Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зачем читать труды святых Отцов?

ЦИКЛ БЕСЕД «ПЛОДЫ ДУХА СВЯТОГО»

ТЕМА 5.3. Святоотеческое наследие. Богомыслие и его плоды.

 

ВОПРОСЫ: 1. Значение святоотеческого наследия в деле христианского спасения. «Добротолюбие» 2. Как читать святых Отцов? 3. Богомыслие и память Божия

 

1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ – один из источников христианского вероучения, наряду со Священным Писанием. В Священное Предание входит богооткровенное учение, опыт духовной жизни святых и подвижников, обрядовые стороны церковной жизни, литургическое предание. Священное Предание содержит Божественное откровение, несет на себе влияние Святого Духа.

Зачем читать труды святых Отцов?

- «Православный христианин должен не просто знать и цитировать Отцов, но проникнуться святоотеческим духом и усвоить себе святоотеческий «образ мыслей» (митр. Каллист (Уэр).

- «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши» (Пс. 27:26-27). Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут рождать в твоем сердце смущение. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, можно уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и пропасти, что и случилось со многими.

…Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства.

Замечено, что новоначальный никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Если книга преподает советы о безмолвии и показывает обилие духовных плодов, собираемых в глубокой пустыне, то в новоначальном непременно явится сильнейшее желание удалиться в уединение, в безлюдную пустыню. Не доверяйте, братия, вашим помыслам, разумениям, мечтам, влечениям, хотя бы они казались вам самыми благими, хотя бы они представляли вам в живописной картине святейшее монашеское жительство» (свт. Игнатий (Брянчанинов).

- «Читай св. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и прочих Отцов деятельные словеса и старайся, по силе, побеждать страсти; а за высокое не берись. Книги читать, смотря по устроению; но более читать не умозрительные, но деятельные, и смотреть от них плода - познания своей немощи и смирения, а не того, что: все знаю, и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжается от смирения; и сколько оно приносит пользы, столько, напротив, возношение повреждает; что видели сами на опыте на многих» (прп.Макарий Оптинский)

- «Заботящемуся о своем спасении отнюдь не следует спрашивать при чтении святоотеческих книг только о приобретении знаний, а более пристало вопрошать о страстях, о том, как прожить свою жизнь, то есть как спастись; это необходимо, это ведет к спасению» (прп. Варсонофий)

- «Так же, как облаченный в лохмотья нищий может во сне увидеть себя богатым, а пробудившись от сна, снова видит себя бедным и неодетым, также и рассуждающие о духовной жизни, кажется, говорят правильно, но как то, о чем они говорят, не укреплено в их умах опытно, усилием, убеждением, они остаются словно в мире мечтаний» (прп. Макарий Великий)

ВЫВОДЫ для ХРИСТИАН (по кн. иером. Серафима Роуза):

1) святых Отцов просто из любопытства читать не следует, без намерения на практике воплотить то, чему они учат, в соответствии с духовным уровнем каждого; (как выбрать?)

2) мы должны обращаться к святым Отцам не только затем, чтобы «узнать о них»… Главное - для того, чтобы стать их учениками, воспринять от них учение об истинной жизни, о спасении души, даже если мы и знаем, что, сделав это, потеряем блага мира сего и станем его изгоями. Если мы сделаем это, то найдем выход из запутанных дебрей современного мышления, основанного как раз на неприятии священного учения Отцов; «духовная брань»; «совершенство во Христе»;

3) подходить к этим Отцам богобоязненно, со смирением, желанием начать жизнь духовную на самой низкой ступеньке;

4) к чтению Отцов подходить с недоверием к собственному уму и суждениям;

5) определить, какие святоотеческие книги больше подходят для начинающих, а какие следует оставить на потом;

6) понимать, что цель чтения Отцов - это не дать нам какое-то «духовное наслаждение» или утвердить нас в нашей праведности или превосходном знании «созерцательного» состояния, но единственно в том, чтобы помочь нам с усилием продвинуться по тропе добродетелей;

7) подходить к чтению святых Отцов с должной мерой серьезности (современное общество характеризуется легкомыслием, отвлеченными «играми в идеи»);

8) опасаться «ревности не по разуму», которая может привести к негативным последствиям, осуждению, самомнению или к охлаждению духовной жизни, разочарованиям;

9) чтение святых Отцов действительно необходимое дело для того, кто дорожит своим спасением и желает соделовать его в страхе и смирении.

2. О БОГОМЫСЛИИ (каковы его условия и формы, плоды?)

- «Практически богомыслие и молитву часто смешивают, но в этом нет опасности, если богомыслие перерастает в молитву. Опасность возникает только тогда, когда молитва перерождается в размышление. Богомыслие и означает прежде всего размышление, – размышление, предметом которого является Бог. Если, размышляя, мы постепенно все глубже проникаемся духом молитвенного богопоклонения, если присутствие Божие становится достоверным и мы видим, что действительно пребываем с Богом, и если от размышления мы постепенно переходим к молитве, все правильно; но никогда нельзя допускать обратного процесса, и в этом смысле между богомыслием и молитвой существует четкое различие.

Богомыслие – деятельность мысли, тогда как молитва – это отвержение всякой мысли. Даже к благочестивым мыслям и самым глубоким и возвышенным богословским рассуждениям, если они возникают во время молитвы, следует относиться как к искушению и отгонять их. Все духовные наставники Православия предостерегают нас от подмены встречи с Богом размышлениями о Нем (митр. Антоний Сурожский)

- «Упражняйся в молитве, в душеназидательном чтении, и это упражнение будет упражнением в богомыслии правильном, безопасном, богоугодном» (свт. Игнатий Брянчанинов)

- «Богомыслие - есть углубленное размышление о домостроительстве спасения. Способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о божественных свойствах и действиях (о благости Божией, всеведении, об устроении спасения во Христе, о благодати и Слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном). Соберите несколько кратких молитвенных воззваний и твердите их с пониманием и чувством» (свт. Феофан Затворник)

- «Мы имеем необходимость упражняться в богомыслии (в духовных разсуждениях), чтобы привести свое сердце в благоговейное настроение (без которого невозможна молитва)…Главная причина нашей духовной "теплохладности" и духовной слабости в том, что все религиозные переживания (молитву, богомыслие, чтение) мы не доводим до должной глубины в нашем сердце; они идут почти наряду с обыденными текущими впечатлениями и переживаниями дня. Мы не дали полной работы чувству нашего сердца, оно у нас "спит". Часто спит в лености…» (иером. Петр Серегин)

- «У нас внутри есть духовное око, которым мы в миллион раз больше видим, чем телесным зрением. Духовное око наше и относится больше всего ко Господу, и в этом случае действие Его называется созерцанием и богомыслием (св. прав. Иоанн Кронштадский)

Богомыслие помогает укреплять веру, совершенствовать духовный навык рассуждения, «духовный вкус». Это особо актуально в современном мире, когда человек окружен множеством ненужной или вредной информации, слепо копирует чужое поведение, моду, становится трафаретом чужой культуры и мысли, теряет индивидуальность личности.

Оно имеет много общего с ПАМЯТЬЮ БОЖИЕЙ – непрестаннвм (в т.ч. молитвенным) памятованием при трудах и занятиях о Божественном присутствии.

Богомыслие возможно как в уединении, так и в общении с другими христианами с целью научиться, получить назидание или ответ, укрепиться в вере, получить пищу для размышлений.

ВЫВОДЫ: __________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ: проанализировать: какие святоотеческие книги и жития святых мы читаем (читали); какие препятствия имеются (нет времени, сил, желания, потребности, понимания и т.д.?)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...