Клетка - элементарная единица живого.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Дайте определение наукам «анатомия», «физиология» и «гигиена». Раскройте значение анатомии, физиологии и гигиены в организации образовательного процесса. Выявите их связь с психологией, антропологией, медициной и другими науками. Эти науки являются разделами биологии и изучают строение и функции организма человека, условия сохранения его здоровья, гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Анатомия – изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями. Физиология – наука изучающая функции целостного организма, т.е. процессы жизнедеятельности организма и составляющих его органов и отдельных частей. Гигиена – рассматривает условия жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивает сохранение здоровья. И строение, и функции органов взаимосвязаны, их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомии, функций органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний. Гигиена изучается в тесной взаимосвязи с анатомией и физиологией. Анатомия, физиологи и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, их знания способствуют предупреждению и лечению больного человека. Знание строения тела человека и функций позволяет создать рацион питания, систему физических и спортивных упражнений, способствующих развитию личности.
Дайте определение понятиям «средний мозг» и «мозжечок». Опишите их строение и функции. Оцените значение среднего мозга и мозжечка в развитии и жизнедеятельности организма.
Значение среднего мозга велико для регуляций тонуса скелетных мышц, осуществления защитных рефлексов в ответ на сильные зрительные и слуховые раздражения, а также ориентировочных реакций (синхронный поворот головы и глаз в сторону источника света). Средний мозг состоит из: крыши мозга и ножек мозга. Крыша среднего мозга представлена четверохолмием, в котором выделяют верхние и нижние бугры. В толще ножек выделяют парные скопления ядер, получивших названия черная субстанция и красное ядро. Через средний мозг проходят восходящие пути к промежуточному мозгу и мозжечку и нисходящие пути из коры больших полушарий, подкорковых ядер продолговатого и спинного мозга. Мозжечок расположен над стволом мозга и связан с его отделами 3-мя парами ножек. У мозжечка выделяют два небольших по размеру полушария, покрытых корой мозжечка. Основным функциональным значением мозжечка состоит в поддержании равновесия тела, регуляции и координации движений тела, придание им плавности, точности и соразмерности. Мозжечок программирует автоматическое выполнение движений, что становится возможным благодаря его связям со спинным мозгом, стволом и корой больших полушарий.
Назовите уровни организации живой системы. Дайте описание каждого уровня. Аргументируйте утверждение: «Клетка – универсальная единица живой материи». Уровни организации живой материи: 1. Молекулярный. Любая живая система, как бы сложно она ни была организована, состоит из биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др. 2. Клеточный. Клетка - структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле. На клеточном уровне сопрягаются передача информации и превращение веществ и энергии.
3. Организменный. Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии - от момента зарождения до прекращения существования - как живая система. На этом уровне возникают системы органов, специализированных для выполнения различных функций. 4. Популяционно-видовой. Совокупность организмов одного и того же вида, объединенная общим местом обитания, в которой создается популяция – над организменная система. В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования - процесс микроэволгоции. 5. Биогеоценотический. Биогеоценоз - совокупность организмов разных видов 'и различной сложности организации с факторами среды их обитания. В процессе совместного исторического развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества. 6. Биосферный. Биосфера - совокупность всех биогеоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов. Клетка - элементарная единица живого. Живому свойственен ряд совокупных признаков, таких, как способность к воспроизведению (репродукции), росту, использование и трансформация энергии, метаболизм (ассимиляция и диссимиляция), возбудимость, раздражимость, изменчивость и др. Такую совокупность признаков можно обнаружить на клеточном уровне. Нет меньшей единицы живого, чем клетка. Клетка в целом является наименьшей единицей, обладающей всеми свойствами живого. Клетки всех живых организмов сходны. Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки. Действительно, клетка - это единица функционирования в многоклеточном организме. Но клетки объединены в функциональные системы, в ткани и органы, которые находятся во взаимной связи друг с другом. В клетке содержится вся генетическая информация о строении и функциях организма. Химический состав клетки. Содержание разных элементов в клетке различно. Так, углерод, кислород, азот и водород составляют основу клетки - почти 98% ее содержимого. Другие элементы присутствуют в ней в небольших количествах: сера- 0.15- 0.2%,цинк - 0.003%, йод - 0.000001%.
Самое распространенное неорганическое вещество в живом организме - вода, ее содержание в среднем составляет до 80% массы тела. Прежде всего вода определяет физические свойства клетки, ее объем, упругость. Многочисленные химические реакции проходят именно в водной среде, так как вода - хороший растворитель. Сама вода тоже участник многих химических реакций. В незначительных количествах входят в состав живых организмов и минеральные соли: они составляют до 1% массы клетки. Самые распространенные - это соли натрия и калия, они обеспечивают выполнение такой важной функции организма, как раздражимость. Соли кальция придают прочность костной ткани, раковинам многочисленных моллюсков. Только в живых организмах содержатся органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Белки - 50 % сухой массы клетки. Белок гемоглобин переносит кислород, именно он придает крови красный цвет. Важную роль в организме играют и углеводы. Это хорошо известные всем глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал. Основная функция углеводов - энергетическая. «Сжигая» глюкозу, организм получает энергию, необходимую для идущих в нем процессов. Жиры выполняют в организме ряд функций. Они дают организму до 30% необходимой ему энергии. У некоторых животных жиры накапливаются в больших количествах и предохраняют организм от потери тепла. Нуклеиновые кислоты (от латинского «нуклеус» - ядро) ответственны за хранение и передачу наследственных признаков. Они входят в состав хромосом - особых структур, расположенных в клеточном ядре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|