Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулирование цели и задач реферата




Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. содержание;

3. введение;

4. основная часть;

5. заключение;

6. список использованных источников;

7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах, составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата Количество страниц
Титульный лист  
Содержание (с указанием страниц)  
Введение 1-2
Основная часть 7-10
Заключение 1-2
Список использованных источников 1-2
Приложения Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

· обосновывается актуальность выбранной темы;

· определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

· описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

· кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 5. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).


Основные части реферата

 

Введение   Отражение актуальности темы и раскрытие поставленных в работе задач  
       
1. Вступление —►     Краткое изложение темы источника, обоснование ее выбора; указание основного материала, методов разработки темы; цель работы, ее рубрикация; приоритет автора и др.  
   
   
2. Основная часть > Все существенные положения; раскрытие содержания работы; подразделение по плану на параграфы; разделы или вопросы. Комментарий: параграф или раздел начинается с задачи, заканчивается выводом; может быть параграф (раздел, подраздел), отражающий краткую историю исследуемой проблемы; возможно представление достигнутых по отдельным вопросам темы результатов и обзор литературы; могут быть представлены схемы, графики, таблицы, рисунки, фотографии и т.д. Конспективно, фрагментарно, аналитически - на выбор студента.  
     
   
     
   
       
3. Заключение   Выводы, сделанные автором, обобщения, резюме реферата (комментарии реферата к изложенному)  
   
       
Литература   Оформление источников информации в алфавитном порядке    
       
Приложение (необязатель- ная часть)   Таблицы, схемы, графики, фотографии, макеты и т.д.  
   
   

 

К реферату предъявляются следующие требования:

• точное изложение взглядов автора;

• изложение всех наиболее существенных моментов рефери­руемого источника (конспективно, фрагментарно, аналити чески - на выбор референта);

• соблюдение единого стиля изложения

• использование точного, краткого, литературного языка;

• логическая последовательность изложения

• ограниченность объема (не более 25 страниц машинопис­ного текста)

Анализ рефератов показал, что студенты чаще всего испыты­вают трудности при формулировании цели и задач работы, со­ставлении плана реферата, что приводит к нарушению его струк­туры.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1. Вводный - выбор темы, работа над планом и введением.

2. Основной - работа над содержанием и заключением реферата.

3. Заключительный - оформление реферата.

4. Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.).

Опыт работы показывает, что специфика циклов дисциплин актуализирует потребность учебного заведения в конкретных, предметньгх методических рекомендациях по написанию рефератов Однако должны существовать единые требования к форме, структуре рефератов, их оформлению, введение которых будет способствовать развитию у студентов четкого представления о реферате как письменном аттестационном испытании, способах работы над ним.

В данном пособии изложены общие предложения и рекомендации по организации работы над рефератом, на основании которых каждый преподаватель сможет разработать собственные:

материалы (памятки, пособия) с учетом цели и задач преподавае­мой дисциплины.. Скажем только, что методические рекоменда­ции должны затрагивать такие вопросы, как: выбор темы, струк­тура, формулирование цели и задач реферата, работа студентов над планом, введением, заключением; требования к содержанию, биб­лиографии. Помимо этого в рекомендациях могут быть приведе­ны образцы оформления титульного листа и план-график работы над рефератом.

Выбор темы реферата

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследова­ния. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его за­щиты. Выбирая круг вопросов своей работы, студенту не следует спешить воспользоваться списком тем, предложенным препода­вателем. Он должен попытаться сформулировать проблему свое­го исследования самостоятельно.

При определении темы реферата нужно учитывать и его ин­формационную обеспеченность. С этой целью используются спис­ки рекомендуемой литературы, библиотечные каталоги, консуль­тации преподавателя и библиотекаря.

Как найти литературу для подготовки контрольных и курсовых работ, докладов, рефератов и пр.?

С этой целью, прежде всего, надо просмотреть со­ставляющие разделы книжных каталогов библиотеки. Библиотекари объяснят, как ими пользоваться. Если воз­никнет необходимость ознакомиться не только с лите­ратурой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с науч­ными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно в ыписать по специальному межбиблиотечному абонемен­ту из любой другой библиотеки.

Полезно также знать, что ежегодно в последнем но­мере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в жур­нале за эти годы.

Структура реферата

Она включает в себя следующие элементы:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Содержание (главы и параграфы)

5. Заключение

6. Приложения

7. Список литературы и источников.

Формулирование цели и задач реферата

Выбрав тему реферата и изучив литературу, студент должен сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельнос­ти. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально ее необходимо обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, студент параллельно думает над составлением плана. Причем необходимо четко соотносить цель и план работы.

Можно предложить два варианта формулирования цели: 1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изло­жить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить

 

Обобщить - сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь   Изложить: 1. Описать, передать устно или письменно. 2. Кратко пересказать содержание чего-нибудь
     
Изучить: 1. Постичь уче­нием, усвоить в процессе обучения. 2. Научно иссле­довать, познать. 3. Вни­мательно наблюдая, ознакомиться, понять       Систематизировать - привести (-водить) в систему. Система - определенный порядок в расположении и связи действий
         

 

Формулирование цели с помощью вопросов. Например, цель реферата заключается в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие классификации методов обучения существуют в настоящее время в педагогической науке?»

Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели.

Работа над планом

Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в рефера­те, этапы раскрытия темы.

Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простои и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферат делится на параграфы, а в сложном — на главы и параграфы.

Перед студентом часто встает вопрос: как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, на что он намерен в ходе работы сделать упор, как расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы

Подготовка введения

«Введение» - одна из составных и важных частей реферата. При работе над «Введением» необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата «Вве­дение», как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Рационально построить работу над этой частью реферата следу­ющим образом:

1. Вступление - это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. Можно на­чать, например, с изложения какого-то определения: «политичес­кие отношения - это...».

2. Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связывать тему реферата с со­временностью, предстоящей профессиональной деятельностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...