Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура слова (язык - речь)




 

­ Конец страницы 40 ­

¯ Начало страницы 41 ¯

Важнейшим признаком речевой деятельности считается ее индивидуальный характер, который определяется коммуникативными целями говорящего или пишущего. Речевая деятельность как психофизиологический процесс характеризуется определенными свойствами: тембром, громкостью, артикуляционной четкостью, продолжительностью, темпом, эмоциональной окрашенностью или нейтральностью и т.д.

Речевая деятельность вводит язык-речь (код) в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в отличие от абстрактности языка-речи. Речевая деятельность материальна, она состоит из воспринимаемых органами чувств звуков и букв, система "язык-речь" включает в себя абстрактные аналоги единиц речевой деятельности. Речевая деятельность субъективна, она является видом свободной творческой деятельности человека. Система языка-речи выступает достоянием общества, объективным по отношению к говорящим.

Итак, язык как явление может быть представлен тремя аспектами - языком, речью и речевой деятельностью, с соответствующими каждому аспекту лингвистическими единицами:

 

язык речь речевая деятельность
фонема аллофон звук, или фон
морфема алломорф морф
лексема аллолекс лекc
семема значение сема
слово словоформа словоупотребление
предложение высказывание фраза

 

Часто в языкознании пользуются только двумя терминами "язык" и "речь", включая в последнее понятие речевую деятельность.

Таким образом, язык и речь образуют единый структурный феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в отдельности. Речевая деятельность представляет собой каждый раз новое психофизиологическое, материальное воплощение этого структурного феномена. В речевых произведениях материальные структурные элементы и отношения между ними представляются, как правило, в разных комбинациях. Некоторые из них применяются часто, на каждом шагу, повторяются в тыся-

­ Конец страницы 41 ­

¯ Начало страницы 42 ¯

чах и миллионах высказываний, другие используются реже, третьи совсем редкою. Исследуя материал речевой деятельности -тексты, ученые постигают стоящую за этим материалом систему языка.

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

 

Вопрос о характере и количестве функций языка не имеет однозначного решения в современной лингвистике. Даже в учебной литературе его трактуют по-разному. Многократное обсуждение вопроса о функциях языка привело к выделению общественных функций языка, вытекающих из его роли в человеческом обществе, и внутриструктурных функций, представляющих собой проявление сущности и природы языка.

В самом общем плане под внутриструктурными функциями языка понимают выражение языковой формой определенного содержания, смысла. Отсюда вытекает одна из важнейших функций языка - мыслеформирующая, в которой язык служит средством формирования и выражения мысли. В. фон Гумбольдт называл язык "образующим органом мысли". Мысль тогда становится оформленном и чувственно воспринимаемой, когда она воплощена в формах языка и высказана в речи. Язык материализует и выражает мысль прежде всего словом, с помощью которого именуются предметы, явления, действия.

Способностью слова служить средством наименования предметов и явлений с определяет еще одну из важнейших внутри-структурных функций языка- номинативную. Приобретенное словом свойство именовать вещи делает возможным использование имени как орудия мысли. Имя вещи становится ее знаком, что позволяет оперировать мыслью о вещи: выводить понятия о предметах, отражать существенные их свойства, строить суждения и умозаключения.

От внутриструктурных функций языка - мыслеформирую-щей и номинативной, связанных с мышлением человека и его отношением к действительности, следует отличать функции языковых единиц, связанных с устройством самой языковой системы. В этом случае говорят о функции фонемы, морфемы и других структурных единиц языка, о функции подлежащего, сказуемого,

­ Конец страницы 42 ­

¯ Начало страницы 43 ¯

дополнения и т.д. Эту функцию называют метаязыковой (от греч. meta- после, за, через), которая служит для описания самого языка.

Важнейшая общественная функция языка - коммуникативная, в которой язык выступает универсальным средством общения людей. С помощью языка люди передают друг • другу свои мысли, чувства, волеизъявления, душевные переживания, тем самым воздействуя друг на друга и формируя общественное сознание. Язык дает возможность людям понять друг друг/га, организовать совместную деятельность во всех сферах жизни, оставаясь одной из сил, которые обеспечивают существование: и развитие человеческого общества.

Второй основной социальной функцией языка является аккумулятивная (от лат. accumulatio - накопление) функция, в которой язык служит средством накопления общественного опыта и знаний, средством формирования и развития материальной и духовной культуры. В языке, письменных текстах накапливается и передается информация от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Эта информация несет в себе знание о законах природы и общества, содержит эстетическую и культурную ценность. Каждое поколение людей развивает доставшееся ему в наследство знание и тем самым удовлетворяет потребностироста культуры, науки, производства, изменяет общественное сознание.

Помимо основных внутриструктурных и общественных функций языка выделяют второстепенные, которые обусловливаются основными и взаимодействуют с ними. К частным функциям языка относят: экспрессивную - функцию выраже-ния настроений и эмоций говорящего; контактоустанавливающую, или фатическую - функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, когда необходимость передачи сколько-нибудь существенной информации отсутствует (обмен репликами о погоде, о здоровье и т.д.); эстетическую - функцию эстетического воздействия на личность с помощью языка (литература, театр, кино и т.д.); апеллятивную - функцию призыва, побуждения к тем или иным действиям и некоторые другие. Иногда выделяют свыше 25 функций языка и функций его единиц.

­ Конец страницы 43 ­

¯ Начало страницы 44 ¯

 

Глава IV.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...