Древнегреческий мыслитель Аристотель является основателем логики.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ С.С. Шинкова Рабочая тетрадь №2 по логике тема «Суждение» студента(ки) 1 курса________ группы очного и очно-заочного отделения _______________________________________ _______________________________________ (Ф.И.О.)
Оренбург 2011
УДК 16(075.8) ББК 87.4я73
Шинкова, С.С. Рабочая тетрадь № 2 по логике: учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С.С. Шинкова. – Оренбург: Оренбургский институт МГЮА, 2011. – 62 с.
Рецензенты: Солодкая М.С., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин Оренбургского института Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Недорезов В.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Оренбургского государственного университета.
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «030900 Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») (2010) и Учебным планом Оренбургского института МГЮА (2010). Культура мышления имеет существенное значение для научной и практической деятельности юриста. В данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении одной из важнейших тем курса логики – «Суждение», позволит студентам выявлять виды встречающихся им суждений, анализировать их структуру, определять логические связки, встречающиеся в сложных суждениях. Кроме материалов из различных областей знаний, в заданиях использованы материалы из области правовых наук. Освоение логики посредством решения задач избавит студентов от механического заучивания определений и правил логики и стимулирует более эффективное усвоение теории.
© Шинкова С.С., 2011 © МГЮА, 2011
Содержание
Введение ……………………………………………………………………...4 Раздел I. Простые суждения ………………………………………………..5 Задание № 1 ……………………………………………………………..7 Задание № 2 ……………………………………………………………19 Задание № 3 ……………………………………………………………28 Раздел II. Сложные суждения …………………………………………….39 Задание №4 …………………………………………………………….40 Задание № 5 ……………………………………………………………45 Задание № 6 ……………………………………………………………53 Задание № 7 ……………………………………………………………57
Введение
Изучение логики нельзя сводить лишь к усвоению теории. Главное значение имеет применение логических законов, приемов и операций на практике. Данное методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса очно-заочной формы обучения. Содержащийся в пособии материал соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению «030900 Юриспруденция». Дисциплина «Логика» изучается студентами в течение одного семестра. По дисциплине предусмотрен внутрисеместровый контроль, заключающийся в выполнении трех проверочных контрольных работ по основным разделам логики – «Понятие», «Суждение», «Умозаключение». По окончании данного курса проводится зачет. Усвоение теоретических основ логики предполагает приобретение навыков и умений в решении логических задач. Решение предложенных в пособии задач поможет студентам углубить понимание теоретического материала, творчески освоить содержание курса логики, повысить их культуру мышления, подготовиться к контрольным работам и экзамену по дисциплине.
Несмотря на то, что в пособии предложен ряд методических указаний по различным разделам темы «Суждение», приступать к выполнению заданий рекомендуется после внимательного изучения теоретических основ соответствующих разделов данной темы, которые представлены в следующих учебных и учебно-методических пособиях: 1. Бочаров В.А., Маркин В.А. Основы логики. – М.: Космополис, 1994. – 272 с. 2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 360 с. 3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 528 с. 4. Гетманова А.Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. – 416 с. 5. Иванов Е.А. Логика. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 309 с. 6. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. – М., Изд-во: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 312 с. 7. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Наука, 1994. – 284 с. 8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2009. – 256с. 9. Хоменко И.В. Логика: теория и практика аргументации. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 314 с. I. Простые суждения
Суждение – мысль, выражаемая в знаковой форме повествовательного предложения, содержащая содержание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассматриваемой области действительности. Выделяют простые и сложные суждения. Простое суждение есть утверждение о наличии или отсутствии каких-либо характеристик у отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса. Простые суждения в свою очередь подразделяются на: а) атрибутивные (категорические), б) релятивные (суждения с отношениями) и в) экзистенциальные (суждения существования). Атрибутивным (категорическим) называется суждение, в котором утверждается (или отрицается) наличие некоторого свойства у предмета (S – Р). Структура атрибутивного суждения: 1) кванторного слова – количественной характеристики предметов, у которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства («все», «некоторые», «это»); 2) субъекта (S) – предмета или группы предметов, относительно которых что-либо отрицается или утверждается; 3) связки – элемента суждения, соединяющего субъект и предикат («суть»/«не суть», «есть»/«не есть», «является»/«не является»; в естественном языке связка может быть явно не выражена);
4) предиката (Р) – свойства, которое приписывается или отрицается у какого-либо предмета или группы предметов. Релятивным называется суждение, выражающее какое-либо отношение между предметами (xRy). Релятивное суждение состоит из: 1) x, y, … – членов отношения, обозначающих понятия о предметах; 2) R – отношения, в котором находятся предметы. Несмотря на то, что релятивные суждения имеют определенную структуру, они также могут быть рассмотрены как атрибутивные. Экзистенциальным называется суждение, выражающее факт существования или несуществования какого-либо предмета ($x). Экзистенциальное суждение состоит из: 1) субъекта (x) – предмета, наличие которого утверждается или отрицается; 2) $ – квантора существования. Экзистенциальные суждения также могут быть преобразованы в атрибутивные. Атрибутивные (категорические) суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству на единичные, частные, общие. Принята объединенная классификация суждений (ОКС) по количеству и качеству: · общеутвердительные (А): «Все S есть (суть) Р», · общеотрицательные (Е): «Ни одно S не есть Р», · частноутвердительные (I): «Некоторые S есть Р», · частноотрицательные (О): «Некоторые S не есть Р». Единичные суждения («Это S есть/не есть Р») по данной классификации рассматриваются как общие. Также следует помнить, что в некоторых случаях простые и сложные суждения выражаются в предложениях, начинающихся со слов «неверно, что» или «не». Это значит, что отрицается суждение, которое стоит после этих слов. Например: «Неверно, что всякий студент посещает все лекции» или «Не всякий студент посещается все лекции». Для прояснения смысла суждений, предваренных отрицанием, их следует преобразовывать в эквивалентные суждения, перед которыми отрицание не стоит. ù А º О ù Е º I ù O º A ù I º E Таким образом, к примеру, в суждениях вида: ù (Все S суть P) – «не» не только ограничивает квантор, но и влияет на качество связки:
ù (Все S суть P) º Некоторые S не суть Р. Например: «Не все юристы адвокаты» º «Некоторые юристы не являются адвокатами». Однако следует иметь в виду, что отрицание единичных утвердительных суждения, которые по ОКС считаются общеутвердительными (А), эквивалентно единичным отрицательным, которые по ОКС считаются общеотрицательными (Е), и наоборот: ù (Это S суть Р) º Это S не суть Р. Например, «Неверно, что Аристотель сформулировал принцип достаточного основания» º «Аристотель не сформулировал принцип достаточного основания». Также важно помнить, что если в суждении, которое отрицается, предикат содержит кванторное слово, то он также изменяется в соответствии с правилом отрицания: Например, «Неверно, что этот студент всегда опаздывает» º «Этот студент иногда не опаздывает».
Задание № 1
Определите вид простого суждения, приведите схемы суждений. Релятивные и экзистенциальные суждения преобразуйте в атрибутивные. Древнегреческий мыслитель Аристотель является основателем логики.
x – ____________________________________________________________ y – ____________________________________________________________ отношение – ____________________________________________________ Схема суждения: ________________________________________________ Вид простого суждения: __________________________________________ Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________ _______________________________________________________________ S – ____________________________________________________________ P – ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ кванторное слово – ____________________ связка – __________________ Схема суждения: ________________________________________________
2. Некоторые студенты не боятся сдавать экзамены.
x – ____________________________________________________________ y – ____________________________________________________________ отношение – ____________________________________________________ Схема суждения: ________________________________________________ Вид простого суждения: __________________________________________ Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________ _______________________________________________________________ S – ____________________________________________________________ P – ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ кванторное слово – ___________________ связка – ___________________ Схема суждения: ________________________________________________
3. Оренбург южнее Москвы.
x – ____________________________________________________________ y – ____________________________________________________________ отношение – ____________________________________________________ Схема суждения: ________________________________________________ Вид простого суждения: __________________________________________ Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________ _______________________________________________________________ S – ____________________________________________________________
P – ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ кванторное слово – ______________________ связка – ________________ Схема суждения: ________________________________________________ 4. Маша не старше Шуры.
x – ____________________________________________________________ y – ____________________________________________________________ отношение – ____________________________________________________ Схема суждения: ________________________________________________ Вид простого суждения: __________________________________________ Преобразование суждения в атрибутивное:_ _________________________ _______________________________________________________________ S – ____________________________________________________________ P – ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ кванторное слово – ______________________ связка – ________________ Схема суждения: ________________________________________________
5. Деда Мороза не существует в действительности.
x – ____________________________________________________________ y – ____________________________________________________________ отношение – ____________________________________________________ Схема суждения: ________________________________________________ Вид простого суждения: __________________________________________ Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________ _______________________________________________________________ S – ____________________________________________________________ P – ____________________________________________________________ _______________________________________________________________ кванторное слово – ______________________ связка – ________________ Схема суждения: ________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|