Вопрос 10 Физиолого-педагогическая характеристика основной части
Вопрос 9 Физиолого-педагогическая характеристика разминки Какие же задачи решаются в вводной части занятия? Это, прежде всего, педагогическая подготовка — создание благоприятной ситуации для решения педагогических задач. Следующая задача — психологическая настройка, обеспечение психической готовности к занятиям (тренировке). Не менее важна и функциональная настройка — усиление деятельности систем дыхания и кровообращения, повышение температуры тела и т. п. Большое значение имеет и двигательная настройка — вхождение в темп и режим специализированных двигательных актов, достижение оптимума двигательных реакций. Весь комплекс физических упражнений, проводимых в вводной (подготовительной) части занятий с целью заблаговременной и всесторонней мобилизации функций организма, их подготовки к выполнению предстоящих упражнений, принято называть разминкой. Не следует путать разминку с врабатыванием — функциональными изменениями, возникающими в организме в начальном периоде работы (например, при выполнении комплекса физических упражнений для развития основных физических качеств). Чем менее подготовлен организм, тем длительнее и напряженнее период врабатывания. Правильно организованная разминка облегчает процесс врабатывания и обеспечивает более высокую готовность к выполнению основной группы физических упражнений. - слагается из трех частей. В первой части спортивной разминки особое внимание уделяют подготовке к предстоящей работе суставов, связочного аппарата, сухожилий и мышц. С этой целью в комплекс включают упражнения умеренной интенсивности, последовательно вовлекающие в деятельность все основные суставы. В целом на первую часть разминки отводят около 5 мин.
Во второй части спортивной разминки в течение 5—10 мин. хорошо использовать бег умеренной интенсивности. (При этом частота сердечных сокращений — ЧСС — повышается до 120— 160 уд/мин.) Третья, специальная, часть включает упражнения, близкие по своей биомеханической структуре к упражнениям, выполняемым в основном разделе спортивной тренировки. Однако интенсивность таких упражнений и длительность пауз между ними должны соответствовать режиму умеренной мощности. Продолжительность этой части разминки — 15—20 мин. . Этот переход нервных процессов на новый уровень функционирования и обеспечивает разминка. В результате увеличивается подвижность нервных процессов, улучшаются восприятие и переработка информации, достигается большая координация регуляции всех звеньев двигательной и других систем, обеспечивающих оптимальную деятельность физиологических функций во время выполнения физических упражнений. Под влиянием разминки происходит подготовка к предстоящей работе суставов, связок, сухожилий и мышц. Подготовка суставов достигается за счет того, что во время выполнения соответствующих упражнений усиливается выделение в полость сустава синовиальной жидкости (так называемой смазки), уменьшающей трение суставных поверхностей и тем самым предохраняющей их от повреждений. В результате разминки повышается эластичность связок, сухожилий и мышц, улучшается гибкость суставов. Все это предотвращает травмы, разрывы, трещины и т. д. Вот почему в разминку, особенно спортивной направленности, важно включать эту часть. При разминке, как правило, повышается температура тела, особенно рабочих мышц, и потому разминку иногда называют разогреванием. Повышение температуры способствует снижению вязкости мышц, что облегчает выполнение движений с большей амплитудой и более высокой скоростью сокращения и расслабления. Специальные исследования показали, что при повышении в результате разминки температуры тела на 2 °С скорость сокращения мышц может увеличиваться до 20 %.
Разминка мобилизует все звенья систем дыхания и кровообращения. Если же основная работа начинается без предварительной разминки, то некоторое время организм работает в условиях недостаточного кровообращения.
Вопрос 10 Физиолого-педагогическая характеристика основной части В ходе тренировки соблюдаются общие педагогические принципы -активности, сознательности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности и прочности. Вместе с тем имеются специфические принципы тренировки — единство общей и специальной физической подготовки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок. Тренировка оказывает серьёзное влияние на функциональную деятельность организма спортсмена. Это влияние сказывается в совершенствовании процессов высшей нервной деятельности, связанных с данным видом спорта, в изменении характера реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, ритма и силы сердечных сокращений, в изменениях процессов обмена в организме, в характере и степени расхода энергии при спортивной работе и т. п. Эти изменения физиологических процессов приводят к более лёгкому приспособлению организма спортсмена к повышенным требованиям, которые предъявляет спортивная работа в отношении мощности, скорости и координированности движений. Они имеют большое значение для выработки силы, быстроты, выносливости и ловкости, проявляемых спортсменом в избранном им виде спортивной деятельности. Содержание спортивной тренировки в различных видах спорта различно и стоит в связи с особенностями того или другого вида спорта.. При всём своём разнообразии тренировка в различных видах спорта имеет общие черты и может быть определена как Педагогический процесс, направленный, с одной стороны, на достижение спортсменом наивысших результатов в определённом виде спорта, а с другой стороны — на всестороннее физическое развитие и воспитание необходимых спортсмену морально-волевых качеств. Спортивная тренировка оказывает воздействие на деятельность всех органов и систем организма. Ведущее значение в этой перестройке деятельности организма имеют изменения, происходящие в центральной нервной системе и её высшем отделе — коре головного мозга. Основное значение здесь имеет синтезирующая и анализирующая деятельность коры головного мозга и связанная с ней выработка соответствующих для каждого вида спортивной деятельности динамических стереотипов.
Воспитание и обучение, а также спортивная тренировка являются не чем иным, как формированием у учащихся соответствующих прочных условнорефлекторных связей. Процесс выработки двигательных навыков и привычек представляет собой длинную цепь условных рефлексов и подчинён законам высшей нервной деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|