Расчет нормативов ТО и ремонта автомобилей
Практическая работа Задание: Для заданных условий эксплуатации требуется: - определить норму пробега до капитального ремонта нового и прошедшего один капитальный ремонт заданной марки автомобиля; - скорректировать нормативы периодичности ТО-1 и ТО-2; - скорректировать нормативы трудоемкостей ЕО, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта. Таблица 1.- Варианты заданий
Варианты заданий приведены в таблице 1. Выбор варианта производится в соответствии с шифром (А- марка автомобиля; Б- количество автомобилей на предприятии; В- климатический район эксплуатации; Г- условие движения; Д- тип дорожного покрытия; Е- тип рельефа местности; Ж- средний пробег автомобилей с начала эксплуатации, тыс. км.) и номером варианта.
Например, вариант задания: А-13;Б(1)-1; В-1; Г-1; Д-2; Е-3; Ж(2)-3. Расшифровка варианта задания: марка автомобиля А-13 (ЗИЛ-ММЗ-4502), количество автомобилей Б(1)-1 (150 единиц), климатический район В-1 (умеренный), условия движения Г-1 (в малых городах и в пригородной зоне), тип дорожного покрытия Д-2 (щебень без обработки), тип рельефа местности Е-3 (холмистый), средний пробег автомобилей с начала эксплуатации Ж(2)-3 (150 тыс. км).
Общие сведения Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО). Периодичности ТО-1 и ТО-2 для эталонных условий эксплуатации (с четкой кратностью) приведены в приложении 1. Они даны для первой категории условий эксплуатации, умеренного климатического района, базовой модификации автомобиля, пробега с начала эксплуатации (50..75 тыс. км), количества технологически совместимых групп автомобилей до 3 и численности подвижного состава в АТП от 200 до 300 единиц.
Нормативы трудоемкостей технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей приведены в приложении 2. При работе подвижного состава в условиях, отличающихся от указанных, производится корректирование нормативов с учетом конкретных условий эксплуатации. Нормативы, регламентирующие техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, корректируются с помощью коэффициентов, приведенных в приложениях 4...9, в зависимости от: - условий эксплуатации автомобилей – Kl; - модификации подвижного состава и организации его работы – К2; - природно-климатических условий – К3; - пробега с начала эксплуатации – К4 и К' 4; - размеров автотранспортного предприятия и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К5. Исходный коэффициент корректирования, равный 1,0, принимается для: - первой категории условий эксплуатации; - базовых моделей автомобилей; - умеренного климатического района с умеренной агрессивностью окружающей среды; - пробега подвижного состава с начала эксплуатации, равного 50...75% от пробега до капитального ремонта; - автотранспортного предприятия, на которых имеется 200...300 ед. подвижного состава, составляющих три технологически совместимые группы. Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов: - периодичность ТО – К1*К3; - пробег до капитального ремонта – К1*К2*-К3, - трудоемкость ТО – К2 • К5; - трудоемкость ТР – К1*К2*К3*К4*К5. Автомобиль, прошедший один капитальный ремонт, в дальнейшем имеет только 80% ресурса работы от нового. Ресурс до капитального или от капитального ремонта до следующего ремонта должен быть кратным периодичности ТО-2.
Примеры выбора и корректировки нормативов технического обслу живания и ремонта подвижного состава. Пример 1 На автотранспортном предприятии, расположенном в умеренном климатическом районе, работают 140 автомобилей-самосвалов ЗИЛ-ММЗ-555, имеющих пробег с начала эксплуатации от 160 до 200 тыс.км. Автомобили работают в пригородной зоне на дорогах с щебеночным покрытием на холмистой местности.
Требуется определить нормы пробега до и после капитального ремонта, пе риодичности и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта. Решение: Дорожные условия эксплуатации относятся к III категории (приложение 3). Норма пробега до капитального ремонта L кр определяется исходя из нормы пробега базового автомобиля ЗИЛ-130 с учетом результирующего коэффициента К: K = K 1 * K 2 * K 3 K 1 =0,8 (см. приложение 4); K 2 =0,85 (см. приложение 5); K 3 =1,0 (см. приложение 6); L кр =300К=300*0,8*0,85*1,0=204 тыс.км. После КР норма пробега автомобиля должна составлять не менее 80% от пробега до капитального ремонта т.е. L `кр =204*0,8=163 тыс.км. Периодичность технического обслуживания (K = K 1 * K 3 ) принимается для: ТО-1 4000*0,8*1,0=3200 км; ТО-2 16000*0,8*1,0=12800 км. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для базового автомобиля ЗИЛ-130 с учетом результирующего коэффициента К: для технического обслуживания К=К2*К5; К2 =1,15 (см. приложение5); К5= 1,05 (см. приложение 8); К = К2*К5= 15*1,05=1,2; для текущего ремонта К=К1*К2*К3*К4*К5. К1 =1,2 (см. приложение 4); К2 =1,15 (см. приложение 5); К3 =1,0 (см. приложение 6); К4 =l,2 (см. приложение 7) (Соотношение фактического и нормативного пробегов до первого КР составляет 160/204-200/204=0,78-0,98); К5 =1,05 (см. приложение 8); К=1,2*1,15*1,0*1,2*1,05=1,72 Тогда нормативы трудоемкостей: ЕО 0,45*1,20=0,54 чел-ч; ТО-1 2,5*1,20=3,0 чел-ч; ТО-2 10,6*1,20=12,7 чел-ч; ТР 4,0*1,72=6,9 чел-ч/1000 км. Пример 2 На автотранспортном предприятии, расположенном в умеренно-холодном районе, работает 350 автомобилей ЗИЛ-431410, имеющих пробег с начала эксплуатации 100 тыс. км. Автомобили работают с одним прицепом на естественных грунтовых дорогах в сельской местности. Требуется определить норму пробега до КР, периодичность и трудоем кость обслуживания и текущего ремонта.
Решение: Дорожные условия эксплуатации относятся к категории V (приложение 3). Норма пробега до капитального ремонта LKP определятся исходя из нормы пробега для 1-ой категории условий эксплуатации с учетом результирующего коэффициента корректирования К: К=К1*К2*К3 L кр = 300*К=300*0,6*1,0*0,9= 162 тыс. км. Периодичность технического обслуживания может быть принята с учетом данных, приведенных в приложениях 4 и 6: TO-1 4000*0,6*0,9=2160 км; ТО-2 16000*0,6*0,9=8640 км. Трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта определяется исходя из трудоемкости для эталонных условий эксплуатации и результирующего коэффициента корректирования К: для технического обслуживания К=К2*К5; =1,0*0,85=0,85; Для текущего ремонта К=К1*К2*К3*К4*К5= 1,5*1,0*1,1*1,0*0,85=1,27 Тогда нормативы трудоемкость: ЕО 0,45*0,85 чел-ч; ТО-1 2,5*0,85=2,1 чел-ч; ТО-2 10,6*0,85=9,0 чел-ч; ТР 4,0*1,72=5,0 чел-ч/1000 км.
Пример 3 Автобус ПАЗ-672 имеет пробег с начала эксплуатации 265 тыс. км при работе в различных условиях эксплуатации в районе умеренно-холодного климата и с высокой агрессивностью окружающей среды: во второй категории условий эксплуатации - 155 тыс.км; в третьей категории - 110 тыс.км. Требуется определить пробег автобуса, приведенный к первой категории условий эксплуатации, в которой норма его пробега до КР составляет 320 тыс.км. Решение: Результирующий коэффициент корректирования для пробега до капитального ремонта: К=К1*К2*К3 а приведенные пробеги приведены в табл. 2 Таблица 2
Следовательно, автобус в данных условиях эксплуатации выполнил норму пробега до капитального ремонта.
Контрольные вопросы 1. Значение и сущность «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» 2. Понятие о периодичности ТО и ТР автомобилей. 3. Корректирование нормативов периодичности ТО и КР. 4. Корректирование нормативов трудоемкости ТО и ТР. 5. Как учитывается срок эксплуатации автомобиля при корректировании нормативов его периодичности и трудоемкостей ТО и ТР? 6. Как характеризуется условия движения автомобиля при уточнении категории эксплуатации. 7. Какие типы дорожных покрытий Вы знаете? 8. Чем характеризуется рельеф местности?
9. Как Вы понимаете выражение «ресурс» работы автомобиля, в каких единицах он измеряется? 10. Перечислите управляемые и неуправляемые факторы, влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобиля. 11. Что подразумевается в выражении «Технологически совместимые группы автомобилей»? 12. Почему необходимо корректировать нормативы периодичности и трудоемкостей ТО и ТР автомобилей?
Приложение 1. - Периодичность технического обслуживания подвижного состава, км
Приложение 2. - Нормативы трудоёмкостей ТО и пробега до капитального ремонта подвижного состава автомобильного транспорта (первая категория условий эксплуатации, базовая модель автомобиля, умеренный климатический район, средний пробег автомобилей с начала эксплуатации от 50 до 75 тыс. км, количество технологического совместимых групп -1, количество автомобилей на предприятии от 200 до 300 единиц).
*В знаменателе даны для автомобилей выпуска с 1980 г.
Приложение 3. - Классификация условий эксплуатации
Тип рельефа местности определяется высотой (в метрах) над уровнем моря: P1- равнинный (до 200 м); Р2 - слабохолмистый (свыше 200 до 300 м); Р3 - холмистый (свыше 300 до 1000 м); Р4 - гористый (свыше 1000 до 2000 м); Р5 - горный (свыше 2000 м). Условия движения поджразделяются: У1- за пределами городской зоны (более 50 км от города); У2 - в малых городах (до 100 тыс. жителей); Уз - в больших городах (более 100 тыс. жителей). Определены шесть типов дорожного покрытия: Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Приложение 4. - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации – К1
Приложение 5. - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы – К2
Приложение 6. - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3 = К`з Кз*
Приложение 7. - Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К' 4 ) в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Приложение 8. - Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на автотранспортном предприятии и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К 5
Приложение 9. - Технологически совместимые группы автомобилей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|