Вводные занятия. Знакомство. Введения понятия информатика.
Начальные сведения о персональном компьютере и его устройствах, назначении и значимости для человека.
Правила поведения в компьютерном классе, правила техники безопасности при работе за компьютером. Первая практическая работа по включению и выключению ПК, работе с компьютерной мышью, запуску и закрытию программ.
Компьютерная мышь.
Графический редактор.
Знакомство с графическим редактором Paint. Изучение его инструментов: фигуры, кисть, распылитель, надпись; их применение на практике. Использование заливки и работа с палитрой; применение выделения для создания мозаики.
Перед самостоятельным изучением возможностей графического редактора обучающиеся выполняют подготавливающие задания на бумаге, разбирают сложные моменты с учителем.
Клавиатура.
Текстовый редактор.
Клавиатура, клавиши, команды. Обучающиеся знакомятся с клавиатурой, назначением клавиш <Escape> и <Enter>.
Текстовый редактор Блокнот. Обучающиеся учатся запускать текстовый редактор и печатать текст, удалять символы; менять язык ввода, переходить на новую строку, печатать заглавные буквы и знаки препинания.
Информация. Звук и видео.
Обучающиеся учатся различать и называть виды информации, выполнять их классификацию. Приобретаются элементарные навыки работы со звуком и видео: запуск аудиофайлов, регулирование громкости, использование наушников; редактирование созданных видеофайлов с помощью программы I can animate.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Горячев А. В. Авторская программа «Информатика», начальная школа, 2014 г.
Печатные пособия:Для педагога:
1. Горячев А. В. Горина К.И. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. М.:«Баласс», 2011.
2. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с. (§ 1-3).
3. Информатика: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч.2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 101 с. (§ 10, 11).
4. Клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. – Волгоград: Учитель, 2009. –113 с.
5. Методическая газета для учителей информатики «Информатика», Издательский дом «Первое сентября», № 6, № 8 2006 года, № 23 2007.
Для воспитанников:
1. Макарова Н.В. «Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой.– Питер, 2004.
Видео-, аудиоматериалы:1. Диск «Безопасность в Интернете», МТС.
Цифровые ресурсы:
1. Электронный образовательный ресурс www.fcior.edu.ru
2. Электронный образовательный ресурс www.school-collection.edu.ru
3. Интернет - сайты: фестиваль методических идей, газета «Первое сентября».
4. Электронный образовательный ресурс – сайт «Открытый класс»
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенная белая доска для проектора и вывешивания иллюстративного материала. Маркеры для доски.
Программное обеспечение: операционная система, графический и текстовый редакторы, игры развивающие, ЛЕГО.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебная информатика»
А» КЛАСС
№
Тема
Характеристика видов деятельности обучающегося
УУД
Сроки
1. Общий обзор. Введение в информатику – 3 часа
план
факт
1.
Вводное занятие.
Информатика. Компьютер.
Знакомятся с педагогом, внимательно слушают и запоминают правила поведения в компьютерном классе. Знакомятся с наукой информатикой, ее значимостью для людей, узнают начальные сведения о компьютере и его устройствах: мыши, клавиатуре, колонках, проекторе, микрофоне.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять и удерживать цель выполнения заданий во внеурочной деятельности под руководством учителя;
Познавательные универсальные учебные действия.
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге;
- воспроизводить по памяти информацию;
- пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- слушать и понимать речь других;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- отвечать на вопросы учителя;
- строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные универсальные учебные действия:
- освоить роль ученика;
- иметь и показывать интерес (мотивацию) к учению.
02.09.15 – 04.09.15
2.
Техника безопасности при работе за компьютером. Включение и выключение ПК.
Подробно изучают правила техники безопасности при работе за компьютером (запоминают, повторяют, объясняют, почему то или иное недопустимо при работе с компьютером, проговаривают, как нужно делать).
Учатся организовывать свое рабочее место. Знакомятся с компьютером и его устройствами, учатся правильно включать и выключать персональный компьютер (ПК).
07.09.15 – 11.09.15
3.
Компьютерная мышь.
Рассматриваю компьютерную мышь, отвечают на вопросы учителя о ее назначении. Получают навыки поведения в компьютерном классе и с техникой: учатся правильно держать мышь, выполнять двойной щелчок ее левой кнопкой.
14.09.15 – 18.09.15
2. Компьютерная мышь. Графический редактор – 12 часов
4.
Компьютерные игры для развития навыков работы с мышью.
Называют кнопки мыши и действия с ними: двойной и одинарный щелчок, щелчок правой кнопкой. Знакомятся с правилами обучающей игры, тренируются правильно использовать мышь, изучают устройство мыши.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий под руководством учителя;
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- определять план выполнения заданий под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия.
- определять тему занятия;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различия;
- замечать и называть особенности (качества, свойства, признаки) изучаемых объектов;
- воспроизводить по памяти информацию;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- слушать и понимать речь других;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
- строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Личностные универсальные учебные действия:
- освоить роль ученика;
- иметь и показывать интерес (мотивацию) к учению;
- проявлять уважение к ценности информации;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
- уважать свою семью и родственников, проявлять любовь к родителям.
21.09.15 – 25.09.15
5.
Графический редактор Paint: запуск, знакомство, инструменты.
Слушают учителя и узнают, что такое графический редактор и для чего его применяют, учатся запускать программу и выбирать инструмент, стирать нарисованное, изменять цвет.
28.09.15 – 02.10.15
6.
Рисование кистью и распылителем.
Знакомятся с инструментами кисть и распылитель, запоминают приемы работы и учатся самостоятельно создавать изображение по образцу с использованием этих инструментов.
05.10.15 – 09.10.15
7.
Сканер.
Узнают, что такое сканер, смотрят на примере его работу; замечают особенности качества изображений.
Продолжают изучать инструменты графического редактора. Выявляют трудности в выполняемой работе.
12.10.15 – 16.10.15
8.
Создание картинки с помощью фигур.
Называют известные геометрические фигуры, учатся находить их в окружающих объектах. Знакомятся с набором фигур в графическом редакторе и учатся применять их на практике.
19.10.15 – 23.10.15
9.
Заливка фигур. Палитра.
Выполняют раскрашивание картинки на бумаге, анализируют качество результата. Знакомятся с инструментом заливка и применяют его для заливки цветом нарисованных в графическом редакторе фигур.
26.10.1 5 – 30.10.15
10.
Толщина линий.
Называют, где лучше применить тонкую линию, где более широкую. Запоминают алгоритм выбора линии заданной толщины. Выполняют изученные действия за компьютером.
09.11.15 – 13.11.15
11.
Инструмент надпись.
Вспоминают и подробно описывают, где в жизни рядом с картинками встречаются надписи. Выполняют их на бумаге, затем учатся применять инструмент надпись в графическом редакторе.
16.11.15 – 20.11.15
12.
Инструмент выделение.
Находят пару для картинки. Слушают ответы друг друга. Знакомятся с инструментом выделение. Учатся разрезать картинку на части, перетаскивать их.
23.11.15 – 27.11.15
13.
Мозаика.
Собирают мозаику, анализируют качество результата. Учатся применять инструмент выделение для создания и сбора мозаики в графическом редакторе.
30.11.15 – 04.12.15
14-15.
Мини-проект в графическом редакторе.
Подбирают материал для изготовления новогоднего плаката. Вырезают и приклеивают части картинки. Создают картинку-открытку новогодней тематики в графическом редакторе.
07.12.15 – 11.12.15
14.12.15 – 18.12.15
3. Клавиатура. Текстовый редактор – 10 часов
16.
Клавиатура.
Знакомятся с клавиатурой и клавишами. Учатся правильно их нажимать; работать только чистыми и сухими руками. Запоминают и учатся правильно произносить названия кнопок на клавиатуре.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
- корректировать свою деятельность с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия.
- определять тему занятия;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге;
- замечать и называть особенности (качества, свойства, признаки) изучаемых объектов;
- воспроизводить по памяти информацию;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
- строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.
Личностные универсальные учебные действия:
- иметь и показывать интерес (мотивацию) к учению;
- проявлять интерес к информационной культуре;
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».
- уважать свою семью и родственников, проявлять любовь к родителям.
21.12.15 – 25.12.15
17.
Блокнот.
Учатся запускать текстовый редактор Блокнот. Знакомятся с его возможностями, набирают простой короткий текст.
11.01.16 – 15.01.16
18.
Заглавные буквы.
Печатают текст со словами-названиями, начинающимися с большой буквы. Учатся применять кнопки <Shift> и <Caps Lock>. Приводят примеры слов, которые пишутся с заглавной буквы, печатают имена и названия городов.
18.01.16 – 22.01.16
19.
Принтер.
Знакомятся с принтером, рассматривают примеры напечатанных текстов и изображений. Продолжают изучение текстового редактора.
25.01.16 – 29.01.16
20.
Знаки препинания.
Учатся ставить точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки; находят их на клавиатуре, практикуются ставить их в программе Блокнот. Приводят примеры, когда необходимо поставить тот или иной знак препинания.
01.02.16 – 05.02.16
21.
Удаление символов.
Учатся применять в текстовом редакторе кнопки <Delete> и <Back Space> для удаления неверно напечатанных символов. Учатся замечать и исправлять ошибки, подчеркнутые красным и зеленым цветом.
08.02.16 – 13.02.16
22.
Кнопка <Escape>.
Знакомятся с назначением клавиши <Escape> и примерами ее использования в различных ситуациях. Продолжают учиться ставить знаки препинания, удалять символы, печатать заглавные буквы.
15.02.16 – 19.02.16
23.
Язык ввода текста.
Учатся изменять язык ввода текста в программе Блокнот с русского на английский и обратно. Печатают несколько английских букв.
29.02.16 – 04.03.16
24.
Текстовый редактор Word.
Знакомятся с более сложным текстовым редактором, рассматривают примеры его возможностей, анализируют и называют различия с программой Блокнот.
07.03.16 – 11.03.16
25.
WordArt.
Приводят примеры красочных надписей в жизни: в школе, магазине, на улицах города. Учатся создавать надписи в текстовом редакторе с помощью вставки объекта WordArt.
14.03.16 – 18.03.16
4. Информация. Звук и видео – 8 часов
26.
Информация.
Знакомятся с понятием информация и его местом в предмете информатика. Приводят примеры получаемой информации в жизни. Работают с графической информацией с среде редактора Paint.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности и жизненных ситуациях под руководством учителя;
- корректировать свою деятельность с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение.
Познавательные универсальные учебные действия.
- определять тему занятия;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в книге;
- воспроизводить по памяти информацию;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу;
- строить высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
- характеризовать качества, признаки и свойства объекта.
Личностные универсальные учебные действия:
- иметь и показывать интерес (мотивацию) к учению;
- проявлять интерес к информационной культуре;
- ценить и принимать следующие базовые ценности «родина», «семья».
- оценивать жизненные ситуаций и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
30.03.16 – 01.04.16
27.
Виды информации.
Знакомятся с видами информации: зрительная, вкусы и запахи, звуковая, видео. Работают с графической и текстовой информацией в среде редактора Word: конструирование из автофигур.
04.04.16 – 08.04.16
28.
Звук.
Работают со звуковой информацией: приводят примеры слышимых в различных жизненных ситуациях звуков; узнают, что звуки можно записывать в виде нот на бумаге. Учатся запускать звуковые файлы.
11.04.16 – 15.04.16
29.
Звук. Громкость. Микрофон.
Учатся регулировать громкость воспроизведения музыки. Знакомятся со стандартными средствами звукозаписи и микрофоном. Прослушивают записанные файлы.
18.04.16 – 22.04.16
Звук. Наушники.
Знакомятся со средством вывода звуковой информации – наушниками, учатся применять встроенный регулятор громкости. Осуществляют звукозапись через микрофон наушников. Прослушивают.
25.04.16 – 29.04.16
31.
Видео.
Просматривают видео. Замечают, что видео может быть высокого и низкого качества, со звуком и без. Делают выводы. Учатся воспроизводить видеофайлы, выбирать необходимую минуту воспроизведения, ставить на паузу.
03.05.16 – 06.05.16
32.
Видео. Камера.
Знакомятся с камерой ноутбука. Работая в группах, учатся делать фотографии и записывать видео с помощью программы I can animate. Просматривают сделанную запись.
10.05.16 – 13.05.16
33.
Заключительное занятие. Чему мы научились?
Вспоминают и называют, чему научились за год: устройства компьютера и программы. Высказываются, о том, что понравилось, что было сложно, что запомнилось больше всего, что не получалось, что хотелось бы узнать еще. Выбирают задание по желанию: в графическом или текстовом редакторе либо в редакторе видео. Выполняют работу и демонстрируют ее одноклассникам.