Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и предмет информатики




Главным содержанием современной эпохи является стремительно развивающийся научно-технический прогресс, смысл которого заключается в новых возможностях поиска истины, резком качественном увеличении числа познанных закономерностей природы и общества, связей между разными факторами и явлениями жизни.

Научные открытия в области физики и математики, квантовой механики, материаловедении, элементарных частиц и высоких энергий, биологии, связи и телекоммуникации позволили человечеству приблизиться к истине и более детально исследовать ранее недоступные для него устойчивые связи и взаимодействия между явлениями. Человечество создало универсальные средства проникновения в тайны природы и общества с помощью набора своеобразных «увеличительных стекол», углубляясь в закономерности существующей действительности.

Одними из таких универсальных средств поиска истины является современная вычислительная (компьютерная) техника и информационные коммуникационные технологии. Именно они дают возможность найти и обработать огромные массивы информации в различных областях знаний, анализировать и сводить их в нужном «ракурсе» и «фокусе». Электронная вычислительная машина и компьютерные технологии вооружили человека такими средствами познания, которые приблизили его к пониманию связей и взаимозависимостей, существующих в природе. Ранее такие закономерности имели гипотетичный характер и могли быть только прогнозируемы учеными либо представленными в виде фантазий. Вычислительная машина позволила рассчитать траекторию выхода тяжелых летательных аппаратов в космос, помогла проектировать создание новых источников энергии и материалов, а также увидеть скрытные для человека свойства биологической клетки и производить расчеты ее развития.

В недрах научно-технической революции, опосредованной созданием вычислительной техники и компьютерных технологий, а также повышением значения информации в жизни общества на стыке многих наук (в том числе, математики, физики, биологии, статистики и др.) сформировалась новая междисциплинарная область знаний – информатика.

Термин информатика (франц. informatiq) заимствован из французского языка, его происхождение связано со словом информация. Впервые термин L,informatiq был предложен в 1962 г. во Франции Ф.Дрейфусом для обозначения теории, методов и средств обработки данных при помощи ЭВМ (1, 32) [1], поэтому в дальнейшем при описании знаний в области информации в эпоху применения компьютерной техники стали все больше и больше применять термин информатика.

В середине 60-х гг. в нашей стране вышли научные труды (2), в которых термин «информатика» стал использоваться как обобщающий многие отрасли научных знаний об информации и в которых были сформулированы позиции об интегральной сущности новой науки (3, 30).

В англоязычных странах аналогичная область научных знаний имеет название «computer scince», что буквально означает - «компьютерные науки». Иначе говоря, наименование информатика как область человеческой деятельности терминологически прочно связано с информацией, но не во всех случаях с вычислительной техникой.

Термин «information» (информация) в научный оборот был введен одним из основателей кибернетики Норбертом Винером еще в 1948 г., после чего стали активно развиваться научные знания, объектом которых стала информация, а предметом – процессы сбора, хранения, передачи, обработки и использования информации при помощи электронной вычислительной машины (ЭВМ) в различных областях человеческой деятельности. Хотя, конечно, само слово информация (сведения, осведомление) имеет латино-греческое происхождение вовсе никак не связанное с вычислительной техникой.

В ходе дальнейшей эволюции информационных знаний (особенно в области вычислительной техники и высоких технологий) информатика все больше их объединяла и названный термин прочно был зафиксирован в качестве названия новой комплексной системы знаний. Как комплексное направление научных исследований информатика сформировалась в 70-х гг. и на Международном конгрессе в Японии в 1978 г. была признана как наука на международном уровне.

Информатика в современный период времени представляет собой структурно сложную область знаний и человеческой деятельности. Несмотря на то, что истоки знаний в области информатики и информационных технологий имеют скорее математическое и физико-техническое происхождение, все же следует отметить, что конечным результатом информационных процессов является наиболее рациональное удовлетворение информационных потребностей человека (личности), институтов общества и государства. Научные обобщения, абстрактное представление о природе и сущности информации, информационных технологий существуют только в науке. Реальные информационные действия в мире существуют всегда исключительно с целью удовлетворения потребностей или информационных интересов. Поэтому в литературе по информатике последнего времени все больше и больше употребляется социальный подход понимания природы информатики (3, 36).

Как комплексная наука она объединяет знания в области математических, естественных и технических наук, лингвистике, философии, социологии, экономики и управления. Иначе говоря, информатика как наука формируется на стыке естественных, технических и гуманитарных наук.

Информатика включена в образовательную деятельность как обязательный предмет, позволяющий овладеть элементарными знаниями и навыками использования компьютерной техникой.

В системе высшего профессионального образованияинформатика как учебная дисциплина входит в систему обязательных знаний информационного цикла. В зависимости от профиля вуза этот цикл включает множество учебных дисциплин, определяющих углубленное изучение природы информации, информационных технологий и информационных систем (на механико-математических факультетах классических университетов и технических вузах), либо одну дисциплину, которая определяет общий уровень названных знаний (в гуманитарных вузах).

Кроме того, как область практической деятельности в социально-экономической сфере информатика занимает также прочное место. Особенно это проявляется в сфере государственного управления и услуг, наиболее развитых областях реального сектора экономики, медицине и др.

Предмет информатики включает несколько областей информационных знаний.

Первую предметную группу информатики составляют знания о природе информации, ее свойствах и структуре. Природа информации определяется предельной сущностью и ее свойствами (признаками). Структура информации состоит из элементов, предопределяемых ее сущностью.

Вторую предметную группу информатики составляют знания о методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи, обмена, защиты, использования информации.

Совокупность отдельных действий по сбору, обработке, хранения, передачи, обмену, защитыи использования информации составляют информационную деятельность или информационный процесс удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства.

Методы информационной деятельности формируют теоретические основы информатики – теория информации, теория алгоритмов, теория обработки сигналов и изображений, теория формальных языков и программирования, теория искусственного интеллекта и т.д. (3, 34). Иначе говоря, методы информационной деятельности можно определить как теоретико-методологические (фундаментальные) основания всех информационных наук, именно они определяют закономерности формирования информации в искусственных (созданных человеком) системах.

Средствами информационной деятельности являются информационные системы – вычислительная техника, система связи и передачи данных, информационные (компьютерные) технологии и другие элементы информационной инфраструктуры.

Следовательно, можно определить понятие информатики как науки о сущности информации, методах и средствах информационной деятельности в условиях массовой информатизации.

Наиболее развернутое определение информатики можно представить как область научных знаний, изучающихприроду,структуру и свойства информации, а также методы и средства сбора, обработки, хранения передачи, обмена, защиты и использования информации с целью удовлетворения информационных потребностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...