Здравоохранение, питание, вода и социальное обеспечение.
Конституционный суд ЮАР SA 765 (CC) (перевод и комментарии А.А. Троицкой А.А., асс. Кафедры конституционного и муниципального права юридического ф-та МГУ) [Заявитель, безработный мужчина 41 года, страдал от тяжелой формы хронической почечной недостаточности. Продлить его жизнь мог только регулярный гемодиализ. Он обратился с соответствующей просьбой в государственную больницу, которая, однако, испытывала нехватку аппаратов «искусственная почка» и средств для приобретения дополнительного оборудования и поэтому могла оказывать помощь только ограниченному числу пациентов. Из-за нехватки ресурсов в больнице был выработан комплекс правил предоставления помощи. В соответствии с этими правилами автоматический доступ к диализу получали лишь пациенты с острой почечной недостаточностью. Из числа пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, преимущество в очереди на диализ имели те, кому была прописана трансплантация почек[2]. В отношении заявителя трансплантация не планировалась, поскольку он страдал также от сахарного диабета и ишемической болезни сердца, соответственно, он оставался в конце очереди на бесплатный диализ. Исчерпав все средства на частные клиники, заявитель обратился в суд с тем, чтобы тот обязал государственную больницу предоставить лечение, ссылаясь на статьи Конституции ЮАР, закрепляющие право на жизнь и услуги здравоохранения.]
Судья Часкалсон, решение суда: ... 8. Мы живем в обществе с колоссальным неравенством в распределении богатства. Миллионы людей живут в плачевных условиях и чудовищной бедности. Существует высокий уровень безработицы, неадекватная система социального обеспечения, и многие люди не имеют доступа к чистой воде и надлежащим услугам здравоохранения. Таковы были условия на момент принятия Конституции, и стремление преодолеть их и превратить наше общество в такое, где существует человеческое достоинство, свобода и равенство, лежит в основе нашего нового конституционного порядка...
9....Это стремление также выражено в различных положениях Билля о правах[3], в особенности в статья 26 и 27, регулирующих доступ к жилью, медицинской помощи, питанию, воде и социальному обеспечению.
10.... Статья 27. Здравоохранение, питание, вода и социальное обеспечение. (1) Каждый имеет право на доступ: (а) к услугам здравоохранения... (2) Государство обязано предпринимать обоснованные законодательные и иные меры в пределах доступных ресурсов для обеспечения последовательной реализации каждого из перечисленных прав. (3) Никому не может быть отказано в получении скорой медицинской помощи.
[Прежде всего, Суд отверг требование заявителя, основанное на праве на получение скорой медицинской помощи. Право на скорую помощь предоставляется тем, кому внезапно стало плохо или кто неожиданно получил травму, а не пациентам с хроническими заболеваниями, даже если от этого зависит их жизнь. Если бы все хронические больные были признаны имеющими право на получение скорой помощи от государства, последнее столкнулось бы с трудностями при выполнении своих обязанностей по статье 27 (1) и (2). У государства не осталось бы средств на лечение людей, болезни и телесные повреждения которых не угрожают жизни.]
21. Заявитель страдает хронической почечной недостаточностью. Чтобы он мог оставаться в живых посредством диализа, эта процедура потребовалась бы ему два или три раза в неделю. Это не непредвиденный, крайний случай (emergency), который требует немедленной врачебной помощи. Это длящееся состояние, являющееся следствием неизлечимого нарушения функции почек заявителя. На мой взгляд, статья 27 (3) не применима к этим обстоятельствам.
22. Требование заявителя на получения диализа должно оцениваться на основе положений статьи 27 (1) и (2). Эти положения наделяют каждого правом доступа к услугам здравоохранения, обеспечиваемых государством «в пределах доступных ресурсов».
23. [По мнению заявителя], государство могло бы ассигновать дополнительные средства нефрологической больнице и оно должно было это сделать, чтобы дать больнице возможность проводить направленное на сохранение жизни лечение заявителю и другим больным, страдающим хронической почечной недостаточностью.
24. В настоящее время Деператамент здравоохранения не имеет достаточных средств для покрытия расходов...
25. При использовании имеющихся в наличии аппаратов «искусственной почки» в соответствии с [разработанными больницей] правилами, больше пациентов получают лечение, чем если бы эти аппараты использовались для сохранения жизни лицам с хроничекой почечной недостаточностью, и результат лечения также выглядит более удовлетворительным, потому что оно направлено на выздоровление пациентов, не просто на поддержание их в хроническом состоянии. Никто не делал заявления, что эти правила неразумны, или что они не применялись справедливо и рационально, когда больница принимала решение о том, что заявителю не показан диализ...
29. Администрация провинции, ответственная за оказание услуг здравоохранения в Квазулу-Натал, должна принимать решения относительно финансирования медицинской помощи и распределения выделенных средств. Соответствующий выбор означает принятие сложных решений на политическом уровне при формировании бюджета и на функциональном уровне - при определении приоритетов. Суд должен будет воздерживаться от вмешательства в разумные решения, принятые добросовестно политическими органами и медицинскими властями, ответственными за решение таких вопросов.
31. Всякий может только посочувствовать заявителю и его семье, столкнувшейся с жестокой необходимостью доведения себя до нищеты с тем, чтобы продолжать лечение, которое требуется заявителю для продления его жизни. Тяжелая правда заключается в том, что если бы заявитель был богатым человеком, он мог бы получить такое лечение в частных клиниках; он не является таковым и должен искать помощи государства в предоставлении лечения. Но ресурсы государства ограничены, а заявитель не отвечает критериям допуска к программе гемодиализа. К сожалению,.. есть много других людей, нуждающихся в жилище, питании и воде, работе и социальном обеспечении... Государство должно распределять свои ограниченные ресурсы так, чтобы удовлетворять все эти притязания. Еще будут возникать ситуации, когда будет требоваться целостный подход, учитывающий глобальные нужды общества, а не фокусирующийся на специфических потребностях отдельного индивида...
[Требования заявителя отвергнуты]
Судья Мадала, совпадающее мнение: ... 42. Конституция предусматривает и гарантирует основные права таким образом, чтобы любой человек с улицы, осведомленный об этих гарантиях, мог немедленно заявить о них без дальнейших хлопот, и предполагает, что любое гарантированное право доступно ему или ей по запросу. Некоторые конституционные права сформулированы как идеал, которого еще надо добиться. В некоторых случаях они означают обещание и указание на то, чтó должно погрузить на свой корабль демократическое общество, стремящееся спасти утраченные достоинство, свободу и равенство. Они представляют собой ценности, которые Конституция стремится обеспечить, создать и защитить для будущей Южной Африки.
43. Однако конституционные гарантии не являются абсолютными и могут быть ограничены тем или иным способом. В некоторых случаях Конституция в очень многих словах устанавливает, что государство должно принимать разумные законодательные и иные меры, в пределах доступных ресурсов, чтобы «достичь последовательной реализации каждого из этих прав». Своими формулировками Конституция признает, что она не может преодолеть все бедствия, с которым наше общество столкнулось [из-за политики, проводимой] в прошлые времена, но должна продолжать пытаться решить эти проблемы. Одним из факторов, сдерживающих достижение конституционных гарантий, являются ограниченные или недостаточные ресурсы...
Судья Сакс, совпадающее мнение: ... 54. Права, связанные с получение медицинской помощи, по самой своей природе должны рассматриваться не только в традиционном правовом контексте, выстроенном вокруг идей автономии личности, но и в новых аналитических рамках, основанных на понятии человеческой взаимозависимости. Здоровая жизнь зависит... от качества воздуха, воды, улучшения санитарных условий, которое государство проводит в общественных интересах; от качества социальной помощи, тесно взаимосвязанной со здоровьем; также и от качества медицинской помощи и поддержки, оказываемой официально медицинскими учреждениями и неофициально - семьей, друзьями и обществом... Следовательно, традиционный анализ прав должен быть адаптирован таким образом, чтобы принимать во внимание специальные проблемы, созданные потребностью в обеспечении широкого действия конституционных принципов, регулирующих право на доступ к недостаточным ресурсам, и рассмотрении конфликтов между носителями прав, реализуемых на конкурентной основе. Когда права по своей природе являются общими и взаимозависимыми, установление надлежащего баланса между равнозначимыми правовыми возможностями или ожиданиями многих заявителей должно рассматриваться не как наложение ограничений на эти права, но как определение обстоятельств, в которых права могут быть наиболее справедливо и эффективно реализованы...
Вопросы к решениям.
1. Что понимается под социальной функцией государства? Корреспондируют ли ей какие-либо права индивидов? Приведите примеры закрепления в конституциях только объективной характеристики государства в качестве социального; сопровождение такой характеристики набором субъективных прав в социальной сфере. Каковы пределы конституционной защиты таких прав? Какое значение для реализации социальных прав, именуемых в решении польского Конституционного трибунала приобретенными, имеет уровень благосостояния общества? Можно ли на основе конституционных норм требовать, как это фактически было сделано в южно-африканском деле, от государства благ в большем объеме, чем позволят предоставить имеющиеся у него в наличии экономические ресурсы? Аргументируйте позицию, помня о том, что реализация многих личных и политических прав, в принципе, тоже может быть весьма затратна для государства. Какое практическое следствие имеет признание конкурентной основы реализации многих, в том числе обсуждаемых в приведенных делах, социальных прав?
2. Кто и на каких основаниях должен принимать окончательное решение по вопросу о конкретных суммах, направляемых на социальные нужды? Подлежат ли соответствующие решения судебному контролю? Существует точка зрения, что судьям не следует участвовать в спорах о социальной и экономической политике, поскольку они не подотчетны избирателям. Согласны ли вы с этим? В каких случаях независимость судей от предпочтений электората может стать преимуществом? С какой целью и с каких позиций судьи могут участвовать в обсуждении политических вопросов? 3. Проведите сравнительный анализ с российским законодательством в сфере здравоохранения и социального обеспечения. На основе правовых актов в Российской Федерации решите данную задачу.
[1] Soobramoney v Minister of Health (Kwazulu-Natal). Текст решения на английском языке доступен на сайте: http://www.saflii.org/za/cases/ZACC/1997/17.html [2] Как указывается в тексте решения, в случае острой почечной недостаточности диализ, если он помогает в лечении, необходим на период времени от четырех до шести недель. В случае хронической почечной недостаточности, когда планируется трансплантация почек, диализ проводится вплоть до подбора донорского органа и пересадки. Иными словами, и в том, и в другом случае, речь идет о конечном времени использования аппарата «искусственная почка». [3] Биллем о правах называется раздел второй Конституции ЮАР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|