Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кокин М.К., Габинский Г.А. – Религия и психические болезни

 

www.e-puzzle.ru

Кандидат медицинских наук М. К. КОКИН Кандидат философских наук Г. А. ГАБИНСКИЙ

РЕЛИГИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

ИЗДАТЕЛЬСТВО „МЕДИЦИН А“ МОСКВА - 1969

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ

Кокин М. К., Габинский Г. А.

Религия и психические болезни. М., «Медицина», 1969.

 

Авторы рассказывают, как религиозные обряды, суеверия и обычаи угнетающе действуют на неустойчивую психику некоторых людей, вызывая тяжелые психические заболевания.

 

61 К 59

5-5

443-68

Издание рассчитано на широкий круг читателей, пропагандистов, санитарный актив.

 

СОДЕРЖАНИЕ


СЛУЧАИ ИЗ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3

ПСИХИКА —«ДУША* — МОЗГ 8

О «ДЬЯВОЛЬСКОЙ ОДЕРЖИМОСТИ» И «БОЖЬЕМ НАКАЗАНИИ» 11

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ 14

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ «СТРАХ БОЖИЙ» 16

«ПОРЧА» И ПСИХОЗЫ 17

«СВЯЩЕННАЯ БОЛЕЗНЬ» 26

ШИЗОФРЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ МАНИЯ 30

БОЛЕЗНЬ ИЛИ «БОГОВЕЩАНИЕ»? 34

БЕРЕГИТЕ ПСИХИКУ ДЕТЕЙ 37


 

Пока санитарная машина на большой скорости не въехала за ограду, никто не предполагал, что она остановится около церкви. Там в это время шла служба. На каменном полу без сознания лежала молодая женщина.

Врач быстро подошел к ней, прощупал пульс, дал лекарство. Наконец женщина пришла в себя. Когда ее вывели на свежий воздух, усадили на скамейку, врач обратился к толпе людей, обступивших больную.

— Что с ней было?

— Порченая она,— отозвалась одна из старух.— Во время службы вдруг возьми да и закричи не своим голосом. А потом и в обморок.

— Что же именно она кричала?

— Возле святого храма не могу повторить. Врага человеческого поминала.

— Дьявола?

— Упаси, господи, и помилуй,— перекрестилась старуха.— Типун тебе на язык. Рядом с божьим храмом — и такие слова.

— Его она называла?

— Его, милый. И долго кричала. Видно, сильно он ее, нечистый-то, мучает. Убоялся святой воды, да и начал мучить.

— Вы так считаете? — спросил врач.

— Что я,—ответила старуха.— Я женщина темная. Отец Ананий так говорит.

— А зачем же тогда врача вызывали?

Но старуха сделала вид, что не слышит, и, желая, очевидно, положить конец разговору, повернулась спиной к врачу и усиленно закрестилась...

А было так. Валентина М. неожиданно обнаружила у себя на руках какую-то сыпь, а затем почувствовала боль.

Она рассказала об этом своей соседке Васильевне. Эта сморщенная, но еще крепкая старуха надела очки и поглядела на пальцы Валентины.

— Я не дохтур,— прошепелявила она,— но вылечить тебя смогу лучше всяких лекарей. Возьми две ложки постного масла, головку лука и щепотку перца, добавь три капли спирта, все хорошенько смешай. И промывай, девонька, этим лекарством пальцы каждый час. Через день как рукой снимет. Вот, помню, в двадцать пятом году у моего Мишки...

— Спасибо, Васильевна, за совет,— поспешно прервала ее Валентина.— Спасибо за рецепт, я попробую.

Но ни через день, ни через пять дней боль не прекратилась, а, наоборот, усилилась, несмотря на то, что Валя аккуратно мазала руки приготовленной смесью. Девушку одолевала бессонница, а часы редкого забытья были заполнены кошмарными сновидениями. С криком она вскакивала с постели, стонала.

— Ну, как девонька,— окликнула ее однажды на улице соседка,— помогло мое лекарство?

— Нет, не помогло,—ответила Валентина.— Пальцы болят. И что ни день — то хуже. Спать перестала, ничего делать не могу. Сил моих больше нет. А когда сомкну глаза, снятся мне страшные сны...

— Сны? — заинтересовалась старуха.— А ты их, милая, не бойся. Сны всю правду говорят. Снится мне недавно паучнще, здоровый да страшный. Ну, думаю, не иначе как письмо от моего Мишки будет. И что же ты думаешь? На другой день и в самом деле — сразу два письма.

— Да бог с ними, со снами,— отозвалась Валентина.— Руки вот болят, просто не знаю, что и делать. Сходить что ли к доктору?

В ответ бабка разразилась пространной речью, приведя много примеров, доказывающих, что врачи ничего не знают, и уверяла, что самое верное — это домашние средства, что постное масло с луком всегда помогает против зуда. Старуха удивлялась, почему этот состав теперь не помог. В заключение она вспомнила про одну свою знакомую, которая, по слухам, лечит от многих болезней, и гораздо успешнее, чем все доктора. Валентина внимательно слушала ее. А та, довольная, что нашелся терпеливый слушатель, с жаром расписывала чудодейственные лечебные средства, применяемые ее знакомой.

— Один человек животом мучился,— тараторила Васильевна.— Врачи говорят: язва. Дали ему лекарств, порошков всяких. Ничего не помогает. А пошел к этой самой старушонке — она его в момент вылечила.

— А как же она его вылечила? — поинтересовалась Валентипа.

— Да я уж и не знаю, деточка. Только, говорят,— понизив голос, доверительно сообщила Васильевна,— слово она такое знает. А окромя того, святая вода свое действие оказывает... Да, да, и не удивляйся. В церковь сходить помолиться — оно тоже не вредно. А то, небось, и лба не перекрестишь. Вот он, бог-то, и наказывает таких, как ты...

И вот Валентина в домике на незнакомой улице. С замиранием сердца вошла она в большую горницу. Ставни на окнах плотно закрыты, в комнате темно. Лишь в углу светится лампада перед образами.

— Вы к матушке? — донесся голос из темноты. Валентина внимательно всматривалась в дальний угол комнаты, но никого не видела.

— Да мне насчет болезни моей,— ответила она.

— Положи на стол пятерку и обожди чуток. Матушка скоро к тебе выйдет,— услышала она тот же голос.

Прошло еще несколько минут. Измученная болью и бессонницей, встревоженная мрачной, таинственной обстановкой дома, Валентина сдерживалась, чтобы не застонать, не заплакать.

Наконец стукнула дверь и кто-то вошел. При тусклом свете лампадки Валентина заметила только черный монашеский платок над широким лицом. Это и была «матушка». Ничего не говоря, старуха подвинула свой стул к Валентине и схватила ее за руку. От неожиданности женщина вскрикнула.

— Руки болят, знаю,— скрипучим голосом пробормотала старуха.— И кричишь вот. Бога забыла, в церковь не ходишь, молитвы не читаешь. Вот он-то в тебя вселился.

— Кто это — он? — спросила Валентина, еле ворочая языком.

Старуха сильно дернула ее за руку и громко прокричала:

 

— Он! Нечистый! Бес! Дьявол! Из адской бездны — и прямо в тебя! Молись, грешница! На колени! На колени! Повторяй за мной: «Отче наш...»

Валентина похолодела от ужаса. В воспаленном мозгу вихрем пронеслись все ее кошмарные сновидения. Обмякшая и обезволенная, она опустилась на пол и механически повторяла непонятные слова молитвы. В ее голове проплывали картины одна страшнее другой. В висках стучало. Сердце отчаянно билось. Откуда-то издалека доносился сиплый голос: «Но пзбави нас от лукавого»... «Лукавого... лукавого... лукавого»,— повторяла Валентина. Окончив молитву, старуха что-то втолковывала ей, но женщина сквозь звон в ушах слышала только одно: «Порченая, бес вселился».

Неуверенно ступая, Валентина вышла на улицу. Губы ее дрожали, глаза были полны слез. Испуганные домочадцы ничего от нее не добились и уложили в постель. Валентина, казалось, не слышала и не видела их. Устремив взгляд в пространство, она твердила: «Порченая... заколдованная... бес вселился...»

Через несколько дней Валентина вместе с «матушкой» оказалась в церкви. Над головами плавала сизая дымка. С паперти доносилось заунывное пение, прерываемое время от времени возгласами священника. Вокруг все колебалось, выглядело каким-то призрачным, нереальным. Тыча в спину Валентины тонким пальцем, старуха вполголоса бормотала заклинания. Валя с безумными глазами, блуждающим взором, с седой прядкой в волосах, появившейся совсем недавно, все думала о вселившемся в нее бесе. «Порченая... бес... лукавый... О господи!» —шептала она. Хор с паперти вдруг зазвучал громче; голоса, сплетаясь и расходясь, пели о чем-то страшном, угрожающем. В мокрых от слез глазах Валентины пламя свечей плясало и вытягивалось. Ее страх все рос и рос. Воображение, подогретое церковной обстановкой и шепотом старухи, ярко рисовало картины козней сатаны и адских мук.

Вдруг внутри у Валентины что-то оборвалось. Она уже не чувствовала ничего, кроме дикого, невыносимого, сильного страха. И она закричала. Закричала громким, леденящим душу голосом:

— А-а-а-а!

...И упала на каменный пол, забившись в судорогах.

Верующие в испуге обступили ее. Благолепие богослужения было нарушено. Раздались голоса: «Вот он, бес- то, как мучает», «Господи, помилуй», «Порченая, ась?», «За доктором надо послать».

 

Когда женщину усадили в машину, дежурный врач психиатрической больницы сказал сопровождавшему его молодому практиканту:

— Вот вам типичный случай истерического психоза. И обратите внимание, на прошлой неделе точно такую же больную привезли прямо с моления пятидесятников. А эту — из церкви.

— А что это у нее на руках? — спросил студент.

— Это мы быстро вылечим,— сказал врач,— а вот с истерией придется повозиться.

Рассказанное нами — не вымысел. Этот материал мы взяли из документов психиатрической больницы, в которой лечилась Валентина М.

А вот еще один случай.

...Утром Василий Н. зашел к знакомой старушке.

— Послушай-ка, бабушка, нынче не праздник ли?

— А как же, сынок,— ответила та,— Алексея, божьего человека, сегодня праздник.

— Алексея, значит? Ну, Алексея, так Алексея. Стало быть, выпыо за него сегодня.

Василий Н., человек далеко не старый и, по его словам неверующий, живо интересуется церковным календарем. В чем же дело? Ларчик открывается просто: он любит выпить. А так как без повода пить как-то неловко, то Василий взял за правило пить только в связи с тем или иным праздником. А поскольку церковных праздников очень много — одних только главных двенадцать, некоторые из них длятся по нескольку дней, да еще престольные, да все прочие,— то повод всегда есть.

Здоровье у Василия неважное: шутка ли, так пить! Да и нервы с каждым годом все больше сдают. А ведь до чего был крепкий мужчина! Плохо у него и в семье, и на работе. Врачи говорят, что если он не перестанет пить, то его ждет тяжелое психическое заболевание на почве алкоголизма, с бредом и галлюцинациями. Но воля его уже давно ослаблена, ее не хватает на то, чтобы отказаться от губительного зелья.

Над рассказами старой своей матери о дьяволе и нечистой силе Василий часто откровенно посмеивался. Но, будучи во хмелю, прислушивался более внимательно и не смеялся. В его разгоряченном, отравленном алкоголем мозгу быстро проносились какие-то страшные картлны, пока сознание не проваливалось в бездну пьяного сна.

...После праздника Василию было особенно плохо. Не помогли ни огуречный рассол, ни «опохмелка». С утра он испытывал какое-то неопределенное недомогание, беспокойство, смутный страх и беспричинную тревогу. Его мутило, мысли путались, сердце болело. Недуг брал свое. Еле поднявшись со скамьи, Василий вытащил из-под стола бутылку водки. «Выпью, и все пройдет»,— думал он. Жена еще спала. Дрожащей рукой он стал опрокидывать рюмку за рюмкой. И вдруг перед глазами у него все поплыло, а когда, схватившись, чтобы не упасть, за стол, он посмотрел в угол, то увидел там целую толпу страшных хвостатых чертей, грозивших ему и скаливших зубы.

Красный от страха и возбуждения, Василий схватил топор. Страшный вопль огласил дом. Топор опустился на голову спящей жены. Так приступ белой горячки привел Василия Н. в психиатрическую больницу. Врачи вылечили его. Жена, к счастью, тоже поправилась.

Что же привело Василия к болезни? Конечно, пьянство. Но оно поддерживалось многочисленными религиозными праздниками.

Для того чтобы объяснить, отчего заболела Валентина М., почему чуть не окончилась трагедией болезнь Василия Н., нам придется начать издалека.

 

ПСИХИКА - «ДУША» - МОЗГ

Представления о «душе» зародились еще в первобытном обществе, много тысяч лет назад. Правда, первобытному человеку была неизвестна неразрывная связь между материей и движением. Он различал неподвижные и движущиеся предметы. Неподвижными ему казались горы, скалы — вообще все неодушевленное, а подвижными — одушевленные, то есть живые, существа. Это привело его к представлению, что все живое имеет какую-то движущую силу — «душу». Растения, которым присущи лишь немногие и ограниченные движения, по мнению первобытного человека, обладали низшей «душой». Более сложную «душу» имели животные с их свободными и разнообразными движениями. Человек с его способностью к весьма сложным движениям и действиям считался наделенным высшей «душой». Если поразмыслить над происхождением слова «одушевленный», то можно видеть, что оно первоначально означало «снабженный душой» и лишь впоследствии приобрело современное значение — «живой».

Возникновению представления о человеческой «душе» способствовали и такие непонятпые для первобытного человека явления, как смерть и сновидения.

В те далекие и трудные времена, в период «детства человечества», люди с их примитивными орудиями, с их полной зависимостью от природы испытывали на себе в полной мере ее гнет. Они страдали от голода, холода, дождей, грязи, болезней, диких зверей и многого другого. И очень часто все это приводило к смерти. Смерть была для первобытного человека событием таинственным и непонятным.

Действительно, человек трудится, двигается, ест, ньет, говорит, и вдруг он становится неспособным ко всему этому — холодным, неподвижным. Не имея правильного представления о строении человеческого тела и о причинах смерти, дикарь полагал, что со смертью от человека уходит его «душа», то есть именно то, что делает его подвижным, деятельным, живым.

Не менее непонятными и таинственными былп для первобытного человека и его сны. Во время сна человек тоже в основном неподвижен. Однако нередко во сне ему видится, что он находится в каком-то другом месте, что-то делает, двигается, разговаривает и так далее. Не умея правильно объяснять причины сновидений, первобытный человек считал, что во время сна его «душа» вылетает, выходит из тела и где-то самостоятельно скитается, действует. У некоторых древних племен существовал даже запрет переносить спящего с места на место, так как при пробуждении «душа» якобы может не найти тела, и тогда человек умрет. Более того, дикарь не находил никакой разницы между явью и сном, он считал сновидения такой же реальностью, как и действительные события. Так, например, увидев во сне, что кто-то покушается на его жизнь, дикарь мог убить виденного им во сне человека, сославшись на свой сон.

Эти первобытные представления о «душе» лежат в основе всех религий, в том числе и современных, которые, как известно, возникли из самых темных и невежественных представлений первобытного человека о себе и о мире.

Религия учит, что человек имеет смертное тело и бессмертную «душу» божественного происхождения. Душа бестелесна, бесплотна, невидима, нематериальна. Когда человек умирает, перестает существовать только его тело, «душа» же продолжает жить после смерти вечно и, попадая в рай или ад, получает вознаграждение или наказание за ту жизнь, которую вел ее обладатель на земле. Для того чтобы «душа» попала на небо (в рай), поучают церковники, человек должен жить согласно велениям церкви, в страхе божьем, он должен смиряться, покоряться, терпеливо переносить страдания, памятуя, что земная жизнь — это лишь миг по сравнению с вечной загробной жизнью «души». В противном же случае «душа» попадает в преисподнюю (ад), где будет терпеть вечные муки.

Нетрудно видеть, что религиозное учение о «душе» и загробном воздаянии как нельзя лучше соответствует интересам правящих эксплуататорских классов. Оно внушает трудящемуся человеку идеи смирения, покорности, пассивности, беспрекословного подчинения господствующим классам. Учение о «душе» вселяет в угнетенных и порабощенных иллюзорную, несбыточную надежду на избавление от гнета и страданий «на том свете». Терпите и страдайте, говорит церковь, зато после смерти вы будете за это вознаграждены, и чем терпеливее вы будете переносить обиды и страдания в земной жизни, тем большую награду получите в загробной жизни. А будете противиться гнету — вас ждет геенна огненная. Естественно, что человека, проникшегося такими идеями и принимавшего за чистую монету все эти выдумки церковников, легче угнетать и грабить, притеснять, подавлять и эксплуатировать.

Слово «психика» происходит от греческого «психе», что означает «душа». Однако современные научные представления о психике, то есть о сознании, в корне противоположны религиозным вымыслам «о душе».

Наука положила конец религиозному обману. Она доказала, что «души» как таковой нет, а есть психика — особое свойство мозга. Следовательно, ничего сверхъестественного в понятии «психика» нет, и все сложное, важное и нужное в действиях, словах и в поведении человека заложено в его реально существующем мозгу. Развитие психики, мыслительных процессов связано с развитием головного мозга, который управляет сложнейшими отношениями организма с окружающей его средой, регулирует и контролирует их.

Психика человека с ее высшей формой — мышлением — есть функция мозга и присуща только мозгу.

В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» определил: «Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи».

Как известно, предметы, явления природы существуют независимо от человека, вне его, но через органы чувств человека (зрение, слух и др.) находят отражение в его мозгу в виде целого ряда психических явлений, восприятий, ощущений, представлений, мыслей и т. д. Таким образом, все мыслительные процессы, сознание есть высшая функция мозга.

Следовательно, лженаучные попытки церковников, заинтересованных в затуманивании сознания людей, доказать, что «душа» отделена от мозга, являются неразумными. Сейчас каждый здравомыслящий человек отлично понимает, что психика неразрывно связана с мозгом.

 

О «ДЬЯВОЛЬСКОЙ ОДЕРЖИМОСТИ» И «БОЖЬЕМ НАКАЗАНИИ»

Религиозные представления о «душе» в свое время оказали значительное влияние на медицинскую практику. Невежественные, дикие, фанатические взгляды церковников распространялись и на понимание болезней и способы их «лечения».

С давних пор и по настоящее время представители всех религий утверждают, что болезнь — это или «божья кара», или результат деятельности дьявола, или же то и другое вместе. Поэтому основным средством избавления от немощей считались молитвы, заговоры, заклинания и тому подобное.

Такой взгляд распространялся и на психические заболевания, в которых люди находили для себя больше всего загадочного и непонятного. Христианская церковь, организовавшая при своем возникновении гонения на передовую античную культуру, окончательно подавила имевшиеся в древнем мире здравые взгляды на причины и лечение психических болезней.

Ложное представление о душевных болезнях и путях их излечения церковь обосновывала и сейчас обосновывает ссылками на «священное писание» — Библию. И в Ветхом и в Новом завете рассказывается, как людьми якобы овладевает «злой дух» и как «святые» пророки и апостолы исцеляют «одержимых», изгоняя из них дьявола.

Так, в Ветхом завете описывается, как дьявол вошел в царя Саула и сделал его безумным. В Новом завете среди многочисленных «чудес», приписываемых Иисусу Христу, есть и исцеления безумных. В Евангелии от Матфея говорится: «Когда же настал вечер, к нему (Христу) привели много бесноватых, и он изгнал духов словом своим, и исцелил всех больных». В Евангелии от Марка рассказывается: «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал... Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Та же история излагается и в Евангелии от Луки. Способность исцелять «одержимых» приписывается и апостолам, и многочисленным «святым», не имеющим никаких медицинских знаний, а исцеляющих единственно лишь «благодатью духа святого».

Вот из этих наивных сказок и черпают до сих пор церковники способы «лечения» психических болезней.

Для «нзгнания бесов» церковники применяли все средства — от специально сочиненных молитв и заклинаний до заключения в подземелья, пыток и сожжения на костре. Вот, например, одно из заклинаний, произносимое священником для нзгнания «беса», терзающего тело и душу больного: «О ты, душегубец, окаянный дьявол, нечистый дух, искуситель, лжец, еретик, пьяница, безумец! Заклинаю себя именем господа нашего выйти немедленно из этого человеческого тела. Скройся в пучинах морей или исчезни в бесплодных деревьях...»

Употреблялись и общеизвестные молитвы, например «Отче наш», в которой содержится просьба: «избавіинас от лукавого», то есть от дьявола. Был создан целый сложный ритуал молитв и заклинаний, в которых роль главного «целителя» отводилась господу богу.

Церковники внушали, что сидящий в душевнобольных «бес» не любит священных книг, причастия, церковных песнопений, крестного знамения — вообще не выносит ничего «святого». Поэтому употреблялись и такие средства, как настой из пепла от церковных кадил, «святая» вода, глотание церковных свечей и тому подобное.

Католическая церковь, в частности, считала душевные болезни результатом добровольного союза с дьяволом, поэтому психически больные люди были, по ее мнению, не больными, а опасными преступниками. В период разгула кровавой инквизиции церковь наряду с «еретиками» отправляла на костер и душевнобольных. Люди, отличавшиеся некоторыми странностями поведения, объявлялись «колдунами» и «ведьмами», а это означало, что они обречены на сожжение живыми. Церковь официально прнзпа- ла существование «колдунов» и «ведьм» и даже издавала специальные инструкции для их распознавания. Так, в одобренном римским папой сочинении иезуитов Инсисто- ра и Шпренгера «Молот ведьм» подробно описывается, какие признаки можно считать доказательством одержимости «дьяволом», как надо изгонять «бесов» и т. д.

Руководствуясь этим своеобразным «учебником» по психическим болезням, церковпики погубили немало ни в чем не повинных больных людей. Бесчеловечное обращение с душевнобольными церковь ставила себе чуть ли не в заслугу. «Ибо пусть лучше тленное тело сгорит на костре, нежели душа ввергнется в геенну огненную», — заявляли служители церкви. Они считали, что сожжением тела спасают «душу грешную».

Эти жестокие убийства церковпики оправдывали лицемерными фразами о спасении «души», что, впрочем, не мешало им прибирать к рукам имущество казненных.

В России с душевнобольными обращались несколько мягче. Русская православная церковь считала психически ненормальных людей одержимыми «бесом» помимо их воли, и поэтому больных «всего лишь» заточали в мрачные монастыри. На Западе — костер, в России — подземелья монастырей — вот какая судьба постигала психически больных по воле служителей всех и всяческих религий, лицемерно проповедующих любовь к ближнему, терпение и незлобивость.

И если с зарождением и развитием медицинских знаний ученые начали постепенно изыскивать более или менее действенные средства против телесных недугов, то безраздельная монополия на «лечение» душевных болезней еще надолго сохранялась за церковью.

Забота о «душе» — дело духовных властей, — поучали проповедники религии и брали «под опеку» пспхнчески больных людей. При этом в зависимости от своих целей церковники объявляли одних душевнобольных «боговдохновенными», «блаженными», а других — одержимыми «нечистой силой». Ясно, что ни о каком настоящем медицинском лечении в таких условиях не могло быть и речи. Проповедники религии решительно противились научному изучению психики и применению научно обоснованных способов избавления от психических болезней.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ

Наукой доказано, что человеческое сознание, мышление есть результат деятельности головного мозга и вне его существовать не может. Следовательно, в основе любых, даже самых сложных, психических явлений лежит высшая нервная деятельность.

Таким образом, если человек психически болен, то это прежде всего значит, что болен его головной мозг.

Поведение человека, его мышление, сознание, психика тесно связаны с мозгом, являясь свойством «органа мысли». Всякое нарушение нормальной деятельности коры и подкорковых образований головного мозга и есть психическое заболевание.

Понятие «психические болезни» охватывает (как и понятие «внутренние болезни») целый ряд заболеваний, которым свойственны определенные многочисленные признаки, особенности течения, исход.

В психиатрии различают такие болезни, как эпилепсия, инфекционные психозы, психические расстройства при травматических поражениях головного мозга, психические болезни, вызванные поражением сосудов головного мозга, опухолями мозга, старческие и предстарческие психозы, врожденное или приобретенное в раннем детстве умственное недоразвитие и многие другие.

Проявляются психические болезни по-разному. У больных наблюдаются бессвязность мышления, слуховые (больные слышат крики, звуки радио, брань, которых нет) и зрительные галлюцинации и другие признаки заболевания, на которых мы остановимся ниже. Психически больные высказывают бредовые мысли, ошибочность которых ясна не только для врача, но и для окружающих. Бред может быть самым разнообразным. Например, при бреде преследования, при бреде отношения, больному кажется, что к нему плохо относятся, смеются над ним, как-то по- особенному на него смотрят, хотят даже убить, отравить.

Этот бред ни на чем, кроме болезненных переживаний, не основан, но убедить больного в этом очень трудно.

При некоторых психических заболеваниях больным свойственны расстройства памяти и внимания, изменения настроения, беспокойство, целый ряд неожиданных поступков іі действий, иногда очень жестоких по отношению к окружающим и имеющих тяжёлые последствия.

Исход психических болезней бывает разным. Неверно мнение некоторых несведущих людей, что психически больные «никогда не излечиваются». При правильном лечении наступает либо полное выздоровление, либо значительное улучшение.

Причин психических болезпей очень много: неприятности дома или на работе, тяжелые переживания, нервные потрясения, инфекционные заболевания, отравления, заболевания сосудов мозга, опухоли его, травмы черепа, болезни желез внутренней секреции и др.

Арсенал средств, применяемых при лечении психических болезней, за последние годы увеличился. С помощью этпх средств очень часто достигается значительный лечебный эффект. Это относится к таким болезням, как шизофрения, эпилепсия, алкоголизм. Излечиваются они такими новыми лекарственными препаратами, как аминазин, сте- лазин, галоперидол, резерпин, гексайидий, антабус. Проводится также лечение психически больных трудом, электросном, физическими (свет, т5пло, вода, воздух) и другими методами.

РІзучением причин и течения психических болезней, изысканием средств борьбы с ними, применением и проверкой этих средств, лечением психически больных занимается одна из отраслей клинической медицины — психиатрия..Однако, несмотря на то что психиатрия добилась больших успехов в борьбе с психическими заболеваниями и что в СССР имеется много квалифицированных врачей- психиатров, прекрасно оборудованные больницы, эффективные лечебные средства, все же и в настоящее время попадаются самозванные «целители» — знахари, церковные служители, которые пытаются «исцелять» больных людей посредством разного рода молитв, заговоров, «святой» воды, «чудотворных» икон и тому подобного. Время от времени в психиатрические больницы доставляются в тяжелом состоянии больные, прошедшие «курс лечения» у самозванных медиков или у «святого источншГа».

Иногда случается и так, что религиозные, суеверные представления о причинах психических заболевании не только наносят ощутимый вред больному, но и способствуют возрождению пресловутой средневековой «охоты на ведьм». Это, правда, встречается теперь крайне редко, но тем более нетерпимо в наших условиях.

Научное понимание причин психических болезней способствует не только их правильному лечению, но и изжитию невежества и предрассудков.

К ЧЕМУ ПРИВОДИТ «СТРАХ БОЖИЙ»

Религия стремится влиять не только на разум, но главным образом на настроения и чувства человека. «Вера принадлежит преимущественно сердцу», — заявляют, например, православные богословы.

Церковь старается воздействовать на чувства людей для того, чтобы лишить верующих способности критического суждения и таким путем добиться бесконтрольного и безраздельного заполнения религиозными эмоциями всего внутреннего мира человека. Для этого используются все средства: и запугивание загробными страданиями, и торжественные песнопения, и пышность богослужения, и службы на непонятном и потому таинственном языке, и мерцание свечей, и запах ладана, и многое, многое другое.

У человека, попадающего под влияние церковников, употребляющих богатый арсенал эмоционального воздействия, выражаясь языком физиологии, происходит торможение нервных процессов в коре мозга, управляющей функцией критики и контроля, и растормаживание подкорковой области, в которой сосредоточены центры, управляющие инстинктами и неконтролируемыми чувствами. Служители церкви стремятся направить эти чувства по религиозному пути: лишить человека воли, низвести его до положения «овцы стада христова», чтобы он слепо и беспрекословно, без сомнений и размышлений верил всему тому, чему учат его «пастыри». Вот цель, которую ставят перед собой проповедники, приступая к «духовной обработке» верующих.

Основное, чем церковники пли сектанты пытаются воздействовать на людей — это страх: страх перед смертью и страх перед загробными адскими муками, страх перед судьбой, перед болезнями и мистический ужас от чтения так называемых пророческих книг, страх перед «дьяволом»- и «нечистой силой». Все это, внушаемое изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, способно вызвать и нередко действительно вызывает нервные и психические расстройства, часто весьма тяжелые и продолжительные. Особенно подвержены таким расстройствам верующие, которые страдают тяжелой болезнью или испытывают большое горе. Болезни и горести расшатывают нервную систему, делают ее более слабой и чувствительной. Если же человек притом еще не свободен от некоторых предрассудков, то, стремясь найти утешение в религии, он растравляет свои душевные раны, еще больше портит и без того подорванную нервную систему. Вот почему в психиатрической практике встречается немало случаев тяжелых душевных заболеваний на религиозной почве.

«ПОРЧА» И ПСИХОЗЫ

С каждым годом все реже, но все еще встречается довольно широко известное во врачебной практике заболевание — истерия. Причины возникновения этой болезни разные. Болезнь выражается многими признаками (симптомами): в одном случае «комок подкатывается к горлу», в другом — появляются слезы, смех, причем и то, и другое без всякой видимой внешней причины, и даже могут наступить так называемые душевные слепота и глухонемота. У таких больных иногда развиваются параличи, в результате чего они не могут шевельнуть ни ногой, ни рукой. Случаются так называемые истерические припадки: появляются судороги, больной кричит, стонет, но сознания почти не теряет.

Кроме упомянутых выше признаков, следует указать на характерную для больных истерий огромную болезненную внушаемость и самовнушаемость, отличающуюся большой стойкостью. У больных истерией на первом месте стоят чувства (эмоции), а уж потом — рассудок. Их переживания столь ярки, разнообразны и изменчивы, больные настолько меняются под влиянием этих чувств и подчинены им, что иногда диву даешься: тот ли это человек, который только что с вами разговаривал. Проявления нсте- рни очень разнообразны: от слез и смеха до тяжелого психического заболевания — истерического психоза.

В чем же причина истерии, как ее лечить?

Чем только не объясняли это довольно сложное заболевание, известное еще в древние и средние века, когда оно было более распространено, чем в настоящее время. Причиной истерии (заболевание чаще возникает у женщин) считали и поражение матки (отсюда и название болезни: греческое слово «истера» значит матка), и колдовство, и «одержимость». Когда «бес» вселяется в человека, у больного возникает истерический припадок, который усиливается вследствие того, что «бес», сидевший в его теле, плюется (отсюда судороги) и даже кусается и от боли и злости швыряет больного на пол, заставляет его кататься и т. д.— так объясняли церковники припадок истерии.

Некоторые западные ученые-идеалисты, оторванные от материалистического понимания нервных процессов, склонны были связывать истерию и с сексуальными (половыми) переживаниями, и с невытесненным, как они любят говорить, психическим комплексом, и с другими надуманными и далекими от научного понимания этого сложного заболевания толкованиями.

Научное объяснение возникновению истерии дал выдающийся русский ученый И. П. Павлов. В основе этого заболевания И. П. Павлов видел слабость нервной системы и ослабление центра контроля в коре головного мозга. Значит, на первый план выступает деятельность так называемой подкорковой области головного мозга. Растормаживаются все подкорковые образования, контроль коры головного мозга резко слабеет и высвободившиеся нервные механизмы проявляются в виде чувственных инстинктивных реакций. В это время страдающий истерией человек мечется, стонет, кричит, плачет и смеется, бросается на пол — у него наступает истерический судорожный приступ.

Мы говорили выше, что люди, страдающие истерией, крайне внушаемы. Недавно в Орле предстала перед судом некая авантюристка Извекова, которая не занималась в течение длительного времени общественно полезным трудом. Ей предъявили обвинение в том, что она, используя религиозные предрассудки некоторых граждан, «лечила» их молитвами и заговорами от разных болезней и в осо

бенности от «порчи», а в действительности паносила вред здоровью людей, доверивших ей свою судьбу.

Известны такие факты, когда «кликуш» (больные одной из форм истерии) водили в церковь с целью изгнать из них «бесов», вместо того чтобы посоветоваться с врачом-психиатром. Этим тоже наносился вред здоровью больных: упускалось дорогое в таких случаях время, и в результате болезнь принимала затяжной характер.

Так, упомянутая мошенница Извекова «лечила» одну из своих «пациенток», гражданку Р., непосредственно в церкви. В ходе «лечебного сеанса» больная внезапно стала кричать, кататься по полу. Врачи, исследовавшие потом Р., установили у нее серьезное заболевание — истерический психоз, и она поступила на лечение в психиатрическую больницу. Р. могла и не заболеть, если бы сознание ее не было отягощено мыслью о том, что она «порченая, заколдованная», в чем ее, преследуя далеко не бескорыст- пые цели, убедила Извекова. Здесь огромную роль сыграло то, что у Р. нарушилось нормальное соотношение между двумя важнейшими нервными мозговыми процессами — возбуждением и торможением.

Слабая нервная система под влиянием чрезмерно сильного раздражителя, которым явилось утверждение Извековой, что она якобы «порченая», дала ответ. В мозгу Р. в результате сильного страха перед будто бы овладевшей ею «бесовской силой» произошло торможение коры головного мозга и одновременное расторможение подкорковых образований, или, как образно говорил И. П. Павлов, наступило «буйство подкорки». Сдерживаемые до этого инстинкты и чувства вылились в бурную истерическую реакцию, во время которой больная была не в состоянии отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Это расторможение подкорковых функций и привело к нервным взрывам — истерическим припадкам.

При ист<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...