Раздел IV. Методика и техника сбора первичной информации. Обработка полученных данных.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Виды социологических исследований. Классификация видов социологических исследований проводится по разным основаниям: 1. В зависимости от цели исследования: 1. Разведовательные (пилотажные). 2. Описательные. 3. Аналитические. 4. Социальные эксперименты.
Разведывательные исследования проводятся при недостаточности информации об объекте исследования или при необходимости арпобирования инструментария исследования. Проводятся на небольшой части объекта исследования. Описательные исследования ограничиваются описанием состояния предмета исследования, не выявляя причинно-следственных связей ее наличия и не определяя путей ее решения. Аналитические исследования носят системный характер, даютвозможность определения наличия причин проблемы, а также пути ее решения. Данное исследование носит аналитическийхарактер. Социальный эксперимент – разработка, спытание, доработка и внедрение модели нового состояния объекта исследования. 2. В зависимости от переодичности (частоты): 1. Точечные. 2. Повторные. 3. Панельные.
Точечные исследования проводится только один раз. Они не дают возможности исследовать проблему в динамике. Данное исследование является точным. Повторное исследование — неоднократное исследование с периодичностью, на одном и том же объекте и по одному и тому же предмету. Оно дает исследовать проблемы а динамике, недостатком является затрата времени и средств. Панельное исследование — повторное исследование, но с опросом каждый раз одних и тех же респондентов. Они обеспечивают постоянство источников информации. Недостатком является трудность обеспечения постоянства источников информации.
3. В зависимости от применяего метода сбора первичной информации: 1. Опрос. 2. Наблюдение. 3. Анализ документов. 1. Опросы: 1) Анкетирование: а) Индивидуальное. б) Групповое.
По способу анкетирования: а) Очные. б) Заочные. Данный опрос проводится посредством очного группового анкетирования. 2) Интервюирование: а) Прямое. б) По телефону.
При анкетировании респонденты сами заполняют анкету. При интервьюировании люди отвечают на вопросы интервьюитера, фиксируя ответы в листе. 2. Наблюдение: 1) Включенное. 2) Невключенное. При включенном наблюдении, оно ведется изнутри объекта исследования. Объект исследования не знает, что за ним ведется наблюдение, не подстраивается под наблюдателя, не меняет свое поведение. При не включенном наблюдении, оно ведется открыто. Объект исследования знает, что за ним ведется наблюдение, он подстраивается под наблюдателя, изменяет свое поведение. За короткий промежуток времени можно собрать много нужной информации. 3. Анализ документов – работа над объектом исследования по интересующим исследователя вопросам.
Основные понятия прикладной социологии. Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных (опрос, наблюдение, машинная и ручная обработка). Техника — совокупность специальных приемов используемых в том или ином методе (открытые, закрытые, контрольные вопросы). Методика — совокупность технических приемов связанных с данными, их последовательность и взаимосвязь (анкета+инструкция анкетеру по заполнению анкет). Процедура — последовательность всех операций используемых в исследовании (анализ литературы, составление программы, анкеты, проведение опроса, обработка информации). Объект исследования - определенная социальная общность (группа) людей содержащая в себе совокупность социальных проблем. Предмет исследования — социальная проблема присущая объекту исследования.
Генеральная совокупность — объект исследования, который территориально, производственно и временно ограничен и на которые распространяются выводы исследования. Выборка — процесс расширения генеральной совокупности на части и отбор частей для исследования по заданному правилу. Выборка бывает: - одноступенчатой - многоступенчатой В данном исследовании применяется одноступенчатая выборка. Выборочная совокупность — элементы генеральной совокупности, отобранные процессы выборки. Единица отбора — элементы генеральной совокупности, отбираемые на каждом этапе отбора. Единица анализа — элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению. Инструментарий исследования — методические документы (анкеты, бланки, интервью), с помощью которых осуществляется сбор информации. Респондент — участник массовых опросов, с которого снимается информация. Репрезентативность выборки — свойство выборочной совокупности отражать свойство генеральной совокупности. Репрезентативность выборки осуществляется посредством количественной и качественной репрезентации объектов исследования.
Количественная репрезентация сводится к определению объема выборки (количество людей подлежащих опросу). Есть разные способы определения объема выборки: 1) объем выборки можно узнать при помощи математической формулы. n=(N*t^2*p*q)/(N*d^2+t^2*p*q) n – объем выборки N — объем генеральной совокупности (количество людей в объекте исследования) t – коэффициент доверия (0,954-0,997) d — допустимая ошибка выборки (2-10%) или (0,02-0,1) p+q – доли извещаемых признаков 2) объем выборки можно определить используя опытные данные. n=f(d) 3) n=f(N)
Качественная репрезентация. При ней отбираются не отдельные люди, а группы или целые коллективы, которые по своим характеристикам отражали бы характеристики объекта исследования. Качественная репрезентация осуществляется, используя различные виды и методы выборки. В социологии используются: вероятностный (специальный) и целенаправленный виды выборки. Случайный вид выборки используется, когда каждому элементу совокупности гарантируется или обеспечивается равный шанс попадания в выборку.
Целенаправленная выборка осуществляется по заранее заданным признакам и параметрам. Каждый вид выборки имеет собственные методы выборки. Методы случайной выборки: 1. Собственная случайная выборка (реализуется по закону лотереи) 2. Метод механической выборки (осуществляется по определенному шагу выборки) 3. Метод серийной (районированной) выборки (используется когда есть возможность развить генеральную совокупность на равнозначные серии по заданному признаку). Отбор респондента осуществляется из каждой серии отдельно. 4. Метод гнездовой выборки. При ней выбираются не отдельные респонденты, а целые группы или коллективы с последующим сплошным опросом. В данном исследовании используется метод гнездовой выборки. Методы целенаправленной выборки: 1. Стихийная выборка. Используется когда заранее нельзя определить структуру массива респондента. Выводы распространяются лишь на опрошенных (интерактивный опрос, по телефону, почтовый, на улице) 2. Метод основного массива. Когда опрашивается до 70-80% респондентов. 3. Метод квотной выборки. Используются заранее известные статистические данные о конкретных признаках элементов генеральной совокупности. Отбор осуществляется с соблюдением параметров, расчет квот может быть осуществлен как по связанным параметрам, так и по несвязанным.
Анкета Данный опрос проводится с целью исследования оценки студентами деятельности Президента РФ В.В. Путина Бикбаевым М.Ш.. Обведите кружками те варианты ответов на вопросы, которые считаете нужными. Анкетные вопросы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|