Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и широком использовании математического аппарата. Сформировалась общая объяснительная модель для природы и общества на принципах, аналогиях и метафорах, почерпнутых из естествознания. Она известна под названием «механицизм»

Для механицизма XVII—XVIII вв. было характерно:

– сведение сложного к простому,

– сведение целого к сумме частей,

– отрицание качественного своеобразия законов природы,

– стремление объяснить движение и взаимодействие объектов исходя из законов классической механики.

 

Двумя основными вопросами, которыми занималась новоевропейская философия, стали проблемы гносеологии – теории познания и проблемы социальной философии – происхождения общества и обоснования оптимальной модели общественного устройства.

В рамках гносеологической проблематики центральное внимание было уделено обоснованию подлинного метода научного познания. Мыслители XVII–XVIII веков неоднократно фиксировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания, не разработан. При этом, отыскивая универсальный метод, источник для него ищут в «формате» метафизики.

В поисках подлинного метода научного познания сформировались два подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания, — эмпиризм и рационализм.

  Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) в новоевропейской философии возник как результат трансформации весьма давней гносеологической традиции сенсуализма (от лат. sensus — чувство, ощущение) под влиянием развивающегося естествознания. Рационализм (от лат. ratio — разум) отдавал предпочтение разуму человека в сравнении с чувственными формами познания — ощущениями, восприятиями, представлениями
Средство познания: чувственный опыт человека дает все необходимое знание о мире разум
Источник знаний: опыт логические способности мышления, радикальное сомнение
Метод познания: эксперимент индукция как обобщение результатов эксперимента математическое моделирование дедукция
Сознание как «орган познания» tabula rasa, Джон Локк творческое начало, обладающее рациональной интуицией

 

Разработка идей ЭМПИРИЗМА в эпоху Нового времени начинается Френсисом Бэконом (1561 – 1626), которому принадлежит постановка проблемы научного метода исследования природы. Учение Ф. Бэкона стало отправной точкой формирования не только философии Нового времени, но и стиля мышления этой исторической эпохи.

Единственным настоящим объектом познания для Ф. Бэкона является природа. Задача познания – исследование природы. Цель познания – господство человека над природой. Главная задача философии – обосновать новую экспериментальную науку, которая даст человеку могучие силы. «Знание – сила или знание – власть. Мы столько можем, сколько мы знаем».

Основное затруднение в познании природы, по Бэкону, находится не в самом предмете, не во внешних условиях, а в разуме человека. Познающий разум должен быть по возможности пассивным, чтобы не исказить истину. Поэтому познающий ум нуждается не столько в активизации, сколько в ограничении, ему нужны не крылья, а свинцовые гири, чтобы сдерживать его беспочвенные фантазии.

Отсюда вытекает бэконовская знаменитая программа очищения сознания (Разума) от заблуждений, или «Идолов», которых он насчитывает 4 вида.

1. Идолы Рода. Они проистекают из природной ограниченности человеческого ума, несовершенства его органов чувств. Человеческий ум – это неровное зеркало, которое, отражая вещи «смешивает свою природу и природу вещей». К идолам рода следует отнести свойственное человеческому разуму стремлениек обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Идолы рода присущи всем людям.

2. Идолы Пещеры (отзвук известного образа пещеры у Платона). Они связаны с индивидуальными особенностями человека, который в силу специфики развития и воспитания видит мир как бы из своей пещеры. Т.е. это те знания и привычки, которые получает человек в процессе воспитания, особенности характера, особенности психического развития и т.д. Бэкон писал по этому поводу: «Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает…. Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум». Идолы пещеры индивидуальны.

3. Идолы Рынка (или Идолы площади). Это неправильное употребление слов, которые не точно и не однозначно обозначают исследуемый предмет. Источник этого вида заблуждений – само общение людей, использование языка. К тому же, вместе с языком мы усваиваем все предрассудки прошлых поколений.

4. Идолы Театра. Они порождаются слепой верой в авторитеты, ложные теории и учения. Особенно, по мысли Бэкона это относится к традиционным философским доктринам и системам, искусственные построения которых являют собой как бы «философский театр». (Галилей, когда обнаружил пятна на Солнце и Луне, то знаменитый схоласт ему ответил: «Я трижды перечитал Аристотеля, но ничего о пятнах у него не нашел».)

1 и 2 виды «идолов» Бэкон считает врожденными, 3 и 4 – уходят своими корнями в общественную жизнь человека. Для борьбы с идолами предлагаются два метода: для идолов 1 и 2 – эксперимент, для идолов 3 и 4 – индукция.

Бэкон резко критикует метод дедукции по двум основаниям: во-первых, в дедукции общее утверждение всегда принимается нами на веру, а не проверяется; во-вторых, дедукция есть знание «сужающееся»: из истинной посылки можно дедуктивно вывести только то, что в ней и так содержится (в неочевидной форме). Чтобы получать по-настоящему новое знание, по Бэкону, просто необходим метод индукции, которая предполагает восхождение от непосредственно эмпирической данности ко всеобщей идее

 

С именами Томаса Гоббса (1588–1669) и Джона Локка (1632–1704), также разделявших позиции эмпиризма, связано также становление новых социальных идей в философии XVII в.

Т. Гоббс (автор труда «Левиафан») полагал, что: 1) естественное состояние общества – это «война всех против всех», т.к. природе человека присущи соперничество, недоверие и жажда славы; 2) государство, возникшее в результате договора между людьми, призвано обеспечить порядок и справедливость в обществе; 3) наилучшей формой правления является монархия.

По версии Дж. Локка 1) для естественного состояния общества характерны равенство людей, свобода распоряжаться своей личностью и собственностью, но в нем нет механизмов разрешения споров и гарантий свобод и прав; 2) государство – результат необходимости защищать свободу и собственность; 3) разделение властей – основной принцип конституционного правления; 4) народ имеет право на свержение правительства, не выполняющего условия договора.

 

В числе представителей философии РАЦИОНАЛИЗМА XVII в. – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Программа обоснования знания у основателя новоевропейского рационализма Рене Декарта (1569 – 1650) предполагала использование метода радикального сомнения, с одной стороны, и математического языка как способа выражения научного знания — с другой.

По мнению Декарта, все наши представления и чувства (т.е. те самые эмпирические данные, на которые опиралась программа эмпиризма) – недостоверны, поэтому познание должно начинаться с сомнения. Достоверным знанием, согласно Декарту, является только такое знание, которое было бы самоочевидным, исключающим всякое сомнение. Если я отброшу все сомнительное, все, в чем можно сомневаться, то все же несомненным остается одно – сам факт моего сомнения, мое мышление, которое и есть мое истинное бытие. «Я мыслю, следовательно, я существую». (Cogito ergo sum).

Декарт считает, что разум в состоянии извлечь из себя несомненные идеи, истину, минуя эмпирические данные. Некоторые такие идеи являются попросту врожденными для разума. Бог, являясь самым совершенным существом, компенсирует несовершенство человеческого разума, вкладывая в него врожденные идеи. Эти идеи не зависят от внешних предметов, они ясны, просты и самоочевидны. К таким идеям Декарт относил: 1) законы логики (например, две величины, равные третьей, равны между собой); 2)принципы морали и 3) основные понятия (например, существование, длительность, единство, фигура, движение и т.п. Но высшей идеей является идея Бога). Бог у Декарта выступает гарантом истинности познания.

А как человеку самому определить, какие идеи у него врожденные, т.е. безусловно истинные, а какие только кажутся такими? Декарт полагает, что человек усматривает свои истины «внутренним зрением» (интеллектуальной интуицией), т.к. они отчетливы и ясны (ясная картинка). Из этих истин путем дедукции выводится вся система научного знания.

Дедукция также должна следовать особым принципам. Декарт выдвигает 4 основных правила своего метода истинной дедукции:

1. Принимать за истинное только то, что познается интеллектуальной интуицией несомненно, ясно и отчетливо.

2. Мысленно разделить исследуемое на предельно простые элементы.

3. Постепенно восходить от простого к сложному.

4. Последовательно перечислять все звенья дедукции, составлять их подробный перечень, не пропускать ни одного звена в выводе.

Разум осуществляет познание только благодаря тому, что прежде осознает себя сам (самосознание). Но если рационалистический метод не хочет выродиться в умозрительно-схоластическое «рассуждательство», обязан контролировать свои положения и выводы опытом, уточнять их экспериментом».

В своей картине мира Декарт развивает дуалистические представления. Согласно его точке зрения, Бог сотворил две субстанции: материальную (ее главным атрибутом является протяженность, она формирует материальный мир, природу) и духовную (ее главным атрибутом является мышление).

Эти субстанции существуют параллельно друг другу, абсолютно не влияя друг на друга. Тем самым формулируется психофизиологическая проблема – проблема о соотношении тела и сознания.

 

Бенедикт Спиноза (1632–1677) вопреки дуализму Декарта предложил программу рационалистического монизма. Его центральное произведение называется «Этика», но речь в нем идет, прежде всего, о метафизической проблематике как «преддверии» этического знания. Он выдвинул идею единой субстанции. Субстанция у Спинозы, — то, что «существует само по себе и представляется само через себя», является причиной самой себя (она же «природа», она же «бог» и дух). Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени, неделима:. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, ее модусом.

У субстанции есть атрибуты. Атрибут – то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута – «протяжение» и «мышление», хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу.

Спинозе принадлежит особая идея причинности. Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость. Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. Свобода есть познанная необходимость.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) учению Спинозы о единой субстанции противопоставил идею множественности субстанций – монад. Такую метафизическую картину, в которой в мире есть множество субстанций, обозначают словом «плюрализм». В своем учении о монадах – монадологии – Лейбниц предпринял попытку нарисовать картину мира как огромной системы, в которой господствует предустановленная гармония, восходящая к высшей монаде – Абсолюту, Богу. Благодаря Лейбницу в философию проникла идея эволюции.

Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии – эпоха Просвещения.

Термин «Просвещение» многозначен. В широком смысле слова Просвещение – этап в развитии культуры, расстающегося с феодальным образом жизни. «Главные герои» этого этапа – общественные деятели, ученые, литераторы, обозначаемые общим названием «просветители». Просветители Франции, Германии, Британии, а также и Беларуси (в составе Речи Посполитой) и России, опираясь на демократические идеалы, вели борьбу против религиозного фанатизма, всех форм дискриминации, за веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Наука и философия рассматривались просветителями как основа благоденствия общества. Они видели свою главную задачу в распространении знаний, в искоренении невежества, воспитании и образовании людей. В творчестве просветителей формируется идеал свободной и универсально развитой личности.

В узком смысле слова философия Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII – первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе. Философия Просвещения создало предпосылки для Великой французской революции 1789 года, свергнувшей короля Людовика XVI. В таких условиях философия превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.

В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. В ней впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущая сила которого – развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

Проблемное содержание философии Просвещения связано с трудами мыслителей еще предыдущей эпохи, XVI века – прежде всего, Томаса Гоббса, Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка. Важнейшим достижением их социально-философских учений явилась теория «естественного права» и теория «общественного договора».

Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утверждения была рацио­нально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как царство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом человек как элемент природы изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесооб­разному действию (труду) и правом на результаты труда.

Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство - это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать общественный договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функ­ционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последовательном утверждении неот­чуждаемых естественных прав человека.

Еще один важный момент философии Просвещения связан с понятием гражданского состояния. Для французского Просвещения государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовлет­ворение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие «гражданское общество», которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого по сравнению с государством социального состояния.

Кульминацией просветительского движения по праву считается французская философия. Плеяда выдающихся мыслителей, в которую входят Вольтер, Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Жюльен Офре де Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Анри Гольбах, подготовили общественное сознание Франции к необходимости революционных преобразовний под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство».

Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, среди которых философские концепции Ж.О. де Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеция и П.А. Гольбаха. Исходным пунктом французского материализма явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию. Была выдвинута критика креационизма (идеи сотворения мира Богом) и телеологической трактовки устройства Вселенной (представления о том, что у мира есть цель). Французские материалисты вплотную подошли к идее биологической эволюции, единства происхождения животного и растительного мира Земли.

В Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как Готхольд Лессинг, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Иоганн Готфрид Гердер. Их основная идея связана с объяснением естественного характера общественного развития (подобно развитию природы, а не по Божьему промыслу), становлением светской философии истории.Гердер впервые стал рассматривать эту область философского знания как специальную дисциплину. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории.

 

Томас Гоббс

Назначение и смысл философии

О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия есть дочь твоего мышления и всей Вселенной и живет в тебе самом, правда, в еще не ясной форме подобно матери Вселенной в период ее бесформенного начала. Ты должен действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее. Подражай акту творения! Пусть твое мышление (поскольку ты желаешь серьезно работать над философией) витает над хаотической бездной твоих рассуждений и экспериментов. Все хаотическое должно быть разложено на составные части, а последние следует отличить друг от друга, и всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять свое прочное место. Иными словами, метод должен соответствовать порядку творения вещей.

Порядок же творения был следующим: свет, отделение дня от ночи, пространство, небеса, чувственно воспринимаемое, человек. Заключительным актом творения явилось установление закона.

В первом разделе первой части, озаглавленном «Логика», я зажигаю свет разума. Во втором разделе, названном «Первая философия», я различаю посредством точного определения понятий идеи наиболее общих вещей, с тем, чтобы устранить все сомнительное и неясное. Третий раздел посвящен вопросам пространственного протяжения, т.е. геометрии. Четвертый раздел описывает движение созвездий и, кроме того, чувственные свойства.

Во второй части всей системы, если на то будет божья воля, я подвергну рассмотрению природу человека, а в третьей - уже указанный нами вопрос о гражданине.

1. Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в мире вещей. Подобным же образом и философия, т.е. естественный разум, врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длинная цепь доводов, большинство людей сбивается с пути и уклоняется в сторону, так как им не хватает правильного метода, что можно сравнить с отсутствием планомерного посева. Я, правда, признаю, что та часть философии, которая трактует о величинах и фигурах, прекрасно разработана. Но, зная, что другие ее части еще не достигли равной степени развития, я решаюсь лишь развить по мере моих сил немногие элементы всей философии, как своего рода семена, из которых, как мне кажется, может вырасти чистая и истинная философия.

Я вполне сознаю, как трудно выбить из головы воззрения, внедрившиеся и укоренившиеся в ней благодаря авторитету красноречивейших писателей; эта трудность усугубляется еще и тем, что истинная (т.е. точная) философия отвергает не только словесные белила и румяна, но и почти всякие прикрасы. Первые основы всякой науки действительно далеко не ослепляют своим блеском: они скорее скромны, сухи и почти безобразны.

2. Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий...

6. Цель, или назначение, философии заключается, таким образом, в том, что благодаря ей, мы можем использовать к нашей выгоде предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ.

Ибо одно преодоление трудностей или открытие наиболее сокровенной истины не стоит тех огромных усилий, которых требует занятие философией; я считаю еще менее возможным, чтобы какой-либо человек усердно занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не надеется достигнуть этим ничего другого. Знание есть только путь к силе. Теоремы (которые в геометрии являются путем исследования) служат только решению проблем. И всякое умозрение в конечном счете имеет целью какое-нибудь действие или практический успех.

7. Однако мы лучше всего поймем, насколько велика польза философии, особенно физики и геометрии, если наглядно представим себе, как она может содействовать благу человеческого рода, и сравним образ жизни тех народов, которые пользуются ею, с образом жизни тех, кто лишен ее благ.

Разве не обладают все люди одной и той же духовной природой и одними и теми же духовными способностями? Что же имеют одни и не имеют другие? Только философию! Философия, таким образом, является причиной всех этих выгод. Пользу же философии морали и философии государства можно оценить не столько по тем выгодам, которые обеспечивают их знание, сколько по тому ущербу, который наносит их незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут быть устранены человеческой изобретательностью, есть война, в особенности война гражданская.

Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и мира, ибо только очень немногие занимались исследованием тех обязанностей, выполнение которых обеспечивает упрочение и сохранение мира, т.е. исследованием истинных законов гражданского общества. Познание этих законов есть философия морали.

8. Предметом философии, или материей, о которой она трактует, является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством научных понятий и которое мы можем в каком-либо отношении сравнивать с другими телами, иначе говоря, всякое тело, в котором происходит соединение и разделение, т.е. всякое тело, происхождение и свойства которого могут быть познаны нами.

Это определение, однако, вытекает из определения самой философии, задачей которой является познание свойств тел из их возникновения или их возникновения из их свойств. Следовательно, там, где нет ни возникновения, ни свойств, философии нечего делать. Поэтому философия исключает теологию, т.е. учение о природе и атрибутах вечного, несотворенного и непостижимого бога, в котором нет никакого соединения и разделения и в котором нельзя себе представить никакого возникновения.

Философия исключает также учение об ангелах и обо всех тех вещах, которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел, так как в них нет соединения или разделения большего и меньшего, т.е. по отношению к ним неприменимо научное рассуждение.

Она исключает также историю, как естественную, так и политическую, хотя для философии обе в высшей степени полезны (вернее, необходимы), ибо их знание основано на опыте или авторитете, но не на правильном рассуждении.

Она исключает и знание, имеющее своим источником божественное внушение, или откровение, да и вообще всякое знание, которое не приобретено нами при помощи разума, а мгновенно даровано нам божественной милостью (как бы через сверхъестественный орган чувства).

Она, далее, исключает не только всякое ложное, но и всякое плохо обоснованное учение, ибо то, что познано посредством правильного рассуждения, или умозаключения, не может быть ни ложным, ни сомнительным; вот почему ею исключается астрология в той форме, в какой она теперь в моде, и тому подобные пророческие искусства.

Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так как источником такого знания является не естественный разум, а авторитет церкви, и этого рода вопросы составляют предмет веры, а не науки.

9. Философия распадается на две основные части. Всякий, кто приступает к изучению возникновения и свойств тел, наталкивается на два совершенно различных между собой вида последних. Один из них охватывает предметы и явления, которые называют естественными, поскольку они являются продуктами природы; другой - предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей и называются государством. Поэтому философия распадается на философию природы и философию государства. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей, то философию государства подразделяют обычно на два отдела, первый из которых, трактующий о склонностях и нравах, называется этикой, а второй, исследующий гражданские обязанности, - политикой или просто философией государства. Поэтому мы, предварительно установив то, что относится к природе самой философии, прежде всего будем трактовать о естественных телах, затем о склонностях и нравах людей и, наконец, об обязанностях граждан.[1]

Учение о государстве и праве

Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей, ибо хотя мы наблюдаем иногда, что один человек физически сильнее или умнее другого, однако, если рассмотреть все вместе, то окажется, что разница между ними не настолько велика, чтобы один человек, основываясь на ней, мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом.

Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей. Вот почему, если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению их цели (которая состоит главным образом в сохранении жизни, а иногда в одном лишь наслаждении) они стараются погубить или покорить друг друга. Таким образом, выходит, что там, где человек может отразить нападение лишь своими собственными силами, он, сажая, сея, строя или владея каким-нибудь приличным имением, может с вероятностью ожидать, что придут другие люди и соединенными силами отнимут его владение и лишат его не только плодов собственного труда, но также жизни или свободы. А нападающий находится в такой же опасности со стороны других.

Там, где нет власти, способной держать в подчинении всех, люди не испытывают никакого удовольствия (а напротив, значительную горечь) от жизни в обществе. Ибо каждый человек добивается того, чтобы его товарищ ценил его так, как он сам себя ценит, и при всяком проявлении презрения или пренебрежительного отношения, естественно, пытается, поскольку у него хватает смелости (а там, где нет общей власти, способной заставить людей жить в мире, эта смелость доходит до того, что они готовы погубить друг друга), вынудить у своих хулителей более высокое уважение к себе: у одних - наказанием, у других - примером.

Таким образом, мы находим в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Отсюда очевидно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения. Вот почему все, что характерно для времени войны, когда каждый является врагом каждого, характерно также для того времени, когда люди живут без всякой другой гарантии безопасности, кроме той, которую им дают их собственная физическая сила и изобретательность. В таком состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет средств движения и передвижения вещей, требующих большой силы, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости..Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося. необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность.1

.Государство возникает обычно или в результате победы, если люди борются друг с другом, или в результате соглашения, если они приходят к взаимопониманию.

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут, поэтому, служить лишь законы каждого государства. Ведь когда государственный строй установлен, то даже естественные законы становятся частью законов государственных. И этот масштаб существует во всех государствах, несмотря на то, что в каждом из них есть бесчисленное множество законов, равно как и на то, что эти государства имели некогда иные законы. Ибо, каковы бы ни были эти законы, подчинение им всегда и везде считалось добродетелью граждан, а нарушение их - пороком.

.Государства бывают двух видов: одни из них являются естественными, патерналистскими и деспотическими, а другие - установленными и могут быть названы политическими. В первых властитель приобретает граждан по своей воле; во вторых граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собрания людей, наделяемых верховной властью.

. Три вида государства. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса; они называются демократиями. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где имеют право голоса не все граждане, а лишь известная часть их; они называются аристократиями. К третьему - государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку; они называются монархиями. В первой разновидности государства обладателем верховной власти является народ (демос); во второй - лучшие люди (оптиматы); в третьей - монарх.

Итак, вне государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве - владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знание и благосклонность.1

.Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным.

Для достижения верховной власти имеются два пути. Один путь - это физическая сила. Второй путь - это добровольное соглашение людей подчиниться человеку или собранию людей в надежде, что этот человек или это собрание сумеет защитить их против всех других. Такое государство может быть названо политическим государством, или государством, основанном на установлении, а государство, основанное первым путем - государством, основанным на приобретении.

Так как мы видим, что задачей государства является обеспечить народу внутренний мир и защиту против внешнего нападения, то эта задача требует глубокого знания склонностей человеческого рода, прав правительства и природы справедливости, законов, правосудия и чести.[2]

. Именем права обозначается не что иное, как свобода каждого располагать своими естественными способностями в соответствии с требованиями правого разума. Следовательно, первое основание естественного права состоит в том, чтобы каждый защищал свою жизнь и оберегал члены своего тела, как он только может.

. Три основания, по которым кто-либо может обладать правом господства над личностью другого человека. Первое из них действует в том случае, когда люди добровольно (ради мира и взаимной защиты), исходя из заключенных друг с другом соглашений, подчиняются господству какого-нибудь человека или собрания людей. Второе действует тогда, когда кто-нибудь, будучи взят в плен, побежден или лишен сил (например, находясь на пороге к смерти), дает обещание служить победителю или кому-либо более сильному, чем он сам, т.е. делать все, что тот прикажет.. Тот, кто связан таким образом, называется рабом, а тот, по отношению к кому он связан, - господином. Наконец, третье основание права господства над личностью приобретается самим фактом рождения...

...Закон есть приказание того лица (человека или собрания), предписание которого служит основанием повиновения...

Право есть естественная

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...