура как совокупность великих символов жизни, чувствования и понимания». (О. Шпенглер).

Культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия.

Человек живет не только в материальном мире вещей — он живет и в духовном мире смыслов. В ходе своего исторического развития человечество постоянно расширяет и обогащает этот мир. Смыслы воплощаются в представлениях и понятиях, превращаются в самостоятельные объекты мышления, оперирование которыми приводит к образованию новых, все более общих и абстрактных смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей — в религии, искусстве, науке, философии и других сферах культуры.

Мир смыслов — мир продуктов человеческой мысли — велик и необъятен, это своего рода «вторая Вселенная», существующая наряду с расширяющейся космической Вселенной. Но в отличие от последней она возникает расширяется благодаря усилиям человечества. Человек — творец этой Вселенной. Она есть царство человеческого pазума. Создавая и развивая ее, он вместе с тем создает и развивает самого себя.

 

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

Функции культуры:

1. КОММУНИКАТИВНАЯ - культура продуцирует правила и способы общения. Связана с накоплением и трансляцией.

2. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИЛИ НОРМАТИВНАЯ – обусловлена необходимостью поддерживать равновесие в обществе путем установления норм. Культура учит поведению в обществе. Культура – система нормативов и запретов.

Связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями

Показатель культуры – ориентация на нравственные нормы.

3. ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Культура объединяет народы, социальные группы, государства.

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

 

4. АДАПТИВНАЯ ИЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ – культура помогает человеку избавиться от животных проявлений. Цель культуры - превращение человека из биосущества в соц-е.

 

 

Т.о. понятие «культура» объединяет три важных аспекта:

- социокультурная деятельность - внебиологически обретенные и наследуемые формы деятельности, совершенствующиеся в социокультурном процессе.

- результаты деятельности - материальные и духовные, м. иметь негативные и положительные последствия.

- личность т.о. является и объектом культуры (усваивает) и субъектом культурного творчества.

 

Культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Считается, что структура культуры является одной из сложнейших в мире.

Несмотря на сложности, структурирование культуры возможно. Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю.

Национальная – специфическаякультура отдельного народа.

Мировая – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.

Структура культуры:

Классификации:

1. От структуры общ. жизни: политическая, экономическая, правовая, религиозная…

2. Материальная -связана с практическим освоением природы человеком

Духовная -результаты познания мира (традиции, ценности, знания).

Художественная -художественное познание мира

3. Высокая культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура и элитарная культура.

Культура необъятна, и все, что можно о ней

сказать, нельзя уместить ни в книге, ни в целой библиотеке.

культура — есть феномен слишком многосторонний, сложный и внутренне противоречивый, чтобы можно было надеяться за исторически краткий срок достичь единого, Цельного и общепризнанного его описания.

 

субкультура, контркультура, массовая культура, элитарная культура, культурогенез, артефакт, морфология культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...