Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные процессы в экономике.

Специфика современного информационного общества состоит в непрерывном обмене информацией. Этот сложный механизм предполагает производство, хранение, переработку, использование и тиражирование информации в форме знаний.

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различ­ных науках: физике, биологии, информатике, экономике и др. Одна из важнейших разновидностей информации — экономическая ин­формация. Она непосредственно связана с управлением коллекти­вами людей, производством, распределением, обменом и потребле­нием материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный мо­мент времени.

Информация приобретает черты экономического блага и суще­ствует в экономике и как ресурс, используемый в процессе хозяй­ственной деятельности, а также как товар (информационные това­ры, услуги).

С наиболее общих позиций информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, за­фиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспе­чивающей ее передачу во времени и пространстве для решения на­учных, производственных, управленческих и других задач.

Информационные ресурсы характеризуются:

• направленностью (научная, техническая, правовая, экономи­ческая и т. п.);

• доступностью (открытая, закрытая: секретная, ограниченного использования);

• формой собственности (государственная, региональная, му­ниципальная; частная);

• формой представления (текстовая, изобразительная, звуко­вая);

• носителем (бумажный, электронный).

Информационные ресурсы занимают все более значимое поло­жение вместе с другими ресурсами предприятия, отрасли и нацио­нальной экономики в целом.

Управление информационными ресурсами, включающее орга­низацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию. Это связано с таким процессом в обществе, который называют информатизацией.

На базе информационных ресурсов возникла индустрия инфор­матики, задачей которой является обеспечение информацией всех нуждающихся в ней. Создание глобальных сетей и использование электронных документов открыли возможность удаленного досту­па к информационным ресурсам. Появились крупные информаци­онные организации, собирающие и распространяющие информа­цию по всему миру.

Для принятия правильных решений хозяйствующим субъектам необходим доступ к соответствующим информационным ресурсам.

По источникам формирования и отношению к конкретной ор­ганизации информационные ресурсы могут быть разделены на внутренние и внешние (рис. 1.1).

Информационные ресурсы организации
Информация о внутренней среде - сведения, возникающие в резуль­тате деятельности организации, ха­рактеризующие внутреннее состоя­ние дел Информация о внешней среде - сведения о состоянии внешней среды, в которой функционирует организация
Рис. 1.1. Структура информационных ресурсов, необходимых для управления организацией

К внутренним ресурсам относится информация, которая созда­ется в процессе функционирования организации и формируется специалистами различных ее подразделений (базовая финансовая информация, информация о производительности, о распределении ресурсов и т. д.).

Особую роль в формировании информационных ресурсов играет отчетность, которая является совокупностью управленческой, стати­стической и бухгалтерской информации о деятельности организации за определенный период времени. Показатели, которые содержатся в отчетности, выступают информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля со­стояния организации, а также для решения других задач.

Для того чтобы дать комплексную оценку состояния организа­ции и определить перспективы ее развития, необходимо иметь све­дения о внешней среде — множестве существующих вне организа­ции объектов и факторов, которые непосредственно связаны, влияют или могут повлиять на деятельность организации. Эта внешняя информация может быть получена из различных источни­ков, в том числе и на информационном рынке. Информационный рынок можно разделить на несколько секторов:

• деловой информации;

• научной и профессиональной информации;

• социально-политической и правовой информации;

• массовой и потребительской информации.

В условиях рыночной экономики большую роль играет деловая информация (табл. 1.1), поступающая из внешних для организации источников.

Использование информационных ресурсов, сформированных на основе внешней и внутренней информации, поддерживает деятель­ность организации и направлено на то, чтобы обеспечить:

• повышение конкурентоспособности на рынке товаров (ус­луг);

• оперативный учет, входной контроль и долговременное хра­нение наиболее полных данных о деятельности организации, ее территориальных подразделениях;

• формирование бухгалтерской и аналитической отчетности для представления во внешние организации (в налоговую инспек­цию, учредителям, акционерам и т. п.), а также для управления дея­тельностью организации;

• поддержание технологии единого информационного про­странства (в том числе директивной, нормативной и справочной информации) и др.

Таблица 1.1 Структура деловой информации
Вид информации Описание
Макроэкономи­ческая Характеризует общее состояние экономики страны и предоставляется специальными государственными или независимыми институтами
Финансовая Характеризует текущее и перспективное финансовое состояние фирм, сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиции и т. п., предоставляется специ­альными службами финансовой информации, брокер­скими компаниями, банками и другими фирмами
Биржевая Информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных и процентных ставках, фондовых ин­дексах, предоставляется банками, биржами и специаль­ными агентствами или службами
Коммерческая Включает сведения о предприятиях и организациях, их производственных связях, выпускаемой продукции, ключевых сделках, ценах, технологиях и т. п., предос­тавляется в виде электронных баз данных и периодиче­ски обновляемых печатных изданий
Статистическая Экономические, финансовые, биржевые, социальные и другие данные предоставляются в виде динамических рядов и прогнозных оценок
Деловые новости Текущая информация из различных сфер бизнеса, пре­доставляемая информационными агентствами и средст­вами массовой информации

В настоящее время в сфере управления экономическими объек­тами происходят значительные изменения, связанные с дальней­шим совершенствованием компьютерной техники, периферийного оборудования, программного обеспечения, телекоммуникаций, ко­торые широко используются при формировании информационных ресурсов для планирования, подготовки и принятия управленче­ских решений.

Рассмотрим вопрос об общих принципах управления в органи­зационно-экономических системах.

Прежде всего, изучим само понятие системы, которое является фундаментальным звеном научного исследования.

Под системой будем понимать множество взаимосвязанных объектов (ресурсов), организованных (объединенных) так, что они функционируют как единое целое и, благодаря этому, приобретают новые свойства, отсутствующие у объектов, если их брать отдельно.

Существует различные виды систем. В качестве примеров можно рассмотреть технические, технологические, организацион­ные и экономические системы.

Техническая система представляет собой взаимосвязанный комплекс технических элементов, обеспечивающих решение неко­торой задачи. К таким системам можно отнести станок, компьютер, и т. п.

Технологическая система — система приемов, правил, норм, определяющих последовательность операций в процессе производ­ства.

Организационная система в общем виде представляет собой множество людей, связанных определенными отношениями в про­цессе некоторой деятельности. Например, как организационную систему можно рассматривать любое предприятие или организа­цию.

Экономическая система — система производительных сил и производственных отношений, складывающихся в процессе произ­водства, потребления и распределения материальных и нематери­альных благ.

Организационно-экономическая система расширяет понятие организационной системы посредством включения в него понятия экономической системы. Под данное определение попадают пред­приятия и организации промышленности, торговли, учебные орга­низации и т. п. Далее для обозначения объектов организационно- экономических систем будем использовать общий термин «пред­приятие» или «организация».

Отметим, что любое предприятие создается и функционирует для достижения определенных целей. Достижение этих целей представляет собой сложную и длительную процедуру и обеспечи­вается некоторыми воздействиями на процессы, происходящие при функционировании предприятия. Это воздействие представляет собой процесс управления деятельностью предприятия.

В самом широком смысле под управлением понимается целе­направленное воздействие на систему с целью достижения желае­мых изменений в ее состоянии или поведении.

Всякое управление предполагает наличие цели, то есть опреде­ление желаемых изменений характеристик системы. Система, на которую оказываются целенаправленные воздействия с целью ее изменения, называется объектом управления. Носителем цели управления является субъект управления.


Субъект управления принимает решения о выборе того или иного управляющего воздействия на основе имеющейся информа­ции: сведений об окружающей среде, ресурсах, о существующих ограничениях (нормативных, технологических, законодательных, морально-этических) и информации, поступающей от объекта управления через обратную связь. Обратная связь — это информа­ция о состоянии объекта управления и о том, как он реагирует на управляющие воздействия

С помощью исполняющего органа субъект управления оказы­вает управляющее воздействие на объект управления. Объект управления изменяется под действием управляющего воздействия, и эти изменения отражаются в информационном потоке «обратная связь».

В процессе управления можно выделить три основных этапа:

• сбор и анализ необходимой для управления информации;

• принятие решения о выборе управляющего воздействия;

• осуществление управляющего воздействия и контроль за из­менением характеристик.

В организационно-экономических системах управление может осуществляться на разных уровнях, соответствующих структуре самой системы (например, управление на уровне отдела, службы, всего предприятия). В целом, независимо от уровня, выделяют не­сколько специфичных по назначению фаз управления (рис.1.3), ло­гически связанных между собой (в зависимости от уровня и объема задач в этих фазах, способы их решения будут, очевидно, различ­ны). Перечислим эти фазы управления:

• планирование — разработка долгосрочных и краткосрочных планов работы предприятия, составление календарных планов вы­полнения мероприятий, планов финансирования и производства, закупок, продаж и т. п.;

• учет — сбор данных о деятельности предприятия, внешних систем и элементов среды;

• анализ — обработка результатов учета;

• регулирование — выработка и реализация решений по коор­динации деятельности предприятия с целью достижения плановых показателей. Решения принимаются на основе различных видов анализа, сравнения фактических значений показателей с плановы­ми, изучения взаимного влияния показателей, сравнения с другими предприятиями, с работой предприятия в иной период и т. п. В ре­зультате анализа принимаются решения о регулировании деятель­ности подразделений предприятия и (или) корректировке принятых ранее планов.

Рис. 1.3. Фазы управления предприятием

 

Такие решения в общем случае называют управленческими ре­шениями. Принятие решения — это процесс выбора среди множе­ства возможных вариантов действий (альтернатив) того, который наиболее полно соответствует поставленной цели, удовлетворяет имеющимся требованиям и ограничениям. Известно, что задачи принятия решений занимают важное место в деятельности управ­ленческого персонала предприятия. Несвоевременные, ошибочные решения могут повлечь за собой финансовые потери. И наоборот, обоснованные, грамотные и своевременные решения обычно явля­ются основой для обеспечения экономической эффективности дея­тельности предприятия. Забегая вперед, отметим, что именно эко­номические информационные системы (ЭИС) являются тем инструментом, который позволяет оперативно обеспечить менед­жера достоверной и полной информацией, необходимой для приня­тия решения.

Среди управленческих решений, информационное и интеллек­туальное обеспечение которых выполняется с помощью ЭИС, можно выделить следующие группы:

• организационные решения, связанные с изменением структу­ры предприятия (например, реорганизацией отделов или служб). Такие решения принимаются относительно редко и реализуются в течение длительного периода времени. Для их обоснования и принятия можно использовать весь арсенал научных методов моделирования и количественного обоснования решений (см. биб­лиографический список к главе). Важным является то, что эффек­тивность принятых организационных решений во многом обуслов­ливает эффективность последующих действий;

• решения по планированию, которые связаны с принятием, корректировкой, регулированием планов хозяйственной деятельно­сти предприятия (долгосрочных планов и стратегий развития пред­приятия, календарных планов, планов производства и т. п.). Приня­тие решений по планированию во многом связано с существующей структурой предприятия, в то же время сами планы на разных уровнях ставят задачи для дальнейших оперативных решений;

• оперативные управленческие решения связаны с выработкой вариантов реализации тех или иных планов в рамках структуры предприятия, с оперативным регулированием деятельности под­разделений с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Рассмотренные выше фазы управления представляют собой хронологические и логически связанные этапы процесса управле­ния предприятием. С функциональной точки зрения сам сложный объект управления «предприятие» также может быть разделен на несколько типичных составляющих: производство, сбыт, поставки, спрос (состояние внешней среды, в том числе, влияние на покупа­теля, на законодателя и т. п.), службы (бухгалтерия, кадры, склады, администрация и др.).

В заключение краткого анализа процессов управления пред­приятием отметим следующие виды информации, которые исполь­зуются и могут быть задействованы в ЭИС:

• о планах работы (краткосрочных, среднесрочных, долговре­менных) как сведения о целевых характеристиках состояния и дея­тельности предприятия;

• ресурсах — финансовых, материальных, кадровых, времен­ных и др.;

• функционировании объекта управления (отдела, предприятия в целом) — сведения о текущих значениях показателей работы и их сравнение с плановыми характеристиками;

• внешней среде — налоговые условия, нормативно-законо­дательные акты; сведения о поставщиках, потребителях, конкурен­тах;

• том, как принимать решения и как (с помощью чего) их реа- лизовывать, т. е. какие мероприятия выполнять для реализации ре­шений и какие привлекать ресурсы;

• управляющего характера — приказы, указания, распоряже­ния руководства и т. п.;

• в динамике для возможности проведения анализа деятельно­сти предприятия и эффективности управления.

Таким образом, управление экономическими процессами осу­ществляется на основе информации, характеризующей производст­венные отношения в обществе — экономической информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...