Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Стадии административного процесса Возбуждение административного процесса Рассмотрение дела и вынесение по нему решения Обжалование и опротестование постановлений и решений Исполнение постановлений о наложении административных взысканий 1. административно-процессуальныя деятельность осуществляется в определенном порядке. Этот порядок в правовой науке называют стадиями. Каждая стадия – это совокупность процессуальных действий, имеющих самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников процесса, совершением разного рода действий, оформлением в специальных процессуальных документах, подводящим итог на данном этапе. Все стадии подчинены решению общей задачи процесса и тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей. В целом, административный процесс имеет сходство с уголовным, однако процедура рассмотрения административных дел более упрощенная. Содержание ПИКоАП позволяет выделить следующие основные стадии административного процесса: 1. стадия возбуждения дела. Две подстадии: · начало административного дела · подготовка дела к рассмотрению 2. стадия рассмотрения дела 3. *обжалование и опротестование постановления по делу 4. Исполнение постановления о наложении административного взыскания Исходя из норм ПИКоАП, можно говорить о том, что под возбуждением административного процесса понимается основанная на законе, деятельность компетентных органов и должностных лиц, направленная на установление необходимых и достаточных оснований для начала процесса и принятия об этом решения. Основанием возбуждения дела является совершение лицом деяния, поводом являются заявление физического лица, сообщение должностного лица либо непосредственное обнаружение признаков правонарушения органом ведущим процесс. Заявление физического лица может быть устным и письменным. Сообщение должностного лица должно быть сделано в письменной форме и к нему должны прилагаться документы и иные материалы, подтверждающие достоверность сообщения о правонарушении. Административный процесс по отдельным правонарушениям начинается только по заявлению потерпевшего и подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего и правонарушителя. Такой вид процесса называется процессом по требованию. Таким образом, под поводом понимается информация о деянии, имеющем признаки административного правонарушения. Правовое значение повода возбуждения дела заключается в том, что он вызывает публичную деятельность уполномоченных органов и требует, чтобы она соответствующим образом реагировала на факт правонарушения. При наличии оснований и повода должностное лицо органа, ведущего административный процесс, принимает одно из решений:
· О подготовке дела к рассмотрению · О составлении протокола об административном правонарушении · О вынесении постановления о наложении взыскания · О передаче дела по подведомственности. При передаче дела по подведомственности об этом письменно уведомляется заявитель. При определенных обстоятельствах административный процесс может быть исключен (ст. 9.6 ПИКоАП – отсутствие события, отсутствие состава, смерть лица, в отношении которого начат процесс, не достижение возраста). Производство по делу в данном случае не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Данные обстоятельства не одинаковы для физических и юридических лиц. При перечисленных обстоятельствах должностным лицом выносится постановлении о прекращении процесса, о чем сообщается заявителю. Согласно ст. 10.1 подготовка дела к рассмотрению должна быть завершена по общему правилу не позднее 10 суток со дня начала административного процесса. По определенным группам правонарушений сроки допускаются более длительные. На данной стадии осуществляются все процессуальные действия и оформляются необходимые документы, способствующие правильному и объективному разрешению дела и принятию решения по нему. Подготовительная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть состоит в составлении процессуального документа - протокола об административном правонарушении (ст. 10.2, 10.3). Предусматриваются случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 10.3). Ст. 3.30 ПИКоАП определяет значительный круг должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. Так, по множеству составов правонарушений такое право предоставлено органам внутренних дел, КГК, исполкомам всех уровней. По незначительным составам это право предоставлено органам управления, в чьих сферах и отраслях совершается правонарушение (таможенных, транспортных и другое). По решению органа, ведущего процесс, а также по ходатайству иных участников для фиксации процессуального действия могут применяться аудио и видео запись, кино и фото съемка, использоваться научно обоснованные способы, о таком решении уведомляются участники процессуального действия, а о применении технических средств делается запись в протоколе данного действия. Ведущий процесс обязан разъяснить участникам процессуальных действий их права и обязанности, а при поступлении ходатайств их разрешить. Лица, участвующие в процессе, вызываются в соответствующий орган повесткой. Опрос участников процесса производится по месту осуществления процесса (это общее правило), при наличии таких обстоятельств как тяжелое болезненное состояние, могут опросить по месту его нахождения. При опросе лиц в возрасте до 14 лет, а иногда и до 16 лет, обязательно присутствие педагога, а в случае необходимости психолога, законных представителей либо близких родственников несовершеннолетнего (ст. 10.11). Лица, вызванные по одному и тому же делу опрашиваются порознь, при этом принимаются меры, чтобы они не общались. По результатам опроса составляется объяснение, которое записывается должностным лицом, осуществляющем опрос, в первом лице и по возможности дословно. При совершении некоторых правонарушений возникает необходимость в таком действии как осмотр, как правило, это нарушении ПДД, нарушение правил охоты. Основанием для осмотра является наличие обоснованной уверенности, что могут быть обнаружены следы правонарушения. Можно осуществлять осмотр места совершения правонарушения, помещения, жилище, вещей, ручной клади, багажа, орудия охоты и рыбной ловли, добытой продукции и других предметов. Освидетельствование проводится с целью обнаружения на теле человека особых примет, следов правонарушения, выявления состояния опьянения, если для этого не требуется проведение экспертизы. По некоторым видам правонарушений требуется специальные познания в различных сферах деятельности, для чего приглашаются эксперты. Подготовка дела для рассмотрения заканчивается составлением протокола об административном правонарушении либо прекращением дела. Лица, заинтересованные в исходе дела, имеют право ознакомления с материалами дела. Заканчивается эта стадия направлением дела по подведомственности. Ст. 10.30 определяет сроки направления дела. На данной стадии возможно вынесение частного определения или предложения о принятии мер по устранению причин и условий правонарушения ст. 10.31.
2. рассмотрение дела – это центральная стадия процесса, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются важные черты, свойственные юрисдикционной процессуальной деятельности. Данную стадию можно условно разбить на три подстадии: 1. Разрешение вопросов при подготовке к рассмотрению ст. 11.1 2. Фактическое рассмотрение дела 3. Вынесение постановления по делу ст. 11.2-11.12. Ст. 11.2 определяет сроки рассмотрения дела. Общий срок составляет 15 дней со дня получения должностным лицом протокола об административном правонарушении. При рассмотрении дела лицо, в отношении которого ведется процесс, должно присутствовать обязательно. Не присутствовать можно по ходатайству. По результатам рассмотрения может быть вынесено несколько видов постановлений:
ü О наложении административного взыскания ü О прекращении дела об административном правонарушении ст. 11.10 По делам о правонарушениях, связанных с огнестрельным оружием и боеприпасами в отношении лица, которому они вверены, согласно служебным полномочиям, копия решения направляется соответствующему юридическому лицу и органу внутренних дел для решения вопросов о запрещении этому лицу пользоваться оружием. Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование. 3. пересмотр постановлений – это самостоятельная стадия, которая носит необязательный характер. Ее использование зависит от усмотрения лица, которому это право предоставлено. Инициировать пересмотр постановления могут заинтересованные в исходе дела лица путем подачи жалобы, а также прокурору (он выносит протест). По существу эта стадия представляет собой новое разбирательство дела, в ходе которого проверяется законность и обоснованность принятого решения. Данная стадия также состоит из трех подстадий: 1. Обжалование и опротестование постановления по делу, не вступившего в законную силу и вступившего в законную силу 2. Рассмотрение жалобы или протеста 3. Вынесение соответствующего решения Эта стадия, с одной стороны, гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод, с другой стороны, дисциплинирует тех, кто призван применять административные взыскания. Ст. 12.2 указывает на порядок обжалования постановлений. Жалоба может подаваться либо в вышестоящий орган, либо в суд. Жалоба рассматривается в течение одного месяца с момента поступления в компетентный орган, а подается в течение 10 суток с момента объявления, либо в течение 5 суток. Жалоба также может подаваться на вступившее в законную силу постановление. Подача жалобы на вступившее в законную силу постановление обусловлено ошибкой, которая может быть допущена при назначении взыскания либо рассмотрения жалобы. Жалоба (протест) может быть подана в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу постановления. Срок рассмотрения жалобы составляет 1 месяц. Важным также является и то, что при рассмотрении жалобы либо протеста на вступившее в законную силу постановление законность, обоснованность и справедливость подлежат проверке в объеме доводов, содержащихся в них. При этом, если будут установлены основания для улучшения положения лица постановление по делу может быть пересмотрено в соответствующей части и при отсутствии просьбы об этом в жалобе. По результатам рассмотрения жалобы либо протеста принимается одно из решений:
§ Об оставлении постановления без изменения, а жалобы или протеста без удовлетворения § Об отмене последнего по времени постановления и оставления в силе одного из ранее вынесенных постановлений по делу § Об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено 4. данная стадия является заключительной стадией административного процесса. Вступившее в законную силу постановление о наложении взыскания обязательно для исполнения всеми субъектами права, вне зависимости от формы собственности. Постановления подлежат исполнению по истечению срока обжалования за исключением штрафа, уплаченного на месте совершения правонарушения, а также административного ареста. При исполнении нескольких постановлений по делу они приводятся в исполнение самостоятельно. Не подлежит исполнению постановление, если оно не было приведено в исполнение в течение трех месяцев. Допускается на стадии исполнения отсрочка и рассрочка исполнения постановления. Так, срок административного ареста может быть рассрочен до 2-х месяцев, штрафа - до 6 месяцев. Вопросы, связанные с исполнением постановлений, разрешаются лицами, ведущими процесс, либо лицами, которым поручено их исполнение. Контроль за исполнением возложен на орган, вынесший постановление. Право применять все без исключения виды взысканий предоставлено только суду. Предупреждение и наложение штрафа применяется также всеми органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дело. Индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, подвергнутые взысканию и ходатайствующие об освобождении их от ответственности могут быть по решению президента РБ полностью или частично освобождены. Предупреждение приводится в исполнение судьей или должностным лицом органа, ведущего процесс. Приводится в исполнение путем озвучивания. Штраф должен быть уплачен физическим лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее 1-го месяца со дня вступления в законную силу постановления. Для юридического лица – не позднее 15 дней. Постановление о конфискации, взыскании стоимости предмета административного правонарушения исполняется судебными исполнителями за исключением постановления о конфискации огнестрельного, газового оружия и боеприпасов, которые исполняются органами внутренних дел. Постановление о лишении специального права исполняется тем органом, который выдал это специальное право. Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел. Постановление о лишении права заниматься определенной деятельностью приводится в исполнение должностным лицом, органа выдавшего данное разрешение (лицензию). Постановление о депортации приводится в исполнение органом, выдавшим постановление, и осуществляется за счет местного бюджета. Исправительные работы приводятся в исполнение органами внутренних дел. Отбывание исправительных работ исчисляется временем, в течение которого лицо работало и из его заработка производилось удержание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|