Методические рекомендации.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ История Востока в средние века
Направление подготовки 030600 - История
Профиль подготовки Историко-культурный туризм/Международные отношения
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения Очная
Ставрополь 2011 Содержание Предисловие......................................................................................................................................2 Учебно-тематический план ………………………………………………………………………4 Темы практических занятий ……………………………………………………………………..5 Предисловие
Цели и задачи освоения дисциплины Цель - сформировать представления об общих закономерностях развития восточных цивилизаций, а также об их специфических чертах, показать историко-культурную самобытность каждой из них, в достаточной степени условно объединяемых понятием «Восток», обосновать актуальность востоковедного знания для понимания процессов, происходящих в современном мире. Курс построен по регионально-страноведческому принципу: рассматриваются страны или районы Востока, наиболее ярко отражающие особенности китайско-конфуцианской, индо-буддийской, арабо-исламской цивилизаций в их конкретном проявлении и взаимовлиянии. Значительное внимание уделено взаимодействию земледельческих и кочевых обществ, специфике развития отдельных регионов, проблемам ментальности и культуры. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «История Востока в средние века» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).
Изучение данной дисциплины предваряется курсом «История древнего мира», включающим раздел «История Древнего Востока» и предшествует курсу «История Востока в новое и новейшее время», что обеспечивает необходимую преемственность тематики и проблематики читаемых курсов, позволяет сформировать систему знаний по смежным дисциплинам и способствует более углубленному усвоению истории отдельных стран, народов и регионов. Кроме того, курс преподается параллельно с другой дисциплиной базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3) – «История средних веков», что дает студентам возможность глубже понять общее и особенное в развитии средневекового Запада и Востока. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные компетенции: – владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); – способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); – готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11). Профессиональные компетенции: – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
– способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6); – способность к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - базовый материал дисциплины (терминология, политическая география региона, основные исторические события); - общие закономерности и особенные черты политического, экономического, социального и духовного развития отдельных регионов Востока. Уметь: - применять полученные при изучении дисциплины знания в исследовательской, образовательной, культурно-просветительской и экспертно-аналитической деятельности (последние 2 типа деятельности чрезвычайно важны для СКФО, где весьма остро стоят проблемы выстраивания культурного диалога между носителями христианства и ислама, а также проведения грамотной национальной политики). Владеть: - профессиональными знаниями теории и методов исторических исследований; - способностью понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию. Учебно-тематический план Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Практические занятия Тема 1. Шиизм как религиозно-политическое явление в Арабском халифате. Цель занятия: углубление знаний об исторических корнях ислама, его социальной и политической функциях в средневековом обществе. Форма занятия: занятие в диалоговом режиме. Вопросы для обсуждения. 1. Возникновение шиизма как религиозно-политического явления: · просчеты в политике Усмана и рост оппозиции; · Али ибн Абу Талиб – четвертый «праведный» халиф (оценка личности в историографии); · военно-политическая борьба в халифате (от противостояния Али и Муавии к выступлению Хусейна). 2. Превращение шиизма в религиозное течение: культ мученичества Али и Хусейна. Шиизм об имамате. 3. Иран – оплот шиизма: · связь шиитов с народными настроениями в Иране; · шиитская оппозиция и аббасидский переворот; 4. Основные течения в шиитском исламе (умеренные и крайние шииты). Методические рекомендации. Шииты - общее название различных группировок и общин, признавших Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными приемниками пророка Мухаммада. Эта группировка (аш-шиа) явилась ядром движения в начале второй половины VII века, которое нарушило первоначальное религиозное единство мусульманской общины и позднее привело к разделению на суннитов и шиитов. По своему значению этот раскол вышел за рамки династийного соперничества за власть внутри Халифата, оказав огромное влияние на судьбу му-сульманского мира. В первую очередь необходимо уяснить, почему с развитием Халифата произошел раскол единого религиозно-политического учения (обратить внима-ние на эволюцию государства у арабов от Мухаммада до Усмана). С привлечением конкретно-исторического материала следует выявить основные этапы в становлении и эволюции шиизма; разобраться, с какого момента шиизм из преимущественно политической партии превращается в религиозное течение. Также следует осмыслить суть шиитской доктрины об имамате. Далее надлежит выявить роль восточных провинций (Ирана) в развитии идей шиизма и борьбе оппозиции против Омейядов. Выяснить, кто такие Аббасиды, и в результате каких событий им удалось установить свою власть в Халифате. Кроме того, необходимо разобраться во времени возникновения и отличительных особенностях основных течений шиизма (заполнить таблицу). В заключение следует обратиться к истории появления алидских государств («имаматов») в Табаристане, Йемене и Египте.
При подготовке к занятию следует обратиться в первую очередь к общей литературе –учебникам (История Ирана, История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1.), трудам Г.Э. Грюнебаума, О.Г. Большакова, И.М. Фильштинского; при анализе шиитских групп особое внимание надлежит обратить на монографии Е. Беляева, И. Петрушевского и С.М. Прозорова. Для лучшего усвоения терминологии полезно обратиться к энциклопедическому словарю по исламу (см.: Ислам. Энциклопедический словарь). Необходимо также составление собственного терминологического словаря. Источники. 1.Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М., 1986 (Любое издание). 2.Хрестоматия по исламу / Отв. ред. С.М. Прозоров. М., 1994. Литература. 1. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. 2. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. Исторический очерк. М., 1957. 3. Большаков О. Г. История Халифата. В 4-х т. М: Восточная литература, 2002 (Т. II), 1998 (Т. III). 4. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 2000 / http://lib.rus.ec/b/103657 5. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600 - 1258)/ Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В.Д.Наумкина. М., 1988. 6. Ислам. Энциклопедический словарь/ Отв. секр.С.М. Прозоров. М., 1991. 7. История Востока: в 6 т. Т. 2: Восток в средние века / Отв. ред. Л.Б.Алаев, К.З.Ашрафян. М., 2009 (М., 1995) // http://www.bookarchive.ru/dok_literatura/istorija/65221-istorija-vostoka.-tom-2.-vostok-v-srednie-veka.html 8. История Ирана. М., 1977. С.123-135. 9. История стран Азии и Африки в средние века. Ч.1. М., 1987. С.147-160. 10. Мец А. Мусульманский Ренессанс. Пер. с нем. М., 1973. С.60-70. 11. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV вв. Л., 1966. 12. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. 13. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII - середине X вв.: Шиитская историография. М., 1980. 14. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. // Ислам. Религия, общество, государство. М., 1980. С.204-211. 15. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750 – 1517 гг.) М., 2001.
Интернет ресурсы Институт восточных рукописей РАН (СПб.) http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=1&Itemid=48 Имеются публикации по истории средневекового Востока, в т.ч. Большакова О.Г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|