Патопсихологические параметры,
Стр 1 из 8Следующая ⇒ КЛАССИФИКАЦИИ АНОМАЛИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Справочник
КРАСНОЯРСК 2006
ББК 88 К47
Составители: Белых В. Ф., старший преподаватель кафедры практической психологии ИППУО КГПУ им. В.П. Астафьева Карманова Н.Ю., педагог-психолог средней образовательной школы № 44 г. Красноярска
Рецензенты: Пьянкова Г.С., кандидат психологических наук, доцент Гагаркина И.Г., кандидат медицинских наук, доцент
К 47 Классификации аномалий развития детей: справочник / сост. В.Ф. Белых, Н.Ю. Карманов; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2006. - 68 с.
Является частью учебно-методического комплекса по курсу «Клиническая психология». Предназначен для подготовки студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология», а также студентов медицинских и социальных специальностей. Может быть рекомендован врачам, педагогам, психологам, дефектологам, работникам образовательных учреждений, специалистам, работающим с детьми, имеющими различные виды нарушений развития, родителям.
ББК 88 © Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2006
ДИЗОНТОГЕНЕЗА
Понятие дизонтогенеза
Нарушения психофизического развития детей и подростков обусловлены влиянием эволюционно-возрастного и онтогенетического факторов. Важность онтогенетического подхода при изучении психических расстройств в детском возрасте впервые в нашей стране подчеркнул М.С. Зеленский в 1864 году. Известный московский невропатолог В.А. Муратов в 1896 году предложил выделять два онтогенетических уровня поражения нервной системы: внутриутробный и охватывающий первые годы жизни ребенка.
Онтогенетический подход к изучению психических расстройств детского возраста использовался и используется многими известными специалистами в области психиатрии как в нашей стране, так и за рубежом (М.О. Гуревич, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев и др.). В общей биологии онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до момента смерти. Различают пренатальный и постнатальный онтогенез, т. е. индивидуальное развитие до и после рождения. Важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т. е. психическое развитие индивида. Понятие психического онтогенеза коррелирует с понятием онтогенеза высших психических функций. Наиболее активно психический онтогенез развивается у детей и подростков, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность человека. Психическое развитие протекает неравномерно. Резкие количественные и качественные изменения психический онтогенез претерпевает в переходные возрастные периоды, или периоды возрастных кризисов: 2-4 года, 6-8 лет и пубертатный возраст - 12-18 лет (по А.Е, Личко). В эти кризисные периоды в связи с нарушениями относительного физиологического и психологического равновесия особенно часто возникают или выявляются различные формы психического дизонтогенеза, т. е. нарушения психического развития (В.В. Ковалев). Впервые термин «дизонтогения» был употреблен в 1927 году для обозначения отклонений внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин приобрел более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
Практически почти любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития. Его проявления будут различны в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых оказался больной ребенок. Эти факторы определяют и основную модальность психического дизонтогенеза, обусловленную тем, страдают ли первично зрение, слух, моторика, интеллект, эмоционально-волевая сфера. В дефектологии применительно к дизонтогении принят термин «аномалия развития».
Биологический и социальный факторы Дизонтогении
Нарушения нервной системы могут быть вызваны как биологическими, так и социальными факторами. Среди биологических факторов значительное место занимают так называемые пороки развития мозга, связанные с поражением генетического материала, хромосомные дефекты обмена и др. Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсоплазмозом, люэсом, краснухой и другими инфекциями, различными интоксикациями, в том числе гормонального и лекарственного происхождения), патологии родов, инфекциям, интоксикациям и травмам, реже - опухолевым образованиям раннего постнатального периода. Нарушения развития могут быть связаны и с относительно стабильными патологическими состояниями нервной системы, как это имеет место при мозговой недостаточности вследствие хромосомных аберраций, при многих резидуальных органических состояниях, а также на почве текущих заболеваний (врожденных дефектов обмена, хронических дегенеративных заболеваний, прогрессирующей гидроцефалии, опухолей, энцефалитов, шизофрении, эпилепсии и т. д.). Незрелость развития мозга, слабость гематоэнцефалического барьера обусловливают повышенную восприимчивость центральной нервной системы ребенка к различным вредностям. Целый ряд патогенных факторов, не оказывающих влияния на взрослого, вызывает нервно-психические нарушения и аномалии развития у детей. При этом в детском возрасте встречаются такие церебральные заболевания и симптомы, которые у взрослых либо совсем не встречаются, либо наблюдаются очень редко (ревматическая хорея, фебрильные судороги и т. д.). Отмечается значительная частота вовлечения мозга в соматические инфекционные процессы, связанные с недостаточностью мозговых защитных барьеров и слабостью иммунитета.
Большое значение имеет время повреждения. Объём поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор. Тип порока развития в эмбриональном периоде определяется временем патологического воздействия. Наиболее ранимым является период максимальной клеточной дифференциации. Если же патогенный фактор воздействует в период «отдыха» клеток, то ткани могут избежать патологического влияния. Поэтому одни и те же пороки развития могут возникнуть в результате действия различных внешних причин, но в один период развития, и наоборот, одна и та же причина по-разному действует в разные периоды внутриутробного онтогенеза, Для поражения нервной системы особенно неблагоприятно воздействие вредности в первую треть беременности. Характер нарушения также зависит от мозговой локализации процесса и степени его распространенности. Особенностью развития ребенка является, с одной стороны, незрелость, а с другой - большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Г.Е. Сухарева). При поражениях, локализованных в определенных центрах и проводящих путях, длительное время может не наблюдаться выпадение определенных функций. Так, при локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях ЦНС. В первом случае компенсация идет за счет сохранности других систем мозга, во второй общая недостаточность мозга ограничивает компенсаторные возможности. Большое значение имеет и интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте наряду с повреждением одних систем наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с повреждением. Сочетание явлений повреждений с недоразвитием создает более обширный характер нарушений.
Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан и с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И здесь чем раньше сложились для ребенка неблагоприятные социальные условия, тем более грубыми и стойкими будут нарушения развития. К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая микросоциально-педагогическая запущенность, под которой понимается задержка интеллектуального и в определенной мере эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией - неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится так называемое патохарактерологическое формирование личности - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вегетативных дисфункций, вызываемых длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникших в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции и т. д. (В.В. Ковалев). Параметры дизонтогенеза
Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-психической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития, т, к. усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка. Л.С. Выготский считал, что психологическое изучение аномального ребенка выдвигает задачи, в определенной мере аналогичные задачам и принципам клинической диагностики: путь от изучения симптомов дизонтогенеза к изучению его синдромов и далее - к типу дизонтогенеза, по существу приравниваемому им к нозологической единице. Только в таком структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических : механизмов Л.С. Выготский видел путь к дифференцированной коррекции нарушений развития.
Патопсихологические параметры,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|