Гераклиды. Геркле. Геркулес. Гермафродит. Гермес. Гермес трисмегист
ГЕРАКЛИДЫ
В греческой традиции потомки Геракла и Деяниры. После гибели Геракла царь Микен Эврисфей стал преследовать его детей Геракла. Спасаясь от гибели, Гераклиды бежали в Трахину к царю Кеику, однако Эврисфей потребовал выдачи их, и они укрылись в Марафоне в храме Зевса (по Аполлодору, в Афинах у алтаря Милосердия). Царствовавший в Афинах сын Тесея Демофонт обещал не выдавать Гераклидов и начал войну с Эврисфеем. Афинское войско одержало победу. Эврисфея, бежавшего после поражения, настиг и убил Гераклид Гилл, отрубил ему голову и принес ее Алкмене, а та выколола ей глаза. Гераклиды заняли Пелопоннес, но началась чума, и оракул объявил, что причина ее в том, что Гераклиды вернулись раньше назначенного времени. Покинув Пелопоннес, Гераклиды поселились в Марафоне. Дельфийский оракул возвестил Гиллу, что они смогут возвратиться в Пелопоннес «после третьего плода». Решив, что речь идет о трех урожаях, Гераклиды предприняли через три года новую попытку, но Гилл был убит в единоборстве с царем Тегеи – союзником воцарившегося после Эврисфея в Микенах Атрея. Стало ясно, что оракул имел в виду не три года, а три поколения; следующая попытка была предпринята внуком Гилла Аристомахом, но Гераклиды снова потерпели поражение, и Аристомах погиб от руки царя Микен Тисамена, сына Ореста, Только через десять лет Гераклиды смогли утвердиться в Пелопоннесе. Завоеванные земли были разделены по жребию: Темену достался Аргос, Эврисфену и Проклу – Лакония, Кресфонту – Мессения. К Темену, Кресфонту и Эврисфену и Проклу возводили свои роды аргосские, мессенские и спартанские цари.
ГЕРКЛЕ
В этрусской мифологии прародитель этрусков. На этрусских зеркалах богиня Уни в присутствии других богов вскармливает взрослого бородатого Геркле. Изображался с богиней Менрвой как ее супруг или возлюбленный.
В Риме Геркле отождествлялся с Геркулесом.
ГЕРКУЛЕС
В римской мифологии бог и герой, аналогичный греческому Гераклу. Его культ был заимствован римлянами из Тускула (или Тибура), где Геркулес почитался как воинственный бог. В Риме Геркулес почитался в основном как бог обогащения, купцы и полководцы жертвовали ему десятую часть прибыли и добычи, шедшую на угощение народа. Женщины из участия в культе Геркулеса исключались, им запрещалось употреблять обычную для мужчин клятву его именем. Постепенно культ Геркулеса стал одним из самых распространенных в римском мире. Со временем он стал трактоваться как покровитель отдельных имений и сельского хозяйства в целом. Для солдат Геркулес был богом победы, для аристократии – прообразом идеального царя.
ГЕРМАФРОДИТ
Согласно греческому мифу – сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. По просьбе влюбившейся в него нимфы боги слили ее и Гермафродита в единое двуполое существо. В алхимии и мистицизме толкуется как соединение противоположностей – в отличие от андрогина, который символизирует изначальную, идеальную целостность до разделения противоположностей.
ГЕРМЕС
Греческий бог, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших, сын Зевса и Майи, одной из дочерей Атланта. Олимпийское божество, хотя и догреческого, возможно, малоазийского происхождения. С именем Гермеса связаны гермы – каменные столбы, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путевыми знаками, фетишами – охранителями дорог, границ, ворот; повреждение герм считалось святотатством. Атрибуты Гермеса – золотые крылатые сандалии и золотой кадуцей (средоточие магической силы), которым бог усыпляет и пробуждает. Гермес – посредник между миром живых и царством мертвых и посредник между богами и людьми. Кроме того, Гермес покровительствует героям: основателю Фив Амфиону он вручает лиру, и с ее помощью герой строит стены города; Персею вручает меч для убийства Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, разрушающей колдовство Кирки и т. д. Хитрость и ловкость Гермеса делают его покровителем плутовства и воровства. В Гомеровском гимне Гермесу рассказывается история кражи младенцем Гермесом стада коров у Аполлона.
Согласно мифу, Гермес впервые изготовил из панциря черепахи семиструнную лиру и пел под ее аккомпанемент. Аполлон уговорил Гермеса отдать ему лиру в обмен на коров. В придачу Гермес вручил Аполлону свою свирель, за что получил в ответ золотой жезл и был научен искусству гадания. Гермесу посвящались Анфестерии – праздник пробуждения весны и памяти умерших. В римской мифологии почитался под именем Меркурия – покровителя торговли.
ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ
Иначе – Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес‑ Тот. Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории – божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый – от лета, тяжелый – от зимы и средний – от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом [священным писцом], обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он – автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).
Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» – греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения. В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист – «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он – обладатель чудесного жезла‑ кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения. С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят: – «Поймандр Гермеса Трисмегиста»; – «Вселенская речь»; – «Священное слово Гермеса»; – «Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»; – «Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»; – «О том, что благо в одном Боге и нигде больше»; – «О том, что величайшее зло для людей – неведение Бога»; – «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»; – «О мышлении и ощущении»; – «Ключ Гермеса Трисмегиста»; – «Ум к Гермесу»; – «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»; – «О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»; – «Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»; – «Определения Асклепия царю Аммону»; – «О волнениях тела, сковывающих душу».
Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека – небо, глаза – Солнце и Луна, грудь – воздух, живот – земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно – вплоть до Ньютона).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|