Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Японская модель менеджмента

Понятие моделей менеджмента

Менеджмент – моделирование или разработка и социально-экономических систем, их управление, с целью как можно эффективнее их использовать. Главной задачей менеджмента является достижение эффективности производства путем улучшения потребления ресурсного потенциала организации.

Модель менеджмента – это совокупность идей, которые составляют основу в системе управления организации. На формирование модели оказывают влияние различные факторы: географические, религиозные, политические и т.д.

Модель менеджмента, которая используется в компании, становится основным источником для преимуществ перед конкурентами. Три важных составляющих в деятельности предприятия:

1. внешнее окружение

2. миссия организации

3. базовые знания и практическая реализация данной миссии

Таким образом, моделью менеджмента называют решения, которые принимает руководство организации, при выборе системы мотивации, определении целей, координации деятельности и использования ресурсов. Для эффективного выбора производства авторы работ о моделях менеджмента приводят три следующих принципа:

a) модель показывает ориентацию на определенные фундаментальные идеи, из которых потом создают конкретные практики и стили поведения.

b) Если изучить ошибки и достоинства моделей менеджмента других компаний, можно ввести нужные изменения в стратегию управления своей организации.

c) Идеальной и единственно правильной модели не существует, так как ситуация на рынке всегда меняется, а значит необходимо постоянно обновлять систему менеджмента.

 

Американский менеджмент

Американская модель менеджмента построена на принципах классической школы, которую основал Анри Файоль. Классическая школа стала серьезным влиянием на формирование различных направлений в создании американской теории системы управления.

Три исторических факторы, на которых базируется американский менеджмент в настоящее время:

1. наличие рынка

2. индустриальный способ организации производства

3. корпорация как основная форма предпринимательства

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г.

США считается родиной менеджмента, т.к. он появился там в конце прошлого века. В 1881 году Джозеф Вартон разработал первый научный курс по управлению, но в практическое применение был введен не сразу. Только после тридцать пяти лет его признали как учебную дисциплину. В 1886 г. Г. Таун, бизнесмен, представил американскому обществу инженеров-механиков свой доклад, в котором первый в стране поставил вопрос о потребности профессионального вида управленческой деятельности – менеджмента. Луис Брандейс в 1910 году ввел в жизнь такое понятие как «научное управление», а в 1911 году была издана научная работа Ф.У.Тейлора, которая называлась «Принципы научного управления».

Какой же более всего выделяющийся признак американского менеджмента на данный момент? Для начала – интернационализация менеджмента, и это естественно с учетом истории формирования Соединенных Штатов. Также причиной этому послужило объединение теоретической и практической части управления, выведенной специалистами разных стран и их совместные выводы в этой области науки.

В современное время деловой мир Америки находится в третьей фазе организации менеджмента. Данная фаза основывается на системе информационного обеспечения и переработки информации, что может улучшить коллективную деятельность специалистов различных областей познаний. Важной проблемой в настоящий момент стало для американских организаций определение наилучшего соотношения факторов централизации и децентрализации. Плюсы строго централизованной структуры, при которой есть четкое разделение между отделами и их функциями, в том, что у менеджера появляется возможность проявлять дополнительную собственную ответственность. Децентрализованная организационная структура в управления дает способность создавать среду, в которой каждый участник системы несет ответственность, может реализовать свой потенциала и показать себя, принося в производство свои идеи и задумки. Итог такой структуры заключается в процветании и развитии фирмы.

Функция организации производства несколько десятков лет назад была основной для улучшения роста производительности труда в Соединенных Штатах. Но в современном мире именно консервативные, закрепленные формы организаций останавливают страну в развитии и создают ей большой количество трудностей. В небольших компаний виден четко организационный план, при котором управленцы могут применять все ресурсы фирмы, видеть ее потенциал, а также принимать высококачественные и быстрые решения. Это способствует сильному развитию компаний. Но при длительном экстенсивном развитии предприятия эти особенности исчезают. Всё начинается с проблем при координации действий, что приводит к увеличению численности управленческого персонала. Эксперты в бизнесе утверждают, что процветание централизованной власти уменьшает преимущества больших фирм в области конкуренции.

Американские социологи приходят к выводу (учитывая опыт управления), менеджмент и развитие капитала влияет на социальные и экономические стороны общества. Соединенным Штатам необходимы сейчас две составляющих: капитал и менеджмент.

В общей сложности, итог небольшого анализа американской модели менеджмента представляется в том, что он делает сильный упором на конкретную личность менеджера, как одно из средств достижения успеха дела в целом, узкую направленность специализации и персональную ответственность каждого. В этой модели предпочтительна формальная, по своей сути жесткая, структура управления персоналом и производством.

 

Японская модель менеджмента

Хидеки Йосихара, специалист в Японии по менеджменту, вывел шесть существенных признаков управления.

 

1) Гарантирование занятости населения и создание обстановки, располагающей к доверию.

Эти положения дают стабильность ресурсов и уменьшают изменчивость кадров. Для рабочих же стабильность это наиважнейший фактор, укрепляющий чувство общности в компании, нормализует взаимоотношения в коллективе, в том числе и с руководителем. Если отсутствует угроза увольнения и есть действительная возможность идти вверх по карьерной лестнице, у рабочих повышается мотивация для укрепления компании. Стабильность на рабочем месте так же дает более близкое взаимодействие служащих с начальниками, что абсолютно необходимо для сбалансированный деятельности предприятия. Она позволяет увеличить ресурсы в сфере управления и определить их в направление активной деятельности для достижения целей компании, с другой стороны.

Такое положение вещей в Японии гарантируется с помощью пожизненного найма сотрудников. Данный момент уникален и свойствен именно Японии, и непонятен во многом для европейских принципов.

 

2) Гласность деятельности и ценности корпорации.

Единая база информации для абсолютно всех ступеней управления и служащих дает возможность участвовать в общественной деятельности и нести за нее ответственность, что, в свою очередь, увеличивает взаимодействие людей и производительность как итог. Для этого проводятся совещания, в которых участвуют представители администрации и инженеры. Корпоративные ценности также играют большую роль в японской системе. В них входит направленность на высокое качество обслуживания, предоставление услуг клиенту и сотрудничество отделов. Это поддерживает на всех уровнях организации.

 

3) Управление, которое базируется на информации.

Особое значение уделяется увеличению эффективности в экономике, производстве и улучшению характеристик качества продукции путем нахождения данных и их использованию, как системы. Руководители отделов каждый месяц просматривают документы о доходах, объемах производственной деятельности, качество выпускаемой продукции и т.д., чтобы знать, соответствуют ли данные запланированным показателям. Это позволяет проработать стратегию на будущий месяц и преодолеть проблемы на первых этапах их появления.

 

4) Управление, которое направляется на качество продукции и услуг.

Контроль за качество для руководителей компаний (или их управляющих) является базирующей точкой. Для этого им необходимо узнавать точную информацию о качестве. Так порученный ему отдел или участок сможет функционировать с максимальным качеством.

 

5) Постоянное нахождение начальства (администрации) на производстве.

Чтобы решения могли приниматься практически мгновенно (что позволит преодолеть с различными проблемами и улучшит их процесс решения при их возникновении) в Японии часто принято, чтобы управленцы размещались прямо на участке производства. Таким образом, разрешая возникающие проблемы, они постоянно вносят маленькие нововведения, которые дополнительно скапливаются в новшества компании. В Японии к нововведениям относятся положительно и способствуют им с помощью систем новаторских идей и предложений и организаций качества.

 

6) Обеспечение порядка и чистоты.

Хорошее качество товаров в Японии достигается с помощью такого фактора, как порядок на производстве. Японские управленцы пытаются создать порядок, который будет гарантировать высокое качество товаров и увеличивать показатели производительности с помощью чистоты.

 

Значимая особенность системы управления в Японии состоит в управление и использование ресурсами труда. Японские компании пытаются заставить своих служащих работать с наиболее высокой эффективностью, создавая им выгодные условия труда. Чтобы достичь данной цели, японские управленцы заимствовали основы американской системы управления персоналом. Например, подробный анализ составления и организации труда, принципы выплаты заработной платы, условия мест для работников, повышение квалификации и экзаменация служащих. Но это лишь основы, между этими системами лежит огромная пропасть различий управления.

 

В Японии очень высоко ценится преданность своих работников организации. Создается единое целое между служащими и компанией, что образует крепкую моральную связь и высокие показатели эффективности. Система японского управления всеми силами пытается укрепить эту связь, даже доводя до создания приоритетности интересов именно компании.

 

Есть еще и следующие отличия японской системы менеджмента от западных:

1. В управление качеством участвуют все уровни фирмы.

2. Обучение кадров и преподавание им методов качественного управления.

3. Создание и поддержка кружков качества.

4. Проверка деятельности по управлению качеством

5. Применение статистических методов управления.

6. общенациональная деятельность по контролю за качеством.

 

В Японии власть, основывающаяся на авторитете, появляется в зависимости не от заслуг, а от стажа. И это значит, что начальник не всегда будет достаточно компетентен в делах фирмы. Зачастую он не может понять тонкостей своего дела, поэтому основную работу приходится брать его подчиненным. Глава компании, лидер, должен же быть хорошо подготовленный, обладать знаниями, и правильно управлять человеческими ресурсами. Он обязан найти стимул для своих работников, дать им мотивацию, при этом добиваясь с их стороны любви и преданности делу. Подводя итог, можно резюмировать, что японская модель менеджмента делает упор на коллектив, который должен принимать решения. Для служащих устанавливаются корпоративные ценности. Также японская модель предпочитает гибкую систему и создание крепкой связи.

Немецкая модель.

 

Особенности данной модели:

 

1)Нахождения стимулов для подготовки профессионалов.

В немецкой модели отдается большое внимание профессиональному техническому образованию, которое считается в Европе одним из лучших. Рабочие в компаниях постоянно используют технические нововведения, что требует определенной способности к адаптации к быстрым изменения продукции и услуг.

 

2)Технические способности менеджеров.

Менеджеры в Германии делают упор на том, что они должны быть специалистами. Немецкие менеджеры обычно имеют высшее образование в техническом направлении. Благодаря хорошему уровню образования работников немецкий менеджмент не отдален от процессных изменений. Большинство их менеджеров, зачастую даже руководители, хорошо знают производственный менеджмент и постоянно присутствуют на заводских участках.

 

3) Высокая роль компетентности.

В культуре Германии высоко ценится профессионализм, который достигается путем строгой самодисциплины. Работники в немецких фирмах должны иметь хорошую квалификацию. Данное отношение к компетентности дает возможность улучшению взаимодействий между линейной и штабной структурой и между работниками и управленцами. Авторитета же управленцы достигают с помощью своего профессионального опыта, а не занимаемой должности. Немецкий принцип базируется на том, что при найме на работу требуется нужная техническая подготовка, а при процессе работы учитывает стаж служащего.

 

4) Высокий уровень ответственности и большой объем полномочий.

Если у служащих есть достаточная квалификация в производственных вопросах, то необходимый контроль администрации намного снижается. То есть руководитель лишь должен довести задание до персонала и принять результат.

5) Лояльность менеджеров.

В Германии низкая текучесть кадров, редко люди меняют работу, поэтому корпоративная лояльность там более высокого уровня. Однако, по мнению американцев и британцев, это может приводить и к губительным последствиям. Немцы же считают, что это даст им возможность повысить технический уровень компетенции. Во многих компаниях применяет такой метод, как «теневые работники». То есть у менеджеров есть заместители, и во время отпуска или болезни, человека есть, кем заменить. Такой принцип помогает сохранить непрерывность процесса производства.

 

6) Качество и использование инноваций.

Для немецких компаний главной целью являются гарантирование качества товаров и их быстрая доставка. В Германии уровень доходов достаточно высок, чтобы потребители были в состоянии заплатить за хорошее качество. Таким образом, чтобы выдержать конкуренцию на рынке, всегда является приоритетным направлением отслеживание технических новинок и введение на производство инноваций. Обеспечить это можно различными способами. Например, объединение или поглощение компаний, совместное их создание, покупка лицензий и патентов. Популярным методом является направление инвестиций в НИОКР: в Германии больше чем в других странах развито вкладывание доходов в НИОКР. При этом утверждается, что во время кризиса, данное финансирование должно становиться еще больше.

 

7) Особое внимание трудовым отношениям.

Для сохранения баланса на экономическом рынке Германии предпочитают стабильность трудовых отношений, создают устойчивую связь между служащими и рабочими советами или профсоюзами. В немецких компаниях пользуется широкой популярностью политика долгосрочных отношений сотрудничества.

 

8) Формализованный менеджмент в производстве.

В Германии принято составлять четкую структуру функций в организациях. Это достигается такими способами, как использование инструкций, строгое разграничение обязанностей и прав. Немецкие менеджеры предпочитают деятельность, которая контролируется правилами, чем свободную импровизацию. Особенно это распространенно в государственных заведениях и больших компаниях. У них очень развит отдел планирования; и, если ситуация становится несовпадающей плану, то немецкие менеджеры пытаются внести изменений в плановую деятельность, а не уменьшать роль отдела планирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...