Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Участниками было предложено проводить Всероссийский студенческий форум не реже чем 1 раз в 2 года, а также рассмотреть вопрос о проведении следующего Форума в сентябре 2013 года в Санкт-Петербурге

Итоги работы Форума

В период с 31 октября по 3 ноября 2011 года в г. Барнауле прошёл Всероссийский студенческий форум, в работе которого принял участие Президент Российской Федерации Д. А. Медведев.

Основным итогом Форума стала консолидация студенчества с целью вовлечения в процесс модернизации системы среднего и высшего профессионального образования. В ходе подготовки к Форуму и в течение трех дней его работы в рамках 5 направлений было рассмотрено более 600 студенческих проектов и предложений, представленных студентами более чем 400 образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования из 74 субъектов Российской Федерации.

В рамках работы направлений Форума состоялось обсуждение наиболее важных и ключевых проблем, характеризующих процесс модернизации российского профессионального образования и волнующих современную студенческую молодёжь.

В результате обсуждения представленных проектов и предложений были разработаны пути, формы и механизмы участия студенчества в решении этих проблем, которые участники Форума планируют реализовать в течение 2-х лет и обсудить результаты работы в рамках следующего Форума.

I. Повышение качества учебного процесса

 

В России в 1290 вузах (689 государственных и 601 негосударственных) и 2785 ссузах (2424 государственных и 361 негосударственных) обучается более 9,0 млн. студентов.

Эти образовательные учреждения нацелены на реализацию государственных функций в сфере подготовки профессиональных кадров, связанную с выполнением широкого спектра задач: от подготовки научных и научно-педагогических кадров для работы в исследовательских организациях мирового уровня, до подготовки инженерно-технического персонала для работы на предприятиях различных отраслей экономики России.

При этом кроме овладения профессиональными компетенциями студенты и выпускники образовательных учреждений должны быть общественно социализированы не только на уровне социально-экономических отношений, сложившихся в настоящее время, но и понимать долгосрочные перспективы развития России.

Сегодня всё более актуальным становится вопрос разработки единой платформы взаимодействия студентов, преподавателей, работодателей, институтов развития и экспертного сообщества. Это точка кристаллизации и это не только интернет-проект, это и методический проект, включающий современные программы обучения руководства вузов и профессорско-преподавательского состава, которые будут разработаны ведущими вузами РФ и ИТ-компаниями с привлечением ведущих мировых экспертов.

Сочетание выполнений требований по расширению доступности для населения Российской Федерации профессионального образования, включая развитие системы непрерывного образования, и сохранения высокого качества профессионального образования является крайне важной государственной задачей. Эту задачу необходимо решать на основе участия всех заинтересованных сторон, в т.ч. при активном участии учащейся молодежи и студенческих организаций.

Такой проект поможет всем, создаст новые возможности сбора и анализа статистики, ведения единых электронных портфолио в формате школьник-студент-выпускник, станет точкой кристаллизации и задаст ориентир развития для всех вузов России.

В перспективе такая площадка может стать инновационным центром экспорта российского образования на территорию Евроазиатского региона, востока, создания единого образовательного пространства взаимодействия в рамках нового Евразийского интеграционного проекта.

Для формирования единой терминологии участниками Форума принято решение взять за основу выработанную формулировку определения качества образования: «Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».

При этом проблема качества образования не может быть разрешена раз и навсегда – необходимо создать систему постоянного публичного мониторинга развития и функционирования государственной системы профессионального образования.

Современная инфраструктура образовательного процесса должна удовлетворять следующим принципам:

доступность - расширенные возможности доступа студентов к инфраструктуре образовательного процесса из любого места в любое время, бесплатный быстрый доступ к сети Интернет и т.д.;

коммуникации - возможность эффективной образовательной коммуникации обучающегося и обучающего, работодателя и эксперта;

открытость - ориентация инфраструктуры на межвузовское, межрегиональное и трансграничное взаимодействие в учебном процессе, науке и исследованиях, где приоритет – взаимодействие всех участников образовательного процесса с глобальными образовательными средами;

сервисная ориентированность - современные актуальные сервисные модели, ориентированные на новые потребности в технологической и методической поддержке процессов создания, обновление и передачу знаний с привлечением экспертов и всех участников образовательного процесса;

объективность - возможности для подписок, рейтингования, ранжирования учебных модулей обучающимися, отражающие современные подходы к организации доступа к знаниям (социальные сети, видеохостинги и т.п.).

В условиях реформирования системы высшего профессионального образования РФ, окончательного перехода на уровневую систему подготовки специалистов (бакалавров и магистров), реализации компетнтностного подхода, разработки основных образовательных программ в рамках ФГОС 3-го поколения, необходим пересмотр основных принципов, уровней, форм и технологий в выстраивании работы по адаптации первокурсников в образовательных учреждениях.

В этой связи представляется важным понимание процесса адаптации студентов 1-о курса как процесса сложного, многоуровневого, включающего: психологический уровень (уровень удовлетворения потребностей и эффективности поведения);

профессиональный уровень (уровень освоения технологической, операциональной стороны новой деятельности);

психофизиологический уровень (уровень здоровья);

социальный уровень (межличностный уровень вхождения в общество, общественные отношения).

Формирование единого подхода в организации деятельности вузов, связанной с планированием адаптационных процессов, предполагающих активную роль представителей органов студенческого самоуправления в разработке, обсуждении и реализации всего комплекса мер по адаптации первокурсников, потребует четкого определения статуса и функций куратора (тьютора), в том числе из числа студентов старших курсов бакалавриата, студентов магистратуры, изначально ориентированных на позитивную коммуникацию и успешную социализацию первокурсников.

Основные проблемы.

1. Недостаточное развитие некоторых компенсирующих функций в ходе процесса формирования государственной образовательной системы.

2. Недостаточно активное вовлечение студентов в самооценку деятельности образовательных учреждений.

3. Недостаточное развитие инфраструктуры образовательного процесса и несоответствие её уровня современным требованиям.

4. Отсутствие единого методологического и организационного пространства в рамках адаптации первокурсников в вузе.

Пути решения.

1. Будет сформирована рабочая группа по разработке и апробации модели общественно-профессиональных аудитов качества образования. В течение первой половины 2012 года будут разработаны предложения по участию студентов и органов студенческого самоуправления в развитии инфраструктуры образовательного процесса.

2. Будет разработан и реализован проект по моделированию сценариев развития системы образования в России.

3. Будет сформирована интерактивная база «лучшие образовательные практики России». Для этого в феврале – сентябре 2012 будет проведен конкурс среди вузов на лучшие практики преподавания различных образовательных дисциплин. Эти практики будут собираться студентами, органами студенческого самоуправления. Все практики, включая содержание всех форм подачи образовательных материалов, будут опубликованы в открытом доступе для дальнейшего обсуждения. Минобрнауки России и другим федеральным органам исполнительной власти будет предложено принять участие в этом конкурсе.

4. Будут сформированы предложения по включению в требования к исполнителям государственных заказов и контрактов в рамках различных проектов и федеральных целевых программ, которые финансирует Минобрнауки России и где ставится задача разработки различных образовательных курсов или дисциплин, обеспечить размещение текстов этих курсов в открытом доступе на сайте вуза, а также предоставить для размещения в профильных базах данных.

5. Будет сформирована студенческая публичная экспертная площадка для обсуждения конкретных вопросов развития системы профессионального образования. На этой площадке будет разработана модель показателей качества образования.

6. Будет проведен анализ обсуждения различных (позитивных и негативных) практик участия студенческого самоуправления в процедурах оценки образовательных учреждений.

7. Будут выработаны предложения по процедурам оценки и самооценки учреждений профессионального образования и формам участия студенческого самоуправления в этих процедурах.

8. В течение первой половины 2012 будет проведено изучение лучших практик адаптации студентов первого курса к новым условиям студенческой жизни. Будет разработана система рекомендаций для внедрения этих практик в учреждениях профессионального образования.

9. Будут разработаны нормативные документы по институту кураторства, а также типовое положение о кураторстве (обязанности, компетенции, разграничение ответственности, источники финансирования и т.п.), а также подготовлены предложения о введении в штатное расписание вузов должности заместителя проректора по социальной и воспитательной работе, должности куратора (тьютора), обеспеченной часами и соответствующей оплатой.

10. Будет разработан механизм и проведён студенческий мониторинг оценки качества условий, созданных в вузе для адаптации обучающихся по различным уровням и направлениям, представленными инфраструктурой вуза и другими позициями учебной и внеучебной деятельности, включая оценку реализации отдельных адаптационных программ и проектов.

11. Будут предложены активные формы подготовки к пониманию и участию в вузовском учебном процессе (как писать лекции, как сдавать экзамен, писать шпаргалки), распределении времени, обучении учиться.


II. Наука и инновации в образовании

Современный уровень развития экономики требует внесения существенных изменений в структуру профессионального образования в части развития научной и инновационной составляющих.

Во времена СССР система профессионального образования была в первую очередь нацелена на оказание сервисных образовательных услуг. Реальная научная деятельность велась в незначительных объемах только в нескольких ведущих университетах.

Все фундаментальные научные исследования были сосредоточены в академических институтах, а прикладные – в отраслевых. Инновационная деятельность была сосредоточена в основном в системе государственного военного заказа в научных и научно-прикладных учреждениях и на предприятиях, но практически никак не отражалась в деятельности учреждений профессионального образования.

Высокотехнологичная экономика или «экономика знаний» предъявляет иные требования к системе профессионального образования. Здесь научные исследования являются неотъемлемой функцией деятельности образовательного учреждения и важнейшей составной частью образовательного процесса. Перенос основной массы научных исследований на базу образовательных учреждений – это, в т.ч. требование экономической эффективности организации этой деятельности в масштабах государства. Кроме того, это гарантия конкурентоспособности образовательных и исследовательских организаций на мировом уровне.

Вместе с тем программы развития вузов страны, как правило, не содержат в себе инновационных проектов и направлений работы с непосредственным участием студенческих организаций, а если формально они и прописаны, то механизмов включения студентов в эту деятельность не разработано.

Инновационная деятельность должна стать одной из базовых сфер профессиональной активности учреждений профессионального образования и не может получить эффективного развития без активного участия студенческих организаций. Современная высокотехнологичная экономика предъявляет спрос не на отдельные инновации, а на эффективную систему непрерывного производства инноваций. Такую систему, как показывает мировая практика можно создать, в первую очередь, на базе ведущих учреждений профессионального образования.

Большую поддержку в этом процессе могут оказывать хозяйственные общества и малые инновационные предприятия (МИП), созданные в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности.

Учитывая важную миссию ведущих университетов, как флагманов отечественного образования, а в перспективе – инновационной экономики, важно обратить внимание на необходимость организации на базе этих университетов системы конференций, семинаров, стажировок студентов и молодых ученых с активным привлечением студентов других вузов.


Основные проблемы.

1. Недостаточное внимание руководства вузов к студенческим научным обществам.

2. Недостаточный уровень внутрироссийской и международной студенческой мобильности.

3. Утрата системности работы со студентами как с будущими исследователями.

4. Недостаточное взаимодействие студенческих центров развития инновационной активности с реальными потребностями отечественной экономики.

5. Отсутствие сети молодежных инновационных центров.

 

Пути решения.

1. Будут подготовлены предложения и механизмы корректировки программ развития вузов с целью определения в них роли и возможности студенческих организаций.

2. Будет разработана и предложена научно обоснованная методология студенческого самоуправления в вузах, исходя из стратегических задач развития системы образования.

3. С участием студенческих организаций и Советов молодых ученых будут подготовлены предложения по созданию системы работы с перспективной студенческой молодежью в научно-образовательной и инновационной сферах.

4. Будет создан Интернет-портал студенческих научных обществ, как площадки для выработки решений и предложений по развитию студенческой науки, форматов участия студенческих научных обществ в реализации Программ развития государственных вузов.

5. В течение первой половины 2012 года будут разработаны предложения по созданию в вузах системы кадрового резерва для работы с перспективной в научно-образовательной, инновационной и административной сферах молодежи с участием студенческих организаций и советов молодых ученых.

6. Будет создан Всероссийский совет студенческих научных обществ и Российский молодежный интеллектуальный клуб, через которые будет налажена эффективная система взаимодействия аналогичных организаций в вузах страны.

7. Будет разработан и проведён Всероссийский конкурс инновационных идей и научных проектов молодежи, результатом которого станет получение молодежными коллективами индустриальных грантов на проведение НИОКР и непосредственное внедрение разработок.

8. В течение первой половины 2012 года будут разработаны предложения по непосредственному участию студенческих научных обществ в повышении студенческой мобильности.

9. Будет оказано содействие развитию сети молодежных инновационных центров (МИЦ). Для чего будет проведён анализ существующих практик и опыта в части организации таких центров, разработаны рекомендации по их формированию, создан информационно-консультационный ресурс в сети Интернет для поддержки их становления и развития.

10. С непосредственным участием промышленных компаний будет проведена работа по активизации деятельности и поддержке развития сети молодежных инновационных центров и малых инновационных предприятий при вузах, которые позволяли бы обеспечить взаимодействие инновационных кадров и идей с реальными потребностями экономики в рамках программ регионального и отраслевого развития.

 

III. Трудоустройство

Показатель трудоустройства выпускников учебных заведений является системообразующим для их работы и развития, поскольку основными задачами системы профессионального образования является подготовка квалифицированных кадров для экономики страны, формирование рынка труда на ближайшую и среднесрочную перспективу.

В Российской Федерации функционирует система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования подведомственных Минобрнауки России. В большинстве учреждений студенческое сообщество недостаточно привлекается для решения проблемы трудоустройства выпускников. Развитие деятельности существующей системы содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования подведомственных Минобрнауки России и вовлечение в неё всех учреждений профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, создание на факультетах крупных вузов студенческих центров, привлечение волонтеров для работы в учебных группах существенно поможет решить проблему.

На сегодняшний день в Российской Федерации перед многими отраслями стоит проблема острого дефицита молодых квалифицированных кадров. В то же время у молодых специалистов, окончивших образовательные учреждения, нет возможности трудоустроиться по полученной специальности в связи с отсутствием опыта работы в данной сфере.

Необходимо создать систему правильной профессиональной ориентации на всех этапах получения образования (школа, ссуз, вуз). Первостепенной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия работодателей, органов государственной власти и студенчества по решению проблем трудоустройства студентов и выпускников образовательных учреждений.

Проблема эффективного насыщения рынка труда квалифицированными специалистами может быть частично решена через совершенствование механизма государственного заказа в рамках Федерального закона № 83-ФЗ, организации целевого обучения, а также законодательного закрепления статуса Центров (служб) содействия трудоустройству учреждений профессионального образования.

Решению вопросов трудоустройства во многом может способствовать формирование и развитие деятельности профильных студенческих отрядов, где студенты не только улучшают свое материальное состояние, зарабатывая деньги, но и получают первый опыт работы на производстве и на предприятиях, соответствующих профилю своего обучения, куда они придут работать после окончания образовательного учреждения. Одновременно с этим, работодатель имеет возможность присмотреться к будущим потенциальным работникам, оценить их способности и пригласить на постоянную работу по окончанию образовательного учреждения. Возможность прикоснуться к своей будущей профессии на ранних курсах обучения позволяет молодым людям лучше понять свою специальность, на практике изучить свою профессиональную отрасль, корпоративную среду потенциального работодателя, заявить о себе как будущем специалисте.

Студенческие профильные отряды – новое направление развития деятельности студенческих отрядов и эффективный механизм содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений по полученной специальности.

Участники Форума считают, что первостепенной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия работодателей, органов государственной власти и студенчества по решению проблем трудоустройства студентов и выпускников образовательных учреждений.

Участники Форума полагают, что в сложившихся условиях необходимо предпринять комплекс мер, направленных на решение проблем трудоустройства.

Основные проблемы.

1. Отсутствие в вузах центров переквалификации, обучения дополнительным специальностям на базе основной (в связи с изменением конъюнктуры рынка востребованных специальностей иметь возможность переориентировать ещё в ходе учебы).

2. Отсутствие молодежных кадровых агентств, как формы студенческого самоуправления, деятельность которых основывается на рейтинговой системе выпускников (активность в учебе, общественной деятельности, спорте и творчестве, по совокупности).

3. Отсутствие Учебно-производственных комбинатов (УПК) (школа-предприятие-вуз), учитывающих потребностей региона.

4. Низкий рейтинг популярности инженерных и рабочих специальностей.

5. Сложность в деятельности малых предприятий при учебных заведениях, и отсутствие возможности использования ими материально-технической базы учреждений НПО, СПО и ВПО.

6. Отсутствие единых подходов в поиске объектов и формировании объемов работ для студенческих отрядов.

7. Недооценка роли профильных студенческих отрядов в содействии постоянному трудоустройству выпускников образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

8. Низкий уровень профориентационной работы в школе и на первых курсах обучения, утеря школы студенческого наставничества.

Пути решения.

1. В рамках развития движения по формированию профильных студенческих отрядов будет:

- разработан и создан корпоративный портал для организации взаимодействия профильных студенческих отрядов из различных регионов, с целью оказания информационной, консультационной, методической поддержки, поиска объектов и формирования объемов работ (заказов) для профильных студенческих отрядов, с привлечением к этому процессу работодателей крупного и среднего бизнеса;

- проведено обучение управлению организацией для руководящего состава профильных студенческих отрядов (школа командиров и комиссаров), обучение бойцов дополнительным специальностям, необходимым для проведения работ на объектах работодателя (бетонщик, стропальщик, сварщик, электрик и т.д.), а также проведение медосмотров и курсов по охране труда;

- проведена Всероссийская ярмарка вакансий для студенческих отрядов с привлечением крупных предприятий, с целью получения заказов от работодателей для профильных студенческих отрядов;

- проведена работа профильных отрядов в летнем трудовом семестре и проведены совместно с работодателями сопутствующие мероприятия присущие традициям студенческих отрядов;

- создана база кадрового резерва для предприятий с использованием электронной системы поддержки трудоустройства участников профильных студенческих отрядов;

- проведен Всероссийский конкурс на лучший студенческий отряд по различным направлениям деятельности с привлечением работодателей;

- проведен Всероссийский слет студенческих отрядов, где будут обозначены перспективы развития профильных студенческих отрядов, как эффективной формы по формированию кадрового резерва для предприятий страны»;

- обеспечен ремонт учебных корпусов и студенческих общежитий, производимый в вузах и ссузах, силами или с привлечением студенческих строительных отрядов, сформированных из числа студентов, обучающихся в этих же образовательных учреждениях;

- подготовлены поправки в 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающие предоставление право заказчикам и уполномоченным органам устанавливать к участникам размещения заказа дополнительное требование, связанное с привлечением студенческих отрядов к выполнению работ и оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд.

2. В течение первой половины 2012 года будет разработан проект преобразования Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» в Молодежную общероссийскую общественно-государственную организацию «Российские студенческие отряды».

3. В части организации производственной практики будут подготовлены и апробированы предложения:

- по упрощению документооборота при оформлении практик и предоставлению студентам возможности вариативности в прохождении практик и стажировок;

- по механизму распределения практики на протяжении всего учебного года (непрерывная производственная практика) для закрепления и адаптации на производстве, создании ощущения «своего» предприятия, формирования компетенций у студентов и организацией у предприятий знакомства с возможностями студентов-практикантов, претендующих на последующее трудоустройство.

4. Будет разработан пакет документов, регламентирующих деятельность малых предприятий при учебных заведениях, и возможности использования материально-технической базы учреждений НПО, СПО и ВПО в интересах развития студенческого предпринимательства.

5. Будут подготовлены поправки в Федеральный закон № 83-ФЗ о формировании государственного заказа, где будут четко прописаны критерии и механизмы формирования госзаказа, а также подготовлены предложения по законодательному определению статуса Центров (служб) содействия трудоустройству учреждений профессионального образования.

6. Через Центры содействия трудоустройству выпускников будет предложен и апробирован «Европаспорт» выпускника (портфолио европейского стандарта).

7. Будет создана на базе вузов сеть молодежных кадровых агентств, как форм студенческого самоуправления, деятельность которых будет основываться на рейтинговой системе выпускников (активность в учебе, общественной деятельности, спорте и творчестве, по совокупности).

8. В целях популяризации рабочих и инженерных специальностей будет организована широкая информационная кампания в СМИ, предложен и апробирован комплекс мер по возрождению престижа рабочих специальностей.

9. Будут разработаны и апробированы новые механизмы профориентационной работы в школе и на первых курсах обучения, созданы предпосылки для возрождения традиций студенческого наставничества.

10. Будут подготовлены предложения по созданию в вузах психолого-педагогических служб для адаптации первокурсников и подготовки выпускников, направленных на формирование личностных профессиональных качеств.

 

IV. Социальная поддержка

Вопросы социальной поддержки и социального обеспечения относятся к числу наиболее значимых, а зачастую, и наиболее болезненных для студенчества, т.к. напрямую влияют на готовность к восприятию новых знаний. Именно поэтому они вызывают повышенный интерес и внимание со стороны студенческого сообщества, требуют постоянного контроля со стороны руководства образовательными учреждениями и Минобрнауки России.

К основным вопросам социальной поддержки студенчества традиционно относятся система различных финансовых выплат и субсидий и условия предоставления и проживания в общежитиях.

Наибольшее число проблем и вопросов вызывает тема общежитий. Несмотря на то, что в целом, условия проживания улучшаются год от года, решение всех проблем здесь будет невозможно по определению. Необходимо сформировать систему оперативного реагирования на решение возникающих проблем.

Нехватка мест в общежитиях является следствием двух параллельных процессов: увеличение притока иногородних студентов (в связи с введением ЕГЭ и укрупнением образовательных учреждений) и физическое устаревание жилищного фонда. Усугубляет проблему непрозрачность механизма распределения мест в общежитии и нецелевое использование жилищного фонда образовательных учреждений. Данная проблема носит федеральный характер.

Следует учитывать, что вопрос общежитий лежит в общей зоне ответственности: администрации образовательных учреждений, студентов, студенческих органов самоуправления, Минобрнауки России и других федеральных органов исполнительной власти.

Условия существования студентов в вузе в различных регионах и городах значительно отличаются. В большей степени это зависит от администрации образовательного учреждения, которая отвечает за его существование и развитие, поэтому распределение финансовых приоритетов хозяйствования могут разниться. Этими темами зачастую спекулируют, но встречаются вопиющие случаи некорректного отношения к студентам и наличие мест с непригодными условиями для существования.

Таким процессам зачастую способствует несовершенная нормативно-правовая база, регламентирующая работу студенческих общежитий и отсутствие конструктивного взаимодействия администрации образовательных учреждений и органов студенческого самоуправления по совместному утверждению локальных нормативных актов, касающихся студенческих общежитий.

В большинстве общежитий студенты сталкиваются с элементарными бытовыми проблемами:

- ограничение или запрет в использовании электро-технических приборов;

- отсутствие условий для стабильного доступа в сеть Интернет;

- отсутствие условий для проживания студенческих семей и студенческих семей с детьми;

- отсутствие и/или некачественная работа пунктов питания;

- отсутствие и/или некорректная работа медицинских пунктов.

 

Основные проблемы.

1. Несовершенство системы стипендиального обеспечения студентов.

2. Нехватка мест для проживания в общежитиях.

3. Устаревшее материально-техническое оснащение общежитий и недостаточное развитие инфраструктуры общежитий, несоответствие ее современному уровню.

4. Отсутствие условий для проживания студенческих семей.

5. Отсутствие должного контроля качества и доступности питания и медицинского обслуживания в образовательных учреждениях.

6. Наличие конфликтной среды в образовательных учреждениях, базирующейся зачастую на межнациональных и межэтнических отношениях студентов.

 

Пути решения.

1. Будет создана открытая интерактивная площадка для обсуждения острых социальных вопросов вузовским сообществом своеобразная «книга жалоб и предложений». В рамках этой площадки в феврале – апреле 2012 года будет проведен всероссийский конкурс «Лучшее студенческое общежитие», «Лучший студенческий кампус».

2. В течение первой половины 2012 года будет проанализирована существующая практика управления общежитиями. Будут сформулированы рекомендации по составлению Типовых правил управления студенческими общежитиями.

3. Будет разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, регламентирующие работу студенческих общежитий и позволяющие обеспечить взаимодействие администрации образовательных учреждений и органов студенческого самоуправления.

4. Будет проведён мониторинг состояния студенческих общежитий и с привлечением студенческих трудовых отрядов будут реализованы меры по строительству новых и капитальному ремонту уже существующих общежитий.

5. Будут разработаны и актуализированы критерии формирования открытых комиссий по заселению с привлечением администрации образовательных учреждений, студенческих организаций, профсоюзов.

6. Будут определены и введены нормативы минимального материально-технического оснащения жилых помещений и мест общего пользования студенческих общежитий с учетом современных требований образовательного процесса.

7. Будет проработан вопрос о включении в аккредитационные показатели образовательных учреждений уровня материально-технического обеспечения общежитий, наличия социальной инфраструктуры и условий для проживания в общежитиях, в том числе студенческих семей.

8. Будет проработан вопрос о нормативном закреплении на уровне муниципального образования первоочередного права на получение места в детском саду детям студентов, проживающих в общежитиях.

9. На всероссийском уровне будет разработана и внедрена программа, направленная на создание толерантной среды в студенческих общежитиях, предусматривающая создание центров социально-психологической поддержки и адаптации для студентов, организацией культурно-массовой работы.

10. В целях обеспечения безопасности будут подготовлены предложения по оснащению студенческих общежитий электронными контрольно-пропускными системами и организации деятельности студенческих отрядов правопорядка.

11. Будет организован общественный контроль мест, качества и доступности питания и медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, в том числе и в общежитиях.

12. На всероссийском уровне будет создана комиссия по вопросам совершенствования стипендиального обеспечения.

13. В течение первой половины 2012 года будут сформированы предложения по новым принципам распределения стипендиального фонда на федеральном уровне. Будут проанализированы практики участия органов студенческого самоуправления по участию в распределении стипендиального фонда в образовательных учреждениях.

14. Будут сформулированы рекомендации по разработке типовых условий по участию органов студенческого самоуправления в распределении стипендиального фонда, подготовлены и изданы справочно-информационные материалы для членов стипендиальных комиссий.

 

V. Творчество и самореализация

Творчество и самореализация – это одно из самых востребованных студенческим сообществом направлений, поскольку в традиционном понимании оно воспринимается как участие в кружках по интересам.

Сегодня в особой степени вуз должен выполнять функцию социокультурной системы, роль которой не ограничивается только подготовкой молодежи к профессиональной деятельности в народном хозяйстве, а прежде всего, создаёт условия для реализации студенческих инициатив, организации социокультурных коммуникаций студентов и их подготовки к «взрослой» жизни в современном обществе.

Однако в большинстве своем студенческое творчество в вузах и ссузах представлено в свободном порядке, без какой-либо системности и целеполагания. Образовательное учреждение, как правило, не видит во внеучебной работе большого значения, за исключением команд КВН и художественной самодеятельности, которые могут защищать честь организации в различных конкурсах и то при наличии поддержки на развитие.

Такой подход является принципиально неверным. В настоящее время, в условиях постиндустриального общества, в условиях, когда, т.н. креативный класс становится одной из главных сил развития экономики – именно творчество, самореализация, новая система молодежного взаимодействия играют определяющую инфраструктурную роль.

Бич современного профессионального образования - слабое кадровое обеспечение и несистемный подход к воспитательной деятельности. Не везде есть структурные подразделения по воспитательной работе, включая проректоров/заместителей руководителя, а именно они, по опыту успешных образовательных учреждений, в основном поддерживают студенческие инициативы и развитие органов студенческого самоуправления. При этом объемы финансовых затрат и поддержки полностью зависят от решения ректора и очень часто мизерны. Во многих вузах не выполняются рекомендации по выделению 1% внебюджетных средств на развитие культурно-массовой работы со студентами.

Курс на модернизацию всех сфер жизни, взятый Президентом России, требует нового подхода и к системе воспитания молодого поколения. Ра

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...