Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фонема и система фонем




 

Предпосылки к возникновению фонологии. До сих пор рассматривалась материальная сторона языка: физическое и физиологическое воплощение идеальных сущностей языка в речевой деятельности или в речи. Это закономерно, ибо материя языка всегда была наиболее доступна непосредственному наблюдению. Материальную сторону языка в лингвистике обычно именуют планом выражения, которому соответствует идеальная сторона - план содержания. Попытки понять соотношение в языке материального и идеального, в частности, звука и смысла, наблюдаются уже у древних индийцев и древних греков. Причем речь идет не только о символическом смысле звуков. Древнеиндийские фонетисты различали звук речи и звук, функционирую-

­ Конец страницы 78 ­

¯ Начало страницы 79 ¯

щий в качестве знака, обозначая его термином "спхота", что соответствует современному разграничению понятий звука и фонемы. Аристотель, выделяя в составе человеческой речи элемент, понимал под ним "неделимый звук, но не всякий, а такой, из которого может возникнуть разумное слово", то есть указывал на функциональную роль звука. Однако эти попытки древних языковедов и мыслителей не получали своего должного развития в лингвистике на протяжении многих веков.

Изучение звуковой стороны языка вплоть до начала XX столетия ограничивалось исследованием акустических и артикуляционных явлений, которые проводились с помощью все более точных, в том числе экспериментальных, методик. Эти исследования породили у языковедов представление о безбрежном многообразии звуковой материи. В речевом потоке звуки бесконечно варьировались, наслаивались один на другой, превращались друг в друга и в конечном итоге оказывались некими трудноуловимыми сущностями. Фонетисты второй половины XIX века столкнулись с необходимостью выделения из этого многообразия звуков основных звуковых единиц языка. Эта задача была решена в теории фонемы И.А. Бодуэном де Куртенэ, Ф. де Соссюром, Н.С. Трубецким (1890-1938), Л.В. Щербой и другими лингвистами.

Считается, что сам термин "фонема" появился впервые во французской лингвистике в 1873 г. как эквивалент немецкого Sprachlaut - звук языка, однако первые положения в учении о фонеме были заложены И.А. Бодуэном де Куртенэ. В своих работах он приходит к мысли о несовпадении физических и функциональных свойств звука, противопоставляя звук как "преходящее физиологическо-акустическое явление" и фонему как устойчивое представление о звуке, психический эквивалент звука.

Дальнейшее развитие теория фонемы получает в работах других русских ученых- П.К. Услара (1816-1875), Н.В. Кру-шевского (1851-1887), Л.В. Щербы, которые вместе с Бодуэном заложили основы для создания общей теории фонем. Л.В. Щерба рассматривает фонему уже как двустороннюю языковую единицу со своим планом выражения (вариантами звука) и планом содержания (смыслоразличительной функцией). Но когда говорят о фонологии как о самостоятельной отрасли языкознания, то ее

­ Конец страницы 79 ­

¯ Начало страницы 80 ¯

возникновение связывают с именем еще одного русского лингвиста Н.С. Трубецкого, его трудом "Основы фонологии". Впервые эта работа была опубликована в 1939 году на немецком языке (издание русского перевода осуществлено в 1960 г.). Работа Трубецкого основывается на исследовании звуковых систем более чем ста языков.

Теоретической основой учения Н.С. Трубецкого о фонеме послужили положения, выработанные И.А. Бодуэном де Куртенэ и Л.В. Щербой: 1) фонема- это кратчайшая единица языка, которая реализуется в звуках речи и 2) фонема служит различению смыла слов. Н.С. Трубецкой в подходе к языку был структуралистом, то есть рассматривал язык как единую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, что придало всей фонологической теории стройность и завершенность. По Трубецкому, фонемы образуют систему и весь инструментарий, необходимый и достаточный для их описания - это понятия противопоставления, или оппозиции, и дифференциального признака. Вместе с тем нельзя не отметить, что и после работы Н.С. Трубецкого единого мнения о фонеме у ученых не существует.

Понятие фонемы. Если исходить из троякого феномена языка (язык - речь - речевая деятельность), то его минимальная фонетико-фонологическая единица будет представлена тремя элементами: фонемой - аллофоном (от греч. allos - иной) - звуком, составляющими единое целое. Чтобы более полно и точно раскрыть сущность этих элементов, необходимо рассмотреть их в различных аспектах.

В онтологическом плане фонема и аллофон - это идеальные сущности, которые структурируют сознание и мышление, то есть придают им определенную форму. Эти идеальные сущности так же реальны, как реально наше сознание и мышление. В физическом смысле фонемы представляют собой нулевые волны разной конфигурации, а аллофоны - образы этих волн. Нулевые волны и образы представляют собой энергию сознания - дух и энергию мышления - мысль. Звук являет собой физическое, то есть акустическое и артикуляционное воплощение этой энергии, которое воспринимается органами чувств и регистрируется и измеряется приборами.

­ Конец страницы 80 ­

¯ Начало страницы 81 ¯

В физиологическом плане различие между тремя рассматриваемыми элементами заключается в том, что фонемы привязаны к нейронным сетям левого полушария мозга, аллофоны - к нейронным сетям правого полушария, а звуки - к работе органов произносительного аппарата.

С лингвистической точки зрения, противопоставление фонема - аллофон входит в структуру языка. Другими словами, фонемы и аллофоны вместе с другими парными элементами языка (морфемой - алломорфом, лексемой - аллолексом и т.д.) образуют его структуру, которая имеет геометрический образ в виде двенадцатигранника (см. главу III). Звук возникает при функционировании структуры - в речевой деятельности. При этом нужно иметь в виду, что все три элемента (фонема - аллофон - звук) тесно между собой связаны и друг другом обусловлены, и только в описательных целях их можно рассматривать по отдельности. В лингвистическом плане фонему в этом единстве определяют чаще всего как минимальную языковую единицу, представленную всем рядом позиционно чередующихся звуков и служащую для складывания и различения слов и морфем. Позиционно чередующиеся звуки- это аллофоны, или варианты одной фонемы, которые, как правило, не встречаются в одной позиции. Например, в словах вóды, водá, водянóй фонема <о> в корне слов представлена аллофонами <о>, <Λ>, <ъ>, которые зависят от места ударения в слове. Фонема, таким образом, представляет собой инвариантную (от лат. invarians — неизменяющийся) единицу языка, не зависящую от конкретных условий ее реализации. Этот инвариант обладает совокупностью основных признаков всех ее конкретных реализаций и тем самым объединяет их.

Различие между фонемой и аллофоном можно хорошо проиллюстрировать, обратившись к математическим понятиям теории множеств. Фонема представляет собой континуум (от лат. continuum- непрерывное)- непрерывную совокупность, эквивалентную прерывной (дискретной) совокупности всех аллофонов. Например, непрерывная совокупность фонемы <о> (в письменном варианте - графемы о) складывается из исчисляемого количества аллофонов (в письменном варианте - аллографов), пред-

­ Конец страницы 81 ­

¯ Начало страницы 82 ¯

ставленных следующими зрительными образами: <о>, < Λ >, <ъ>. Фонема выступает, таким образом, как множество, а аллофон как подмножество этого множества, так как каждый его элемент принадлежит фонеме. Фактически аллофон можно также рассматривать как множество, состоящее из ряда подмножеств: <о> - первое подмножество <о, о, о, о, О, О, О, О >, <ъ> - второе подмножество <ъ, ъ, ъ, ъ, Ъ, Ъ, Ъ, Ъ >, < Λ > — третье подмножество. Элементы каждого подмножества могут группироваться по тем или иным признакам, например: <о-О, о-О, о-О, о-О, о-о -о-о, О-О- О-О > и т.д. Каждое из этих подмножеств складывается, в свою очередь, из бесконечного множества звуков, находящихся сколь угодно близко к эталону - фонеме. Иными словами, каждый вариант фонемы реализуется в миллионах и миллиардах звуков, употребленных в многочисленных высказываниях носителей соответствующего языка, поскольку нельзя воспроизвести в точности один и тот же звук даже одним лицом.

Фонологическая система языка в этом случае предстает как объединение множеств (фонем и аллофонов), их непрерывнопрерывная совокупность, фонетическая - как прерывная совокупность. Отдельную фонему обычно рассматривают как множество (класс), ее аллофоны — как подмножество этого класса (подкласс), а их звуки - как конкретные единицы, составляющие эти подклассы и класс единиц. Различия между членами множества не ведут к изменению значения слова или морфемы, в составе которых наблюдаются аллофонические чередования и изменения звука.

С философской точки зрения, фонема есть общее, аллофон - особое, отдельное, а звук - единичное, в котором воплощаются это общее и отдельное.

У фонем в языке важное назначение - складывать и различать разные слова, разные морфемы. Например, слова дом, ком, ром, сом, том сложены каждое из трех фонем, но различаются они между собой лишь одной первой фонемой. Фонемы способны различать морфемы, слова и формы слов независимо от их конкретного облика. Например, в словоформах город — города в первом слове звук [д] оглушается на конце слова в [т], однако его

­ Конец страницы 82 ­

¯ Начало страницы 83 ¯

относят как и во втором случае к фонеме <д>, поскольку в первой словоформе оглушение связано с действием фонетического закона в русском языке. Отдельные морфемы могут выражаться в разных случаях различным составом фонем. Например, бег-у и беж-ишъ, леч-у и лет-ишъ имеют соответственно одну и ту же корневую морфему в двух фонетических разновидностях: бег/беж, леч/лет. Ряд чередующихся фонем в составе одной морфемы обозначают термином морфонема. Таким образом, в одних произносительных условиях фонемы не меняют своего звучания, а в других - меняют. Распределение фонем по произносительным условиям называют дистрибуцией (от лат. distributio - распределение).

Выделяют три типа фонемной дистрибуции: контрастную, дополнительную и свободное чередование. При контрастной дистрибуции фонемы находятся в одном и том же звуковом окружении и при этом самостоятельно различают слова. В этом случае все фонемы в словах совпадают, кроме сравниваемых, например: тень - день - пень - лень, поток - порок, мак - рак - лак - бак и т.д. В отношениях дополнительной дистрибуции находятся фонемы, которые не встречаются в одной и той же позиции. Например, в русском языке гласная <и> встречается после мягких согласных, а гласная <ы> только после твердых. При свободном чередовании фонемы находятся в одинаковом окружении и заменяют одна другую без изменения смысла слов, например, взрывная фонема <г> и фрикативная <γ> в словах город, голова, гром и т.д.

Типы вариантов одной фонемы (аллофонов) зависят от фонологической позиции фонемы. Произносительные условия фонемы, то есть условия ее реализации в речевой деятельности, и есть фонологическая позиция. Фонологическая позиция связана с местом фонемы в слове (в абсолютном начале, в абсолютном конце, на стыке морфем), с ее звуковым окружением, а для гласных - и с местом по отношению к ударению. Позиции, при которых фонема реализует свою смыслоразличительную функцию, называются сильными позициями, а позиции, при которых смыслоразличительная функция фонемы нейтрализуется, стирается - слабыми.

­ Конец страницы 83 ­

¯ Начало страницы 84 ¯

Для гласных сильной позицией является их нахождение под ударением, слабой - положение в безударном слоге, в котором они выступают в виде тех или иных вариантов, модификаций, изменяя свои акустико-артикуляционные характеристики. Для согласных фонем в русском языке различают фонологические позиции по твердости-мягкости и по глухости-звонкости. Например, сильной по твердости-мягкости является позиция согласных в конце слова: вес - весь, плот - плоть, был - быль, слабой - перед многими согласными: звон - звенит, два - две, зло -злить; сильной по глухости-звонкости выступает позиция согласной фонемы перед гласными: дом - том, бар - пар, а слабой — положение согласной фонемы в абсолютном конце слова: сад, зуб, дуб, грязь, кровь. Существуют в русском языке по этим признакам и другие сильные и слабые позиции для согласных фонем.

В некоторых позициях фонемы нейтрализуются. Нейтрализация - это совпадение двух или нескольких фонем в определенной позиции в одном звуке, например: столбы - столпы и стол[п], где фонемы <б> и <п> реализуются одним и тем же звуком [п].

Для опознавания фонемы в слабой позиции обычно изменяют слово так, чтобы слабая позиция заменялась сильной. Но в некоторых случаях такая замена невозможна. Например, в словах собака, баран, горох, молоко первый гласный ни в одном однокоренном слове не бывает под ударением. Этот гласный может быть представителем фонемы <а> или <о>, но какой из них, решить здесь невозможно. В этих случаях говорят о гиперфонеме -слабой фонеме, не приводимой в определенных морфемах к сильной позиции. В данном случае о гиперфонеме <а/о>.

Помимо фонем как сегментных единиц языка, иногда выделяют также суперсегментные фонемы, в которых дифференциальные признаки выявляются в зависимости от места фонемы по отношению к ударению. Например, слова мукамука, руки — руки различаются не сегментными фонемами, а ударением. Фактически в качестве различительного признака здесь выступает длительность ударного звука и краткость безударного. Различе-

­ Конец страницы 84 ­

¯ Начало страницы 85 ¯

ние смысла слов может осуществляться и высотой тона, например, в языках, имеющих музыкальное ударение.

В трактовке фонемы существуют определенные разногласия среди лингвистов, в частности, среди представителей Московской (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, М.В. Панов, В.Н. Сидоров и др.) и Ленинградской (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая и др.) фонологических школ. Эти разногласия касаются вопросов сильной и слабой позиции фонемы, ее нейтрализации, понятия гиперфонемы, а также статуса фонемы <ы>.

Так, Московская фонологическая школа считает, что опознавание фонем осуществляется только в сильной позиции, в слабой же позиции, соотносительной с сильной, стоит та же самая фонема, которая опознается на слух в соответствующей сильной: в словоформах город - города содержится одна и та же фонема <д>. Представители Ленинградской фонологической школы в случае несовпадения фонем в соотносительных сильных и слабых позициях говорят о чередовании фонем, то есть о том, что в соотносительных сильных и слабых позициях выступают различные фонемы, те, которые мы воспринимаем на слух: город - города соответственно <т> и <д>.

Московская фонологическая школа говорит о гиперфонеме <а/о> в первом слоге таких слов, как собака, баран, горох, молоко. Ленинградская фонологическая школа рассматривает звуки [л], [ъ] в этих слогах как вариации фонемы <а>, а не фонемы <о>, так как они не обладают признаком огубленности.

Московская школа рассматривает фонему <ы> как оттенок фонемы <и>, Ленинградская — как самостоятельную фонему, ограниченную дистрибуцией, то есть окружением, в котором она может находиться. Наряду с другими аргументами в пользу такого мнения, говорится о собственных артикуляционных признаках фонемы <ы>: она имеет свой ряд - средний и подъем - верхний, что и отличает ее от других фонем, в том числе и от <и>, так как <и> — фонема переднего ряда. В фонетическом отношении это дает возможность протягивать звук [ы] сколь угодно долго, чего нельзя сделать с оттенками фонемы, то есть редуцированными звуками.

­ Конец страницы 85 ­

¯ Начало страницы 86 ¯

Система фонем. Изменение одних физических признаков произносимых нами звуков безразлично для языка, в то время как изменение других может привести к замене звука другим, что скажется на узнавании слова или морфемы. Поэтому все звуковые изменения делят на два типа - фонологические (смыслораз-личительные) и нефонологические (фонетические), которые не приводят к изменению смысла. Например, в словах коса и коза фонемы <с, з> находятся в фонологической позиции: различают смысл двух слов, а в форме коз позиция фонемы <з> фонетическая. Несмотря на оглушение, она не меняет значение слова. Опо-знование самой фонемы в ряду других фонем возможно лишь в том случае, если она обладает различительным, или дифференциальным, признаком. В качестве различительного признака фонемы может выступать любая акустико-артикуляционная характеристика звука: место и способ образования, степень участия голоса, лабиализация и т.д. Эта характеристика должна служить различению хотя бы двух фонем.

Каждая фонема имеет набор постоянных фонологических признаков, называемых конститутивными (от франц. constitutif- определяющий, основополагающий; восходит к лат. constitutio - установление). Например, фонема <п> обладает следующими конститутивными признаками: консонантность, губ-ность, смычность, шумность, глухость, твердость. Если постоянный признак какой-либо фонемы противопоставляет ее другой фонеме, тождественной с первой по всем остальным конститутивным признакам, то такой признак называется дифференциальным, или различительным. Например, глухость фонемы <п> является ее постоянным признаком, и этот признак отличает фонему <п> от звонкой <б>, совпадающей с <п> по всем остальным признакам; переднеязычность фонемы <т> отличает ее от заднеязычной фонемы <к>, которая совпадает с <т> по всем остальным признакам; фонемы <н> и <н'> различаются по твердости-мягкости, совпадая по всем остальным признакам и т.д. Другие постоянные признаки в этих парах - неразличительные, а лишь наполняющие состав данных фонем. Но они могут выступать различительными по отношению к другим фонемам в системе языка. Поэтому каждая фонема может отличаться от других

­ Конец страницы 86 ­

¯ Начало страницы 87 ¯

фонем данного языка не только одним, а несколькими дифференциальными признаками. Так, консонантность фонемы <п> противопоставляет ее всем гласным фонемам, смычность - всем невзрывным согласным, шумность - сонорным фонемам, губ-ность - всем негубным согласным. Противопоставление фонем друг другу в фонологической системе языка называется оппозициями (от лат. oppositio - противоположение, противопоставление).

Н.С. Трубецкой по общности признаков выделял два типа оппозиций - одномерные и многомерные. Одномерные оппозиции ограничены только двумя членами, имеющими общие признаки. Например, в русском языке только фонемы <в, ф> являются губно-зубными фрикативными согласными. Признаки членов многомерных оппозиций являются общими для многих фонем, например, глухость и звонкость согласных в русском языке.

В зависимости от тех отношений, которые существуют между членами оппозиции, Н.С. Трубецкой выделял три их типа: привативные, градуальные, или ступенчатые, и эквиполентные, или равнозначные.

Члены привативных оппозиций (их иногда называют бинарными, а также чистыми) различаются только одним признаком, по всем остальным постоянным признакам они совпадают, например: <п-б, д-т, г-к, п-п'> и т.д. А.А. Реформатский такие оппозиции называл коррелятивными (от лат. correlativus - соотносительный), хотя иногда коррелятивные оппозиции рассматривают как объединение нескольких пар членов привативных оппозиций, например,- оппозиция пар по звонкости-глухости: <б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к>.

Градуальные, или ступенчатые, оппозиции (их иногда называют троичными, или тернарными) состоят, как правило, более чем из двух членов и характеризуются различной степенью проявления одного и того же признака. Например, каждое из последующих норвежских <u- ů - ü>, становится более передним, а на слух выше. Как градуальные оппозиции можно рассматривать систему гласных фонем русского языка: гласные переднего ряда <и, э> — первая ступень движения языка по горизонтали, гласные среднего ряда <а, ы> - вторая ступень, гласные заднего ряда <о,

­ Конец страницы 87 ­

¯ Начало страницы 88 ¯

y> - третья ступень; гласные верхнего подъема <и, ы, у> - первая ступень подъема языка по вертикали, гласные среднего подъема <о, э> - вторая ступень, гласный нижнего подъема <а> - третья ступень. Сюда же относится и противопоставление согласных по месту образования и активному органу: переднеязычные согласные - первая ступень по месту образования и активному органу, среднеязычные согласные - вторая ступень, заднеязычные согласные - третья ступень и т.д. Степень нарастания или убывания признака в приведенных примерах может считаться и в обратном порядке.

В эквиполентных, или равнозначных, оппозициях их члены имеют два различительных признака, самостоятельных и разных: например, <б> - губная согласная, а <г> - заднеязычная. Выделяют также групповую оппозицию гласный — согласный, в которой группа всех гласных фонем языка противопоставляется всей группе согласных. В групповой оппозиции могут состоять фонемы и по другим признакам, например, губные противопоставляться язычным, смычные - щелевым и т.д. Очевидно, что некоторые типы оппозиций принадлежат не столько самому языку, сколько зависят от субъективизма исследователя, так как одно и то же реальное противопоставление может трактоваться по-разному.

Наиболее популярным в современной фонологии является бинарный принцип, представляющий собой бинарные, то есть двучленные противопоставления. Он базируется на максимально общих акустических критериях в виде парных различительных признаков. Таких дифференциальных признаков насчитывают 12 пар, о чем говорилось при акустической классификации звуков. С их помощью можно описать систему фонем практически любого языка мира.

Кроме отмеченных оппозиций, каждая фонема в системе языка противопоставляется нулю, то есть отсутствию фонемы, например: скот - кот, сток - ток, убор - бор, пара - пар, удар - дар и т.д. Это очень важное противопоставление, оно пронизывает всю языковую систему, для которой нуль оказывается значимым на всех уровнях.

­ Конец страницы 88 ­

¯ Начало страницы 89 ¯

В фонологической системе фонема может обладать постоянным признаком, который не противопоставляет ее другой фонеме данной системы. Тогда он является у фонемы избыточным, или интегральным. Например, глухость фонемы < х > выступает ее постоянным признаком, но в русском литературном языке нет фонемы, которая отличалась бы от < х > только звонкостью.

Своеобразие фонологической системы каждого языка касается и общего количества фонем, и их оппозиций, и пропорции гласных и согласных фонем, и их позиций. В основе фонологической системы лежит требование максимальной дифференциации её единиц, предельной четкости построения системы.

­ Конец страницы 89 ­

¯ Начало страницы 90 ¯

 

Глава V.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...