Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Захарьин Григорий Антонович




(1829-1897)

Выдающийся русский врач-терапевт, основатель крупной Московской клинической школы. Профессор Московского университета, Почетный член Петербургской академии наук (1885).

Основные научные труды

«Клинические лекции профессора Г.А.Захарьина и труды факультетской терапевтической клиники Московского университета» (1889-1894); «О холере»(1893); «Сифилитическая пневмония» (1877); «Послеродовые болезни» (1853); «Боржом и Виши» (1904).

 

Вклад в развитие медицины

· В 1864 г. избран ординарным профессором и директором факультетской терапевтической клиники Московского университета.

· Реформатор высшего медицинского образования. Добился выделения из кафедры внутренних болезней и организации самостоятельных клиник детских, женских, нервных болезней. Впервые (1866) основал детскую клинику при университете. Организатор клинической и бактериологической лабораторий. Придавал большое значение практическому освоению студентами объективных методов исследования – перкуссии, аускультации, лабораторных исследований. Одной из важнейших форм подготовки практических врачей считал поликлинические занятия.

· Автор широко известных клинических лекций, вскоре после их выхода, переведенных на многие иностранные языки.

· Усовершенствовал анамнестический метод исследования. Систему расспроса больного довел, по оценке французского клинициста Юшара, «до высоты искусства».

· Первый в России начал изучать терапевтическое действие минеральных вод в клинической практике, установил показания и противопоказания к их применению. Автор исследований в области гидротерапии и климатотерапии. Пропагандировал тезис о лечении больных в привычном для организма климате.

· Изучал сифилитические поражения внутренних органов, сифилис сердца и легких.

· Разработал классификацию и методы лечения туберкулеза легких. Впервые высказал мысль о том, что при туберкулезе легких не обязательно присутствие аускультативных изменений.

· Внес большой вклад в разработку этиологии, патогенеза и терапии хлороза (вид малокровия), желчно-каменной болезни.

· Обогатил клиническую медицину учением о применении каломели при гипертрофическом циррозе печени и при других заболеваниях печени и желчных путей.

· Сторонник комплексной терапии, в которой большую роль отводил немедикаментозным методам лечения (личной гигиене, диетотерапии, физиотерапии, бальнеотерапии, климатическому лечению.

· Выступал против полипрагмазии (одновременного применения многих лекарственных препаратов).

· Выделил хлороз (вид малокровия, «бледная немочь»), как самостоятельное эндокринное расстройство, провоцируемое нервными нарушениями.

· Выдвинул учение о зонах кожной гиперестезии /повышенной чувствительности/ при заболеваниях внутренних органов (зоны Захарьина-Геда).

· Пользовался заслуженной славой непревзойденного диагноста и целителя. Являлся лейб-медиком царя Александра III, лечащим врачом семьи Л.Н.Толстого.

· Современники оценивали его как блестящего лектора-клинициста. «Г.А.Захарьин – высокоталантливый клиницист, читал он блестяще, его разборы больных, его лекции запоминались на всю жизнь», - вспоминал С.И.Мицкевич.

· Пожертвовал большую сумму на постройку деревенских школ в Саратовской и Пензенской губерниях. Почти все свое состояние завещал на благотворительные и культурные нужды.

· Во время сербско-турецкой войны (1876) за свой счет организовал и укомплектовал медицинский отряд по оказанию помощи сербскому народу.

Боткин Сергей Петрович

(1832-1889)

Один из основоположников русской клинической медицины, первый в России поставивший ее изучение на естественнонаучные основы. Создатель крупнейшей школы русских клиницистов, профессор Военно-медицинской академии (1861).

Основные научные труды

«О всасывании жира в кишках» (1860); «Курс клиники внутренних болезней». Вып.1-3. (1867-1875); «О подвижности почек» (1884);«Базедова болезнь и утомленное сердце» (1885);«Клинические лекции С.П.Боткина. Вып.1-3. (1887-1888).

Вклад в развитие медицины

· Основатель крупнейшей терапевтической школы (45 из 106 учеников С.П.Боткина возглавили клинические кафедры в различных городах России, 85 – защитили диссертации на степень доктора медицины. В числе его учеников – И.П.Павлов, А.Г.Полотебнов, В.Г.Лашкевич, Н.Я.Чистович, В.П.Образцов, В.Н.Сиротинин, В.А.Манассеин, И.И.Молессон, Н.П.Симановский, Н.А.Виноградов, и др.)

· В 1860-1861 гг. организовал первую клинико-экспериментальную лабораторию, где проводились первые в России исследования по клинической фармакологии и экспериментальной терапии.

· Впервые в истории отечественной науки осуществил плодотворный союз медицины и физиологии. Широко внедрял в клинику физические и химические методы исследования.

· Создал новое направление в медицине, названное И.П.Павловым нервизмом. В своих воззрениях исходил из материалистического понимания организма как целого, находящегося в неразрывной связи со своей средой и управляемого нервной системой. Считал нервную систему главным носителем единства организма.

· Впервые описал клиническую картину инфекционного гепатита («болезнь Боткина»), признав его общим инфекционным заболеванием. Внес много нового в изучение ревматизма, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней почек, легких, сыпного, брюшного и возвратного тифов.

· В клинике С.П.Боткина после тщательной научной разработки была впервые применена кислородная терапия при заболевании легких, бронхов и нервной системы.

· Совместно с учениками установил участие селезенки в депонировании крови (1875), что позже подтвердилось экспериментами английского физиолога Дж.Баркрофта.

· Существенно дополнил описание клиники базедовой болезни (по имени немецкого врача Базедова, описавшего ее в 1840 г.). Автор нейрогенной теории патогенеза базедовой болезни. Дал исчерпывающее описание клиники подвижной почки и научно обосновал метод ее распознавания. Выявил различие между нефритами и нефрозами. Первым детально описал крупозную пневмонию, ее этиологию и патогенез.

· Один из основоположников военно-полевой терапии.

· Высказывал тезис о существовании в организме физиологических механизмов, дающих ему возможность бороться с заболеваниями.

· Совместно с учениками изучал в эксперименте и клинике действие лекарственных средств (наперстянки, ландыша, горицвета, калийных солей и др.). Медицину С.П.Боткин рассматривал как «науку предупреждать болезни и лечить больного».

· Являлся активным общественным деятелем. В 1878 г. был избран председателем Общества русских врачей, оставаясь на этом посту до последних дней жизни. Содействовал основанию в 1872 г. женских врачебных курсов.

· Инициатор организации бесплатной медицинской помощи «для бедных классов», постройки Александровской барачной больницы в Петербурге, ставшей образцовой в лечебном и научном отношении.

· В 1880 г. приступил к изданию «Еженедельной клинической газеты».

· В 1882 г. в качестве председателя Подкомиссии по школьно-санитарному надзору в городских училищах успешно организовал борьбу с сильной эпидемией дифтерита и скарлатины.

 

Мечников Илья Ильич

(1845-1916)

Выдающийся русский биолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, микробиологии и иммунологии. Член-корреспондент (1883), Почетный член Петербургской академии наук (1902), профессор Новороссийского университета (1870-1882). С 1888 г. работал в Пастеровском институте в Париже. Лауреат Нобелевской премии (1908, совместно с П.Эрлихом), почетный доктор Кембриджского университета (1891).

Основные научные труды

«О целебных силах организма» (1883); «Лекции по сравнительной патологии воспаления» (1891); «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» (1901); «Этюды о природе человека» (1903); «Этюды оптимизма» (1907); «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1913).

Вклад в развитие медицины

· Совместно с А.О.Ковалевским установил общие закономерности в развитии беспозвоночных и позвоночных, заложив тем самым основы сравнительной эволюционной эмбриологии.

· Создал теорию происхождения и развития многоклеточных животных, согласно которой все многоклеточные произошли от примитивно устроенного общего предка, тело которого состояло из слоя наружных клеток и массы внутренних, способных захватывать и переваривать частицы пищи. У различных многоклеточных обнаружил подвижные клетки, способные к внутриклеточному перевариванию, названные им фагоцитами.

· Открыл явление фагоцитоза (1882). Рассматривал его как свойство внутриклеточного пищеварения, закрепленное в процессе исторического развития в качестве защитной реакции организма.

· На основе изучения процессов воспаления, патогенных свойств холерных и других микробов создал фагоцитарную теорию иммунитета. Впервые изложил ее в 1883 г. на УП съезде русских естествоиспытателей и врачей.

· Совместно с Н.Ф.Гамалеей в 1886 г. организовал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с бешенством и другими инфекционными болезнями человека и животных.

· В 1888 г. в Пастеровском институте организовал самостоятельную лабораторию, где за 28 лет работы добился общего признания и мировой славы.

· В 1908 г. совместно с Паулем Эрлихом (немецкий врач, бактериолог и биохимик, один из основоположников иммунологии и химиотерапии) удостоен Нобелевской премии.

· Разрабатывал вопросы старости и смерти. Утверждал, что старость и смерть наступают у человека преждевременно. Разрабатывал профилактические гигиенические меры борьбы с самоотравлением организма, рекомендовал стерилизацию пищи, питание кисломолочными продуктами, ограничение потребления мяса.

· Впервые провел экспериментальное заражение человекообразной обезьяны сифилисом (1903), что явилось важной вехой в развитии венерологии.

· Изучал этиологию и эпидемиологию инфекционных болезней: холеры, чумы, брюшного тифа, туберкулеза. В 1911 г. возглавил организованную им экспедицию по изучению туберкулеза среди населения калмыцких степей.

· Автор трудов по методологическим проблемам науки.

· Будучи убежденным материалистом, открыто выступал против идеализма в биологии. В то же время ошибочно полагал, что наука является решающей силой в разрешении всех социальных проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...