Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. «Помощь миру – обратная сторона медали»




2.1. Организационные звенья цепи.


2.1.1. «Международный валютный фонд»

 


МВФ - специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов и поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением принципов работы валютных систем стран-участниц, обеспечивает валютное сотрудничество. Официальная дата создания МВФ – 27 декабря 1945 года. МВФ начинает деятельность лишь в 1947 году как часть Бреттон-Вудской системы.

официальные задачи МВФ:

 

1. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

2. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

3. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

4. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

5. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»

 

Многие экономисты и политические деятели критикуют МВФ по причине чрезмерной американизации. Так для принятия какого-либо решения в Фонде требуется одобрение 85% его участников, при этом голоса формируются пропорционально сделанным взносам. США обладают 17% всех голосов (больше, чем у всех остальных) и поэтому имеют возможность блокировать какое угодно решение МВФ, например, могут запретить выделять кредиты определенным странам и т.п, как, например, случилось в 2010г, когда Сенат США проголосовал за законопроект, запрещающий Международному валютному фонду (МВФ) выделять кредиты странам, которые не могут подтвердить свою способность вернуть долг.
Закон предполагает обязательную оценку правительством США кредитоспособности страны, обращающейся за помощью, если ее государственный долг превышает годовой ВВП.


Так же критика состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Например, по мнению Мишеля Чоссудовского, профессора экономики в Университете Оттавы и руководителя Центра исследования глобализации, МВФ принял активное участие в разделении Югославии, вернее, создал предпосылки для этого разделения.


Цитата:


«Спонсируемые МВФ программы с тех пор последовательно продолжали уничтожение индустриального сектора и постепенно демонтировали югославское государство «всеобщего благоденствия». Соглашения о реструктуризации увеличили внешний долг и обеспечили мандат для девальвации югославской валюты, что сильно ударило по уровню жизни югославов. Этот начальный раунд реструктуризации заложил её основы. В течение 1980-х годов МВФ периодически прописывал дальнейшие дозы своей горькой «экономической терапии», тогда как югославская экономика медленно впадала в кому. Промышленное производство докатилось до 10-процентного падения к 1990 году — со всеми предсказуемыми социальными последствиями.»

 

О привязывании государств к международным финансовым потокам говорит мексиканская ситуация, сложившаяся в 80-е годы, когда из-за резкого падения цен на нефть рухнула экономика Мексики. Международный Валютный Фонд стал выдавать кредиты в обмен на масштабную приватизацию. До 57% государственных расходов Мексики уходило на выплату долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в Североамериканскую зону свободной торговли и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились, полностью была уничтожена система поддержки мексиканских фермерских хозяйств. Ликвидация протекционистской политики превратила Мексику в рынок сбыта некоторых товаров американских фермеров.

В своей статье «Аргентина – еще одна жертва МВФ» российский социолог, культуролог, политолог и философ Александр Николаевич Тарасов пишет:


«Основные финансовые вливания были направлены в «макиладоры» – цепь заводов, построенных вдоль мексиканско-североамериканской границы. Эти заводы экстерриториальны, на них запрещено создание профсоюзов, рабочие получают гроши, заводы не платят налогов в мексиканскую казну. Ущерб, причиняемый Мексике «макиладорами», оценивается приблизительно в 14,5–16,5 млрд долларов в год.

 

В результате Мексика оказалась намертво привязана к США и МВФ, 24 % населения живет на грани голодной смерти и еще 50 % – в условиях бедности, чего в Мексике не было даже во времена диктатуры Порфирио Диаса в конце XIX – начале XX в

 

Обычно рекомендации МВФ заключаются в следующих формулировках:


· снижение наращивания госдолга через повышение налогов и снижение госрасходов;

· повышение процентных ставок с целью привлечения капитала из-за рубежа;

· снятие ограничений на трансграничные потоки капитала;

· структурные реформы, направленные на дерегуляцию, приватизацию и другие меры, призванные усилить и сделать более качественным экономический рост.

 

Причины, по которым СССР решил не вступать в МВФ, вполне понятны. Это был не отказ от сотрудничества с «капиталистическим противником», а нежелание признавать новый послевоенный порядок, установленный Штатами.

 

2.1.2. Международный банк реконструкции и развития.


МБРР – основное кредитное учреждение Всемирного банка. Банк начал функционировать в 1946 г.


Официальные цели банка:

· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

· содействие частным иностранным инвестициям;

· содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

· сбор и публикация статистической информации.

 

Первоначально МБРР был призван с помощью сосредоточенных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения и в кредитоспособных бедных государствах.
Согласно условиям вступления:


«Прежде чем вступить в Международный банк реконструкции и развития (МБРР), страна сначала должна стать членом Международного валютного фонда (Фонда). Кроме того, членство в Банке является условием членства в Международной финансовой корпорации»


Как видно, МВФ и МБРР тесно связаны друг с другом. До сегодняшнего дня положение дел остается таким же.

 

 

2.3. «Распространение влияния США на экономики других государств.»

 

 

2.3.1. «Долларизация экономик множества стран, установление господства Федеральной Резервной Системы.»


Доллар США стал одним из видов мировых денег, и Штаты приобрели валютную гегемонию. Была установлена фиксированная цена золота – 35$ за тройскую унцию.
Появился долларовый стандарт валютной системы, что говорит о господстве доллара в ней.
Национальная валюта США становится мировыми деньгами.

Долларизация экономик ряда стран привела к выходу денежной массы из-под национального контроля и перехода её под контроль Федеральной Резервной Системы США.


ФРС -- специально созданное 23 декабря1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединённых Штатов Америки. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций. С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветви власти, ФРС не получает финансирование от Конгресса, срок полномочий членов Совета Управляющих ФРС охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

 

2.4. «Основные причины, определившие крах Бреттон-Вудской системы».

2.4.1. «Непредусмотренная ошибка и кризис».


Эта система могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Естественно, долго такое продолжаться не могло, ведь количество «желтого металла» у США – не бесконечно, подобное в принципе невозможно в природе.
Открытым и неясным остается вопрос – была ли эта ошибка действительно ошибкой, неужели американские экономисты не понимали ситуации?

Бреттон-Вудская система могла эффективно работать только при условии устойчивости основной резервной валюты. И это условие в конце концов не было соблюдено. В конце 50-х и 60-е годы платежный баланс США в основном сводился с отрицательным сальдо а это означало, что количество долларов, находящихся на руках у иностранцев, быстро возрастало при истощении золотых резервов США, к тому же американская экономика была очень нестабильна, характерным было усиление неравномерности экономического развития, и начало валютного кризиса в 1967 году совпало с замедлением экономического роста.

 

Причины кризиса -- милитаризация экономики (из-за Корейской и Вьетнамской войны), усиление инфляции и ее неравномерное развитие в отдельных странах, диспропорции и неравномерность развития стран и отраслей, ухудшение внешнеэкономических позиций США, чья валюта является главной резервной валютой, усиление циклических колебаний в капиталистической экономике, резкие сдвиги на сырьевых рынках.

 

 


2.4.2. «Парадокс Триффина.»


В 1960-х Робертом Триффином, американским экономистом, был сформулирован парадокс, который впоследствии получил название «дилемма Триффина»:

«Эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания растущего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна происходить невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента.»
Эмиссия — это такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении.

Опять же, добычи золота не могли поспеть за темпами роста международной торговли. В процессе развития системы для частичного снятия этого противоречия было предложено использование искусственного резервного средства – специальные права заимствования. Этот механизм, созданный в 1969 г, действует и сегодня.
СПЗ -- искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускались. Сейчас СПЗ используются как расчетная валюта МВФ.

Важно было бы отметить и немного забежать вперед -- история показывает, что "парадокс Триффина" действительно действует, США были вынуждены отказаться от привязки доллара к золоту.

 

2.4.3. «Французский прецедент».

4 февраля 1965 года президент Франции заявил, что считает необходимым вести международный обмен на основе золотого стандарта. Он пояснил свою позицию так:

«Золото не меняет своей природы: оно может быть в слитках, брусках, монетах; оно не имеет национальности, оно издавна и всем миром принимается за неизменную ценность. Несомненно, что еще и сегодня стоимость любой валюты определяется на основе прямых или косвенных, реальных или предполагаемых связей с золотом».


Генерал Шарль Де Голль Сначала открыто заявил о необходимости уничтожения приоритета доллара, а затем создал опасный для США прецедент, предъявив США к обмену 1,5 миллиарда долларов США. Разразился скандал. США стали давить на Францию как партнера по НАТО. И тогда генерал де Голль пошел еще дальше, объявив о выходе Франции из НАТО, ликвидации всех 189 натовских баз на территории Франции и выводе 35 тысяч натовских солдат. В довершение ко всему во время своего официального визита в США он предъявил к обмену на золото 750 миллионов долларов. И США были вынуждены произвести этот обмен по твердому курсу, поскольку все необходимые формальности были соблюдены. Таким образом Франция частично вышла из НАТО и стала третьей страной в мире по золотому запасу на тот момент.

С 1949 по 1970 год золотые запасы США сократились более чем в 2 раза, с 21 800 до 9838,2 тонны.

 

2.4.4. «Интересы сильного не устраивают остальных»


Нарастало несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменению соотношения сил на мировой арене. Валютная система, основанная на национальных валютах, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов эмиссией национальных валют, используя их статус резервных валют. Такое положение вещей противоречило интересам иных стран. Отсюда «растут ноги» и т.н. «французского прецедента».

 

2.4.5. «Остальные причины»

 

1. Огромный размах приобретают валютные спекуляции транснациональных корпораций.

 

2. Дефицит платежного баланса США продолжает расти с чудовищной скоростью с начала кризиса системы и по сегодняшний день. Хронический ДПБ у одних стран (особенно США, Великобритании) и положительное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали колебания курсов валют.

 

3. Валютные спекуляции транснациональных компаний приобретают огромный размах при попытках избежать потерь или получить прибыли, придавая им (спекуляциям) гигантский размах.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...