Формулирование цели и задач реферата
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методические рекомендации по выполнению реферата Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Содержание реферата Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: 1. титульный лист; 2. содержание; 3. введение; 4. основная часть; 5. заключение; 6. список использованных источников; 7. приложения (при необходимости). Примерный объем в машинописных страницах, составляющих реферата представлен в таблице. Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф. Во введении дается общая характеристика реферата: · обосновывается актуальность выбранной темы; · определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; · описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования; · кратко характеризуется структура реферата по главам. Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер. Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.). В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата. Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 5. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате. В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.). Основные части реферата
К реферату предъявляются следующие требования: • точное изложение взглядов автора; • изложение всех наиболее существенных моментов реферируемого источника (конспективно, фрагментарно, аналити чески - на выбор референта); • соблюдение единого стиля изложения • использование точного, краткого, литературного языка; • логическая последовательность изложения • ограниченность объема (не более 25 страниц машинописного текста) Анализ рефератов показал, что студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры. В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа: 1. Вводный - выбор темы, работа над планом и введением. 2. Основной - работа над содержанием и заключением реферата. 3. Заключительный - оформление реферата.
4. Защита реферата (на экзамене, студенческой конференции и пр.). Опыт работы показывает, что специфика циклов дисциплин актуализирует потребность учебного заведения в конкретных, предметньгх методических рекомендациях по написанию рефератов Однако должны существовать единые требования к форме, структуре рефератов, их оформлению, введение которых будет способствовать развитию у студентов четкого представления о реферате как письменном аттестационном испытании, способах работы над ним. В данном пособии изложены общие предложения и рекомендации по организации работы над рефератом, на основании которых каждый преподаватель сможет разработать собственные: материалы (памятки, пособия) с учетом цели и задач преподаваемой дисциплины.. Скажем только, что методические рекомендации должны затрагивать такие вопросы, как: выбор темы, структура, формулирование цели и задач реферата, работа студентов над планом, введением, заключением; требования к содержанию, библиографии. Помимо этого в рекомендациях могут быть приведены образцы оформления титульного листа и план-график работы над рефератом. Выбор темы реферата Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, студенту не следует спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Он должен попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно. При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью используются списки рекомендуемой литературы, библиотечные каталоги, консультации преподавателя и библиотекаря. Как найти литературу для подготовки контрольных и курсовых работ, докладов, рефератов и пр.? С этой целью, прежде всего, надо просмотреть составляющие разделы книжных каталогов библиотеки. Библиотекари объяснят, как ими пользоваться. Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно в ыписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки.
Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы. Структура реферата Она включает в себя следующие элементы: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Содержание (главы и параграфы) 5. Заключение 6. Приложения 7. Список литературы и источников. Формулирование цели и задач реферата Выбрав тему реферата и изучив литературу, студент должен сформулировать цель работы и составить план реферата. Цель - это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально ее необходимо обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, студент параллельно думает над составлением плана. Причем необходимо четко соотносить цель и план работы. Можно предложить два варианта формулирования цели: 1. Формулирование цели при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить
Формулирование цели с помощью вопросов. Например, цель реферата заключается в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие классификации методов обучения существуют в настоящее время в педагогической науке?» Цель разбивается на задачи - ступеньки в достижении цели. Работа над планом Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План - это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы.
Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простои и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферат делится на параграфы, а в сложном — на главы и параграфы. Перед студентом часто встает вопрос: как построить грамотно план реферата? Конкретного рецепта здесь не существует, большую роль играет то, на что он намерен в ходе работы сделать упор, как расставить акценты, как сформулирована тема и цель работы Подготовка введения «Введение» - одна из составных и важных частей реферата. При работе над «Введением» необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата «Введение», как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Рационально построить работу над этой частью реферата следующим образом: 1. Вступление - это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным. Можно начать, например, с изложения какого-то определения: «политические отношения - это...». 2. Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связывать тему реферата с современностью, предстоящей профессиональной деятельностью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|