Глава 2. «Помощь миру – обратная сторона медали»
2.1. Организационные звенья цепи.
официальные задачи МВФ:
1. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов; 2. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»; 3. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений; 4. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах». 5. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»
Многие экономисты и политические деятели критикуют МВФ по причине чрезмерной американизации. Так для принятия какого-либо решения в Фонде требуется одобрение 85% его участников, при этом голоса формируются пропорционально сделанным взносам. США обладают 17% всех голосов (больше, чем у всех остальных) и поэтому имеют возможность блокировать какое угодно решение МВФ, например, могут запретить выделять кредиты определенным странам и т.п, как, например, случилось в 2010г, когда Сенат США проголосовал за законопроект, запрещающий Международному валютному фонду (МВФ) выделять кредиты странам, которые не могут подтвердить свою способность вернуть долг.
Так же критика состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам. Например, по мнению Мишеля Чоссудовского, профессора экономики в Университете Оттавы и руководителя Центра исследования глобализации, МВФ принял активное участие в разделении Югославии, вернее, создал предпосылки для этого разделения.
О привязывании государств к международным финансовым потокам говорит мексиканская ситуация, сложившаяся в 80-е годы, когда из-за резкого падения цен на нефть рухнула экономика Мексики. Международный Валютный Фонд стал выдавать кредиты в обмен на масштабную приватизацию. До 57% государственных расходов Мексики уходило на выплату долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в Североамериканскую зону свободной торговли и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились, полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. Ликвидация протекционистской политики превратила Мексику в рынок сбыта некоторых товаров американских фермеров.
В своей статье «Аргентина – еще одна жертва МВФ» российский социолог, культуролог, политолог и философ Александр Николаевич Тарасов пишет:
В результате Мексика оказалась намертво привязана к США и МВФ, 24 % населения живет на грани голодной смерти и еще 50 % – в условиях бедности, чего в Мексике не было даже во времена диктатуры Порфирио Диаса в конце XIX – начале XX в.»
Обычно рекомендации МВФ заключаются в следующих формулировках: · снижение наращивания госдолга через повышение налогов и снижение госрасходов; · повышение процентных ставок с целью привлечения капитала из-за рубежа; · снятие ограничений на трансграничные потоки капитала; · структурные реформы, направленные на дерегуляцию, приватизацию и другие меры, призванные усилить и сделать более качественным экономический рост.
Причины, по которым СССР решил не вступать в МВФ, вполне понятны. Это был не отказ от сотрудничества с «капиталистическим противником», а нежелание признавать новый послевоенный порядок, установленный Штатами.
2.1.2. Международный банк реконструкции и развития.
· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов; · содействие частным иностранным инвестициям; · содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов; · сбор и публикация статистической информации.
Первоначально МБРР был призван с помощью сосредоточенных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах.
2.3. «Распространение влияния США на экономики других государств.»
2.3.1. «Долларизация экономик множества стран, установление господства Федеральной Резервной Системы.»
Долларизация экономик ряда стран привела к выходу денежной массы из-под национального контроля и перехода её под контроль Федеральной Резервной Системы США.
2.4. «Основные причины, определившие крах Бреттон-Вудской системы». 2.4.1. «Непредусмотренная ошибка и кризис».
Бреттон-Вудская система могла эффективно работать только при условии устойчивости основной резервной валюты. И это условие в конце концов не было соблюдено. В конце 50-х и 60-е годы платежный баланс США в основном сводился с отрицательным сальдо а это означало, что количество долларов, находящихся на руках у иностранцев, быстро возрастало при истощении золотых резервов США, к тому же американская экономика была очень нестабильна, характерным было усиление неравномерности экономического развития, и начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста.
Причины кризиса -- милитаризация экономики (из-за Корейской и Вьетнамской войны), усиление инфляции и ее неравномерное развитие в отдельных странах, диспропорции и неравномерность развития стран и отраслей, ухудшение внешнеэкономических позиций США, чья валюта является главной резервной валютой, усиление циклических колебаний в капиталистической экономике, резкие сдвиги на сырьевых рынках.
«Эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента.» Опять же, добычи золота не могли поспеть за темпами роста международной торговли. В процессе развития системы для частичного снятия этого противоречия было предложено использование искусственного резервного средства – специальные права заимствования. Этот механизм, созданный в 1969 г, действует и сегодня. Важно было бы отметить и немного забежать вперед -- история показывает, что "парадокс Триффина" действительно действует, США были вынуждены отказаться от привязки доллара к золоту.
2.4.3. «Французский прецедент». 4 февраля 1965 года президент Франции заявил, что считает необходимым вести международный обмен на основе золотого стандарта. Он пояснил свою позицию так: «Золото не меняет своей природы: оно может быть в слитках, брусках, монетах; оно не имеет национальности, оно издавна и всем миром принимается за неизменную ценность. Несомненно, что еще и сегодня стоимость любой валюты определяется на основе прямых или косвенных, реальных или предполагаемых связей с золотом».
С 1949 по 1970 год золотые запасы США сократились более чем в 2 раза, с 21 800 до 9838,2 тонны.
2.4.4. «Интересы сильного не устраивают остальных»
2.4.5. «Остальные причины»
1. Огромный размах приобретают валютные спекуляции транснациональных корпораций.
2. Дефицит платежного баланса США продолжает расти с чудовищной скоростью с начала кризиса системы и по сегодняшний день. Хронический ДПБ у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали колебания курсов валют.
3. Валютные спекуляции транснациональных компаний приобретают огромный размах при попытках избежать потерь или получить прибыли, придавая им (спекуляциям) гигантский размах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|