Глава 2. Мотивы студентов при выборе ВУЗа и специальности. Эмпирический анализ мотивов.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Практическое исследование. Результаты анкетирование.
Для того чтобы понять чем же пользуются студенты при выборе ВУЗа и специальности, я со своим научным руководителем составила анкету состоящую из 17 вопросов. Анкета состоит из открытых и закрытых вопросов и паспортной части в которой 3 вопроса. Анкета будет находиться в приложении № 1. И так для исследования я опросила студентов города Ярославля следующих ВУЗов: ЯГПУ им К.Д. Ушинского ЯГУ им. П.Г. Демидова ЯГТУ ЯГМА ЯГСА. Всего мне удалось опросить 100 человек, из каждого вуза я опросила по 20 человек. Я опрашивала почти все курсы, а точнее всех желающих. И так перейду к полному анализу ответов студентов. Первый вопрос анкеты звучал так: «Зачем, по Вашему мнению, человек получает высшее образование? (не более 3 позиций)» к вопросу было предложено 8 вариантов ответа. Самыми популярными ответами были: Это залог его материального благополучия 20% опрошенных Это повышает интеллектуальный уровень 30% опрошенных Это повышает социальный статус человека 40% опрошенных Это основа саморазвития 10% опрошенных. Второй вопрос анкеты был таким: «Кем ты мечтал(а) стать в детстве?». Тут респонденты отвечали, что хотели бы быть пожарными, медицинскими работниками, и другими «детскими» мечтами, так как, когда они были в возрасте 5-9 лет, мечтали именно об этом. Третий вопрос звучал так: «В каком возрасте ты начал(а) задумываться о выборе профессии?». в данном вопросе было 4 варианта ответа: еще со времен детского сада 0% со времен начальной школы 10% в старших классах школы 90% ваш вариант 0%. Можно сделать вывод, что ребята стали задумываться о будущей профессии в старших классах.
Четвертый вопрос: «В каком возрасте ты принял(а) окончательное решение в выборе профессии?». Тут все респонденты ответили что окончательно определились с выбором в возрасте 15-18 лет, ведь в данном периоде происходит осознание чего хочет человек. Пятый вопрос: «Вы изначально планировали поступать в вуз, в котором обучаетесь?». 70 % респондентов ответили, что да они изначально собирались поступать в тот вуз в котором сейчас обучаются, соответственно 30 % респондентов ответили, что нет. Шестой вопрос: «Как Вы готовились к поступлению в ВУЗ?. В вопросе было 6 вариантов ответа: Готовился(лась) самостоятельно 35 % респондентов Посещал(а) подготовительные курсы при ВУЗе (ВУЗах) 25 % респондентов Занимался(лась) с репетитором 35 % респондентов Проходил(а) тестирования 5% респондентов Учился(лась) в базовой школе при вузе 0 Ваш вариант 0. По ответам респондентов можно сделать вывод, что большей популярностью пользовались занятия с репетитором, ведь на самом деле индивидуальные занятие намного эффективнее, чем групповые. Седьмой вопрос: «На какие источники информации Вы ориентировались при выборе ВУЗа?». На это вопрос было предложено 5 вариантов ответа: Интернет 10% Образовательные выставки 40% Справочные издания 10 % Советы членов семьи/знакомых 40% Ваш вариант. Можно сделать вывод, что респонденты в большей части опирались на советы своих близких людей. Вопрос восемь: «Какие критерии Вы использовали при выборе ВУЗа? (не более 5 позиций)», в данном вопросе было предложено 17 вариантов ответа: Уровень преподавания в ВУЗе в целом 7% Престижность (известность) ВУЗа 25% Комфортная обстановка в ВУЗе 2% Расположение ВУЗа 5% Активность внеучебной студенческой жизни 23% Мнение членов семьи 8% Перечень вступительных экзаменов 10% Наличие в ВУЗе зарубежных программ 2% Возможность совмещать работу и учебу 3% Конкурс при поступлении 0
Мнение учителей 0 Сложность обучения в ВУЗе 3% Техническая оснащенность ВУЗа 5% Наличие интересной мне специальности 7 % Желание моей второй половины 0 Стоимость обучения в вузе на коммерческом месте12% Ваш вариант.0
Респондентам можно было выбрать не более 5 вариантов ответа, самыми популярными были, престижность вуза, активная студенческая жизнь, стоимость обучения и перечень вступительных экзаменов.
Вопрос девятый: «Вы сменили место жительства для получения образования?» Да 20% Нет 80%. По ответам респондентов можно сделать вывод, что большинство студентов не готово переехать в другой город ради получения специальности своей «мечты». Вопрос десятый: «Вы поступили в тот ВУЗ, в котором хотели учиться?» Да 70% Нет 30% По ответам можно сказать, что 70 человек поступили именно в тот вуз в котором хотели учиться. Вопрос 11: «Вы поступили на ту специальность, по которой хотели учиться? Да 70% Нет 30%. Здесь, тоже видно, что 70 человек удовлетворены тем, что учатся на той специальности что хотели. Далее следуют вопросы 12, 13,14, где респонденту необходимо было расставить приоритеты. И се так большинство студентов выбирали либо престиж, либо, уровень дохода по окончанию специальности. Некоторые респонденты, так же отмечали интерес, и творческий вариант при выборе профессии. Если обобщить все выше сказанное, главным мотивом при выборе вуза и специальности был престиж, а именно стремление студентов обучатся в престижном вузе.
Заключение. Итак, подведем итоги проделанной работы. Задачи, поставленные во введении выполнены. На основе теоретического анализа литература даны определения понятиям «мотив». Мотив – 1)побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Также рассмотрели виды, и более детально рассмотрели внутренние и внешние мотивы. Входе исследования, где было опрошено 100 студентов города Ярославля, частично подтвердилась гипотеза данной работы. В ходе исследования была использована комплексная анкета, представленная в приложении.
На основе анализа полученных данных мною были сделаны следующие выводы: - В мотивационной структуре получения высшего образования преобладают такие мотивы, как приобретение профессии, дающей хороший заработок (55%), возможность сделать карьеру (для 55%),, престижность обучения в вузе (диплом) (51%), интересная работа по выбранной специальности в будущем (33%), нежелание работать рабочим, малоквалифицированным служащим, престижная специальность.
Список литературы: 1. Агапова Е. Г. «Физиология и психология труда». Самара., 2010 2. Богословская О. «Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии». Высшее образование в России. 2006, № 5. 3. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. 4. Общая психология / под ред. А.В. Петровского. М., 2007. 5. Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. СПб., 2003. 6. Психология: учеб. для экон. вузов / под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000 7. Родина О.Н. «Изучение мотивации выбора профессии «педегог»: методический аспект». Вестник Московского университета. Сер. Психология. 2006, № 3. 8. Смирнов С.М. «Педагогика и психология высшего образования от деятельности к личности». М.,2003 9. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11-х кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И. М., 2007.
Приложение №1. Уважаемый респондент!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|