Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные виды декоративно-прикладного искусства: художественная роспись по дереву.

БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ ДПИ 4 класс

 

Классификация орнамента.

Орнамент— узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов быта.

Основными классификационными признаками орнамента служат:

- его происхождение,

- назначение,

- содержание.

По изобразительной характеристики:

- технический.

- символический,

- геометрический,

- растительный,

- каллиграфический,

- фантастический,

- астральный,

- пейзажный,

- анималистический (животный),

- предметный.

По стилевой принадлежности:

античный, готический, барочный и т.д.

По изобразительной форме:

плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).

 

Типы орнамента.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов быта. Раппорт - минимальная площадь, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива.

Орнаменты бывают трех типов:

Первый тип - орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный). Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Бордюр – это вид орнамента, периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.

На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.

Второй тип - замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

Третий тип - сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот орнамент бесконечен во всех направлениях (ткани, обои).

 

Законы орнаментальной композиции (пропорциональности, соподчинения, трехкомпонентности, закон контраста, орнаментального контрапункта, простоты, правило группирования).

Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов.

Пропорциональные отношения всегда играли особо важную роль в архитектуре. Прежде всего, надо назвать золотое сечение.

Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.

Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.

Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого дживения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и переодически их повторять.

Число ''три'' является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.

Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.

Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.

Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.

Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.

Основные виды декоративно-прикладного искусства: художественная роспись по дереву.

Декоративно - прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

- Художественная роспись по дереву.

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична.

- Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом с деревянной доски. Лубки обязательно имели короткие или длинные надписи или целые обширные тексты, чаще всего веселые. Тексты были как для взрослых, так и для детей. Изображалось на лубках все на свете: разные страны и великие сражения, крестьянское житье и знаменитые люди, большие города и диковинные звери.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...