Психологическая характеристика возрастного периода
Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.
Знать: Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности.
Уметь: применять знания по общей и профессиональной психологии при решении профессиональных педагогических задач
Цель: изучить закономерности психического развития человека от периода новорожденности до юношеского возраста. Научиться применять знания по психологии при решении педагогических задач
План:
1. Периодизация человека
2. Периодизация детей и подростков
-Новорождённость (от рожд.-2 мес)
- Младенчество (2 мес-1 год)
- Раннее детство (1-3 года)
- Дошкольный возраст 3-6(7) лет
- Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет
- Подростковый возраст 10(11)-14(15)
- Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет
3. Решение задач
Периодизации
В данной лекции Вам будут представлены некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации жизни человека:
Периодов
Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — 1 месяц- 1 год
Раннее детство — 1-3 года
Первое детство — 4-7 лет
Второе детство
мальчики 8-12 лет
девочки 8-11 лет
Подростковый период
юноши 13-16 лет
девушки 12-15 лет
Юношеский период
юноши 17-23 год
девушки 16-21 лет
Зрелый возраст (1 период)
мужчины 24-35 лет
женщины 22-35 лет
Зрелый возраст (2 период)
мужчины 36-60 лет
женщины 36-55 лет
Преклонный возраст
мужчины 61-74 года
женщины 56-74 года
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более.
Психологическая характеристика возрастного периода
возраст
| Социальная ситуация развития
| Ведущая дея-ть
| новообразования
| кризис
|
Новорождённость
(от рожд.-2 мес)
| Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы.
Однако социальная ситуация должна установиться. Единство ребенка и матери должно появиться. То единство, которое существует с самого начала, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, пока еще ничего нет
| Ест, спит
| Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений.
| Промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни - кризис новорожденности. Акт рождения в известном смысле есть переход от паразитарного типа существования к форме индивидуальной жизни. Это переход от темноты к свету, от тепла к холоду, от одного типа питания к другому. Вступают в действие другие виды физиологической регуляции поведения, и многие физиологические системы начинают функционировать заново. Психолог.смысл кризиса – без взрослого не выживет.
|
Младенчество (2 мес-1 год)
| Отношения с близким взрослым,где все потребности ребёнка будут удовлетворены взрослым.
| Непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.
| Эмоциональный отношения, ходьба, появление первого слова., подражания.
| Кризис первого года жизни. Причина кризиса является противоречие между возросшими возможностями ребёнка и его местом в системе социальных отношений. Симптомы кризиса - негативизм и упрямствао ребёнка («Нет», «не буду», «не хочу», «дай»).
|
Раннее детство
(1-3 года)
| Речевое общение
| Овладевание элементарными предметными действиями(предметно-орудийная дея-ть)
| Системное сознание, овладение речью, наглядное мышление, самосознание, осмысленное восприятие.
| Кризис трёх лет - кризис самостоятельности. В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной мере определяющих жизнедеятельность и активность ребёнка. У девочек возникает интерес к нарядам; мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности, например к конструировании. Остро реагируют на неудачи и неуспех.Ребёнок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Появляется позиция «Я сам».
|
Дошкольный возраст 3-6(7) лет
| Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Ведёт самостоятельную дея-ть по указаниям взрослого.
| Сюжетно-ролевая игра
| Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо", Возникновение произвольного поведения, личного сознания,Наглядно образного мышления, формирование новых мотивов.
| Малый кризис 6-7 лет. ваЖнейшие симптомы такого кризиса - потеря непосредственности, кривляние. Ребёнок утрачивает прежние детские интересы, скрывает свои чувства и переживания от окружающих, оспаривает родительские просьбы или требования, стремиться не выглядеть и не быть «как маленький». Его основным новообразование является формирование мира внутренних переживаний.
|
Младший шк. В-ст 6(7)-10(11) лет
| Социальная роль ученика. В отношениях «ребёнок-близкий взрослый» и «ребёнок-социальный взрослый», «ученик-учитель».
| учебная
| Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация.
| Большой кризис. В кризисный период происходит рождение особой формы самосознания – чувства взрослости(«хочу быть и казаться взрослым»).
|
Подростковый возраст 10(11)-14(15)
| Переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, стремление приобщения к миру взрослых., ориентируясь на их нормы и ценности.Постребность общения со сверстниками.
| Общение со сверстниками
| Возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, потребность в самоутверждении, подчинение нормам коллективной жизни.
| Кризис 15 лет – формирование эго-идентичности, рождение индивидуального самосознания, кризис второго рождения Я.
|
Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет
| На пороге вступления в самостоятельную жизнь, определение своего места в жизни
| Профессиональное самоопределение
| профессиональное самоопределение и мировоззрение.
| Кризис связан с проблемой становления человека как субъекта собственного развития. Симптомы кризиса: повышенная активность и возбудимость, которое делает юношу неразборчивым в выборе знакомств, побуждает ввязываться в рискованные предприятия. Отмечается появление депрессивного состояния, часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения.
|
Задание 1.
Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?
А. З.Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.
Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».
Задание 2.
Прочитайте пословицы.
1. Яблочко от яблони недалеко падает.
2. Умел дитя родить, умей научить.
3. Сын то мой, а ум него свой.
Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения психологии.
Задание3.
Прочитайте определения понятий.
1. Возраст - это то, сколько лет прожил человек.
2. Социальная ситуация развития - это условия жизни, в которых живёт ребёнок.
Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.
Задание 4.
Как связаны между собой возрастные кризисы, новообразования личности социальная ситуация развития?
Воспользуйтесь поиском по сайту: