Феномены межличностного восприятия
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4 Вопросы для подготовки:
Вопросы для обсуждения на занятии: 1. Можно ли воспринимать другого человека «как чистый лист»? 2. Верны ли поговорки «Не судите книгу по обложке» и «Встречают по одёжке, провожают по уму» применительно к межличностному восприятию? 3. Что важнее при восприятии человека: самая первая информация о нём или самая новая? 4. Откуда берутся стереотипы и бывают ли они верными? 5. О чём говорит внешность человека, и можно ли ей доверять? 6. Можно ли понять, почему поступил так или иначе человек? 7. Могут ли учителя и специалисты по социальной работы непредвзято воспринимать учеников и клиентов?
Практические задания: 1. Проведите исследование самостоятельно или подгруппами по 2 человека. В качестве участников исследования не должны выбираться члены вашей учебной группы и другие студенты, изучающие социальную психологию. Первым двум участникам исследования дайте следующую инструкцию: «Сейчас я зачитаю Вам несколько утверждений, касающихся поведения людей в разных ситуациях. Вам надо высказать предположение о том, где кроется причина поступка человека – в особенностях его личности, т.е. характере, качествах или намерениях, или в особенностях ситуации, которые не зависят от личности этого человека». Убедитесь, что участник исследования понял инструкцию, при необходимости повторите ещё раз. Затем зачитывайте ему утверждения с бланка «А», в котором отмечайте выбранный респондентом вариант ответа.
Двум другим участникам дайте следующую инструкцию и зачитайте утверждения с бланка «Б»: «Представьте, что Вы поступили так, как я сейчас Вам зачитаю. Пожалуйста, подумайте, если бы Вы действительно так поступили, какие причины лежали бы в основе Вашего поступка. Причины поступка были бы связаны с Вашими чертами характера, качествами личности, намерениями. Или причины поступка были бы связаны с обстоятельствами, а сам поступок оказался случайным, не зависящим от Вас». Еще двум участникам дайте другую инструкцию и зачитайте утверждения с бланка «В»: «Сейчас я зачитаю Вам несколько утверждений, касающихся поведения людей в разных ситуациях. Вам надо высказать предположение о том, где кроется причина поступка человека – в особенностях его личности, т.е. характере, качествах или намерениях (если да, то в чём именно), или в особенностях ситуации, которые не зависят от личности этого человека» С каждым респондентом опрос следует проводить индивидуально. Затем письменно проанализируйте полученные результаты, ответив на следующие вопросы: - Какие типы атрибуции наиболее часто были использованы разными участниками исследования (в вариантах «А», «Б» и «В»). - В каких случаях чаще используется ситуационная, а в каких диспозиционная атрибуция: в случаях оценки и интерпретации своего поступка или чужого. - Есть ли взаимосвязь между характером ситуации и типом атрибуции, чаще использованной участниками исследования (возможно, в некоторых ситуациях большинство или все использовали одинаковый тип атрибуции, например, в ситуации №4).
- Могла ли у респондентов возникнуть ошибка каузальной атрибуции. - Повлияли ли стереотипы на интерпретацию поступка человека в третьем варианте (карточка «В»).
Оформите протокол исследования по следующей форме: Бланк «А» Имя и возраст участника исследования_______________________________________
Бланк «Б» Имя и возраст участника исследования_______________________________________
Бланк «В» Имя и возраст участника исследования_______________________________________
2. Подберите несколько анекдотов, шуток, карикатур, рекламных роликов которые иллюстрируют и / или используют разные стереотипы (национальные, гендерные, возрастные, профессиональные и т.д.). Опишите, какой именно стереотип отражен в каждом подобранном материале, и насколько данный стереотип, на ваш взгляд, верен.
3. Ознакомьтесь с публикацией по ссылке: https://special.theoryandpractice.ru/women-in-science Поразмышляйте, какие именно феномены межличностного восприятия в каждом случае повлияли на восприятия женщин окружающими.
Формы отчетности: 1. Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов. 2. Письменно выполненные задания: задание №1–2.
Литература для подготовки и выполнения заданий: 1. Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с. (главы 4-5). 2. Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – Том 1. – 448 с. (статьи «Способы модификации поведения…», «Эффект контраста…»). 3. Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – Том 2. – 352 с. (статьи «Невербальное опосредование самореализующихся пророчеств…», «Социальное восприятие и поведение в межличностных контактах…»). 4. Лукьянченко, Л.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления / Л.В. Лукьянченко // Социальная психология и общество. – 2014. – Том 5. – № 4. – С. 74–90. 5. Фомиченко, А.С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы / А.С. Фомиченко // Социальная психология и общество. – 2013. – № 2. – С. 81–92. 6. Семенова, Л. Как навязываются стереотипы: кушать подано, только отделите зерна от плевел / Л. Семенова // Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 263 с.
https://ru.boell.org/ru/2012/12/25/gender-dlya-chaynikov 7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2009. – 794 с. (гл. 3) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/mayers/index.php
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|