Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патопсихологические параметры,




КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Справочник

 

КРАСНОЯРСК 2006

 

 

ББК 88

К47

 

 

Составители:

Белых В. Ф.,

старший преподаватель кафедры практической

психологии ИППУО КГПУ им. В.П. Астафьева

Карманова Н.Ю.,

педагог-психолог средней образовательной

школы № 44 г. Красноярска

 

Рецензенты:

Пьянкова Г.С.,

кандидат психологических наук, доцент

Гагаркина И.Г.,

кандидат медицинских наук, доцент

 

 

К 47 Классификации аномалий развития детей: справочник /

сост. В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманов; Краснояр. гос. пед. ун-т

им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006. - 68 с.

 

 

Является частью учебно-методического комплекса по курсу «Клиническая психология». Предназначен для подготовки студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и пси­хология», а также студентов медицинских и социальных специ­альностей.

Может быть рекомендован врачам, педагогам, психоло­гам, дефектологам, работникам образовательных учреждений, специалистам, работающим с детьми, имеющими различные виды нарушений развития, родителям.

 

ББК 88

© Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2006

  1. КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

ДИЗОНТОГЕНЕЗА

 

Понятие дизонтогенеза

 

Нарушения психофизического развития детей и подростков обусловлены влиянием эволюционно-возрастного и онтогенетического факторов.

Важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском возрасте впервые в нашей стране подчеркнул М.С. Зеленский в 1864 году. Из­вестный московский невропатолог В.А. Муратов в 1896 го­ду предложил выделять два онтогенетических уровня по­ражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка.

Онтогенетический подход к изучению психических расстройств детского возраста использовался и использу­ется многими известными специалистами в области психиатрии как в нашей стране, так и за рубежом (М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев и др.). В общей биологии онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти. Различают пренатальный и постнатальный онтогенез, т. е. индивидуальное развитие до и после рождения. Важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т. е. психическое разви­тие индивида. Понятие психического онтогенеза коррелирует с понятием онтогенеза высших психических функций. Наиболее активно психический онтогенез развивается у детей и подростков, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность человека. Психическое развитие протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения психический онтогенез претерпевает в переходные возрастные периоды, или пе­риоды возрастных кризисов: 2-4 года, 6-8 лет и пубертатный возраст - 12-18 лет (по А.Е, Личко). В эти кризисные периоды в связи с нарушениями относительного физиоло­гического и психологического равновесия особенно часто возникают или выявляются различные формы психическо­го дизонтогенеза, т. е. нарушения психического развития (В.В. Ковалев).

Впервые термин «дизонтогения» был употреблен в 1927 году для обозначения отклонений внутриутробного формирования структур организма от нормального разви­тия. Впоследствии термин приобрел более широкое значе­ние, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда мор­фологические системы организма еще не достигли зрело­сти.

Практически почти любое более или менее длитель­ное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его прояв­ления будут различны в зависимости от этиологии, лока­лизации, степени распространенности и выраженности по­ражения, времени его возникновения и длительности воз­действия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интел­лект, эмоционально-волевая сфера.

В дефектологии применительно к дизонтогении при­нят термин «аномалия развития».

 

 

Биологический и социальный факторы

Дизонтогении

 

Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами.

Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связан­ные с поражением генетического материала, хромосомные дефекты обмена и др. Большая роль отводится внутриут­робным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и други­ми инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), патоло­гии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже - опухолевым образованиям раннего постнатального перио­да. Нарушения развития могут быть связаны и с относи­тельно стабильными патологическими состояниями нерв­ной системы, как это имеет место при мозговой недоста­точности вследствие хромосомных аберраций, при многих резидуальных органических состояниях, а также на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хро­нических дегенеративных заболеваний, прогрессирующей гидроцефалии, опухолей, энцефалитов, шизофрении, эпи­лепсии и т. д.).

Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную воспри­имчивость центральной нервной системы ребенка к раз­личным вредностям. Целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей. При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослых либо совсем не встречаются, либо наблюдаются очень редко (ревмати­ческая хорея, фебрильные судороги и т. д.). Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы, связанные с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета.

Большое значение имеет время повреждения. Объём поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Наиболее ранимым является период максимальной кле­точной дифференциации. Если же патогенный фактор воз­действует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избе­жать патологического влияния. Поэтому одни и те же по­роки развития могут возникнуть в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и наоборот, одна и та же причина по-разному действует в разные периоды внутриутробного онтогенеза, Для пораже­ния нервной системы особенно неблагоприятно воздейст­вие вредности в первую треть беременности.

Характер нарушения также зависит от мозговой лока­лизации процесса и степени его распространенности. Осо­бенностью развития ребенка является, с одной стороны, незрелость, а с другой - большая, чем у взрослых, тенден­ция к росту и обусловленная ею способность к компенса­ции дефекта (Г.Е. Сухарева).

При поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадение определенных функций. Так, при локальном поражении компенсация, как правило, значи­тельно выше, чем при дефицитарности функции, возник­шей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдае­мой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае компенсация идет за счет сохранности дру­гих систем мозга, во второй общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности.

Большое значение имеет и интенсивность повреж­дения мозга. При органических поражениях мозга в дет­ском возрасте наряду с повреждением одних систем на­блюдается недоразвитие других, функционально связан­ных с повреждением. Сочетание явлений повреждений с недоразвитием создает более обширный характер наруше­ний.

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития.

К социально обусловленным видам непатологиче­ских отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией - неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмо­ционального опыта на ранних этапах развития.

К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое формирование личности - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стой­ких аффективных изменений, вегетативных дисфункций, вызываемых длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникших в результате патологически за­крепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппози­ции и т. д. (В.В. Ковалев).

Параметры дизонтогенеза

 

Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического раз­вития, т, к. усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Л.С. Выготский считал, что психологическое изучение аномального ребенка выдвигает задачи, в определен­ной мере аналогичные задачам и принципам клинической диагностики: путь от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее - к типу дизонтогенеза, по существу приравниваемому им к нозологической еди­нице. Только в таком структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических : механизмов Л.С. Выготский видел путь к дифференциро­ванной коррекции нарушений развития.

 

Патопсихологические параметры,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...