Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Задания и методические рекомендации




ИМДТ

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических

Дисциплин

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические указания и задания

Для самостоятельной работы, написания рефератов

Студентами заочной формы обучения

 

 

Москва

 

 

Автор – Михаил Иванович Ивашко кандидат исторических наук, доцент

Рецензент – А.П. Волков доктор исторических наук, профессор

Методические указания, задания для выполнения контрольных работ и план семинарского занятия подготовлены с учетом требований Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» (специальность 021100).

Пособие содержит организационно-методические указания, план проведения семинарского занятия, задания и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов, списки основной и дополнительной литературы, перечень тем контрольных работ, вопросы для повторения.

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения юридического факультета Столичного гуманитарного института, изучающих курс Отечественной истории.

Методические указания, задания для выполнения контрольных работ и план семинарского занятия одобрены кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических наук Столичного института, протокол № _______ заседания кафедры от _____________ года.

Утверждены учебно-методическим советом Столичного гуманитарного института (Протокол № ____ от ____________ г.).

 

 

© Институт моды, дизайна и технологиф, 2004

 


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дисциплина изучается на протяжении 1-го семестра в объеме 64 часов. Из них, на занятия с преподавателем отводится 12 часов. Основным методом изучения курса является самостоятельная работа студентов, на которою отводится 52 часа.

Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, включает введение и шесть разделов. Каждый раздел состоит из тем, которые соответствуют важнейшим цивилизационным шагам российского государства и общества.

Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинарское занятие, консультации, выполнение контрольной работы.

В ходе обзорных лекций (4 часа входе установочной сессии и 4 часа в ходе экзаменационной сессии) преподаватель излагает наиболее сложные, имеющие концептуальный характер вопросы. При этом использует новейшую литературу, анализирует различные точки зрения, приводит систему доказательств и аргументов в подтверждение своей точки зрения, дает рекомендации по организации самостоятельной работы по изучению курса.

На семинар выносятся проблемы, которые имеют важное значение в изучении дисциплины. Готовясь к семинару, студент должен:

· проработать соответствующие разделы учебников, чтобы иметь представление о выносимых на обсуждение проблемах;

· изучить рекомендуемые источники и литературу, делая краткие выписки, необходимые для обсуждения проблем семинара;

· продумать ответы по вопросам темы, быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, является наиболее приемлемой для него.

Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:

· составление простого или сложного плана;

· дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;

· составление тезисов, т.е. самостоятельное изложение основных мыслей прочитанного произведения, главы, раздела;

· составление аннотаций, т.е. краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

· написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

Темы курса, указанные в программе, должны отрабатываться студентами в ходе самостоятельной работы, следуя рекомендациям к каждому разделу. В начале следует ознакомиться с содержанием тем при помощи основной и дополнительной литературы. Затем на проблемные и тестовые вопросы рекомендуется дать ответы в письменной форме. Контроль за выполнением задания осуществляется преподавателем в период проведения зимней сессии методом итогового тестирования и проверки конспекта с выполненным заданием.

Рекомендуемая литература представлена наиболее характерными для каждого периода источниками, новыми учебниками и учебными пособиями, фундаментальными научно-исследовательскими монографиями и статьями.

Наиболее сложным видом самостоятельной работы студента является написание контрольной работы.

Основными требованиями к контрольной работе являются: глубокие знания по выбранной теме, изучение современной литературы, предложение собственного прочтения данной темы, приведение системы доказательств и аргументов в пользу предлагаемой авторской концепции, формулировка выводов.

Примерная тематика работ приведена в настоящем пособии. Студент, по согласованию с преподавателем может написать контрольную работу и на тему, не указанную в данном перечне.

Контрольная работа имеет ряд обязательных элементов. Титульный лист должен содержать название темы, фамилию студента, курс, факультет. План работы с обозначением страниц, должен состоять из трех структурных элементов: введения, основной части и заключения. Во введении (1-2 страницы) излагается краткий анализ литературы, посвященной данной проблеме, определяются цель и задачи данной работы. В основной части (12-15 страниц) излагается содержание выбранной проблемы. На цитируемую литературу, приводятся сноски. Они могут быть постраничными или в конце работы с соответствующей нумерацией. Заключение (2-3 страницы) должно содержать выводы, к которым пришел автор в результате работы над выбранной проблемой. В конце контрольной работы приводится список источников и литературы в алфавитном порядке. Объем работы не должен превышать 18-23 страницы машинописного текста /интервал 1,5, размер шрифта 12-13/.

Завершается изучение дисциплины сдачей экзамена. Он проводится в устной форме в конце 1-го семестра с целью проверки знаний студентов по данной дисциплине. Примерный перечень проблем, выносимых на экзамен, так же приводится в настоящем пособии.

 

 

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ

 

Темы дисциплины Количество часов
  Всего Лекции Семинары Сам. Работа
ВВЕДЕНИЕ.     -  
Введение. Установочная лекция. История как наука. Предмет, задачи и порядок изучения курса «Отечественная история» студентами заочной формы обучения. Введение. Тема 1,2.     - -    
Раздел I. Обзорная лекция. Становление российской цивилизации. Тема 1,2.     - -   -
Раздел II, III. .Обзорная лекция. Цивилизационные преобразования в России в ХVII-ХIХ вв.     -  
Раздел II. Тема 1.   - -  
Раздел III. Тема 1,2.   - -  
РАЗДЕЛ IV, V, VI. Обзорная лекция. Российская цивилизация в ХХ веке.        
Раздел IV. Тема 1, 2.   - -  
Раздел V. Тема 1,2, 3.        
Раздел VI. Тема 1, 2.     -  
Тема 3. Семинар – круглый стол. Актуальные проблемы современного этапа развития Российской Федерации. Роль традиций в жизни российского общества.   -   -
ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЭКЗ.      
ИТОГО:        

III. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по ВВЕДЕНИЮ.

В ходе самостоятельной работы следует уяснить и записать в конспект значение следующих понятий:

 

История Ментальность
Историческое сознание Этногенез
Общественно-экономическая формация Патриархальность
Генеалогия Эволюция
Методы Принципы
Цивилизация Этнос

 

Литература

 

Основная

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Буганов В.И. Размышления о современной отечественной исторической науке // Новая и новейшая история. 1996. №1. С. 77-87.

Ионов И.Н. Кризис исторического сознания в России и пути его преодоления // Общественные науки и современность. 1994. №6. С. 89-102.

Искандеров А.А. Историческая наука на пороге ХХI века // Вопросы истории. 1996. №4. С.3-31.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995. С.10-101; Проблемы цивилизационного подхода к истории. Уфа, 1994.

Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие для студентов вузов гуман. профиля. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 26-60.

 

Дополнительная

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1991. Т. 1-3.

Большаков В.И. Грани русской цивилизации. М., 1999.

Бранд М.Ю., Ляшенко Л.М. Введение в историю. М., 1994.

Володихин Д.М. Феномен фольк-истории // Отечественная история. 2000. №4.

Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1992.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991.

Дьяконов И.М. Пути истории: От древнейшего человека до наших дней. М., 1994.

Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки о новых подходах // Новая и новейшая история. 1995. №1.

Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1992.

Поляков Ю.А. Историческая наука: люди и проблемы. М., 1999; Поляков Ю.А. Почему история нас не учит? // Вопросы истории. 2001. №2.

Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Тощенко Ж.Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния. // Новая и новейшая история. 2000. №4.

Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

Фурсов А.И., Пивоваров Ю.С. О нынешней ситуации и проблемах изучения русской истории (на путях к россиеведению) // Русский исторический журнал. 1998. № 1. С. 5-71.

Цимбаев Н.И. До горизонта – земля! (К пониманию истории России) // Вопросы философии. 1997. №1.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по РАЗДЕЛУ I.

1. Разобраться и записать в конспект значение следующих понятий:

 

Бенефиций Вервь
Сюзерен Вече
Сюзеренитет Смерд
Вассал Закуп
Вассалитет Полюдья
Сеньор Черносошные крестьяне
Сеньория Владельческие крестьяне
Феодальный иммунитет Легат
Тарханные грамоты Кормления
«Коммунальные революции» Соседская община

2. Подготовить ответы, аргументируя их историческими фактами, на следующие проблемные задачи:

 

А. Норманская теория, связывающая возникновение государства славян с влиянием пришельцев-варягов из Скандинавии, подвергается отрицанию. Тогда почему на заре зарождения государственности на Руси, согласно летописи, княжить в Новгород были призваны трое братьев-варягов – Рюрик, Синеус и Трувор?

Б. В большинстве случаев авторы учебников по истории, которыми Вы пользуетесь, утверждают, что Киевская Русь выступает в форме раннефеодальной монархии. По мнению И.Я. Фроянова, древнерусская государственность строилась не на классовой, а на общинной основе и, как следствие, выступала в форме огромного общевосточнославянского межплеменного суперсоюза с центром в Киеве. На чем основываются эти утверждения?

В. Железный натиск с Запада и неожиданный ураган с Востока столкнулись на территории Русского государства, и оно лишилось самостоятельности. Почему эта богатая, прекрасная страна не оказала должного сопротивления соседям, не превосходившим ее ни в технике, ни в экономике, ни в культуре, особенно в сравнении с «ураганом с Востока»?

Г. Согласно оценкам многих историков в Великороссии около 1300 г. самым сильным княжеством было Тверское, самым воинственным – Рязанское, самым культурным – Ростово-Суздальское, самым богатым – Новгородская республика. Главным же городом на русской земле вскоре становится Москва. Почему?

Д. Неизгладима в памяти народной победа русских войск на Куликовом поле в 1380 г. Но, тем не менее, эта победа не привела, как ожидалось, к ликвидации ига Золотой Орды. Дмитрию Донскому пришлось признать себя вассалом Тохтамыша и платить дань монголо-татарам. В чем же тогда значение Куликовской битвы?

 

3. Ответить на вопросы теста для закрепления материала, прочитанного по разделу №1.

 

Назовите время расцвета Киевской Руси:

А) середина Х1 – начало Х11 вв;.

Б) вторая половина 1Х – конец Х вв.;

В) конец Х – середина Х1 вв.

С какого времени историческая наука ведет отсчет феодальной раздробленности Руси?

А) с 1054 г.;

Б) с 1132 г.;

В) с 1184 г.

Какова роль варягов (норманов) в российской истории?

А) они создали русское государство;

Б) они сыграли роль силы, которая помогла завершить процесс объединения восточнославянских земель;

В) они положили начало формированию русского этноса.

Что означал принцип «отчиности» в новых правилах организации власти на Руси, принятых в 1097 г. в Любече?

А) передачу «стола» от брата к брату;

Б) передачу «стола» от дяди к племяннику;

В) передачу «стола» от отца к сыну.

Что положило начало письменной кодификации законов на Руси?

А) Правда Ярославовичей;

Б) Правда Ярослава или Древнерусская Правда;

В) Устав Владимира Мономаха.

В каком году произошло первое столкновение русских войск с монголо-татарами?

А) в 1223 г.;

Б) в 1237 г.;

В) в 1240 г.

Кто стал родоначальником московского княжеского дома?

А) Юрий Долгорукий;

Б) Андрей Боголюбский;

В) Даниил Александрович;

Г) Александр Невский.

Соотнесите определения и термины:

1) высший орган управления при великом князе а) вотчина

2) орган, управлявший личными землями князя б) волость

3) государственная канцелярия в) дворец

4) административно-территориальная единица г) поместье

5) крупное земельное владение с правом продажи д) Боярская дума

6) земельное владение без права продажи е) казна

В 1380 году произошла:

А) битва на реке Вож;

Б) Куликовская битва;

В) окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Укажите цель опричнины:

А) укрепить единоличную власть царя;

Б) расширить границы Московского государства;

В) поделить всю русскую землю на уезды.

Каким документом было введено правило Юрьева дня?

А) Судебником 1550 г.;

Б) Судебником 1497 г.;

В) указом царя Федора от 1597 г.

Политическое объединение русских земель завершилось образованием единого русского государства в:

А) конце ХIV в.;

Б) конце ХV в.;

В) начале ХVI в.

Представители высшего военно-служилого сословия на Руси ХIV-ХVII вв., владевшие вотчинами назывались:

А) боярами; Б) дворянами; В) стрельцами; Г) казаками.

Как назывались на Руси родовые владения бояр:

А) вотчины; Б) посады; В) поместья; Г) станы.

 

Литература

 

Основная

 

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков. IХ-ХII вв.: Курс лекций. М., 2001. С.61-71, 73-142, 164-170.

История Государства Российского: Жизнеописания. IХ-ХVI вв. М., 1996. С.8-160.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов М., 2000.С.11-84.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 2000.

Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 5-49, 167-203.

Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1. С. 229-101.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С. 100-150.

 

Дополнительная

 

Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси. // Вопросы истории. 2000. №3.

Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: борьба за единство Руси. М., 1992.

Артемьев А.Р. Ледовое побоище и битвы ХIV –нач. ХV вв. на Северо-Западной Руси // Вопросы истории. 1999. №2.

Борисов Н. Иван III. М., 2000. (ЖЗЛ)

Вернадский Г.В. Россия в средние века / Пер. с англ. Тверь, М., 2000.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989; От Руси к России. М., 1992.

Горский А.А. К вопросу о причинах возвышения Москвы. // Отечественная история. 1997. №1. Государство и конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х в. // Вопросы истории. 1999. №8.

Джексон Т.Н. Четыре норвежских конунга Руси. М., 2000.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учебное пособие для студентов вузов. / М. Бибиков, Г. Глазырина и др. М., 2000.

Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.

Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

История России с древнейших времен до конца ХVII в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000.

Полководцы Древней Руси. В.В. Каргалов. Святослав; А.Н. Сахаров. Владимир Мономах. М., 1999.

Рапов О.М. Русская церковь в IХ – ХIII вв. Принятие христианства. М., 1988.

Рыжов К. Еще раз о смысле и значении понятий «Русь» и «Русская земля» в летописях ХII-ХIII вв. // Вопросы истории. 2001. №7.

Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000.

Фроянов И.Я. Древняя Русь: Опыт социальной и политической борьбы. М.; 1995

Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в ХIV-ХV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Шапиро А.Л. Проблемы социально-экономической истории Руси ХIV-ХV вв. СПб, 1997.

Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999.

Этническое самосознание славян в ХV столетии. / Под ред. О.А. Акимова и др. М., 1995.

Юрганов А.П. Удельно-вотчинная система и традиции наследования власти и собственности в средневековой России. // Отечественная история. 1996. №3.

Янов А. Россия: У истоков трагедии 1462-1584. Заметки о природе и происхождении российской государственности. М., 2001.

Яманов В. Рюрик Ютландский и летописный Рюрик. // Вопросы истории. 2002. №4.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по РАЗДЕЛУ II.

1. Разобраться и записать в конспект значение следующих понятий:

 

Абсолютизм Мануфактура
Фаворитизм Протекционизм
Просвещенный абсолютизм Меркантилизм
Реформация Майорат
Модернизация Посад
Промышленный переворот Посессионные крестьяне
Белые земли Вотчина
Секуляризация Поместье

 

2. Подготовить ответы, аргументируя их историческими фактами, на следующие проблемные задачи:

А. В царствование Петра I металлургические заводы первоначально строились за казенный счет, потом значительная их часть передавалась на льготных условиях частным лицам. С какой целью? Разве не могло само государство управлять заводами, если оно сумело их построить? Кроме того, передавая заводы в частные руки, государство лишалось значительной части доходов. Так почему проводилась такая политика?

Б. Главное в развитии любого государства – экономика. В то время, как все страны шли по пути освобождения крестьян и образования промышленного и торгового сословия по пути замены физического принуждения на экономическое, реформы Петра 1 пошли в противоположном направлении и закабалили все сословия. В чем же тогда прогрессивное значение социально-экономических реформ Петра I?

В. В чем отличие цеховой политики Петра I от цеховой политики, проводимой в странах Западной Европы в период позднего средневековья?

Г. Историк П.Н. Милюков, характеризуя время правления Петра I, указывал, что это была «реформа без реформатора». Чем мотивировал он свое замечание?

Д. Все усиливавшееся общение с Западной Европой приносило в Россию идеи, нравы, знания, культуру, но этот приток скользил по верхушкам общества, осаждаясь на дно частичными реформами, как правило, бесплодными. Почему так происходило?

 

3. Ответить на вопросы теста для закрепления материала, прочитанного по разделу №2.

 

Царствование какого российского монарха ХVIII века называют «золотым веком русского дворянства»?

А) Петра I;

Б) Елизаветы Петровны;

В) Екатерины II.

Какой документ завершил юридическое оформление абсолютизма в России?

А) Воинский устав;

Б) Устав о наследовании престола;

В) Духовный регламент.

Как передавалась власть монарха по указу Петра I о престолонаследии?

А) от отца к старшему сыну;

Б) от мужа к жене;

В) согласно воле монарха.

Когда войска под руководством Петра I разгромили шведов под Полтавой?

А) в 1710 г.;

Б) в 1708 г.;

В) в 1709 г.

Какой государственный документ был принят в 1785 г.?

А) «Манифест вольности дворянству»;

Б) «Жалованная грамота дворянству»;

В) «Наказ».

Генеральный регламент:

А) это документ, содержащий общие принципы работы бюрократического аппарата;

Б) это правила управления Сенатом;

В) это английский сборник законов.

Как назывался учрежденный Петром 1 первый и высший орден Российской империи?

А) Орден Белого орла;

Б) Орден Андрея Первозванного;

В) Орден Александра Невского.

Какое учреждение было верховным органом государственной власти в 1726-1730 гг.?

А) Боярская дума; Г) Верховный тайный совет;

Б) Святейший Синод; Д) Консилия министров;

В) Тайная канцелярия; Е) Ближняя канцелярия.

В каких преобразованиях Екатерины II отразились идеи создания «регулярного государства»?

А) в школьной реформе 1782-1786 гг.;

Б) в губернской реформе 1775 г.;

В) в созыве Уложенной комиссии;

Г) во введении полицейского устава;

Д) в издании Жалованных грамот;

Е) в секуляризации церковных земель.

Как назывался основной налог с податных сословий введенный Петром 1 вначале ХVIII в.:

А) выкупные платежи;

Б) оброк;

В) пожилое;

Г) подушная подать.

 

Литература

 

Основная

 

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой части XVIII в. СПб., 1997 С. 116-142, 220-239.

Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. ХУ11-ХУ111 вв. М., 1994. С. 283-360.

Всемирная история: Учебник для вузов / Под. ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1997. С. 179-286.

История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца ХVII в. Биографическая энциклопедия. М., 1993. С. 55-63, 84-94, 121-125, 194-139.

Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Курс русской истории. Ч. 4. М., 1989. С. 5-183.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 2000. С. 93-119.

Россия и мир: учебная книга по истории. Кн. 1. М., 1994. С. 144-152, 164-190.

Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 317- 369.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1995. С. 173- 187, 217-228.

 

Дополнительная

Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции ХVII-ХVIII вв. в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. М., 1990.

Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989.

История внешней политики России. ХVIII век: от Северной войны до войн против Наполеона. / Редкол. А.В. Игнатьев и др. М., 1998.

История государства Российского: Хрестоматия: свидетельства, источники, мнения. ХVII в. Кн. 1. / Авт. состав. Г.Е. Миронов. М., 2000.

Лещиловская И.И. Петр I и Балканы. // Вопросы истории. 2001. №2.

Мезин С.А. Взгляд из Европы: французские авторы ХVIII века о Петре I. Саратов, 1999.

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: Реформы в России ХVIII в. Опыт целостного анализа. М., 1999. Он же. Российская империя в ХVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

Каппелер А. Россия – многонациональная империя. М., 2000.

Опыт российской модернизации ХVIII-ХХ. /Отв. ред. В.В. Алексеев. М., 2000.

Павленко А.И. Петр Великий. М., 1998. Он же. Екатерина Великая. Изд. 2 испр. М., 2000. (ЖЗЛ).

Павлов-Сильванский Н.П. Государевы служилые люди. М., 2001.

Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве ХVI-ХVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). М., 1995.

Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России: Первая половина ХVIII в. Л., 1982.

Семенникова Л. Феномен России. Пути становления Российского государства. // Наука и жизнь. 1996. №11-12.

Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в ХVIII в.: формирование бюрократии. М., 1974.

Шекман С.О. Великий Петр. М., 1999.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по РАЗДЕЛУ III.

1. Разобраться и записать в конспект значение следующих понятий:

 

Гражданское общество Грюндерство
Капитализм Патернализм
Социализм Мировой посредник
Военные поселения Присяжный заседатель
Разночинцы Присяжный поверенный
Пролетариат Земский гласный
Вердикт Мировой суд

2. Подготовить ответы, аргументируя их историческими фактами, на следующие проблемные задачи:

А. В ХIХ в. в России появляется новый социальный слой – интеллигенция. Подумайте, почему интеллигенцию нельзя было назвать «сословием», как все остальные группы российского общества?

Б. Исследователь Р. Пайпс назвал русскую буржуазию «классом, которого не было». Какие особенности становления слоя российских предпринимателей стали основанием для подобного утверждения?

В. Почему в России нелегальные партии (социал-демократы, социал-революционеры) сформировались раньше, чем легальные либеральные партии?

Г. Известно, что реформы – дело хлопотное и неблагодарное. Почему же на их широкомасштабное проведение решились император и правящая элита? Согласны ли вы с точкой зрения, что это был вынужденный шаг, под угрозой крестьянского бунта? Подумайте, чем же эта серия реформ отличалась от предыдущих и последующих, что удостоилась наименования «эпохи Великих реформ»?

 

3. Ответить на вопросы теста для закрепления материала, прочитанного по разделу №3.

Что такое военные поселения?

А) особый вид войск;

Б) особый вид общины;

В) временное поселение военных.

Какие крестьяне принадлежали царствующему дому Романовых?

А) государственные;

Б) владельческие;

В) удельные.

Какой административный орган был высшим в России в перв. пол. Х1Х в.?

А) Комитет министров;

Б) Государственный совет;

В) Сенат.

Почему большинство русской интеллигенции осудило крестьянскую реформу 1861 г.?

А) Основная масса русской интеллигенции была против смены форм собственности;

Б) полагали, что стране нужна революция, а не реформы;

В) видели, что реформа проводилась за счет крестьян.

Чем регулировались внутренний рынок России и движение товаров в начале Х1Х в.?

А) товарными биржами;

Б) государственными учреждениями;

В) ярмарками.

Кто управлял городами по городской реформе 1870 г.?

А) губернаторы;

Б) городские управы;

В) городские думы.

По судебной реформе 1864 г.

А) вводилось равенство всех социальных групп перед законом;

Б) сохранялся принцип сословного суда;

В) создавался специальный суд для дворян.

Положение от 19 февраля 1861 г. распространялось:

А) на 45 губерний европейской России;

Б) на всю Российскую империю;

В) только на Остзейские губернии.

Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г.?

А) представителя местной администрации;

Б) следователя;

В) присяжного поверенного.

Когда впервые в судебный процесс в России был введен адвокат?

А) в 1869 г.;

Б) в 1856 г.;

В) в 1864 г.

Литература

Основная

Великие реформы в России: 1856-1874: Сб. статей. / Под ред. Л.Г. Захаровой и др. М., 1992. С. 24-36, 166-168, 170-182.

Всемирная история: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1997. С. 355-378.

Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ- начало ХХ в. М., 1995. С. 239-268.

Миронов Г.Е. История государства Российского: историко-библиогр. очерки. ХIХ век. М., 1995. С. 79-86; 253-269; 373-380.

Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Курс русской истории. Ч.4. М., 1989. С.185–258.

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. М., 2000. С. 129-142..

Сандулов Ю.А. История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 387- 411.

Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М., 1997. Гл. 2,4, 6.

 

Дополнительная

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. Гл. 1.

Балязин В.Н. Император Александр I. М., 1999.

Булдаков И.И. Императорство и российская революционность (Критические заметки). // Отечественная история. 1997. №1.

Власть и реформы: от самодержавной к советской России. СПб., 1996.

Гордин Я. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года. Л., 1989.

Еремин А.И. Так начиналась партия эсеров. // Вопросы истории. 1996. №1.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914 гг. М., 1995. С. 32-47; 52-954 98-116; 179-204.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале Х1Х века. М., 1989. Гл. 4.

Плимак Е.Г., Патин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический характер). М., 2000.

Российский Архив: история Отечества в свидетельствах и документах ХVIII- ХХ вв.: Выпуск 9. / Гл. ред. А.Л. Налепин. М., 1999.

Российские реформаторы (ХIХ–нач. ХХ в.) / Сост. и отв. ред. А. Корелин. М., 1995.

Реформы и реформаторы в истории России. М., 1996.

Российские консерваторы / Под ред. А.Н. Боханова. М., 1997. С. 17-233.

Рявкин А.В. Социализм и либерализм в средине ХIХ в. // Новая и новейшая история. 1997. №4.

Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России. // Отечественная история. 2000. №5.

Троицкий Н.А. Лекции по русской истории ХIХ века. М., 1999.

Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 2000.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы по РАЗДЕЛУ IV.

1. Разобраться и записать в конспект значение следующих понятий:

 

Отруб Синдикат
Хутор Трест
Двоевластие Революция
Репарация Большевизм
Марксизм Меньшевизм
Выкупные платежи Панславизм
Монархия Шовинизм
Предпарламент Анархизм

 

2. Подготовить ответы, аргументируя их историческими фактами, на следующие проблемные задачи:

А. Опыт России конца ХIХ – начала ХХ вв. показал, что развитие реформ в условиях царской власти было практически невозможно. А почему тогда реформы получили развитие в условиях королевской власти, например, в Англии, Швеции и др. странах?

Б. В ходе столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись ее проведению, даже зажиточные крестьяне не торопились выйти из общины. Почему? Ведь община связывала каждого крестьянина, что называется по рукам и ногам? Почему сегодня в условиях представленной возможности каждому крестьянину стать фермером-хозяином большинство селян не торопятся расстаться с коллективными формами ведения хозяйства?

В. Л.Д. Троцкий отметил парадокс, сложившийся после Февральской революции (1917 г): «Социалисты озабочены не тем, чтобы отнять власть у так называемого классового врага, а наоборот, тем, чтобы вручить ему власть во чтобы то ни стало». Раскройте сущность этого парадокса.

Г. Большевики не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание. Однако официальные ленинцы все же шли в революцию под лозунгом ускорения созыва Учредительного собрания. Почему?

Д. Как могло произойти, что армия, которая по приказу самодержавия в 1905-1907 гг. практически без колебаний подавила первую революцию в России, в 1917 г. стала враждебной царю силой?

 

3. Ответить на вопросы теста для закрепления материала, прочитанного по разделу №4.

 

Где Николай II отрекся от престола?

А) Петроград;

Б) Псков;

В) Царское село.

Что провозглашало опубликованное 26 марта 1917 г. «Воззвание к народам России»?

А) войну до победного конца;

Б) борьбу за мир и защиту революции;

В) ни войны, ни мира.

Под чьими лозунгами прошла демонстрация 18 июня 1917 г.?

А) большевистскими;

Б) большевистскими и эсеровскими;

В) 1-го коалиционного правительства.

Когда было образовано Временное правительство?

А) 27 февраля;

Б) в ночь с 1 на 2 марта;

В) в ночь с 2 на 3 марта.

26 октября 1917 г. 11 съезд Советов принял Декрет об образовании Совета Народных Комиссаров. Представители каких партий в него вошли?

А) только большевики;

Б) большевики и левые эсеры;

В) большевики, меньшевики-интернационалисты и левые эсеры.

Когда Россия была провозглашена республикой?

А) 27 февраля 1917 г.;

Б) 1 сентября 1917 г.;

В) 25 октября 1917 г.;

Г) 18 января 1918 г.

По какой причине разразился апрельский (1917 г.) правительственный кризис?

А) в результате публикации 26.03. 1917 г. «Воззвания к народам России»;

Б) в результате резкой смены тактики большевиков после приезда 4 апреля В.И. Ленина;

В) в результате ноты Милюкова союзным державам от 18. 04. 1917 г. с изложением целей России в войне.

Гучков А.И., Родзянко М.В. являлись лидерами партии:

А) эсеров; Г) октябристов;

Б)кадетов; Д) большевиков.

В) меньшевиков;

В. Чернов, Н. Авксентьев, А. Гоц являлись лидерами партии:

А) эсеров; Г) октябристов;

Б) кадетов; Д) большевиков.

В) меньшевиков;

Сколько всего было Временных правительств на протяжении с февраля по октябрь 1917 г.?

А) 3; Б) 4; В) 5.

Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:

А) свободный выход крестьян из общины;

Б) бесплатную передачу помещичьей земли крестьянам;

В) распродажу помещичьей земли через банки.

 

Литература

Основная

 

Верт Н. История Советского государства. 1900-1991. М., 2000. С. 62-147.

История России (Россия в мировой цивилизации). / Под ред. Радугина А.А. М. 1997. С. 207-251.

Из глубины: Сборник статей о русской революции / С.А. Аскольдов, Н.А. Бердяев, С.А. Булгаков и др. М., 1990.

История России ХХ век / Ответственный редактор В.П. Дмитренко. М., 1998. С.146-190.

История государства Российс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...