Элементов системы качества
Стр 1 из 2Следующая ⇒ 1. Ответственность руководства за качество. Руководство предприятия должно взять на себя следующие функции при построении системы качества. 1) Определить политику в области качества, то есть установить цели функционирования и развития предприятия. Стандарт определяет как обязательный элемент – документальное оформление политики в виде декларации или обязательства. В качестве примера приведем заповеди качества фирмы "Sony": • Осуществляя прогресс, служить всему миру. • Всегда стремиться к неизведанному. • Совершенствовать производство. • Широкие внутрифирменные связи. • На каждое рабочее место – человека, который действительно хочет на нем работать. • Ориентация на работника. 2) Определить и документально оформить ответственность и полномочия сотрудников. 3) Определить финансовые, материальные и кадровые ресурсы для выполнения политики в области качества. 4) Назначить уполномоченного по качеству. Внедрение на предприятии современной системы качества требует значительного внедрения нововведений в управлении и организации производства, что часто вызывает сопротивление сотрудников. Задача руководства – так психологически настроить коллектив (в том числе и личным примером), чтобы цели и задачи построения системы качества бьши поняты каждым работником. 2. Документация системы качества. Необходимо разработать, документально оформить и поддерживать функционирование системы качества. Иерархия документации возглавляется Руководством по качеству, где определены процедуры системы качества. Далее идут рабочие инст рукции системы качества и планы деятельности по развитию менеджмента качества. Требования к Руководству по качеству изложены в стандарте ISO 10013.
3. Анализ контрактов на поставки продукции. Необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии инструкции, обеспечивающие анализ контракта службой маркетинга. Этой стадии придается огромное значение, поскольку правильное оформление контракта и отслеживание связей позволяет значительно уменьшить риск от поставки недоброкачественной продукции. На стадии заключения контракта наиболее эффективна работа с документацией и информационными материалами.
¨ Приступая к анализу заключаемого контракта, руководство предприятия должно определить: • какие пункты должны быть проанализированы исходя из задач обеспечения качества; • какие должностные лица должны принять участие организации работ по анализу контракта; • как документировать результаты анализа. Анализ контракта – многофакторная задача. Наиболее значимыми факторами являются: степень новизны продукции; характеристика заказчика; особенности заказа. Для анализа можно воспользоваться известным методом развертывания функции качества. Элементы матрицы обозначают связь контракта и элементов системы качества: 0 – связь отсутствует, 1 – связь слабая, 2 – связь определяющая. Сумма баллов по столбцам означает степень вовлеченности в проработку контракта тех или иных служб или привлекаемых специалистов. Если сумма по столбцу не превышает 1, то согласование не требуется, 2 – желательно, 3 и более – обязательно. Суммы баллов по строкам отражают значимость данного требования контракта для обеспечения качества.
Типовая матрица анализа контракта
После определения приоритетов с использованием матрицы необходимо скомплектовать пакет документированных процедур (стандарты, методы выполнения измерений (МВИ), технологические карты) или носителей информации (инструкции, руководства).
Такой подход поможет реализовать важнейший принцип системы качества – предотвращение несоответствий уже на стадии анализа контракта. Полезным является также построение "коридора" качества. Для этого необходимо определить перечень всех параметров, определяющих имеющиеся и ожидаемые потребности рынка и потребителя. Нижним пределом можно считать требования безопасности, определяющие юридическую ответственность производителя за реализацию на рынке. Верхний предел соответствует теоретическому уровню качества для этой продукции. Далее необходимо определить положение лучшего аналога планируемой к выпуску продукции и сравнить уровень качества выпускаемой малым предприятием продукции с параметрами нижнего, верхнего пределов и аналога. ¨ 5. Управление документацией предприятия. Предприятие использует обычно достаточно сложную и многофакторную систему документации, соответствующую жизненному циклу продукции: • управленческая; • техническая; • финансовая; • документация системы качества; • прочие системы документации. Стандартом предписывается создание эффективной системы взаимодействия и улучшения всех систем с обязательным документированием процедур. 6. Управление закупками. Приобретаемая продукция должна соответствовать необходимому уровню качества. Для обеспечения функционирования системы качества на уровне закупки необходимо контролировать и организовать следующие действия: • оценку субподрядчиков; • определить полноту и достоверность информации о заказанной продукции; • проверить образцы продукции самостоятельно либо привлечь независимую инспекционную компанию. 7. Контроль комплектующих. Под комплектующими здесь понимается сырье, материалы, оборудование. Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления проверкой, хранением, техническим обслуживанием комплектующих. 8. Идентификация и прослеживаемостъ продукции. Эффективное управление процессами требует знания в любой момент времени о местонахождении и состоянии любого элемента технологической цепочки. Необходимо разработать систему отличия одной единицы продукции от другой (идентификация) и систему определения их взаимного расположения (прослеживаемость).
9. Управление производственными процессами. Стандарт рекомендует планировать процессы производства, монтажа и технического обслуживания, влияющих на качество продукции, и обеспечить управляемые условия. 10. Контроль параметров продукции представляет собой систему технического контроля качества продукций. 11. Поверка оборудования состоит из процедур метрологического обеспечения контрольного, измерительного и испытательного оборудования. Система подтверждения метрологической пригодности оборудования более подробно изложена в стандарте ISO 10012 -1. 12. Сортировка и маркировка некачественной и бракованной продукции. Поставщик должен разработать и поддерживать документированные процедуры, обеспечивающие гарантию, что бракованная продукция не используется в технологическом процессе и не может быть поставлена заказчику. 13. Управление утилизацией бракованной продукции. Бракованная продукция может быть: 1) переделана или отремонтирована; 2) переведена в другую категорию качества; 3) отправлена в отходы. 14. Корректирующие и предупреждающие мероприятия. • Корректирующие действия: 1) рассмотрение жалоб потребителей; 2) рассмотрение причин брака и определение порядка его устранения; 3) проведение контроля за корректирующими воздействиями. • Предупреждающие действия: 1) анализ информации о функционировании системы качества; 2) определение зон риска; 3) организацию предупреждения потерь и контроля за эффективностью предупреждающих воздействий. 15. Транспортировка, упаковка, хранение и поставка продукции. 16. Управление информацией по качеству. Предприятие разрабатывает процедуры сбора, хранения иобновления данных о качестве. 17. Внутренняя проверка качества. Аудит качества – это системный и независимый анализ, проводимый в целях установления того, соответствуют ли определяющие качество виды деятельности и связанные с ними результаты поставленным задачам, а также возможна ли эффективная реализация этих задач и пригодны ли они для достижения преследуемых целей.
Различают три вида ориентации аудита качества – на продукт, на процесс, на систему качества. Каждый из этих видов аудита может проводиться методом самопроверки и с привлечением независимого внешнего аудитора. 18. Обучение (кадровая политика предприятия). На практике обычно подготовку предприятия к сертификации системы качества начинают с обучения и подготовки кадров. Функционирование системы качества предписывает непрерывность этого процесса. 19. Техническое обслуживание. Регламентирует построение системы сервисного обслуживания выпускаемой продукции. 20. Применение статистических методов принятия решений. Развитие компьютерной техники и математического аппарата статистики позволило использовать статистические методы в управлении системой качества и техническом контроле качества. Статистические методы делятся на три категории по ориентации на процессы управления, на технический контроль качества продукции (выборки), на общесистемные методы (диаграммы Ишикавы, сетевые графы Парето и др.). Отметим основные недостатки стандартов серии ISO 9000, которые побуждают предприятия к внедрению системы всеобщего управления качеством TQM: • нет конкретных требований к содержанию системы контроля за расходами на качество, то есть не рассматривается и не отслеживается эффективность внедрения системы качества; • нет ориентации на общечеловеческие ценности – экологию, социальный климат; • нет жесткого требования сертификации всех комплектующих, поступающих на производство. Концепция непрерывного развития качества регламентирует устранение выявленных несоответствий, что частично учтено при построении TQM.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|