Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ювенальная юстиция в международно-правовой защите прав детей




 

Одним из инструментов защиты прав детей является формирование особого порядка судопроизводства в отношении несовершеннолетних, совершивших противоправные действия - ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии (1890), затем указанные суды были образованы в Канаде (1894) и в США (1899). Их примеру последовали другие страны, где через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних. Сегодня ювенальные суды функционируют более чем в 60 странах мира.

История развития концепции ювенальных судов свидетельствует о наличии различных подходов к данному вопросу. Автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта:

· автономный суд, не связанный с общим судом;

·   состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.

В самом начале существования судов для несовершеннолетних автономная ювенальная юстиция была создана в США, Канаде, Англии, Бельгии, Франции, Греции (вариант), Нидер­ландах, России, Польше, Венгрии, Египте, Японии (вариант), Австралии, Новой Зеландии (вариант), кантонах французской Швейцарии.

В Германии, Австрии, Испании, Португалии, кантонах немецкой Швейцарии функции опекунских судов были соединены с функциями судов по делам несовершеннолетних, что выдвинуло на первый план их деятельности задачу судебной защиты прав несовершеннолетних, а не задачу борьбы с преступностью, как это произошло в судах первой группы стран.

Некоторые страны пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции (вариант), Швейцарии (кантон Женева), Японии (вариант). Новой Зеландии (вариант).

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия.

Функцию защиты детей от семейного насилия во многих странах мира выполняют не правоохранительные органы в сотрудничестве с органами опеки, попечительства, местного самоуправления, а специалисты по социальной работе. У них есть опыт постоянной и повседневной работы с семьями, попадающими в трудное и даже опасное положение. Социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями (вплоть до возбуждения уголовного дела и ходатайства об отчуждении ребенка от родителей).

Наиболее часто применяется временная изоляция пострадавшего ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения с ним реабилитационных мероприятий, временное устройство в фостерную семью и даже арест родителя от 15 до 30 суток). В том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, применяются другие, более кардинальные меры.

Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются элементарной необходимостью.

Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый - немедленно). Работают такие службы круглосуточно и без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка.

Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителей не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае не подтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.

Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается, и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции. В отдельных случаях, по решению суда виновного родителя вынуждают покинуть дом, где он проживает, и куда должен вернуться после реабилитации ребенок.

Современная система защиты прав детей во Франции сложилась в результате развития системы, введенной в 1945 году. Несмотря на то, что эта система защиты прав и законных интересов ребенка обычно рассматривается в двух аспектах (организационном и правовом), задача обеспечения защиты прав ребенка, прежде всего, лежит на его родителях. Статья 371-2 Гражданского кодекса определяет ее как исключительное право, которым наделены родители: «родительские права принадлежат отцу и матери для защиты интересов ребенка по вопросам, связанным с его безопасностью, состоянием здоровья и морально-нравственным воспитанием. Они имеют право и на них лежит обязанность защищать ребенка, следить за ним и заниматься его воспитанием». Родители не могут ни отказаться от этих исключительных прав, ни передать их третьим лицам.

Во французской системе организационные или правовые меры принимаются только в случаях, когда родители признаются как исполняющие ненадлежащим образом свои обязанности, либо когда они не могут исполнять свои родительские функции, либо когда при исполнении своих обязанностей они руководствуются только личными интересами, наносящими вред ребенку.

Система защиты прав ребенка включает две компоненты, что объясняется необходимостью достижения одновременно двух целей: одна из которых - работа по профилактике, реализуется в рамках так называемой «организационной защиты», когда семьи, осознавая появившиеся у них трудности, сами обращаются за помощью или дают согласие на вмешательство компетентных структур и помощь с их стороны; другая - защита прав и жизненных интересов ребенка, реализуемая в рамках так называемой «правовой защиты», когда есть подтверждение того, что ситуация принимает опасный характер для ребенка (в этом случае судебный орган требует от семьи выполнения определенных мер) или что в отношении ребенка совершено уголовно наказуемое деяние.

В силу законов о децентрализации от 1985 и 1986 годов, осуществление организационной защиты прав детей возложено на председателя Генерального совета (Департамента) и находящиеся в его ведении службы. Дополняют эту структуру префекты, обеспечивающие участие государства.

Несмотря на то, что задействованные в обеспечении правовой защиты органы могут использовать самые различные формы участия в судьбах детей, они тем не менее не всегда имеют возможность выполнить свои функции, например, когда семьи отказываются от предложенной помощи, или когда предпринимаемых мер не достаточно для защиты прав и законных интересов ребенка. К тому же при реализации мер по защите прав и интересов ребенка могут быть выявлены или появиться основания для подозрения в совершении уголовно наказуемых деяний в отношении ребенка. С учетом этого, законом от 10 июля 1989 года вводится обязательство для социальных работников сообщать о подобных фактах в Судебный орган в лице Прокурора Республики. В порядке исключения, когда речь идет о детях, закон отменяет обязательство о неразглашении профессиональной тайны, являющееся обычно обязательным для некоторых категорий специалистов.

Судебный орган имеет очень широкие и разнообразные по форме полномочия, которые в зависимости от ситуации позволяют осуществлять контроль, ограничивать, приостанавливать или лишать родительских прав лиц, жестоко обращающихся со своими детьми; кроме того, эти лица могут быть привлечены к ответственности и к ним могут быть применены уголовные санкции. Вмешательство Судебного органа, так называемое применение «Мер по защите неблагополучных детей», основывается на статье 375 и следующих за ней статьях Гражданского кодекса.

В нашей стране Концепция судебной реформы (утв. в 1990 г.) предусматривала возможность создания в ходе судебно-правовой реформы в России в качестве специализированных судов - ювенальных судов.

При этом в самой Концепции имелось в виду, что правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, а также особенности расследования и судебного разбирательства уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

Таким образом, согласно Концепции судебной реформы применительно к специализированным ювенальным судам имелось в виду, что ювенальный суд-это суд, который рассматривает уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних.

Для правовой системы России (как в дореволюционный, так и в советский период) была характерна специализация именно в сфере работы с несовершеннолетними-правонарушителями, оказавшимися в конфликте с уголовным законом.

Сам термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

В 1998 г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а в 1999 году - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Оба эти закона содержат указание о том, что они приняты с учетом общепризнанных норм международного права.

К таким общепризнанным нормам относятся «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» (они были приняты в 1985 году в г.Пекине на сессии ООН, поэтому их еще называют «Пекинские правила»). Согласно этому международному акту правосудие в отношении несовершеннолетних - это «ювенальная юстиции».

«Пекинские правила» предусматривают, что «ювенальная юстиция» - это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом, то есть ювенальная юстиция - это сфера уголовной юстиции.

Говоря о ювенальной юстиции в России, мы ведем речь о модели ювенальной уголовной юстиции, то есть то, что сегодня в России называют «Ювенальной юстицией» - это правосудие в отношении несовершеннолетних- правонарушителей. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, с учетом рекомендаций «Пекинских правил».

Эти «Правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Цели правосудия в отношении несовершеннолетних - «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения».

Основная идея «Пекинских правил» - в рамках уголовной ювенальной юстиции надо сделать все таким образом, чтобы несовершеннолетний правонарушитель больше не совершал преступлений, через восстановление его прав (на образование, на поддержку со стороны семьи, возможность трудоустроиться, получить профессию, получить необходимую психологическую, медицинскую помощь и т.д.) обеспечить безопасность общества, вернуть правонарушителя к нормальной жизни в обществе как законопослушного его члена.

В соответствии с положениям российского Уголовного и Уголовно-процессуального законов, законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на сегодняшний день мы ведем речь о внедрении в России ювенальных технологий в уголовное судопроизводство по делам о преступлениях несовершеннолетних.

До настоящего времени иных законопроектов по ювенальной юстиции в Государственную Думу РФ не вносилось, а данный законопроект продолжает быть предметом дискуссий, потому что, прежде всего, нет единого понимания - какие именно гражданские дела надо передавать в сферу ювенального суда.

Таким образом, ювенальная юстиция представляет собой особую систему правосудия для несовершеннолетних, в рамках которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Во второй главе курсовой работы определены организационные основы международной защиты прав детей.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, в том числе и Российская Федерация, несут ответственность за реализацию закрепленных в ней прав ребенка. В частности, Комитет ООН по защите прав детей рекомендовал нашей стране провести всеобъемлющую судебную реформу в том, что касается отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, выразил озабоченность практикой направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения, а также случаями грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее. Основные формы контроля за защитой прав детей в международном праве - изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека, рассмотрение жалоб государств на государства и индивидуальных жалоб по поводу нарушения положений соответствующих конвенций.

В зарубежных странах все чаще реализуется такая система правосудия для несовершеннолетних, как ювенальная юстиция. В ее основе лежит доктрина, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. В нашей стране правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания, тогда как в гражданском законодательстве это не предусмотрено.

право дети ювенальный защита


заключение

 

Главными документами в сфере защиты прав детей в международном праве являются Декларация прав ребенка и Конвенция ООН о правах ребенка. Следует учитывать, что Декларация прав ребенка в первую очередь нацелена на обеспечение гарантий обеспечения прав детей на имя и гражданство, образование, социальное обеспечение, а также любовь и понимание в семье. Тогда как Конвенция о правах ребенка закрепляет права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг, а также оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

В нашей стране защита прав детей гарантируется федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Для целей реализации этого закона установлено следующее понятие - под ребенком понимается лицо, достигшее возраста 18 лет, то есть совершеннолетия. Законом установлены следующие гарантированные права детей - на охрану здоровья в учреждениях здравоохранения, на профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, отдых и оздоровление в учреждениях субъектов и муниципалитетов РФ.

Ответственность за реализацию гарантий и защиту прав детей в рамках международных документов несут все государства, их ратифицировавшие, в том числе и Российская Федерация. Для этого наша страна предоставляет в Комитет ООН по защите прав детей доклады о результатах работы в данной области, а сам этот орган рассматривает жалобы на государстве по поводу нарушений и проблем. В частности, Российской Федерации неоднократно указывалось на необходимость реформировать судебное правосудие в отношении несовершеннолетних, корректировать практику направления детей, лишенных семейного окружения, в интернатные учреждения, устранить случаи грубого и жестокого обращения с детьми как в семье, так и вне ее.

В зарубежных странах все более распространена такая форма правосудия для несовершеннолетних, как ювенальная юстиция. Согласно ее основополагающим позициям, государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. В нашей стране правовым основанием для создания специализированных ювенальных судов является наличие в Уголовном и Уголовно-процессуальных кодексах России особых Глав, регламентирующих вопросы уголовной ответственности и наказания, тогда как в гражданском законодательстве это не предусмотрено.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...