Интеллектуальная коммуникативность
Исследование ученического коллектива
Психологическая характеристика коллектива группы
1. Общие сведения: какая группа, число учащихся, девочек и мальчиков, время совместной жизнедеятельности, особые условия и т.д.
2. Психологическая оценка коллектива с позиции уровня его развития.
а) уровень развития
б) стадия развития по уровню воздействия педагогом
в) стадия развития по прочности связи (ППО)
3. Структура межличностных отношений в группе, степень «расслоения» учащихся по эмоциональной привлекательности:
а) есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких учащихся, т.е. учащихся за пределами общения в группе;
б) какова степень психологической защиты учащегося в группе;
в) как представлены учащиеся с другими статусами?
4. Как представлено лидерство:
а) есть ли реальные лидеры?
б) какова направленность лидера (тип лидерства)?
в) отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.
5. Советы о способах формирования группы как коллектива:
а) возможность расширения «веера» совместных деятельностей (учебной, трудовой, игровой, художественно-эстетической, туристической и т.д.);
б) формирование «ядра» лидеров;
в) повышения уровня по всем свойствам коллектива (гармонизация отношений, доведение дел до конца, повышение уважения и т.п.)
Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы
В качестве основной методики изучения уровня развития группы предлагается «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы».
Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой пятибалльную шкалу, вмонтированную в набор качеств, характеризующих наиболее существенные свойства группы.
Основные интегративные свойства коллектива и методы их изучения
Интегративность группы ведет к согласованности актов поведения и деятельности членов группы. Коллектив – это система интегративных и дифференциальных признаков. Отличие коллектива от диффузной группы состоит в качественном своеобразии межличностных отношений и взаимодействия, а также уровнем развития таких общих характеристик, как направленность, организованность, интеллектуальная коммуникативность, психологический климат, которые и образуют структуру коллектива.
Направленность – это содержание тех целей, интересов и моральных ценностей группы, вокруг которых объединяется большинство его членов. К направленности относится также готовность группы оказывать помощь другим группами и вступать в сотрудничество с ними, готовность поступиться своими интересами ради интересов всего учебного заведения (в противном случае группе присущ «групповой эгоизм»).
Организованность – способность группы к самоуправляемости, умение самостоятельно создавать организацию в трудных или непредвиденных ситуациях, согласованно выдвигать лидеров-организаторов, умение подчиняться требованиям своих товарищей (лидеров). Способных лидеров хватает для организации любого дела. Согласованность мнений и действий, готовность каждого учащегося взять на себя инициативу и повышенную ответственность.
Правильная ориентировка каждого учащегося в жизнедеятельности группы, что значит, как писал А.С. Макаренко «...ощущать, в каком месте коллектива ты находишься, и какие твои обязанности по отношению к поведению из этого вытекают».
Интеллектуальная коммуникативность – это способность группы быстро и легко находить общий язык, приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений. Учащиеся довольны своей способностью понимать друг друга с полуслова. Взаимопонимание доставляет им радость и чувство комфорта. Группа активизирует своих членов, когда ищет общее решение. К мнению каждого внимательно прислушиваются, добиваясь «общего языка» и побуждая друг друга к активному обсуждению различных точек зрения.
Психологический климат – преобладание того или иного психологического настроя (мажорный, приподнятый, пессимистический, подавленный); степень психологической защищенности каждого ученика (доброжелательность во взаимоотношениях, поддержка в трудной ситуации или напряженность во взаимоотношениях, упреки, попытки унизить достоинства личности, равнодушие). Эмоциональное единство: успехи или неудачи ярко переживаются всем коллективом; или – разобщенность: ученики не стремятся быть вместе, проявляют безразличие к общению.
Оценка уровня развития отдельных групповых качеств идет по пятибалльной системе: «5» ставится тогда, когда качество очень сильно и постоянно проявляется, «4» – проявляется постоянно, но не так сильно, «3» - не очень проявляется, «2» – проявляется противоположное отрицательное качество, «1» – сильно проявляется противоположное отрицательное качество.
Так, например:
|
|
|
|
|
|
|
Группа стремится общаться и сотрудничать с другими группами
|
|
|
|
|
| У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп
|
«5» ставится, когда стремление общаться с другими группами очень ярко выражено, «4» – когда не очень выражено, «3» – слабо выражено, «2» – больше выражено стремление обособиться, чем общаться, «1» – стремление обособиться выражено ярко.
Поскольку качества группы даются в карте-схеме в большинстве случаев по противоположности, необходим одновременный их учет. Чтобы оценить какое-либо качество, надо прочитать слева положительную его оценку, а справа отрицательную и лишь затем крестиком обозначить оценку против соответствующего балла и вписать напротив каждого суждения фамилии тех учеников, которые заметно влияют на данное свойство группы.
Направленность активности
|
|
|
|
|
|
|
1. Группа активна, полна творческой энергии.
|
|
|
|
|
| 1. Группа инертна, пассивна.
|
2. Группа выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии).
|
|
|
|
|
| 2. Группа выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.д.
|
3. В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели.
|
|
|
|
|
| 3. Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели.
|
4. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждого члена группы в отдельности.
|
|
|
|
|
| 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми.
|
5. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других.
|
|
|
|
|
| 5. Популярные члены группы – эгоисты, работающие лишь для себя.
|
6. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом.
|
|
|
|
|
| 6. У членов группы нет стремления постоянно общаться друг с другом
|
7. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами.
|
|
|
|
|
| 7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп.
|
8. Группу отличают устойчивые интересы.
|
|
|
|
|
| 8. Группу отличает быстрая смена интересов.
|
9. Группа постоянно осуществляет свои интересы на деле.
|
|
|
|
|
| 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле.
|
10. Актив, ядро группы ведет группу на общественно полезные дела.
|
|
|
|
|
| 10. Актив ведет группу на антиобщественные дела
|
11. В группе существует справедливое отношение ко всем членам группы, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого
|
|
|
|
|
| 11. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относятся к слабым
|
Организованность
|
|
|
|
|
|
|
1. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи.
|
|
|
|
|
| 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинения вызывает противодействие и даже конфликты.
|
2. Группа может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности.
|
|
|
|
|
| 2. Группа не может самостоятельно, без помощи старших решить вопрос о выборе организаторов или проводит выборы несерьезно, по принципу «кого-нибудь, только не меня».
|
3. Члены группы взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всей группе в целом.
|
|
|
|
|
| 3. Большинство членов группы ориентируются на «себя» и делают то, что им удобно и выгодно.
|
4. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу.
|
|
|
|
|
| 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распадения.
|
5 Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы
|
|
|
|
|
| 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели
|
6. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами.
|
|
|
|
|
| 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними.
|
7. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду.
|
|
|
|
|
| 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду своей группы.
|
8 Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия.
|
|
|
|
|
| 8. Группа способна к согласованию своих действий.
|
9. Группа представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся в группе отдельные группировки (например, по симпатиям) активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.
|
|
|
|
|
| 9. Группа не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом.
|
10. Члены группы активно стремятся сохранить группу, как единое целое. Группа настойчиво противодействует попыткам расформирования.
|
|
|
|
|
| 10. Члены группы относятся безразлично к сохранению группы. Группа легко поддается расформированию или даже способствует ему.
|
11. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями
|
|
|
|
|
| 11. Группа не имеет хороших, способных организаторов
|
Интеллектуальная коммуникативность
|
|
|
|
|
|
|
1. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов
|
|
|
|
|
| 1. Группа не имеет единого мнения, единого суждения о возможностях своих организаторов. Мнение группы об ее организаторах противоречиво
|
2. Все члены группы прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению
|
|
|
|
|
| 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, имения остро противоречивы
|
3. Члены группы хорошо и постоянно осведомлены обо всем, что касается группы: ее задачах, внутригрупповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
|
|
|
|
|
| 3. В группе не знают о ее задачах, внутри групповых отношениях, ее месте среди других групп, результатах ее деятельности и т.д.
|
4. Группа легко находит «общий язык», взаимопонимание при решении групповых задач
|
|
|
|
|
| 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач
|
5. При обсуждении актуальных вопросов, касающихся группы и введения отдельных ее членов, группа активно добивается единого мнения и находит единодушное решение
|
|
|
|
|
| 5. Группа не способна прийти к единому мнению при обсуждении вопросов, касающихся как группы в целом, так и отдельных ее членов
|
6. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение
|
|
|
|
|
| 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям
|
7. При оценке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений
|
|
|
|
|
| 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий
|
8. Группа имеет единое и четкое мнение о своих возможностях, достоинствах и недостатках
|
|
|
|
|
| 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недостатках
|
9. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других групп
|
|
|
|
|
| 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп
|
10. Критические замечания со стороны членов группы принимаются доброжелательно и способствуют созданию единого группового мнения
|
|
|
|
|
| 10. Критические замечания со стороны одних членов группы принимаются другими ее членами враждебно и способствует разъединению группового мнения
|
11. Критические замечания извне группы принимаются доброжелательно, самокритично и создают стремление к осмысливанию и исправлению недостатков
|
|
|
|
|
| 11. Критические замечания извне принимаются грушей враждебно и вызывают стремление к отпору, настаиванию на недостатках, групповому упрямству
|
Психологический климат
|
|
|
|
|
|
|
1. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе
|
|
|
|
|
| 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе
|
2. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия
|
|
|
|
|
| 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия
|
3. Стремление к совместности переживания события, жизненных явлений, произведений искусства
|
|
|
|
|
| 3. Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний
|
4. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы
|
|
|
|
|
| 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными
|
5. Успехи или неудача товарищей вызывают переживание, искреннее участив других членов группы. Здесь имеют место одобрение, поддержка, а упреки и критика делаются с доброжелательных позиций
|
|
|
|
|
| 5. В этих условиях в группе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить
|
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой
|
|
|
|
|
| 6. В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д.
|
7. Отрицательная оценка группы со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание, выражающее единение группы и способствующее ему
|
|
|
|
|
| 7. В данных обстоятельствах у части группы имеют место переживания, выражающие разобщение группы или способствующие этому
|
8. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность
|
|
|
|
|
| 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу
|
9. Групповые эмоциональные «взрывы» в сложных жизненных ситуациях (например, общее негодование, возмущение) регулируются группой и не меняют качественно содержание ее поведения
|
|
|
|
|
| 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля группы, протекают стихийно и определяют содержание группового поведения
|
10. Членам группы нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в группе, участвовать в совместной деятельности
|
|
|
|
|
| 10. Члены группы не стремятся бывать вместе, проявляется безразличие к общению, выражается отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности
|
11. Группа способна одерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела
|
|
|
|
|
| 11. Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: