Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» (Модуль методологической подготовки).
Юриспруденция»
Профиль подготовки
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Формы обучения Очная, заочная
Томск Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История и методология юридической науки» являются обеспечение подготовки студентов в области философии науки, соответствующей современному уровню развития данной дисциплины и ФГОС, ООП ВПО по специальности «Психология; – дать студенту представление об истории науки как самостоятельного вида социально-значимой деятельности, охарактеризовать основные периоды в развитии науки; – определить место науки в культуре и показать основные моменты философского осмысления науки в социокультурном аспекте; – раскрыть основные концепции развития науки; – охарактеризовать науку как социальный институт, обсудить вопрос о нормах и ценностях научного сообщества; – раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания и проблемы идеалов и критериев научности знания; проблемы его объективности; – дать представление о методологии научного исследования – описать его структуру, уровни, постановку проблемы, методы эмпирического и теоретического уровня и т.д.; – познакомить студента с современными методологическими концепциями в области философии науки; – способствовать освоению современных методов научного исследования.
Место дисциплины в структуре магистерской программы Данная дисциплина относится к базовому циклу подготовки. Для освоения дисциплины «История и методология юридической науки» необходимы «входные» знания, умения и готовности обучающихся, приобретенные ими в результате изучения предшествующих дисциплин. Так, обучающийся должен обладать общекультурными знаниями и умениями: знать и уметь адекватно применять философские и общенаучные понятия, использовать их на уровне навыков и умений в организации собственной научно-исследовательской деятельности, в научно-практических работах (ОК-5); знать и адекватно оценивать общенаучные и конкретно-научные методы и методики и готовность применять их в собственной научно-исследовательской практике (ОК-2).
Для освоения данной дисциплины в качестве предшествующих важны обязательные дисциплины базовых модулей: «Межкультурные коммуникации в профессиональной деятельности», «Модуль методологической подготовки», «Проектирование и создание диагностических и развивающих технологий эргономического сопровождения профессиональной деятельности». Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» (Модуль методологической подготовки). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: · Знать: современное определение науки, ее место в культуре, новые функции в решении глобальных проблем современности; идеалы и критерии научного знания; основные концепции истины; современные методологические стратегии; структуру научного знания, методы научного исследования. · Демонстрировать: способность и готовность: к выбору адекватного методологического обеспечения научно-исследовательской работы; к обоснованию проблемы исследования, адекватному определению объекта, предмета и цели исследования; к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств; к определению оснований создания нового знания в процессе исследования в избранной сфере подготовки; к применению универсальных и общенаучных методов на основе адекватной оценки их эвристических возможностей для достижения исследовательских задач.
4. Структура и содержание дисциплины «История и методология науки: общие проблемы» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Раздел 1. Современное определение науки: гносеологический, социальный и культурологический аспекты. Место и роль науки в обществе. Сциентизм и антисциентизм как два типа в оценке роли науки в обществе. Наука и другие формы освоения духовного мира человеком, их общие основания и различия. Исторические предпосылки формирования науки и основные этапы в ее развитии: архаическая наука, ее специфика, формы организации, достижения, география ее распространения; греческая наука, ее особенности и достижения; арабская наука и ее роль в развитии европейской науки; средневековая наука и наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения, ее вклад в европейскую научную традицию. Становление науки Нового времени: от Коперника до Ньютона. Понятие классической науки. Роль философии в становлении и развитии науки. Дисциплинарное развитие науки в 19 веке. Наука ХХ века. Научно-техническая революция. Переход науки в неклассическую форму, изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия НТР.
Раздел 2. Современные концепции развития науки. Проблема реконструкции истории науки. История науки и ее рациональная реконструкция. Основные модели реконструкции истории науки: кумулятивистская модель развития знания, ее сущность и основные представители. Критика кумулятивизма; концепция развития знания И.Лакатоса. Методология исследовательских программ. Роль истории науки в оценке методологических стратегий; Развитие научного знания в свете основных идей Т.Куна. Нормальные и экстраординарные (революционные периоды) в развитии науки. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революции; Концепция роста научного знания К.Поппера; роль биологических аналогий в трактовке роста знания. Соотношение эволюционных и революционных изменений в модели К.Поппера. Роль критики в развитии науки; Дж.Холтон о преемственности в развитии научного знания. Тематических анализ науки. Рост и развитие научного знания в свете основных идей эволюционной эпистемологии (К.Лоренц, Д.Кэмбелл); Концептуальная история науки в отечественной традиции: влияние марксовой концепции науки развития науки – деятельностный подход, социальная детерминация науки как основание для понимания ее развития, выделения этапов и т.п. В.С.Степин об исторических формах развития науки (классическая, неклассическая, постнеклассическая). Раздел 3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научного знания. Природа научного знания и его основные характеристики: предметность, объективность, доказательность, системность, воспроизводимость. Рационализм и математический идеал научного знания, его роль в истории науки. Эмпиризм и физический идеал научного знания. Индуктивная выводимость как критерий научности знания. Кризис индуктивного идеала научности. Верифицированность как критерий научности знания, границы его применимости.
Фальсификационистский критерий демаркации научного знания К.Поппера, его достоинства и издержки. Гуманитарный идеал научного знания. Современные представления о специфике гуманитарного знания и их значение для решения вопроса о природе научного знания. Научное и вненаучное знание Структура вненаучного знания, его роль в науке. Раздел 4. Уровни и этапы развития научного знания. Уровни и этапы развития научного знания: основания для их выделения. Эмпирический уровень исследования, его особенности, задачи и функции. Теоретический уровень исследования, его специфика и задачи. Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании. Метатеоретический или парадигмальный уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Картина мира, научная картина мира, стиль мышления как формы метатеоретического знания, их значение в научном исследовании. Раздел 5. Научная проблема. Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации. Проблемная ситуация, проблема, вопрос, задача. Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном процессе. Типология научных проблем: реальные, мнимые, псевдопроблемы. Раздел 6. Методология научного исследования. Предмет, цели и задачи методологического анализа научного исследования. Формы существования методологического знания. Понятие научного метода и его типология. Система идеалов и норм научного исследования как схема метода научной деятельности. Современные методологические доктрины и их философские основания: позитивизм, феноменология, герменевтика, критический рационализм. Методология эпистемологического анархизма П.Фейерабенда. Общелогические методы познания: абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез. Эмпирические методы научного исследования: наблюдение, эксперимент как методы научного исследования – их сходство и различие. Структура научного эксперимента. Цели и задачи экспериментальной деятельности. Мысленный эксперимент и его эвристические возможности. Роль и функции теоретического знания в подготовке, проведении и интерпретации результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном познании. Особенности эксперимента в общественных науках. Научный факт, как форма эмпирического знания, его структура и функции в научном исследовании. Роль фактуального знания в выдвижении и опровержении теоретических гипотез. Теоретические методы научного исследования. Абстрагирование и идеализация как исходные приемы в построении теоретического знания. Метод моделирования и его эвристические возможности.
Гипотетико-дедуктивный метод построения теории. Гипотеза как форма теоретического знания. Место индукции, дедукции и аналогии в процессе конструирования гипотез. Роль интуиции в процессе выдвижения научных гипотез. Научное объяснение как основная функция теории. Дедуктивно-психологическая модель объяснения, границы ее применения. Специфика объяснения в социально-гуманитарных науках. Объяснение и понимание. Соотношение этих понятий и место понимания в методологии. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Методологические принципы научной интерпретации. Раздел 7. Проблема истины в философии науки. Классическая концепция истины и ее альтернативы: когерентная и прагматическая концепции. Истинность и доказательность научного знания. Относительный характер научной истины. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность. Критерии истины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|