Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой.




1. Радиобиологические аспекты ионизирующего излучения

2. Радиационный фон и онкозаболеваемость в г. Красноярске

3. Гигиенические аспекты работы врача рентгенолога

4. Принципы радиационной защиты при использовании закрытых источников излучения

Тема № 2. Гигиена труда.

2. Значение изучаемой темы:

Учебное. Производственная деятельность является неотъемлемой частью жизни любого человека. Изучаемая тема позволит научиться проводить медико-профилактические мероприятия для работающих: при профессиональных вредностях и профессиональных рисках.

Профессиональное. Врачи должны знать профессиональные вредности на предприятиях, своевременно и квалифицированно проводить профилактику профзаболеваний с целью сохранения здоровья работающих

Личностное. Полученные знания о профессиональных рисках в профессии врача нацеливают студентов на проведение профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления состояния здоровья, ведение здорового образа жизни.

3.Цель изучения темы: проводить медико-профилактические мероприятия для работающих: при профессиональных вредностях и профессиональных рисках, применять знания для сохранения здоровья населения и пропаганды здорового образа жизни.

Знать: Профессиональные риски медработников.

Уметь: проводить медико-профилактические мероприятия для работающих: при профессиональных вредностях и профессиональных рисках.

Иметь представление: о профвредностях работающих в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства.

4. План проведения занятия:

Этапы практического занятия
Организация занятия
Формулировка темы и цели
Контроль исходного уровня знаний, умений (тестирование)
Устный опрос студентов с коррекцией знаний
Самостоятельная работа обучающихся
Разбор и обсуждение выполненной самостоятельной работы. Подведение итогов
Задание на дом (на следующее занятие)

Основные понятия и положения темы

 

Гигиена труда — профилактическая медицина, изучающая условия и харак­тер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной сре­ды и трудового процесса на работающих.

Предметом изучения гигиены труда являются санитарные особенности производственных процессов, оборудования и обрабатываемых материалов с точки зрения влияния их на организм работающих, санитарные условия труда, характер и организация трудовых процессов, изменение физиологических функций при выполнении работы, состояние здоровья работающих, гигиеническая эффективность санитарно-технических и санитарно-бытовых устройств и установок, средств индивидуальной защиты.

Физиология труда – раздел гигиены труда, изу­чающий изменения функционального состояния организма человека в связи с трудовым процессом и условиями труда.

Психология труда – раздел гигиены труда, рассматривающий психологические особенности различных видов трудовой деятельности в связи с психологическими качествами работающих.

Токсикология труда (промышлен­ная токсикология) – раздел гигиены труда, который изучает действие токсичных веществ на организм человека с целью профилактики их вредного влияния в условиях производства.

Психологическая трудовая экспертиза – раздел психологии труда, изучающий профессиональную ориентацию и профессиональный отбор.

Психология профессионального обучения - раздел психологии труда, объединяющий проблемы изуче­ния и формирования трудовых навыков, обучения и трудового воспитания.

Инженерная психология, разрабатывает требования к рабочим местам с точки зрения их соответствия психологическим закономерностям.

Психологические аспекты организации труда - раздел психологии труда, изучающий рационализацию, организа­цию и нормирование трудового процесса в психологическом плане.

Условия труда - это совокупность факторов трудового процесса и произ­водственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Вредным производственным фактором называется фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определен­ных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессио­нальное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

А. Вредные физические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение; неионизирующие электромагнитные поля и излучения: электростатические поля, постоянные магнитные поля (в том числе геомагнитное), электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц), электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, элект­ромагнитные излучения оптического диапазона (в том числе лазерное и ультрафиолетовое); ионизирующие излучения, производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая); аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия, освещение естественное (от­сутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, прямая или отраженная слепящая блескость, пульсация освещенности); электрически заряженные частицы воздуха (аэроионы).

Б. Вредные химические факторы, получаемые химическим синтезом, для контроля которых используют методы химического анализа.

В. Вредные биологические факторы — микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы.

Г. Вредные факторы трудового процесса.

1) Тяжесть труда — нагрузка на опорно-двига­тельный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосуди­стую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность (определяется физической динамической нагрузкой, весом поднимаемого и перемещае­мого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, наклоном корпуса, перемещениям» в пространстве);

2) Напряженность труда отражает нагрузку преимущественно на централь­ную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника и вклю­чает в себя интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

3) Опасным производственным фактором является фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения состояния здоровья и даже смерти.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) — это уровни вред­ных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 ч. в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнару­живаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Однако сле­дует отметить, что соблюдение гигиенических нормативов условий труда не исключает нарушения здоровья у сверхчувствительных лиц.

Профессиональный риск - вероятность нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Профессиональный риск определяют с учетом величины экспозиции этих факторов и показателей состояния здоровья и утраты трудо­способности работников.

Безопасными условиями труда считаются такие условия, при которых воз­действие на работающих вредных и опасных производственных факторов ис­ключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

Оптимальные условия труда — такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы условий труда установлены только для парамет­ров микроклимата и факторов трудового процесса.

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функ­ционального состояния организма исчезают за время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. 1-й и 2-й классы условий труда безопасны для работающих.

Вредные условия труда, в которых вредные производственные факторы превышают гигиенические нормативы и неблагоприятно воздействуют на организм работающих или их потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативного выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности.

А. Вредные условия труда (I степень 3-го класса) — условия труда с такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, исчезающие, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивающие риск повреждения здоровья.

Б. Вредные условия труда (II степень 3-го класса) — условия труда с такими уровнями производствен­ных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению производственно-обусловленной заболеваемости (повышение заболеваемости с временной утратой тру­доспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состо­яние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет работы и более).

В. Вредные условия труда (III степень 3-го класса) — условия труда с такими уровнями вредных факто­ров, воздействие которых приводит к развитию, как правило, легких и средне-тяжелых профессиональных болезней (с потерей профессиональной трудоспо­собности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производ­ственно-обусловленной) патологии, включая повышенную заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Г. Вредные условия труда (IV степень 3-го класса) — условия труда, в которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний и высокая заболеваемость с времен­ной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда, в которых воздей­ствие производственных факторов в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.

Оздоровление условий труда приводит к снижению интенсивности профвредностей, которые теряют способность вызывать специфические заболевания, но отчетливо влияют на возникновение, течение и исход болезней непрофес­сиональной этиологии.

Виды физической работы.

Легкие физические работы (I категория): Iа (энерготраты до 139 Вт) — ра­боты, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим напряжением (ряд профессий на предприятиях точного приборо- и маши­ностроения, часовом, швейном производствах, в сфере управления ит.п.); I6(энерготраты 140—174 Вт) — работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой «сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий полиграфической промышленности, на предприятиях связи, контролеры, ма­стера в различных видах производства и т.п.).

Работы средней тяжести (II категория): IIа (энерготраты 175—232 Вт) — работы, связан­ные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) предметов в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах машиностроительных предприятий, в прядильно-ткацком производстве); II6 (энерготраты 233—290 Вт) — работы, связанные с ходьбой, перемещением тяжестей (до 10 кг) и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий в механизированных литейных, прокатных, кузнечных, термических, сварочных цехах машиностроительных и металлургических предприятий и т.п.).

Тяжелые физические работы (III категория) — энерготраты более 290Вт. Работы, связанные с постоянным перемещением и переноской тяжестей (бо­ке 10 кг), требующие больших физических усилий (ряд профессий в кузнеч­ных цехах с ручной ковкой, литейных цехах с ручной набивкой и заливкой опок машиностроительных, металлургических предприятий и т.п.).

Физиология труда.

Динамический производственный стереотип - система условных рефлексов, определяющая уровень физиологических процессов в организме. Динамический стереотип — наиболее рациональные и экономные движения или система движений при выполнении рабочих операций, дающая наибольшую производительность труда при наименьших функциональных затратах. Динамический производственный стереотип включает длительность выполнения основных элементов работы, микропауз и т.п. Выработка динамического стереотипа лежит в основе приобретения профессиональных навыков, которые в значительной степени позволяют снижать затраты физической и нервно-психической энергии при выполнении тех или иных производственных операций

Фазность изменения функционального состояния ЦНС определяется характером и длительностью выполняемой работы.

А. В фазе возбуждения наблюдают повышение условных рефлексов, сокращение латентного периода, ускорение дифференцировочного торможения и сенсомоторных реакций, а так же усиленный распад гликогена, АТФ, креатинфосфата.

Б. В фазе торможения наблюдаются обратные процессы: снижение условных рефлексов, удлинение латентного периода, увеличение числа случаев расторможения дифференцировок, замедление сенсомоторных реакций, появление бета-ритмов, а в дальнейшем альфа-ритмов на ЭЭГ, фазные состояния, запредельное торможение.

Утомление — это временное снижение работоспособности возникающее при выполнении работы и проявляющееся в ухудшении качественных и количественных показателей работоспособности. Субъективно утомление ощущается как усталость. Объективными критериями развивающегося утомления являются нарушения функций некоторых органов и систем организма, а также брак в работе.

Периоды изменения работоспособности:

А. врабатывание в начале работы;

Б. период стабильной работоспособности (период рабочего возбуждения);

В. снижение работоспособности в предобеденный период;

Г. второй период врабатывания после обеденного перерыва;

Д. второй период стабильной работоспособности;

Е. второй период снижение работоспособности, наступающий за 1—2ч до окончания работы;

Ж. кратковременный период подъема работоспособности в конце рабочего дня, обусловленный в значительной мере нервно-эмоциональным напряжением и тому характеризующийся чаще количественным, а не качественным повышением работоспособности на фоне развившегося утомления.

Периоды врабатывания, стабильной работоспособности и ее снижения прослеживаются и на протяжении рабочей недели.

Переутомление – это патологическое состояние, наступающее тогда, когда при тяжелой или длительной работе организм систематически недостаточно отдыхает и работоспособность не восстанавливается. При переутомлении в ЦНС обнаруживаются явления перевозбуждения, отмечается плохое самочувствие, повышенная раздражительность, бессонница. Переутомление может привести к неврозам, сердечно-сосудистым заболеваниям, гипертонической, язвенной болезни. При переутомлении снижаются защитные силы организма, что ведет не только к снижению работоспособности но и к росту общей и профессиональной заболеваемости.

А. Быстро развивающееся утомление в результате неправильной или чрезмерной работы (работа грузчика, каменщика, землекопа и др.). Быстро развивающееся утомление наступает вследствие нарушения центральной координации функций и возникновения экстренных очагов торможения в результате несоответствия рабочего задания функциональным возможностям организма. При быстро развивающемся утомлении после работы функции быстро восстанавливаются до исходного состояния. Чем больше статическое напряжение, тем быстрее развивается утомление.

Б. Медленно развивающееся утомление с нерезко выраженными изменениями в организме в результате длительной работы (работа на конвейерной линии).

Умственный труд - обычно относят работы, связанные с приемом и переработкой информации, при выполнении которых требуются значительное напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активация мышления и социальной сферы.

Г. Труд медицинских работников. Универсальные черты профессии — такт с больными людьми, дефицит информации, высокая ответственность принятии решений.

Д. Труд учащихся и студентов, требующий напряжения памяти, внимания, восприятия. Возникают стрессовые ситуации во время контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...