Сущность характеристики форм инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание, характеристика основных понятий инновационного менеджмента: «новация», «инновация», «инновационная деятельность». Новация (новшество)– это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация прежде всего характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.). Инновация (нововведение) – рассматривается с нескольких сторон: - во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества; - во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества; - в-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате: 1) рыночной диффузии новшество стало известно потребителю и со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве, 2) осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества; 3) со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;
4) состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества); 5) осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного и даже «рутинного», то есть проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками); 6) потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качества, новый уровень сервиса). В широком смысле слова новации включаются в понятие «инновации» как часть единого процесса. Инновационная деятельность — это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.
Различают несколько видов инноваций: - технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; - технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции; - организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; - информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; - социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Сущность характеристики форм инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный.
Различают три логические формы инновационного процесса: 1) простой внутриорганизационный (или натуральный); 2) простой межорганизационный (или товарный); 3) расширенный. Первый из них предполагает создание и использование новшества внутри одной организации, новшество в этом случае не принимает товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Третий – расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество – технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте. Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза – это последовательные этапы НИОКР, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.
Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации. Ведь дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т.п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов: а) формы принятия решения; б) способа передачи информации; в) свойств социальной системы; г) свойств самого нововведений. Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы: 1) новаторы; 2) ранние реципиенты; 3) раннее большинство; 4) отстающие. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В качестве ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций. Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.
3. Классификация инноваций. Состав и содержание сферы инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок нововведений, рынок инвестиций, инновационная инфраструктура. А. Общая (традиционная) классификация инноваций и инновационных продуктов. 1. Как источник идеи для инновации могут выступать: а) открытие, научная идея, научная теория, явление; б) изобретение, ряд изобретений, лицензии; в) рационализаторские предложения; г) прочие ситуации. 2. Вид новшества. Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать форму: а) продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма; б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества; в) живых организмов, растений; г) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения; д) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.; ж) услуги; е) прочих решений. 3. По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций: - научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР; - технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя; - технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя; - информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя; - маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций; - логистические, ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте. - организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
- социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия. 4. По областям применения в сферах обслуживания: а) образование; б) питание; в) спорт и молодежь; г) культура и шоу; д) здравоохранение; е) правовое обслуживание и охрана; ж) туризм; з) торговля; и) финансовое обслуживание; к) другие. 5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками: а) мировой новизны; б) отечественной новизны; в) отраслевой новизны; г) новые для фирмы; д) расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг; е) обновленные товары и услуги; ж) товары и услуги с измененным позиционированием; з) с сокращенными издержками (производственные инновации). 6. Масштабы распространения инноваций: а) транснациональные; б) народнохозяйственные и федеральные; в) региональные; г) муниципальные; д) в рамках объединений и ассоциаций; е) в рамках организации; ж) в рамках подразделения. 7. Широта воздействия инноваций: а) глобальное, мировое; б) народнохозяйственное, национальное; в) отраслевое; г) локальное. 8. Темпы осуществления инноваций: а) быстрые, нарастающие; б) замедленные, равномерные; в) медленные, затухающие. 9. Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается: а) исследования; б) разработки; в) промышленное производство; г) маркетинг; д) логистика; е) диффузия; ж) рутинизация; з) сервисная поддержка. 10. По глубине вносимых изменений выделяют инновации: а) радикальные или базовые; б) улучшающие; в) модификационные или частные. 11. По преемственности: а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект; б) закрывающие, инновации закрывающие ряд отраслей; в) замещяющие; г) отменяющие; д) ретровведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|