Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гуманистическая теория личности

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

 

В истории исследований психологии личности можно выделить по меньшей мере три периода: Философско-литературный (работы древних мыслителей до начала XIX в.)

Клинический (первые десятилетия XIX наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности).

Экспериментальный. Начало ХХ века профессиональные психологи попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Теория личности – это совокупность гипотез, или предложений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые отвечают теории личности, заключаются в следующем:

1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – соз­­на­­тельные (рациональные) или бессознательные (ирраци­ональные)?

4. Обладает ли личность свободной воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

 

Гуманистическая теория личности

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций.

Так Карл Роджерс выделял две врожденные тенденции:

- «Самоактуалоизирующая тенденция», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека.

– «Организмический отслеживающий процесс» - механизм контроля за развитием личности.

На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура - «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.[1][4]

Цель жизни, согласно К.Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

 

 

Абрахам Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Исходя из этого, выделяет два стиля жизни:

Д-жизнь – дефицитарная жизнь – человек просто реагирует на внешние стимулы, на поощрения и наказания, на возникающие обстоятельства («Украл – выпил – в тюрьму»). Плывет по течению, заботясь, главным образом об удовлетворении низших потребностей. Счастье – сытость и безопасность.

Б-жизнь – бытийная жизнь - напряженная деятельность, в которой человек использует все свои способности в полную силу. Это собранность, открытость новому, самоактуализация.

В России людей, ведущих, Д-жизнь, гораздо больше, чем ведущих Б-жизнь. Отсюда – реклама при воздействии на массового потребителя должа оперировать преимущественно к Д-мотивам.

Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

1) физиологический (потребности в еде, сне);

2) потребности в безопасности (потребность в квартире, работе);

3) потребности в принадлежности, отражающие потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи;

4) уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, целостности и.т.д.).

Рис. Схематическое представление иерархии потребностей А. Маслоу

 

Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А.Маслоу. автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Основные из них следующие:

1) объективное восприятие действительности, выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления – от видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими, как они есть;

3) неэгоцентричность, ориентация на решение внешних проблем, центрированность на объекте;

4) способность переносить одиночество и потребность в обособлении;

5) творческие способности;

6) естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности просто из духа противоречия;

7) дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим харак­тером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;

8) способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;

9) нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;

10) относительная независимость от физической и социальной среды;

11) сознание различия между целью и средством, умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;

12) крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями»).

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»;

2) «идеальное Я» - совокупность мыслей, чувств и переживаний которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала;

3) потребности в самоактуализации – врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Соответствие «реальное Я» и «идеального Я» - высокая самооценка. При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простата и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...