Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О хадисе - Аллаху не надоест ваше поклонение, пока оно вам не надоест.

https://youtu.be/Y9CyWzipX-g

 

И последний вопрос, который необходимо сегодня разобрать, вопрос который касается слова «малял» надоедание.

 

Сказала ‘Айша «Зашел ко мне посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а у меня женщина». Он спросил: «Кто это?». Я ответила: «Эта женщина не спит, совершает намаз». Тогда сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Совершайте такие дела, которые вы способны совершать. Клянусь Аллахом, это не надоест Аллаху, пока не надоест вам самим. Самое любимое дело для Аллаха такое дело, которое совершается с постоянством». Этот хадис передали имам Бухари (43) и Муслим (785). Слово хадиса приведено согласно версии Муслима. А в риуаяте этого хадиса у имама Муслима пришло, что ‘Айша рассказывала: «Однажды зашла ко мне Хауля бинт Туэйт, и тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) находился у меня. Я сказала: «Это – Хауля бинт Туэйт. Говорят, что она не спит ночью» Тогда сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не спит ночью? Совершайте такие дела, на которые способны, поистине, Аллаху это не надоест, пока не надоест вам самим»».

 

И эти больные люди опять предъявляют свои претензии к приверженцам сунны и говорят: "Вы описываете Всевышнего Аллаха тем, что Ему что то надоедает из поклонения, а надоедание является недостатком и нельзя этим словом описывать Всевышнего Аллаха".

Мы говорим, что разве мы описываем этим словом Всевышнего Аллаха или описал его тот, который знает о Всевышнем Аллахе лучше, чем ты и я, а это пророк Мухаммад (саля Ллаху алейхи ва салам), который сказал: "Поистине Всевышнему Аллаху не надоест, пока это вам не надоест", или это я придумал и пришел и начал распространять это слово?

Они берут слова пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) и начинают предъявлять претензии людям, как будто бы эти люди сами придумали эти слова. И не упоминают, что это сказал пророк (саля Ллаху алейхи ва салам), чтобы не указывать на то, что они предъявляют свои претензии к пророку (саля Ллаху алейхи ва салам).

Как понять этот хадис и какое убеждение мы берем из этого хадиса?

 

Говорит шейх Салих Али шейх в своем шархе на "Акыду ат Тахавия": «Есть определенные действия Всевышнего Аллаха, которые приписываются к Нему, и мы не выводим из всех этих действий атрибут полноценный, которым бы мы описывали полноценно Всевышнего Аллаха без ограничений. Глава о действиях Всевышнего Аллаха шире, чем глава об атрибутах, (то есть не из каждого действия берутся атрибуты Всевышнего Аллаха, которыми мы описываем Его в неограниченном виде, без всяких рамок и ограничений). Не каждое действие, которое приписывается Всевышнему Аллаху, мы выводим из него атрибут, (то есть полноценный атрибут), а также не всё то, чем мы извещаем о Всевышнем Аллахе, разрешено брать из этого извещение имя Всевышнему Аллаху».

То есть мы при разборе первых книг как «каваиду мусля» и "акыда аль Уасития", указывали на это, то что есть различные категории вопросов. Есть понятие, как имена Всевышнего Аллаха, и это наиболее узкая глава. Потом есть атрибуты Всевышнего Аллаха, и это глава шире. Потом есть действия Всевышнего Аллаха, и эта ещё шире глава. Потом есть извещение о Всевышнем Аллахе. Мы говорили, что касается имен и атрибутов, то это ограничивается только на Коране и Сунне. Что касается об извещении о Всевышнем Аллахе, то о Всевышнем Аллахе можно извещать словами, которые не имеются в Коране и Сунне, но смысл их не противоречит тому, что в Коране и Сунне. Как мы упоминали в начале урока о слове "аль Хадд" (Ограниченность, или Граница).

 

Шейъ Салих Али шейх, здесь тебе указывает, на то что не из каждого атрибута берется имя, не из каждого действия берется атрибут, и тем более не из каждого извещения о Всевышнем Аллахе берется атрибут или имя. Одно шире второго.

Поэтому говорит шейх Салих Али шейх: «Не из каждого атрибута мы берем имя Всевышнему Аллаху, которое приписывается ко Всевышнему Аллаху, как cун`а (Он творит, Он действует). [Не означает, что из этого действия берется имя Всевышнего Аллаха Саани`, так мы не говорим]. Всевышний Аллах в конце суры ан Намль сказал: "Это творение Всевышнего Аллаха, Который довел до совершенствование всякую вещь". Это атрибут, но мы не берем из него имя Саани` (Творец, в смысле Созидатель), потому что мы уже упоминали относительно этого определенные условия, непременно чтобы это слово пришло в Коране и в Сунне, как в виде имени, (а не просто в виде действия). Это слова cун`а не является полноценным восхвалением, но это слово в котором есть что то из восхваления и есть что то из наоборот недостатка. И то, в чем есть восхваление, этим мы описываем Всевышнего Аллаха, а тот недостаток который в этом слове есть, его мы отрицаем от Всевышнего Аллаха. Например, слова Всевышнего Аллаха: "Аллах Всевышний поиздевается над ними", они издеваются над Аллахом и Аллах поиздевается над ними, "И они хитрят и Аллах хитрит", "Они строят козни и Аллах строит против них козни"».

 

То есть всё действия Всевышнего Аллаха, но из них не берутся имена Всевышнему Аллаху, или полноценные атрибуты, то есть как "Макир" или "Каид" или "Мустахзи", то есть таких имен Всевышнему Аллаху не берутся, "Издевающийся", "Строящий козни", "Хитрящий". Нет у Всевышнего Аллаха таких имен. Потому что эти действия включают в себя как достоинство так и недостаток. Если ты хитришь против того, кто против тебя хитрит, тогда это является достоинством, а если ты хитришь против того, кто не хитрит против тебя, это является уже недостатком. Поэтому не описывается Всевышний Аллах этим атрибутом, в полной мере, то есть без всяких ограничений, но мы говорим, что Всевышний Аллах хитрит против тех, кто против него хитрит и тому подобное).

 

Говорит шейх Салих: «А раз так, мы не говорим, что из атрибутов Аллаха - Издевательство».

То есть мы не говорим, что это из полноценных атрибутов, которым мы описываем Всевышнего Аллаха не ограничивая этого ничем. Мы не говорим просто, что Всевышний Аллах издевается, нет. Мы говорим, что Аллах издевается над теми, кто над Ним издевается или кто издевается над Его праведными рабами, или кто издевается над Его пророками, или над Его религией. Так мы ограничиваем этот атрибут, но не приводим его в полноценном виде, в ничем не ограниченном состоянии.

 

Говорит дальше шейх Салих: «Также и "Надоедливость", мы не говорим в полноценном виде, что "Надоедливость" из атрибутов Всевышнего Аллаха и тому подобное. "Поистине Всевышнему не надоест пока вам не надоест", Всевышний Аллах здесь привел действие - "Аллаху не надоест, пока вам не надоест", это не означает, что из этого действия берется атрибут в полноценном его значении. Также не из каждого атрибута берутся имена. Относительно имен и атрибутов есть множество правил, который упомянул ибн Къайим в начале своей книги "Бадаи‘ уль-Фауаид"».

 

Также известно то, что из атрибутов Всевышнего Аллаха бывают такие атрибуты, которые относительно творений являются недостатком, как например "Высокомерие". Высокомерие относительно человека является недостатком, но относительно Всевышнего Аллаха является достоинством. Наоборот может быть, что человек описывается каким-то атрибутом, для него это является достоинством, а для Всевышнего Аллаха это является недостатком, как например, то что человек способен кушать, или например жениться, или способен спать, то есть если человек не может кушать, или не может жениться, или не может спать, то это недостаток, но для Всевышнего Аллаха это является достоинством, то что Всевышний Аллах не ест, не пьет, не жениться, это является достоинством. Не все правила, которые применяются относительно творений, могут быть применимы относительно Всевышнего Аллаха. Поэтому если мы говорим, что Всевышнему Аллаху не надоест, пока вам не надоест, это не означает, что надоедание Всевышнего Аллаха такое же, как надоедание творений. Если оно в каком-то смысле может быть недостатком у людей, это еще не означает, что это является недостатком у Всевышнего Аллаха. Это можно было бы так подумать и прийти к этому выводу, если бы это действие не было утверждено в этом хадисе. К тому же известно из арабского языка, то, что одним из смыслов слова "Надоедание", является отворачивание от чего либо. Допустим если ты зовешь какого ни будь человека, и он отворачивается от тебя, и проходит, и не обращает на тебя внимание, это называется Аль-`Ираад, говориться в словарях арабского языка, как "Лисануль Араб", то что одним из смыслов слова Аль-Малял "Надоедание", является полное отворачивание от объекта. Пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) предупредил свою общину и сказал: "Берите на себя такое количество дел, которые вы способны выполнить, потому что это может прийти к тому, что вы возьмете, или может привести вас к тому, что вы возьмете на себя много дел и в итоге оно вам настолько надоест, что вы отвернетесь от этих дел, и перестанете эти дела совершать вовсе, и это приведет к тому, что Всевышний отвернется от вас". То есть этот хадис можно понять и таким значением, то есть, что вы хотите сказать в своих предъявлениях претензии в том, что приверженцы Сунны утверждают Всевышнему Аллаху это действие малял, то что Всевышний Аллах или пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) сам утвердил в этом хадисе. "Поистине Аллаху не надоест, пока вам не надоест". Поэтому относительно этого, можно сказать, то, что является атрибутом, но если мы говорим атрибутом, то не говорим, что имеется ввиду полноценный атрибут, который мы утверждаем относительно Всевышнего Аллаха без всяких границ, но мы говорим так, как приходит в этом хадисе. "Поистине Аллаху не надоест, пока вам не надоест". И это не означает, что эта надоедливость такая, как у людей, которая несет за собой отсутствие желания к чему либо благому, или когда человек гневается на что то, или если у него что то не получается и тому подобное. Эти смыслы могут содержаться в атрибутах творений, и не обязательно, что в эти смыслы содержатся в атрибутах Всевышнего Аллаха. Более того, мы отрицаем от Всевышнего Аллаха эти смыслы, и говорим, что Всевышний Аллах не описывается этими вещами, которые являются недостатками, и говорим, что раз в этом действии есть что то из недостатков и что то из достоинств, то неправильно описывать Всевышнего Аллаха этим атрибутом в полноценном виде ни с чем это не связывая. Поэтому имамы этой общины говорят то, что мы берем этот хадис и понимаем его так, и читаем его так, как он пришел, и не переходим за этот хадис, и не переходим за его границы.

 

Поэтому пришло в словах Мухаммада ибн Ибрахима Али шейха, одного из прошлых муфтиев Саудовской Аравии, в его "Фатауа", первый том, 179 страница, относительно хадиса "Поистине Аллаху не надоест, пока вам не надоест", сказал он: «Это в основе из контекстов об атрибутах, и эта надоедливость такая, как надлежит Совершенству Всевышнего Аллаха и нет в этом ничего из недостатков, подобно тому, как мы относимся к контекстам, в которых приходит указание на то, что Всевышний Аллах издевается над тем, кто издевается над Ним, или обманывает того, кто обманывает Его».

 

"Они обманывают Аллаха", и что им Всевышний ответил? Сказал: "Поистине Аллах обманет их и обманывает их", это ответ на их дурное действие. И ответ хитрости на хитрость является достоинством и указанием на Силу и на Совершенство, а тот, которые не способен ответить на хитрость хитростью является слабым, и является несовершенным объектом.

 

Также пришло в фетвах постоянного комитета больших ученых (КСА) то, что когда им задали вопрос об этом хадисе, они сказали: "Обязательным является понимать этот хадис так, как он пришел, веровать в этот атрибут, (имеется виду в это действие, которое указано в этом хадисе). И то, что этот атрибут является истиной, таким образом, как это надлежит Величию Всевышнего Аллаха, так, что этот атрибут не подобен атрибуту творений, который называется таким же словом, и без выявления определенной сущности этого атрибута, (то есть мы не знаем, как это происходит в действительности и в реальности). Как хитрость, строенье козней, и как обман, все эти слова, и все эти термины относительно Всевышнего Аллаха пришли в книге Всевышнего Аллаха и всё это является атрибутом истины, и всё это является истиной, так как надлежит Величию Всевышнего Аллаха, под призмой слов Всевышнего Аллаха: "Нет ничего подобного Ему и Он является Слышащим, Видящим".

Под этой фетвой подписались: Шейх ибн Баз, АбдуЛлах аль Гъудаян, Абдуль Азыз шейх Али шейх, Салих аль Фаузан, второй том, страница 402 из фетв постоянного комитета больших ученых.

 

[Примечание не из урока]:

Для пользы приведу ответы ученых на другие подобные моменты в Коране.

Шейха ибн Усеймина (да помилует его Аллах) спросили: «Описывается ли Аллах обманом?»

 

Он ответил: «Аллах Всевышний не описывается хитростью, кроме как в связке (с обстоятельствами). Не приписывается это Аллаху в общем виде. Аллах сказал: „Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!“ („Преграды“, 99). В этом аяте доказательство того, что Аллаху присуща хитрость. И хитрость — это нанесение противнику повержения так, как он даже не ожидал. Поэтому в хадисе, приведённом аль-Бухари, сказано, что „война — это обман“.

 

Если кто-то скажет: „Как можно приписывать Аллаху обман, если очевидно, что это порицаемое качество?“

 

Нужно ответить: хитрость используется там, где она уместна, она указывает на силу хитрящего, на Его преобладание над своим противником. Поэтому Всевышний Аллах не охарактеризовал Себя этими качествами в общей форме. Недопустимо говорить, что Аллах — хитрец. Это качество упоминается тогда, когда оно похвально, как например, в словах Всевышнего: „Они замышляют козни, и Я замыслил козни“ („Добыча“, 30), и в словах: „Они строили козни, и Аллах строил козни, а ведь Аллах лучше всех строит козни“ („Муравьи“, 50).

 

Вместе с тем эти атрибуты не отрицаются в полной мере в отношении Аллаха. В значении, когда эти качества похвальны, ими описывают, а в значении непохвальном — не описывают. Кроме того, Аллаха не называют подобными именами, не говорят, что имя Аллаха — хитрец. Хитрость относится к качествам действия, поскольку она связана с желанием Аллаха».

Источник: «Фатава Шейх Усеймин», 1/170.

 

 

Вопрос: «Описывается ли Аллах такими качествами как предательство (хыяна), обман, как об этом говорится в словах Всевышнего: «…пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их»?

 

Шейх ибн Усеймин ответил: «Что касается предательства, оно никогда не приписывается Аллаху, потому что оно попрекаемо в любом случае, потому что это обман доверия, это порицаемо. Аллах сказал: „Но если они захотят предать тебя, то ведь ещё раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах — Знающий, Мудрый“ („Добыча“, 71). Аллах не сказал: «и Он предал их».

 

Что касается обмана, то качества наподобие хитрости приписываются Аллаху в случае, когда они восхваляемы, но ими не описывают Аллаха в общей форме. Аллах сказал: „Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их“ („Женщины“, 142)».

Источник: «Фатава Шейх ибн Усеймин», 1/171.

 

 

Шейх аль-Альбани спросили: “Всемогущий и Великий Аллах сообщил о Себе словами: «Они (неверующие) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах Наилучший из хитрецов» (3:54).

Некоторые люди не могут понять этот аят и принять его очевидный смысл, и если не толковать аят вопреки его очевидному смыслу, то, как понять, что Аллах Наилучший из хитрецов?”

 

Ответ: “Вопрос этот, по милости Аллаха, легок, ведь хитрость не всегда характеризуется как нечто плохое, также как не всегда характеризуется как благо. Предположим, некий неверующий хитрит, строит козни против мусульманина, а этот мусульманин, будучи проницательным, сообразительным и бдительным к козням своего врага, не остается в неведении и хитрит против неверного, для подавления его злых козней. Разве кто может сказать, что ухищрение мусульманина против этого неверующего, является неправомерным? Нет, конечно!

 

А легче этот вопрос понимается посредством следующих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Война — это хитрость» (аль–Бухари №3030, Муслим №1739). Из этого хадиса мы извлекаем, что хитрость не всегда порицаема и запретна. Так если хитрость направлена против мусульманина, то она порицаема и недозволенна, но если же она направлена против неверного, врага Аллаха и врага Его посланника, для отражения его зла и козней, то она не только дозволена, но и обязательна. И поэтому хитрость мусульманина против неверного, является справедливым возмездием и в подобном случае хитрость рассматривается как доброе дело со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Мудром, Всезнающем, Всемогущем Господе миров, Который делает так, что хитрости хитрецов ни к чему не приводят?! Как это было выше показано, хитрость не всегда расценивается как нечто отрицательное, иногда она порицаема, а иногда похвальна, а из слов Всевышнего (смысловой перевод): «Наилучший из хитрецов» в данном конкретном контексте, мы понимаем, что Его хитрость совершается в качестве воздаяния и поэтому она заслуживает похвалы и свидетельствуют о совершенстве Всевышнего*.

Говоря коротко: все, что бы тебе ни пришло на ум, неподобающее величию Аллаха, знай, Аллах пречист и далек от этого. А что касается этого аята то в нем лишь похвала Великому и Могучему Аллаху, и ничего иного, чего нельзя было бы приписывать Благословенному и Великому Аллаху”.

Источник: «Кайфа йаджибу ‘алайна ан нуфассира аль-Куран» стр. 19-20.

 

*Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам.

Источник: Хафиз бин Ахмад аль-Хаками «200 вопросов по вероучению Ислама».

 

 

Шейх аль-Альбани спросили о словах Всевышнего:

«Аллах поиздевается над ними…» (2:15).

«Они глумятся над ними, а Аллах поглумится над ними» (9:79).

 

Ответ: “Предшественники об этих и им подобных аятах говорили: “Оставляйте их так, как они были ниспосланы”. Но они под оставлением не имели в виду обессмысливание этих аятов. Под оставлением подразумевается оставление этих аятов, так как они были ниспосланы с признанием их истинного значения и смысла, без уподобления Аллаха Его творениям (ташбих), без придания образа Аллаху (такйиф)*, без истолкования аятов вопреки их очевидному смыслу (тауиль) без обессмысливания и отрицания их истинного значения (та’тиль). Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (42:11).

Этот аят свидетельствует об отрицании того, что у Аллаха могут быть какие либо недостатки, и сообщается о том, что Всевышний обладает такими качествами как слух и зрение. Признание того, что Аллах лишен любых пороков, изъянов и недостатков обязывает нас подтвердить и принять всё то, чем охарактеризовал Аллах Себя и чем охарактеризовал Его посланник Аллаха, так как это подобает Его величию, Возвышен он и Пречист. При этом мы не должны описывать их и говорить, Его слух подобен нашему слуху, Его зрение подобно нашему зрению. Также мы не истолковываем их вопреки их очевидному смыслу, как это делают некоторые крайние му’тазилиты, истолковывая «слух» и «зрение» как «знание». Такое толкование практически является обессмысливанием и лишением их истинного значения. О них ученые говорили так: “Кто лишает качества Аллаха их истинного смысла, тот поклоняется небытию, а кто придает Ему свойство телесности, тот поклоняется идолу”.

 

Исходя из выше сказанного, относительно этих двух аятов мы говорим, что издевательство и глумление происходит так, как подобает величию Всемогущего и Великого Аллаха и признание этих качеств не означает уподобление Творца Его творениям, как это полагают недалекие умы”.

Источник: «Ка’ида мухимма фима захируху ат-тауиль» стр. 51.

 

 

*Здесь будет полезно напомнить о мудрых словах Раби’а, шейх Малика (да помилует его Аллах) которые он произнес, когда его спросили о словах Всевышнего (смысловой перевод): «(Он) Милостивый, который утвердился на троне», и попросили разъяснить то, как именно Он утвердился: «Это утверждение не является чем-то неизвестным, спрашивать «как» неразумно, послание исходит от Аллаха, посланник должен довести его до сведения людей, а нам следует верить».

[Конец примечания].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...