Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности использования потенциала музейной педагогики в развитии интереса к обучению в школе у старших дошкольников

 

А.М. Вербенец

РГПУ им. А.И. Герцена

В последнее время отмечается значительное повышение интереса к использованию ресурсов музейной педагогики в развитии и образовании детей (О.А. Ботякова, Е.Г. Ванслова, Ванюшкина, Н.Л. Кульчинская, Н.Б. Кутьина, Лившиц, М.В. Мацкевич, Н.П. Макарова, О.Л. Некрасова-Каратеева, М.В. Осорина, Л.В. Пантелеева, Б.А. Столяров, О.Г. Тихонова, М.Ю. Юхневич). Отдельным аспектом в «музейном» направлении может стать поиск «точек соприкосновения» с проблемой подготовки детей к школьному обучению и осуществления преемственности в развитии и образовании подрастающего поколения. Образовательная деятельность музеев во все времена была одной из принципиально значимых, однако в последние десятилетия музеи активно разрабатывают интересные интерактивные формы работы с аудиторией, ведут поиск форм взаимодействия с образовательными учреждениями (преемственные музейно-педагогические программы («Музейный всеобуч» Е.Г. Вансловой, «Здравствуй, музей!» Б.А. Столярова), абонементы, экскурсии «под заказ» педагогов, музейные уроки).

Готовность к школе как «интегративная характеристика новообразований в старшем дошкольном возрасте, обеспечивающая успешное освоение содержания школьных программ в условиях обучения в коллективе сверстников», определенный уровень развития детей, включающий различные компоненты (интеллектуальный, мотивационный, социально-личностный, физический и др.), формируется под воздействием различных биологических и социальных факторов, среди которых отмечают и влияние «социокультурного пространства» (Т.И. Бабаева, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина,Т.А. Березина, М.Н. Полякова).

В научных исследованиях [1,2,3,4] и практике дошкольных и школьных образовательных учреждений города накоплен обширный опыт использования возможностей мини-музеев и школьных музеев, экскурсионной деятельности («Эрмитажный детский сад» (рук. Н.Б. Кутьина), детский сад-гимназия при Русском музее) в процессе формирования познавательного кругозора, социализации, развитии способностей детей. Однако анализ современной педагогической ситуации позволяет выделять проблемы и противоречия в данном направлении:

- в ряде случаев неориентированность педагогов в возможностях привлечения музейных ресурсов, не знание, какие экскурсии, тематические занятия предлагают музеи города (две трети опрошенных), в том числе по тематике «школьного мира» (подавляющее большинство);

- низкая мотивация к использованию данных возможностей («зачем? И так расскажем о школе», «далеко добираться, дети устанут») (треть);

- затруднения в интеграции данных возможностей в педагогический процесс образовательного учреждения («как сочетать экскурсию и тематику занятий? Как готовить детей к посещению музея?») (почти у половины);

- эпизодичность применения музейных ресурсов и технологий (большинство участвующих в опросах).

Использование идей и технологий музейной педагогики в аспекте подготовки детей к школе не должно заменять традиционно используемые методы и приемы; целесообразным является именно их сочетание, взаимодополнение. На основе обобщения исследований, собственных экспериментальных данных, можно условно выделит ряд направлений интеграции музейных ресурсов и приемов в педагогический процессе современного детского сада:

1) Расширение кругозора дошкольников, формирование интересов и культуры познавательной детальности, посредством расширения «развивающей среды» - «выхода из стен детского сада», включающего не только буквальное понимание (выезд, экскурсия), но и в предоставлении возможности побывать в новом пространстве – музее, прикоснуться к подлинным вещам, увидеть разнообразие культурного наследия, а также приобрести ценный опыт поведения в новом месте, общения с другими людьми, что способствует формированию мотивационного, интеллектуального и социально-личностного компонента готовности к школе.

Пространство музея выступает своего рода «территорией» познания – поиска, открытия тайн, секретов. Не случайно по результатам исследований (Е.В. Волкова, Г.В. Вишина, Х. Крафт, О.Л. Некрасова-Каратеева, М.Ю. Мацкевич, М.В. Осорина, М.Ю. Юхневич) именно музеи естественно-научного и краеведческого профиля являются привлекательными для старших дошкольников («узнать, как это работает») [2,3,4]. Однако в Санкт-Петербурге разнообразие музеев позволяет заинтересовать «школьной тематикой» и в другом аспекте – продемонстрировать «школьный мир», организовать «сюжетно-театрализованное» проживание детьми урока. Например, экскурсии, экскурсионные занятия (Детского исторического музея при музее политической истории), фольклорные праздники (Российского этнографического музея), в ходе которых дети ощущают себя воспитанниками гимназии, выполняют задания, «сдают» урок, посмотреть фрагменты любимых фильмов и мультфильмов, посвященных школьным годам, по-рассуждать о сходстве и различии школьного мира прошлого и настоящего. На выставке истории скаутского движения, появления первых дошкольных учреждениях в городе (Музей-квартира Кирова), дошкольники могут выучить «язык узлов», составить и выучит кодекс скаута, поиграть в игры той эпохи [6].

2) Особый интерес представляет знакомство детей со «школой» посредством известных произведений изобразительного искусства. В истории изобразительного искусства «детский мир» занимает особое место. Портретные и жанровые произведения (А.Г. Венецианов «Портрет К.И. Головачевского с тремя воспитанниками Академии», И.Н, Крамской «Книги одолели», В.М. Васнецов «Книжная лавочка», «Устный счет», «В сельской школе», «Опять двойка») создают яркий неповторимый образ детства. Целесообразным является их рассматривание, сравнение, обыгрывание и сочинительство «по мотивам» (О.А. Ботякова, Г.В. Вишина, Е.Ф. Голикова, О.Н. Кокшайская, Н.Л. Кульчинская, М.В. Мацкевич, О.Л. Некрасова-Каратеева, Н.Д. Рева) [5]. При этом данные полотна не должны превращаться в «дидактическую картинку»: следует обращать внимание детей, помимо «предметности» изображенного (атрибуты школьной жизни), на выразительность образов, мастерство художника в умении подметить характерные детали, характеры учеников, отношение детей к занятиям создавать яркие и запоминающих сюжеты, замечать «очаровательные мелочи» (сонное выражение лица ученика, «усердно склоненная» поза). Дети проявляют особый интерес к графическим работам – книгам по тематике «ребячьей жизни» с выразительными иллюстрациями (иллюстрации А.Ф. Пахомова, В.В. Лебедева), а также детским азбукам, учебникам прошлого (А. Бенуа «Азбука в картинках», Бем буквицы) [5]. Известные полотна можно увидеть в музеях города; их репродукции могут быть расположены в мини-музее, уголке книги, украшать выставочную стену. Рассматривание и анализ произведений может стать источником информации в ходе детской проектной деятельности, направленной на изучение «школьной жизни» («Во что раньше одевались школьники? Какие оценки и наказания были приняты? Какие предметы преподавали в школе?»).

3) Организация разнообразной детской деятельности в условиях мини-музея или выставки, посвященной «школьной» тематике. Отметим, что данное направление очень популярно в практике современных детских садов. Однако следует обратить внимание на ряд мало учитываемых моментов в организации данной работы. Существенным является именно «музейная сущность» предмета - предмет как носитель разнообразной информации (исторический, социальной, физической).

В условиях мини-музея усилиями воспитанников разных групп, их родителей и педагогов могут собираться коллекции школьных атрибутов (старые портфели и дневнику, азбуки и фотографии, ручки, пеналы, игры разных лет, элементы школьной формы (воротники, значки). Выставки данных материалов должна стать событием для всего детского сада. Важным является вовлечение детей в подготовку выставки: обсуждение и составление макета расположения предметов, декорирование экспозиции (дизайн-деятельность по оригинальному оформлению: например, в виде «класса наших бабушек и дедушек», «сельской школы или гимназии», «школы Мальвины»); составление ярких описание и «историй» предметов; проведение детьми «экскурсий» для родителей [2].

Не менее значимым является также постоянное и системное использование данного пространства и материалов для организации детской деятельности: проведение досугов, праздников в данном уголке, мини-музее, выставке; организация исследовательской деятельности (обследование предметов экспозиции, экспериментирование, сравнение: например, при использовании ТРИЗ-методов («системного оператора») рассмотреть и определить «историю» предмета - ручки, лампы, тетради, школьного мела (кто и когда придумал/изобрел предмет, как его использовали, для чего он был нужен в школе, становился ли он «героем» каких-то историй, сказок); инициирование и сопровождение развертывания сюжетно-ролевых игр « в школу» в данном пространстве. Только в этом случае можно говорить о развивающем эффекте мини-музея или выставки.

4) Использование разнообразных рабочих тетрадей по «музейной» тематике, книг познавательного и искусствоведческого направления, детских музейных путеводителей. Сама идея использования рабочих тетрадей «приближает» детей к школе: в процессе выполнения заданий развиваются учебные умения (принимать задание или образец, действовать по правилу или условию, оценивать результат, стремиться к аккуратности в выполнении), ориентировка детей в «пространстве» листа, происходит освоение условных обозначений, символов (как начало освоения знаково-символических систем). Ценно, что музейными педагогами разработано большое количество данных материалов, в которых в интересной образной форме представленная информация из разнообразных содержательных областей [6]. Примером данной тенденции являются путеводители и буклеты «Тайны старого дома» (государственный музей истории Санкт-Петербурга, 1999), «Истории парка «Александрия» (комикс–путеводитель; О. Шебуняева, Д. Ведерников, ГМЗ «Петергоф»); «Русский мир и сказки А.С. Пушкина (мини-путеводитель для детей по экспозиции «Русские. Конец XIX – начало XX в.»; Л.Ф. Голякова, Российский этнографический музей); «Звезда Давида» (детский путеводитель по экспозиции «История и культура еврейского народа на территории России»; Л.Ф. Голякова, Российский этнографический музей, 2010); рабочая тетрадь «С чего начинается Родина…» (Е.Я. Тимофеева, Государственный музей политической истории России), рабочие тетради «Мы входим в мир прекрасного» (Тетради для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет к музейно-педагогической программе «Здравствуй, музей!» / Авт.-сост. А.М. Вербенец, А.В. Зуева, М.А. Зудина. Хуж. Н.С. Яковлева, Е.Л. Курапова. СПб., 2010). Интересным является именно «историчность и правдоподобность» данных заданий: например, «заполнить расписание на день» в гимназическом классе, копировать старославянские буквы, придумывание декора буквицы, составления «школьного» натюрморта (из школьных принадлежностей) [5].

Для повышения эффективности использования данных материалов важным является не стихийное и однократное их рассматривание, а постоянное применение в форме «учебников» для ролевой игры в «школу», использовании в процессе экскурсий, образовательных ситуаций, самостоятельное составление и дорисовывание страниц и т.п.

Об эффективности данных форм, методов и приемов свидетельствуют экспериментальные данные [2], полученные в процессе проводимой работы (усилиями практиков ДОУ - студентов РГПУ им. А.И. Герцена Е.В. Сусловой, Е. Оленевой, А.Г. Чеботаевой, В.В. Калининой, Н.Р. Верещагиной под руководством автора). Выявлено, что у детей существенно повысился интерес к школе, что проявилось:

в увеличении количества вопросов и изменении их направленности (на треть частотных проявлений по сравнению с группами, в которых данная работа проводилась в обычном формате);

появлении «прогнозов» - рассуждений о предстоящем обучении в школе в аспекте «подсмотренных» на картинах сюжетах («Я не буду баловаться на уроках, как этот мальчишка. Я буду отличником!», «Я не засыпаю, когда читает мама книжку интересную. Сам умею читать. Мне нравится. А девочка (по произведению «Книги одолели»), наверное, неумейка, плохо читает и уснула»));

обращение внимания на атрибуты и «событийную» сторону школьной жизни и сопоставление с имеющимися у детей представлениями и современным реалиями («У них фартучки необычные, Как передники. А сейчас можно такую же форму носить? У меня будет такой же воротничок?»;

«копировании» мимических, пластических проявлений персонажей картин (встать как отличница, отобразить процесс обдумывания сложной задачи);

самостоятельное обращение к репродукциям, иллюстрациям по школьной тематике, продолжительном и заинтересованном их рассматривании, подмечании тонких деталей, нюансов, рассуждений по поводу выразительность образов и занимательности сюжета;

перенос в самостоятельную художественную деятельность (придумывание декора ранцу, рисование школы, портрет учителя, сюжетные сценок предстоящего обучения).

Значимо, что у дошкольников сложился позитивный «образ» школы, на основе более точных и (главное!) адекватных представлений (наряду с «ожиданием» школы, понимание возможных неудач, ровное отношение к ним).

С целью оптимизации решения данных задач представляется необходимым создание следующих педагогических условий:

- ориентировка на основные цели развития и образования дошкольников, а не «узконаправленные» задачи в определении содержания данной работы, используемых методах и приемах;

- отбор целесообразного для решения образовательных задач, доступного и интересного для современных дошкольников осваиваемого содержания;

- единство и взаимообусловленность развития интереса к школе, процессу познания, музею, обогащения представлений и совершенствования умений и способностей;

- интеграция эмоционально-эстетического и познавательного в процессе обогащения опыта познания в условиях музея, а также обогащение опыта детской исследовательской деятельности, умений ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы;

- вариативность используемых методов и приемов активизации интереса к предстоящему школьному обучению; вариативность источников получения информации (музей, медиасредства, книги, общение) и вариативность визуального ряда (картин, музейных предметов, школьных атрибутов); а также вариативность детской деятельности, направленной на освоение, присвоение и отражение освоенного;

- признание права ребенка на собственное видение, трактовку произведений, событий, явлений, проявлений собственных интересов, активизация творческих проявлений, инициативы, самостоятельности, предпочтений, индивидуальности;

- последовательное, целесообразное и действенное взаимодействие с заинтересованными субъектами (музейными педагогами, воспитателями, руководителями студий); включение (а не привлечение) родителей в решение данных задач;

- насыщение предметно-развивающей среды материалами, предметами, обеспечивающими инициирование интереса к школе и познанию мира, искусства, интереса к посещению музея, а также, активизирующими творческую и исследовательскую деятельность детей, детское коллекционирование.

Безусловно, информация о предстоящем обучении в школе современные дошкольники почерпывают из разных источников, среди которых лидирует медиаресурсы. Однако принципиально неверным (с точки зрения науки) и непростительном (с точки зрения возможностей Санкт-Петербурга) не использовать идеи и средства музейной педагогики в подготовке детей к школьному обучению.

Список литературы

 

1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Научно-практические рекомендации. М.,1989.

2. Вербенец А.М. Маленькие граждане в художественном музее // Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. СПб.: Союз, 2007.- с. 363-382.

3. Вишина Г.В. Музейная педагогика как направление развития системы дополнительного образования: диссерт. на соискание научн. ст. канд. пед. наук. Липецк, 1999.

4. Макарова Н.П. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших школьников: диссерт. на соискание научн. ст. канд. пед. наук. Самара, 2000.

5. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. СПб.: ГРМ, 2008.

6. Фестиваль детских музейных программ «12345 – Я иду искать!». http//www.museum12345.ru

 

7. Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея. // Детски сад от А до Я, 2007, № 6. стр. 40-58.

 

8. Пантелеева Л.В. Музей и дети.- М.: Карапуз, 2000.

9. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А.. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - СПб., 2002.

10. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. М.: АРКТИ, 2006.

11. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

 

1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: Книга для воспитателей детского сада. М., 1992.

2. Леонова О. Интерактивный путеводитель в экспозиционном пространстве. // Музей, 2010. № 11. С. -54-59.

3. Мы входим в мир прекрасного. Тетради для творческих работ. Для детей 5-6 лет и для детей 6-7 лет. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» / Авт.-сост. А.М. Вербенец, А.В. Зуева, М.А. Зудина. Хуж. Н.С. Яковлева, Е.Л. Курапова. СПб., 2010

4. Новохатько К. Как Музейка по музеям ходил, и что с ним приключилось. // Музей, 2010. № 11. С. -50-53.

5. Фестиваль детских музейных программ «12345 –Я иду искать!». http//www.museum12345.ru

6. Кутьина Н.Б. Воспитание культурой.- СПб., 2004.

7. Мацкевич М.В. Эстетическое развитие старших дошкольников в системе художественный музей – детский сад. Диссерт. на соискание научн. ст. канд. пед. наук. - Москва, 2006.

8. Музейная педагогика. Из опыта работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

9. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. - М.: АРКТИ, 2006.

10. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001.

 

11.

 

12. Музейная педагогика. Из опыта работы / Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

13. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / Авт. кол. А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева, М.А. Зудина, О.А. Коршунова. СПб.: ГРМ, 2008

14. Образовательная деятельность художественного музея // Труды Российского центра музейной педагогики и детского творчества. Выпуск 7. - СПб., 2002.

15. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А.. Основы экскурсионного дела. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - СПб., 2002.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...