Упражнение «Что бы я изменил в мультфильме?»
Иванов Иван Петрович. Специальность: социальный педагог. Группа 43 IvaNow@yandex.ru Тема: Конфликт. Конструктивное и деструктивное разрешение конфликта. Цель занятия: Актуализация в сознании подростков темы «конфликта», инициация к повышению конфликтологической культуры. Задачи занятия: · Знакомство участников друг с другом, с особенностями психологического тренинга как метода работы. · Формирование у участников представлений о конфликте, его причинах и структурных элементах. · Развитие навыков анализа конфликтных ситуаций. · Активизация творческого мышления, создание условий для метафорического осмысления действительности. · Социометрический анализ состава группы. Теоретическая информация к занятию. Конфликт – это состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения. Структурные элементы конфликта: Стороны конфликта – те, кто конфликтуют. Предмет конфликта – из-за чего конфликт. Образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании. Мотивы конфликта - то, что заставляет конфликтовать. Позиции конфликтующих сторон – то, что люди заявляют, требуют. Причины конфликтов: Общие – различия во взглядах людей и их индивидуально-типологических особенностях (социально-политические и экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические); Частные – связанные с конкретными видами конфликтов (неудовлетворенность условиями деятельности, нарушение этики, нарушение правил, ограничение ресурсов, недостатки общения, различия в целях, ценностях, средствах достижения);
«Слово за слово» - без реально существующих противоречий. Деструктивный конфликт характеризуется следующими признаками: уводит в сторону от решения более важных проблем и дел, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс, обостряет различия в ценностных ориентациях, вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение. Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками: раскрывает важную проблему, вовлекает индивидов в решение проблемы, дает выход скопившимся негативным эмоциям, помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт. Изложение данного теоретического материала целесообразно осуществлять на конкретных жизненных примерах из школьной жизни. Успешным приемом, который позволит активизировать познавательные интересы подростков, является предложение подсчитать и перечислить все конфликтные ситуации, которые возникали у присутствующих в течение сегодняшнего дня. Описание анимационного материала. В основу занятия положен мультфильм «Конфликт» 1983г. "Союзмультфильм", режиссер, сценарист - Г. Бардин. Фильм кукольный, продолжительностью- 7мин.38сек. В фильме использована музыка композитора А.Марчелло. Фильм удостоен диплома участника МКФ документальных и короткометражных фильмов в Бильбао (Испания) 1983 г. диплома МКФ в Тампере (Финляндия) 1983г. Психологическая интерпретация мультфильма. На примере мультфильма можно четко проследить все структурные элементы конфликта, разобрать как общие, так и частные причины возникновения конфликта. Развязка мультфильма является ярким и образным примером деструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Содержание занятия №1 Вводная часть Вступительная речь ведущего (представление ведущего, знакомство с графиком работы, с целью тренинга). Упражнение «Что в имени тебе моем?..»(М.Кипнис) Цель. Приготовление визитки каждым участником, актуализация творческого мышления, создание условий для метафорического осмысления своего имени и себя каждым участником, самопрезентация. Материалы. Бэйджи, фломастеры, карандаши. Содержание. Каждый из участников тренинговой команды в течение пяти минут готовится представить свое имя товарищам. Он не назовет его обычным способом, а должен будет нарисовать, обозначить другими символами или через иные ассоциации обозначить свое имя. Команда вслед за этим пробует назвать его имя. Знакомство с правилами тренинга Ведущий предлагает участникам два списка. В одном указаны правила, а в другом высказывания, которые раскрывают содержание правил, указанных в первом списке. Участникам необходимо: 1. Подобрать к каждому правилу соответствующее высказывание. 2. Проранжировать правила по степени значимости. 3. Опираясь на высказывание, объяснить смысл правил. Список правил: · Искренность и открытость. · Здесь и теперь. · Конфиденциальность. · Активность. · О себе, от себя, на себя. Список высказываний: · Вчера прошло, а завтра еще не наступило. · Под лежачий камень вода не течет. · Не судите, да не судимы будите. · Лучший способ быть обманутым – это считать себя хитрее других. · Если бы я хотел рассказать об этом всем, то я бы обратился на радио. Упражнение «Встреча на узком мостике»(А.Грецов) Цель. Демонстрация конфликтной ситуации и способов выхода из нее. Содержание. Двое участников становятся лицом друг к другу на проведенной на полу дорожке (шириной около 30 см) на расстоянии 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределы – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары подбираются случайным образом. Материалы. Мел или рулонная бумага. Обсуждение. Какие чувства Вы испытывали? Что помогало успешному выполнению задания? Что мешало успешному выполнению задания? Чем упавшие в воду пары отличаются от успешно преодолевших трудности?
Теоретический материал по теме (целесообразней начать с детского стихотворения С.Михалкова «Бараны»). Просмотр м/ф «Конфликт» (Г.Бардин, выпуск1) Обсуждение мультфильма «Конфликт». Понравился ли вам м/ф? Какие он вызвал у вас чувства? Можете ли вы с уверенность назвать виновника конфликта? Какая сцена запомнилась больше всего? Коллективная дискуссия. Участники конфликта. Объект притязаний сторон (из-за чего произошел конфликт). Декларируемые цели сторон (что хотели показать друг другу стороны). Потребности и опасения сторон (чего боялись). Разрешился ли конфликт? Было ли конструктивным решение конфликта? Основная часть. Упражнение «Что бы я изменил в мультфильме?» Цель. Осмысление темы мультфильма. Приобретение новых приемов совладения с проблемой. Содержание. Участникам предлагается ответить на рад вопросов. Когда конфликт можно было предотвратить? Что бы вы изменили в сюжете мультфильма? В продолжении мультфильма должно быть…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|