Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Феномены межличностного восприятия

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие о межличностном восприятии и его феноменах.
  2. Эффект первичности, эффект новизны и эффект контраста как феномены восприятия.
  3. Социальный стереотип как феномен восприятия. Виды и функции стереотипов.
  4. Ошибка каузальной атрибуции как феномен межличностного восприятия.
  5. Феномен самореализующихся пророчеств и условия его возникновения.
  6. Взаимосвязь феноменов восприятия и их влияние друг на друга.
  7. Феномены межличностного восприятия в социально-педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения на занятии:

1. Можно ли воспринимать другого человека «как чистый лист»?

2. Верны ли поговорки «Не судите книгу по обложке» и «Встречают по одёжке, провожают по уму» применительно к межличностному восприятию?

3. Что важнее при восприятии человека: самая первая информация о нём или самая новая?

4. Откуда берутся стереотипы и бывают ли они верными?

5. О чём говорит внешность человека, и можно ли ей доверять?

6. Можно ли понять, почему поступил так или иначе человек?

7. Могут ли учителя и специалисты по социальной работы непредвзято воспринимать учеников и клиентов?

 

Практические задания:

1. Проведите исследование самостоятельно или подгруппами по 2 человека. В качестве участников исследования не должны выбираться члены вашей учебной группы и другие студенты, изучающие социальную психологию.

Первым двум участникам исследования дайте следующую инструкцию: «Сейчас я зачитаю Вам несколько утверждений, касающихся поведения людей в разных ситуациях. Вам надо высказать предположение о том, где кроется причина поступка человека – в особенностях его личности, т.е. характере, качествах или намерениях, или в особенностях ситуации, которые не зависят от личности этого человека». Убедитесь, что участник исследования понял инструкцию, при необходимости повторите ещё раз. Затем зачитывайте ему утверждения с бланка «А», в котором отмечайте выбранный респондентом вариант ответа.

Двум другим участникам дайте следующую инструкцию и зачитайте утверждения с бланка «Б»: «Представьте, что Вы поступили так, как я сейчас Вам зачитаю. Пожалуйста, подумайте, если бы Вы действительно так поступили, какие причины лежали бы в основе Вашего поступка. Причины поступка были бы связаны с Вашими чертами характера, качествами личности, намерениями. Или причины поступка были бы связаны с обстоятельствами, а сам поступок оказался случайным, не зависящим от Вас».

Еще двум участникам дайте другую инструкцию и зачитайте утверждения с бланка «В»: «Сейчас я зачитаю Вам несколько утверждений, касающихся поведения людей в разных ситуациях. Вам надо высказать предположение о том, где кроется причина поступка человека – в особенностях его личности, т.е. характере, качествах или намерениях (если да, то в чём именно), или в особенностях ситуации, которые не зависят от личности этого человека»

С каждым респондентом опрос следует проводить индивидуально.

Затем письменно проанализируйте полученные результаты, ответив на следующие вопросы:

- Какие типы атрибуции наиболее часто были использованы разными участниками исследования (в вариантах «А», «Б» и «В»).

- В каких случаях чаще используется ситуационная, а в каких диспозиционная атрибуция: в случаях оценки и интерпретации своего поступка или чужого.

- Есть ли взаимосвязь между характером ситуации и типом атрибуции, чаще использованной участниками исследования (возможно, в некоторых ситуациях большинство или все использовали одинаковый тип атрибуции, например, в ситуации №4).

- Могла ли у респондентов возникнуть ошибка каузальной атрибуции.

- Повлияли ли стереотипы на интерпретацию поступка человека в третьем варианте (карточка «В»).

 

Оформите протокол исследования по следующей форме:

Бланк «А»

Имя и возраст участника исследования_______________________________________

Примеры поведения Личность Ситуация
1. Алексей не подготовился к занятию.    
2. Марина опоздала на лекцию.    
3. Володя пожертвовал 50 000 рублей нуждающемуся человеку.    
4. Елена громко рассмеялась в кинотеатре посреди несмешного фильма.    
5. Во время танца Кристина несколько раз наступила партнеру на ногу.    
6. Ирина обещала позвонить подруге, но так и не позвонила.    
7. Сергей грубо ответил случайному прохожему, спросившему время.    
8. Галина пришла на вечеринку в неглаженной блузке.    

Бланк «Б»

Имя и возраст участника исследования_______________________________________

Примеры поведения Личность Ситуация
1. Вы не подготовились к занятию.    
2. Вы опоздали на лекцию.    
3. Вы пожертвовали 50 000 рублей нуждающемуся человеку.    
4. Вы громко рассмеялись в кинотеатре посреди несмешного фильма.    
5. Во время танца вы несколько раз наступили партнеру / партнерше на ногу.    
6. Вы обещали позвонить подруг или другуе, но так и не позвонили.    
7. Вы грубо ответили случайному прохожему, спросившему время.    
8. Вы оказались на вечеринке в неглаженной блузке или брюках.    

Бланк «В»

Имя и возраст участника исследования_______________________________________

Примеры поведения Личность Ситуация
1. Алексей, ученик из неполной семьи, не подготовился к занятию.    
2. Марина, девушка нетрадиционной сексуальной ориентации, опоздала на лекцию.    
3. Володя, юноша еврейской национальности, пожертвовал 5 рублей нуждающемуся человеку.    
4. Елена, девушка блондинка, громко рассмеялась в кинотеатре посреди несмешного фильма.    
5. Во время танца Кристина, полная девушка, несколько раз наступила партнёру на ногу.    
6. Ирина, мать троих детей, обещала позвонить подруге, но так и не позвонила.    
7. Сергей, представитель молодёжной субкультуры скинхедов, грубо ответил случайному прохожему, спросившему время.    
8. Галина, лучшая по успеваемости студентка, пришла на вечеринку в неглаженной блузке.    

2. Подберите несколько анекдотов, шуток, карикатур, рекламных роликов которые иллюстрируют и / или используют разные стереотипы (национальные, гендерные, возрастные, профессиональные и т.д.). Опишите, какой именно стереотип отражен в каждом подобранном материале, и насколько данный стереотип, на ваш взгляд, верен.

 

3. Ознакомьтесь с публикацией по ссылке: https://special.theoryandpractice.ru/women-in-science Поразмышляйте, какие именно феномены межличностного восприятия в каждом случае повлияли на восприятия женщин окружающими.

 

Формы отчетности:

1. Готовность сформулировать собственное мнение по каждому из вопросов.

2. Письменно выполненные задания: задание №1–2.

 

Литература для подготовки и выполнения заданий:

1. Маслач, К. Практикум по социальной психологии / К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с. (главы 4-5).

2. Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – Том 1. – 448 с. (статьи «Способы модификации поведения…», «Эффект контраста…»).

3. Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – Том 2. – 352 с. (статьи «Невербальное опосредование самореализующихся пророчеств…», «Социальное восприятие и поведение в межличностных контактах…»).

4. Лукьянченко, Л.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления / Л.В. Лукьянченко // Социальная психология и общество. – 2014. – Том 5. – № 4. – С. 74–90.

5. Фомиченко, А.С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы / А.С. Фомиченко // Социальная психология и общество. – 2013. – № 2. – С. 81–92.

6. Семенова, Л. Как навязываются стереотипы: кушать подано, только отделите зерна от плевел / Л. Семенова // Гендер для «чайников». – М.: Звенья, 2006. – 263 с.

https://ru.boell.org/ru/2012/12/25/gender-dlya-chaynikov

7. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 2009. – 794 с. (гл. 3)

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/mayers/index.php

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...