№ п/п
| Понятие
| Определение
| Источник
|
1.
| Гуманизм
| мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
| Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
|
2.
| Гуманность
| вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, умением проявлять терпимость и дброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств.
человечность, человеколюбие, уважение к людям, вершина нравственности, где любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, с пониманием ценности и неповторимости каждого чело века, неприкосновенности человеческой жизни и т.д
|
Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под.ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
|
3.
| Гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание
| воспитание в человеческом измерении, человек является целью и результатом воспитания.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
4.
| Гуманистические ценности личностно-ориентированного воспитания
| это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
5.
| Духовно-нравственное развитие личности
| осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом
| Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
|
6.
| Индивидуально-личностный подход
| исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
7.
| Человек культуры
| Cвободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Гуманная (гуманизированная) личность.
| Основы духовной культуры ( энциклопедический словарь педагога ).— Екатеринбург. В. С. Безрукова. 2000.
|
8.
| Культурологическое образование
| целенаправленный процесс воспитания и обучения, опирающийся на трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, созданных в процессе духовной, интеллектуальной, творческой деятельности людей и отвечающих целям самореализации человека и общества, составной компонент системы гуманитарного образования на всех этапах его реализации.
| Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно. Мурзина И.Я. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург
|
9.
| Культуросообразное воспитание
| это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
10.
| Принцип культуросообразности
| предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями об общечеловеческих богатства в области духовной и материальной культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой; знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства.
| Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания – Уч. пособие – К.: Знания, 2008. – 415 с.
|
11.
| Принцип личностного подхода
| принцип, определяющий положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
12.
| Принцип природосообразности воспитания
| отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой и природной среде его обитания и развития.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
13.
| Свободное воспитание
| направление в педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания восходят к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо.
| Энциклопедический словарь
|
14.
| Человек культуры
| – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
15.
| Ценности воспитания
| это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и система, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.
| Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
|
16.
| Реформы образования в России
| комплекс мероприятий, проводимых Правительством РФ, по модернизации системы российскогообразования.
Основные положения:
Введение ЕГЭ; введение и развитие многоуровневого высшего образования; сокращение учительского и преподавательского состава; сокращение числа вузов.
| Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/
|
17.
| Духовность
| Понятие, обозначающее целостную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, состояний, смыслов, поступков, т.е. устремление человека к ценностям – истине, добру, красоте, умение руководствоваться ими в жизни, устраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического чувства.
| Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
|
18.
| Нравственность
| Понятие, обозначающее способность человека руководствоваться высшими духовными ценностями в своем поведении и поступках, которые в силу этого стремления не противоречат истине, добру и красоте, Божественным заповедям и нормам общечеловеческой морали.
| Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
|
19.
| Национальные ценности
| совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие.
| Этнопсихологическийсловарь. — М.:МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.
|
20.
| Общечеловеческие ценности
| это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
| Попова И.М.. Социология. Введение в специальность. Учебник для студентов высших учебных заведений. Киев: Тандем. - 287 с, 1997
|
21.
| Инновационная деятельность
| деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности
| Официальная терминология. Академик.ру. 2012. http://official.academic.ru/8087
|
22.
| Модернизация
| приведение образования в соответствие с требованиями развивающейся цивилизации и потребностями современного человека
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
23.
| Глобализация
| объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
24.
| Образование
| среда культурного развития и духовного становления человека, это практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг.
базовый процесс в культуре и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры.
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
25.
| Духовно-нравственное воспитание
| базовый человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении моделей собственного поведения, программ, проектов настоящей и будущей жизни.
| Бондаревская Е.В.Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
|
26.
| Духовно-нравственная воспитанность
| Ценностно-смысловое ядро качества человека, является залогом будущего благополучия народа, нации, государства.
| Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
|
27.
| Духовно-нравственная культура
| система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов
| Основы духовно-нравственной культуры России – новая предметная область начальной и основной школы. http://www.docme.ru/doc/365091/chto-takoe-%C2%ABduhovno-nravstvennaya-kul._tura---obrazovanie
|
28.
| Методология
| Наука о пути выявления актуальных проблем, выявления путей решения проблем и т.д.
| Бондаревская Е.В.
|
29.
| Субъектность
| способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия.
| Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
|
30.
| Интеграция
| (лат. integratio- восстановление, восполнение) - объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
| Педагогический словарь Львова Д. Л
|
31.
| Интеллигентность
| (лат. intelligens - знающий, понимающий, разумный) - свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, разум, на понимание, в ощущении ценности и необ- ходимости культуры, высокий уровень интеллекта
| Российская педагогическая энциклопедия. Т.2
|
32.
| Импровизация
| (от лат improvisus - непредсказуемый, внезапный) - деятельность личности, учителя-воспитателя, осуществляется в процессе педагогического общения без предварительной подготовки, осмысленияя.
| Педагогический словарь Львова Д. Л
|
33.
| Индивидуальность
| (от лат individuum - неделимое) - человек "личность, которая отличается совокупностью черт, качеств, своеобразием психики, поведения и деятельности, которые подчеркивают ее самобытность, неповторимостьь.
| Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
|
34.
| Классификация методов
| классификация, предусматривающая группировки методов обучения в зависимости от источников информации, логики мышления, уровня самостоятельности в процессе познания.
| Педагогический словарь Львова Д. Л
|
35.
| Менталитет
| (от нем Mentalitnet, от лат mentis - образ мыслей, душевный склад, душа, ум, мышление) - мировосприятие, мироощущение, видение себя в мире, особенности проявления национального характера, своерид днест характера, отношение к окружающему мирту.
| Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
|
36.
| Методы исследования
| способы, приемы и процедуры эмпирического и теоретического познания явлений и процессов педагогической действительности.
| Педагогический словарь Львова Д. Л
|
37.
| Методы обучения
| упорядоченные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на эффективное решение учебно-воспитательных задач.
| Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
|
38.
| Обучение модульное
| (от лат modulus - мера) - организация учебного процесса, которая направлена??на усвоение целостного блока адаптированной информации и обеспечивает оптимальные условия социально-личностного роста учасники ей педагогического процессу.
| Нар. энциклопедия науч. и практич. знаний, т. 9—10, Хар., 1910—12; т. 9 - Философия и педагогика, 1911; т. 10 - Нар. образование в России, 1910—1912.
|
39.
| Обучение проблемное
| обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учителя, проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
| педагогическая энциклопедия
|
40.
| Методологическая рефлексия
| ведущий компонент ме- тодологической культуры исследователя; дает возможность кри- тически осмысливать и совершенствовать научную работу
| Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
|
41.
| Образовательная деятельность
| деятельность субъекта, направленная на формирование своей личности как индивиду- альности, создание своего образа путем присвоения социокуль- турного опыта и преобразования его в индивидуальный опыт
| Рос. пед. энциклопедия, под ред. В. В. Давыдова, т. 1—2, М., 1993—98.
|
42.
| Образовательная среда
| совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления коо- перации с досуговыми, культурными, клубными, научно производственными и другими ориентированными на цели об- разования организациями.
| Краткий словарь современной педагогики З.З. Арданова
|
43.
| Обучение
| двусторонний процесс усвоения знаний, умений и навыков; целенаправленный процесс управляемого познания яв- лений окружающего мира (их закономерностей, истории разви- тия и освоения способов деятельности) в результате взаимодей- ствия ученика с учителем и другими обучающимися.
| Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.
|
44.
| Обученность
| результат прошлого опыта, цель предстоящего обучения, определенный запас знаний и тот или иной уровень умения учиться
| Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
|
45.
| Обучаемость
| определенная восприимчивость, чувствитель- ность, усвоение знаний, способность к дальнейшему обучению.
| Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
|
46.
| Репродуктивная деятельность
| восприятие и такое ус- воение изучаемых элементов объективного социального опыта, который позволяет повторить, воспроизвести изученное вер- бально или в процессе своей собственной деятельности.
| Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, при участии М. С. Эп-штейна, т. 1—3, М., 1927—29.
|
47.
| Репродуктивный
| способный воспроизводить запечатленное и сохраненное в памяти.
| Российская педагогическая энциклопедия. Т.2
|
48.
| Темперамент
| (лат. temperamentum - надлежащее соотношение, соразмерность) - совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нерв- ной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности, проявляется в силе чувств, их глубине, в скорости протекания, в устойчивости или быстрой смене.
| Краткий словарь современной педагогики З.З. Арданова
|
49.
| Этика педагогическая
| специфическое проявление нравст- венных позиций человека в условиях педагогического процесса, выражающееся в любви к детям, в стремлении передать им часть знаний о человеке и окружающем мире, сеять “разумное, доброе, вечное”.
| Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.
|
50.
| Эффективность образования
| оценочная категория, характеризующая результаты образовательной деятельности по критерию их соответствия по- ставленным целям
| Пед. энциклопедия, под ред. И. А. Каирова, Ф. Н. Петрова [и др.], т. 1—4, М., 1964—68.
|