Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» (Модуль методологической подготовки).

Юриспруденция»

 

 

Профиль подготовки

 

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

 

Формы обучения

Очная, заочная

 

Томск

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «История и методология юридической науки» являются обеспечение подготовки студентов в области философии науки, соответствующей современному уровню развития данной дисциплины и ФГОС, ООП ВПО по специальности «Психология;

– дать студенту представление об истории науки как самостоятельного вида социально-значимой деятельности, охарактеризовать основные периоды в развитии науки;

– определить место науки в культуре и показать основные моменты философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

– раскрыть основные концепции развития науки;

– охарактеризовать науку как социальный институт, обсудить вопрос о нормах и ценностях научного сообщества;

– раскрыть вопросы, связанные с обсуждением природы научного знания и проблемы идеалов и критериев научности знания; проблемы его объективности;

– дать представление о методологии научного исследования – описать его структуру, уровни, постановку проблемы, методы эмпирического и теоретического уровня и т.д.;

– познакомить студента с современными методологическими концепциями в области философии науки;

– способствовать освоению современных методов научного исследования.

 

Место дисциплины в структуре магистерской программы

Данная дисциплина относится к базовому циклу подготовки.

Для освоения дисциплины «История и методология юридической науки» необходимы «входные» знания, умения и готовности обучающихся, приобретенные ими в результате изучения предшествующих дисциплин. Так, обучающийся должен обладать общекультурными знаниями и умениями: знать и уметь адекватно применять философские и общенаучные понятия, использовать их на уровне навыков и умений в организации собственной научно-исследовательской деятельности, в научно-практических работах (ОК-5); знать и адекватно оценивать общенаучные и конкретно-научные методы и методики и готовность применять их в собственной научно-исследовательской практике (ОК-2).

Для освоения данной дисциплины в качестве предшествующих важны обязательные дисциплины базовых модулей: «Межкультурные коммуникации в профессиональной деятельности», «Модуль методологической подготовки», «Проектирование и создание диагностических и развивающих технологий эргономического сопровождения профессиональной деятельности».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История и методология юридической науки» (Модуль методологической подготовки).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: современное определение науки, ее место в культуре, новые функции в решении глобальных проблем современности; идеалы и критерии научного знания; основные концепции истины; современные методологические стратегии; структуру научного знания, методы научного исследования.

· Демонстрировать: способность и готовность: к выбору адекватного методологического обеспечения научно-исследовательской работы; к обоснованию проблемы исследования, адекватному определению объекта, предмета и цели исследования; к разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств; к определению оснований создания нового знания в процессе исследования в избранной сфере подготовки; к применению универсальных и общенаучных методов на основе адекватной оценки их эвристических возможностей для достижения исследовательских задач.

 

4. Структура и содержание дисциплины «История и методология науки: общие проблемы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц семин прак сам/р  
  Наука как вид самостоятельной духовно-интеллектуальной деятельности. Основные периоды в развитии науки             опрос
  Современные концепции развития науки             реферат
  Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания             доклад
  Уровни и этапы развития научного знания               опрос
  Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации             тренинг
  Методология научного исследования             опрос, доклад
  Истина в философии науки             опрос
  Всего часов108              

 

Раздел 1. Современное определение науки: гносеологический, социальный и культурологический аспекты. Место и роль науки в обществе. Сциентизм и антисциентизм как два типа в оценке роли науки в обществе. Наука и другие формы освоения духовного мира человеком, их общие основания и различия.

Исторические предпосылки формирования науки и основные этапы в ее развитии: архаическая наука, ее специфика, формы организации, достижения, география ее распространения; греческая наука, ее особенности и достижения; арабская наука и ее роль в развитии европейской науки; средневековая наука и наука эпохи Возрождения, особенности стиля мышления, основные персоналии и достижения, ее вклад в европейскую научную традицию. Становление науки Нового времени: от Коперника до Ньютона. Понятие классической науки. Роль философии в становлении и развитии науки. Дисциплинарное развитие науки в 19 веке. Наука ХХ века. Научно-техническая революция. Переход науки в неклассическую форму, изменение места науки в развитии общества. Социальные последствия НТР.

Раздел 2. Современные концепции развития науки.

Проблема реконструкции истории науки. История науки и ее рациональная реконструкция. Основные модели реконструкции истории науки: кумулятивистская модель развития знания, ее сущность и основные представители. Критика кумулятивизма; концепция развития знания И.Лакатоса. Методология исследовательских программ. Роль истории науки в оценке методологических стратегий;

Развитие научного знания в свете основных идей Т.Куна. Нормальные и экстраординарные (революционные периоды) в развитии науки. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революции;

Концепция роста научного знания К.Поппера; роль биологических аналогий в трактовке роста знания. Соотношение эволюционных и революционных изменений в модели К.Поппера. Роль критики в развитии науки;

Дж.Холтон о преемственности в развитии научного знания. Тематических анализ науки. Рост и развитие научного знания в свете основных идей эволюционной эпистемологии (К.Лоренц, Д.Кэмбелл);

Концептуальная история науки в отечественной традиции: влияние марксовой концепции науки развития науки – деятельностный подход, социальная детерминация науки как основание для понимания ее развития, выделения этапов и т.п. В.С.Степин об исторических формах развития науки (классическая, неклассическая, постнеклассическая).

Раздел 3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научного знания.

Природа научного знания и его основные характеристики: предметность, объективность, доказательность, системность, воспроизводимость.

Рационализм и математический идеал научного знания, его роль в истории науки.

Эмпиризм и физический идеал научного знания. Индуктивная выводимость как критерий научности знания. Кризис индуктивного идеала научности.

Верифицированность как критерий научности знания, границы его применимости.

Фальсификационистский критерий демаркации научного знания К.Поппера, его достоинства и издержки.

Гуманитарный идеал научного знания. Современные представления о специфике гуманитарного знания и их значение для решения вопроса о природе научного знания.

Научное и вненаучное знание Структура вненаучного знания, его роль в науке.

Раздел 4. Уровни и этапы развития научного знания.

Уровни и этапы развития научного знания: основания для их выделения.

Эмпирический уровень исследования, его особенности, задачи и функции.

Теоретический уровень исследования, его специфика и задачи. Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании. Метатеоретический или парадигмальный уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании.

Картина мира, научная картина мира, стиль мышления как формы метатеоретического знания, их значение в научном исследовании.

Раздел 5. Научная проблема.

Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации.

Проблемная ситуация, проблема, вопрос, задача. Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном процессе. Типология научных проблем: реальные, мнимые, псевдопроблемы.

Раздел 6. Методология научного исследования.

Предмет, цели и задачи методологического анализа научного исследования. Формы существования методологического знания. Понятие научного метода и его типология. Система идеалов и норм научного исследования как схема метода научной деятельности.

Современные методологические доктрины и их философские основания: позитивизм, феноменология, герменевтика, критический рационализм.

Методология эпистемологического анархизма П.Фейерабенда.

Общелогические методы познания: абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез.

Эмпирические методы научного исследования: наблюдение, эксперимент как методы научного исследования – их сходство и различие.

Структура научного эксперимента. Цели и задачи экспериментальной деятельности. Мысленный эксперимент и его эвристические возможности. Роль и функции теоретического знания в подготовке, проведении и интерпретации результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном познании. Особенности эксперимента в общественных науках.

Научный факт, как форма эмпирического знания, его структура и функции в научном исследовании. Роль фактуального знания в выдвижении и опровержении теоретических гипотез.

Теоретические методы научного исследования. Абстрагирование и идеализация как исходные приемы в построении теоретического знания. Метод моделирования и его эвристические возможности.

Гипотетико-дедуктивный метод построения теории. Гипотеза как форма теоретического знания. Место индукции, дедукции и аналогии в процессе конструирования гипотез. Роль интуиции в процессе выдвижения научных гипотез.

Научное объяснение как основная функция теории. Дедуктивно-психологическая модель объяснения, границы ее применения. Специфика объяснения в социально-гуманитарных науках. Объяснение и понимание. Соотношение этих понятий и место понимания в методологии. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла.

Методологические принципы научной интерпретации.

Раздел 7. Проблема истины в философии науки.

Классическая концепция истины и ее альтернативы: когерентная и прагматическая концепции.

Истинность и доказательность научного знания. Относительный характер научной истины. Попытки отказа от использования понятия истины в философии науки и их мотивация. Истина как характеристика суждений, как оценка знания и как культурная ценность. Критерии истины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...