Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнегреческий мыслитель Аристотель является основателем логики.




С.С. Шинкова

Рабочая тетрадь №2

по логике тема «Суждение»

студента(ки) 1 курса________ группы

очного и очно-заочного отделения

_______________________________________

_______________________________________

(Ф.И.О.)

 

Оренбург 2011

 

УДК 16(075.8)

ББК 87.4я73

 

Шинкова, С.С.

Рабочая тетрадь № 2 по логике: учебно-методическое пособие для студентов очной и очно-заочной формы обучения / С.С. Шинкова. – Оренбург: Оренбургский институт МГЮА, 2011. – 62 с.

 

Рецензенты:

Солодкая М.С., доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин Оренбургского института Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Недорезов В.Г., кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Оренбургского государственного университета.

 

 

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к практическим занятиям по логике. Составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «030900 Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») (2010) и Учебным планом Оренбургского института МГЮА (2010).

Культура мышления имеет существенное значение для научной и практической деятельности юриста. В данное учебно-методическое пособие включены упражнения, выполнение которых поможет студентам в активном и осмысленном изучении одной из важнейших тем курса логики – «Суждение», позволит студентам выявлять виды встречающихся им суждений, анализировать их структуру, определять логические связки, встречающиеся в сложных суждениях. Кроме материалов из различных областей знаний, в заданиях использованы материалы из области правовых наук. Освоение логики посредством решения задач избавит студентов от механического заучивания определений и правил логики и стимулирует более эффективное усвоение теории.

 

© Шинкова С.С., 2011

© МГЮА, 2011

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………...4

Раздел I. Простые суждения ………………………………………………..5

Задание № 1 ……………………………………………………………..7

Задание № 2 ……………………………………………………………19

Задание № 3 ……………………………………………………………28

Раздел II. Сложные суждения …………………………………………….39

Задание №4 …………………………………………………………….40

Задание № 5 ……………………………………………………………45

Задание № 6 ……………………………………………………………53

Задание № 7 ……………………………………………………………57

 

 

Введение

 

Изучение логики нельзя сводить лишь к усвоению теории. Главное значение имеет применение логических законов, приемов и операций на практике. Данное методическое пособие предназначено для студентов 1-го курса очно-заочной формы обучения. Содержащийся в пособии материал соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению «030900 Юриспруденция». Дисциплина «Логика» изучается студентами в течение одного семестра. По дисциплине предусмотрен внутрисеместровый контроль, заключающийся в выполнении трех проверочных контрольных работ по основным разделам логики – «Понятие», «Суждение», «Умозаключение». По окончании данного курса проводится зачет.

Усвоение теоретических основ логики предполагает приобретение навыков и умений в решении логических задач. Решение предложенных в пособии задач поможет студентам углубить понимание теоретического материала, творчески освоить содержание курса логики, повысить их культуру мышления, подготовиться к контрольным работам и экзамену по дисциплине.

Несмотря на то, что в пособии предложен ряд методических указаний по различным разделам темы «Суждение», приступать к выполнению заданий рекомендуется после внимательного изучения теоретических основ соответствующих разделов данной темы, которые представлены в следующих учебных и учебно-методических пособиях:

1. Бочаров В.А., Маркин В.А. Основы логики. – М.: Космополис, 1994. – 272 с.

2. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М.: ИНТЕРПРАКС, 1994. – 360 с.

3. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: учебник для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 528 с.

4. Гетманова А.Д. Логика. – М.: Новая школа, 1995. – 416 с.

5. Иванов Е.А. Логика. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 309 с.

6. Ивин А.А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. – М., Изд-во: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 312 с.

7. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Наука, 1994. – 284 с.

8. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М.: Юристъ, 2009. – 256с.

9. Хоменко И.В. Логика: теория и практика аргументации. – М.: Изд-во Юрайт, 2010. – 314 с.

I. Простые суждения

 

F
Теоретическая справка:

Суждение – мысль, выражаемая в знаковой форме повествовательного предложения, содержащая содержание некоторой ситуации и утверждение или отрицание наличия этой ситуации в рассматриваемой области действительности.

Выделяют простые и сложные суждения.

Простое суждение есть утверждение о наличии или отсутствии каких-либо характеристик у отдельного предмета, у части или у всех предметов некоторого класса.

Простые суждения в свою очередь подразделяются на: а) атрибутивные (категорические), б) релятивные (суждения с отношениями) и в) экзистенциальные (суждения существования).

Атрибутивным (категорическим) называется суждение, в котором утверждается (или отрицается) наличие некоторого свойства у предмета (S – Р). Структура атрибутивного суждения:

1) кванторного слова – количественной характеристики предметов, у которых утверждается или отрицается наличие некоторого свойства («все», «некоторые», «это»);

2) субъекта (S) – предмета или группы предметов, относительно которых что-либо отрицается или утверждается;

3) связки – элемента суждения, соединяющего субъект и предикат («суть»/«не суть», «есть»/«не есть», «является»/«не является»; в естественном языке связка может быть явно не выражена);

4) предиката (Р) – свойства, которое приписывается или отрицается у какого-либо предмета или группы предметов.

Релятивным называется суждение, выражающее какое-либо отношение между предметами (xRy). Релятивное суждение состоит из:

1) x, y, … – членов отношения, обозначающих понятия о предметах;

2) R – отношения, в котором находятся предметы.

Несмотря на то, что релятивные суждения имеют определенную структуру, они также могут быть рассмотрены как атрибутивные.

Экзистенциальным называется суждение, выражающее факт существования или несуществования какого-либо предмета ($x). Экзистенциальное суждение состоит из:

1) субъекта (x) – предмета, наличие которого утверждается или отрицается;

2) $ – квантора существования.

Экзистенциальные суждения также могут быть преобразованы в атрибутивные.

Атрибутивные (категорические) суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству на единичные, частные, общие.

Принята объединенная классификация суждений (ОКС) по количеству и качеству:

· общеутвердительные (А): «Все S есть (суть) Р»,

· общеотрицательные (Е): «Ни одно S не есть Р»,

· частноутвердительные (I): «Некоторые S есть Р»,

· частноотрицательные (О): «Некоторые S не есть Р».

Единичные суждения («Это S есть/не есть Р») по данной классификации рассматриваются как общие.

Также следует помнить, что в некоторых случаях простые и сложные суждения выражаются в предложениях, начинающихся со слов «неверно, что» или «не». Это значит, что отрицается суждение, которое стоит после этих слов. Например: «Неверно, что всякий студент посещает все лекции» или «Не всякий студент посещается все лекции». Для прояснения смысла суждений, предваренных отрицанием, их следует преобразовывать в эквивалентные суждения, перед которыми отрицание не стоит.

ù А º О ù Е º I ù O º A ù I º E

Таким образом, к примеру, в суждениях вида: ù (Все S суть P) – «не» не только ограничивает квантор, но и влияет на качество связки:

ù (Все S суть P) º Некоторые S не суть Р.

Например: «Не все юристы адвокаты» º «Некоторые юристы не являются адвокатами».

Однако следует иметь в виду, что отрицание единичных утвердительных суждения, которые по ОКС считаются общеутвердительными (А), эквивалентно единичным отрицательным, которые по ОКС считаются общеотрицательными (Е), и наоборот: ù (Это S суть Р) º Это S не суть Р.

Например, «Неверно, что Аристотель сформулировал принцип достаточного основания» º «Аристотель не сформулировал принцип достаточного основания».

Также важно помнить, что если в суждении, которое отрицается, предикат содержит кванторное слово, то он также изменяется в соответствии с правилом отрицания:

Например, «Неверно, что этот студент всегда опаздывает» º «Этот студент иногда не опаздывает».

 

Задание № 1

 

Определите вид простого суждения, приведите схемы суждений. Релятивные и экзистенциальные суждения преобразуйте в атрибутивные.

Древнегреческий мыслитель Аристотель является основателем логики.

 
 

 


x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ____________________ связка – __________________

Схема суждения: ________________________________________________

 

2. Некоторые студенты не боятся сдавать экзамены.

 

x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ___________________ связка – ___________________

Схема суждения: ________________________________________________

 

3. Оренбург южнее Москвы.

 

x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: _________________________________________­­­_______

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ______________________ связка – ________________

Схема суждения: ________________________________________________

4. Маша не старше Шуры.

 

 

x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное:_ _________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ______________________ связка – ________________

Схема суждения: ________________________________________________

 

 

5. Деда Мороза не существует в действительности.

 

 

x – ____________________________________________________________

y – ____________________________________________________________

отношение – ____________________________________________________

Схема суждения: ________________________________________________

Вид простого суждения: __________________________________________

Преобразование суждения в атрибутивное: __________________________

_______________________________________________________________

S – ____________________________________________________________

P – ____________________________________________________________

_______________________________________________________________

кванторное слово – ______________________ связка – ________________

Схема суждения: ________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...