Социальный аспект страсти. Духовная составляющая страсти
Социальный аспект страсти
Страсть, помимо прочего, возникает в контексте текущего момента, текущей социальной ситуации или в контексте социальной группы, в которой вы находитесь. Например, если у вас недавно появилось новое романтическое увлечение, вся ваша жизнь вращается вокруг новых отношений. Новая любовь, как мы увидим далее, сильна, словно кокаин. С другой стороны, если у вас недавно произошел разрыв с каким‑ то значимым для вас человеком, ваша страсть может быть направлена на поиск замены, интернет‑ знакомств либо, если вам не повезло, – на ненависть к своему бывшему либо на стремление восстановить отношения. Если у вас дети определенного возраста, страсть может вращаться вокруг их занятий и помощи в получении хорошего образования. По выходу на пенсию у вас может развиться страсть к путешествиям. Если вы поражены какой‑ то болезнью, страсть может быть сконцентрирована на выживании. Наша страсть находится под воздействием не только нашего прошлого, но также проблем и людей, с которыми мы сталкиваемся прямо сейчас, под действием наших текущих личных отношений, стрессов. Она зависит от состояния физического и психологического здоровья. Возможность выступить в Мексике вызвала во мне страсть выучить хоть немного испанский.
Духовная составляющая страсти
Наши духовные убеждения теснейшим образом связаны с нашими страстями. Наша вера в высшие силы, то, чем мы воспринимаем себя во Вселенной, уровень нашего сознания, наше чувство глобального смысла и предназначения – все это вносит свой вклад в страсть, которая в нас развивается. Появляются новые свидетельства того, что мозг имеет прямую связь с Богом.
Когда я получил приглашение выступить в Мексике от психиатра Хосе Кастилло Руиза, одного из организаторов конференции, он сказал мне, что я не должен говорить о сексе. Он читал несколько моих книг, в частности, «Healing ADD» («Лечение СДВ») и «Healing the Hardware of the Soul» («Лечение материальной части души»), и применяет их в своей клинической практике. Когда в США была опубликована моя книга «Sex on the Brain», приглашение выступить на конференции поступило как раз в ходе моего рекламного тура с этой книгой, поэтому я хотел говорить о ней в своей лекции. «Мы – очень католическая, консервативная страна, – настаивал Хосе Руиз. – Лучше придерживаться более безопасной тематики». Он был предельно ясен. Держитесь подальше от сексуальных тем и неоднозначных вопросов. В день конференции, в полдень, перед тысячами людей на Monterrey Arena я читал лекцию по своей книге «Healing the Hardware of the Soul» («Лечение материальной части души»). Всего за несколько месяцев до этого на той же самой сцене выступали Бейонсе, Гвен Стефани и Андреа Бочелли. Меня вдохновляла открывшаяся возможность. Это была крупнейшая аудитория, перед которой я когда‑ либо выступал. Устроители конференции были замечательны. Каждый интересовался, не нервничаю ли я перед выступлением при таком большом стечении людей. «Нет, – отвечал я, – когда вы любите свою работу, страсть побеждает тревогу». Однако я попросил их помочь мне с испанским. К большой радости аудитории, я начал свою лекцию по‑ испански: «Queridos amigos mios. Viva Monterrey», – «Мои дорогие друзья, я приветствую Монтеррей! » Эта лекция была большим удовольствием для меня и получила хороший прием. Я отлично владел собой и совершенно не говорил о сексе. Позже, во второй половине того же дня, я должен был участвовать в «круглом столе» вместе с психиатром из Гарварда и четырьмя специалистами в области эзотерики с разных концов света. Они были представителями католической, иудаистской и исламской веры. Я не имел ни малейшего представления, какие вопросы нам будут задавать. Д‑ р Кастилло Руиз сказал, что мне не стоит беспокоиться по поводу вопросов из аудитории. Мы сидели на сцене за длинным столом перед тысячами людей, в то время как на стадион опускалась темнота и яркий свет был направлен в наши лица, и это вызывало странное ощущение изоляции. Я почувствовал себя один на один со своими мыслями.
Первый вопрос был о мистическом чувстве и опыте духовных переживаний. Я должен был говорить последним. Все три эзотерика говорили об опыте мистического экстаза. Все трое сравнили его с сексуальным опытом. Один сказал, что Песнь Песней – эротическая история любви, самая святая книга в Библии. Я начал нервничать. Путь к разговору о духовности, сексуальности и мозге был полностью открыт. Должен ли я рискнуть и пойти по нему? Священник из Испании, отец Сантьяго Гуэрра, рассказывал о Св. Хуане де ла Крус – кармелитском религиозном мистике, жившем в его стране в XVI столетии. Св. Хуан написал религиозные стихи, детально описывающие его мистические переживания в очень чувственной манере:
На моей цветущей груди Что хранила я для него лишь одного Лежал он, спящий, А я ласкала его…
Легкий бриз подул с башни, Когда я гладила его волосы, И обвил мою шею Своей нежной рукой, Унося меня из реальности.
Я отреклась от всего и позабыла себя, Уткнувшись лицом в моего Возлюбленного, Забыв обо всем на свете, Покинув себя, Оставив все заботы.
Св. Хуан де ла Крус, из «Темной ночи души» По мере того, как приближалась моя очередь, я написал несколько записок. Затем взглянул на д‑ ра Кастилло Руиза, который был поглощен диалогом. Я знал, что он не ждет, что я буду хранить молчание. Когда подошла моя очередь, ведущий спросил меня, существует ли нейробиологическая связь с духовным опытом. Не без колебания я начал. – По данным некоторых исследований правое полушарие мозга, особенно зона височных долей – правой рукой я показал область на своей голове непосредственно позади глаз – имеет отношение к духовным переживаниям. Майкл Персингер, психолог‑ исследователь из Лаурентийского университета в Канаде, заметил, что стимулирующий разряд низкого напряжения на эту область, порождает у человека религиозные или духовные переживания. Они часто чувствуют присутствие Бога или духовного существа в помещении.
Я встретился глазами с д‑ ром Кастилло Руизом, сидевшим в переднем ряду. Когда наши глаза встретились, он улыбнулся мне. Пока все хорошо. «Ладно, – подумал я про себя, – была не была! » – Религиозные переживания и сексуальные переживания – как раз такие, о которых говорили мои коллеги‑ мистики – в общем осуществляются в одной и той же области мозга. Д‑ р Кастилло Руиз начал заметно нервничать. – В ходе впечатляющего исследования, проведенного в Финляндии, с использованием технологии ОФЭКТ для наблюдения за кровобращением и характером активности мозга – такое же обследование мы используем в наших клиниках – было выявлено, что внешняя сторона правой височной доли оживляется также, когда у женщин происходит оргазм, когда они испытывают сексуальный экстаз. Причем все остальные области мозга во время оргазма имеют пониженную активность, лишь правая височная доля, или «область Бога», возбуждена. В моей книге «Sex on the Brain» я выдвинул предположение о том, что сексуальный экстаз фактически может быть опытом духовного переживания. Вам не приходилось удивляться тому, – здесь я сделал паузу на несколько секунд, – почему женщина восклицает «О Господи! О Боже! », когда вы делаете ее счастливой? Я, например, удивлялся, почему она не восклицает «О Дэниэл! О Дэниэл! », ведь именно я помог ей достичь этого? » Когда я говорил, мои слова немедленно переводили на испанский. Я не был уверен, что аудитория поймет значение сказанного мной. Моментом позже я услышал, как переводчик начал хихикать мне в ухо, а зал взревел от хохота. Д‑ р Кастилло Руиз тоже смеялся, напряжение у него спало. – Влюбленные, – продолжал я, – чтобы вызвать состояние романтического экстаза, часто используют те же средства, что и религиозные лидеры: музыку, свечи, поэзию и единение. Страстная любовь – это божественное переживание. Духовность, сексуальность и мозг связаны воедино страстью. Влюбленные переживают мистический опыт.
Связь между духовностью и сексуальностью может быть одной из причин того, что мы видим так много духовных лидеров, попадающих в неприятности на сексуальной почве. Если задействованы одни и те же области мозга, необходимо здоровое функционирование мозгового контролера, лобной коры, чтобы держать импульсы под контролем. Я видел, как религиозная страсть радикальным образом изменяла жизнь человека в положительную сторону. Когда мне было 19 лет, я состоял в Teen Challenge – христианской группе, чьей миссией была помощь наркоманам. Эта миссия была начата на улицах Нью‑ Йорка служителем Ассамблеи Божьей Дэвидом Уилкерсоном, который имел дело с бездомными, проститутками и преступниками, страдавшими зависимостью от тяжелых наркотиков, таких как кокаин, героин или амфетамины. Я был свидетелем того, что многие люди с наркотической зависимостью полностью менялись после того, как посвящали себя Христу. Они начинали лечение с духовной клятвы, становились частью церкви и читали Библию, применяя ее к своей жизни. Страсть их веры брала верх над их побуждением к употреблению наркотиков. Если вы, подобно мне, выросли в глубоко религиозной семье, вы часто находите страсть за пределами себя, поскольку она вершит позитивные изменения в мире. Это могло привести вас к тому, чтобы служить другим или, наоборот, создать эмоциональные путы, или породить глубокий конфликт и амбивалентность (особенно если вы не честны с собой в отношении того, что вы на самом деле любите и хотите). Многих людей страсть влечет служить Богу и одновременно они испытывают тягу к сексуальному наслаждению. Самообман в отношении собственных страстей приводит нас к неприятностям. Лучше быть честным в сфере своих страстей и мотивации и найти здоровый путь их удовлетворения, чем подавлять их до тех пор, пока они не проявятся в нездоровой форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|