Средства обучения в современной школе и их характеристика. Информатизация школы.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды: Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay. HDDVD и т.п.); Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски); Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные); Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.); Тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.); Учебная техника (автомобили, тракторы, и т.д.) Есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П.И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные. Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют учитель и ученик для детализированного обучения. Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы: Объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.); Печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.); Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.). Понятие принцип наглядности, средство наглядности, наглядное пособие. Принцип наглядности Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. Средства наглядности. Наглядные образцы, входящие в состав аудиовизуальных средств обучения и используемые на занятиях с целью семантизации учебного материала и его закрепления, воссоздания ситуаций общения, стимулирования высказывания. Способствуют повышению эффективности обучения в результате целенаправленной опоры на зрительный и слуховой каналы восприятия. В отличие от наглядных пособий С. н. специально для использования на занятиях по языку не предназначаются и представляют собой адаптированные к условиям обучения образцы средств массовой информации (кино-, телефильмы, радиопередачи и др.). Наглядное пособие - учебное текстовое либо изобразительное издание, которое содержит материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию. Виды реальной наглядности, применяемые в предметном обучении. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.) Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Наглядные пособия могут способствовать выполнению учебной задачи, усвоению знаний, быть нейтральными к процессу усвоения или тормозить понимание теоретических сведений и формирование умений. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали выполнению учебной задачи и усвоению знаний необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать и разрабатывать наглядные пособия. Изобразительные и аудиовизуальные средства обучения. К аудиовизуальной группе средств принято относить СРЕДСТВА кино, диа- и эпипроекции, средства радио, телевидение, видеомагнитофоны, различные изобразительные средства (плакаты, чертежи, рисунки, макеты), а также натуральные объекты, например механизмы и агрегаты. Все эти средства используются как для передачи учебной информации, так и в целях усиления педагогического воздействия на учащихся. По характеру воспроизведения заложенной в них учебной информации аудиовизуальные средства делятся на следующие группы: экранные, звуковые, экранно-звуковые, изобразительные, натуральные объекты изучения. Экранные средства – кинопроекции, эпипроекции, стереопроек-ции, проецирования изображений на экран с помощью кодоскопов. Звуковые средства – записи воспроизведения звука, радиопереговорные и телефонные устройства для прямой и обратной связи, средства усиления звука (микрофоны, магнитофоны), различные звуколидирующие устройства и метрономы. Экранно-звуковые средства – средства озвученной кино-, диа- и эпипроекции и учебное телевидение. Аудиовизуальные средства Натуральные и изобразительные средства – действующие узлы и агрегаты машин и оборудования, различные макеты и технические модели, разрезы, муляжи, стенды, чертежи, плакаты, рисунки, фотографии, кинофотограммы и т. п. Большинство аудиовизуальных средств позволяет иметь комплексный характер предъявляемой с их помощью информации, что определяет полисенсорный (посредством нескольких органов ощущений) прием информации, повышающий силу воздействия на учащихся. Значение средств обучения. Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учёт дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения. Учебное оборудование. учебно-лабораторные интерактивные комплексы; стенды, в том числе стенды-тренажеры, стенды-уголки, стенды-ленты, стенды-короба, а также интерактивные, электрифицированные и электромеханические стенды; настенные полотна, панно и таблички;учебно-методические пособия; демонстрационные фрагменты, магнитно-маркерные доски и комплекты магнитов; макеты и многое другое оборудование для учебных классов и школьных кабинетов. Информатизация современной школы. Процесс информатизации школы - это путь от информационной грамотности к информационной компетентности участников образовательного процесса, дающий возможность успешной адаптации к жизни в современном обществе. Информатизация современной школы. Информатизация образования - это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящее время необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств обучения. Техническое обеспечение, безусловно, является важной основой процесса информатизации, но лишь одной из составляющих. Истинным критерием эффективности использования новых информационных технологий в образовательном учреждении должно стать не количество и качество компьютеров, а наличие единого информационного образовательного пространства2, что подразумевает вовлечение в процесс информатизации всех: учащихся, родителей, учителей, администрацию, библиотекаря, психолога и других работников школы. Это и есть главная задача информатизации. Важно правильно определить направления достижения поставленной цели, которая повлечёт за собой повышение качества обучения, совершенствование управления школой, информационную интеграцию с внешней средой. В качестве таких направлений в большинстве образовательных учреждений выбраны информатизация управления и внедрение информационных технологий в учебный процесс по всем общеобразовательным дисциплинам и в процессе дополнительного образования.
9. Технологический подход в образовании. Главным является содержание и последовательность операций, применяемое оборудование, приспособления и инструмент, технические приемы работы. Технология характеризуется обязательным наличием стандартов, а также надежностью, эффективностью и воспроизводимостью. Педагогическая технология Основная идея технологического подхода в проектировании педагогических систем заключается в том, чтобы детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – содержании, формах, методах учения и преподавания, в средствах обучения и т. д. таким образом, чтобы «гарантированно» (точнее, более или менее приемлемо) получить требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей. Таким образом, в этом смысле – в смысле технологического подхода - педагогическую технологию можно определить как запрограммированный (алгоритмизированный) педагогический процесс, обеспечивающий достижение запроектированных педагогических целей. Образовательная технология сущность образовательной технологии: однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего); должно способствовать отбору и структуре содержания (что); оптимальной организации учебного процесса (как); методам, приемам и средствам обучения (с помощью чего); а также учитывать необходимый реальный уровень квалификации учителя (кто); и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это). Получение информации обратной связи очень важный процесс понятия «образовательная технология». Этот процесс должен соединять диагностику с прогнозированием и в современной педагогике он получил название мониторинг, что в переводе с английского означает «непрерывное отслеживание». Признаки пед технологий. Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Классификация. По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий. По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным. По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического про граммирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам — ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий — СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы — СДП). По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредмет-ные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько определяет следующие виды технологий: 1 - классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное);2 - обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);3 - система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);4 - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;5 - система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;6 - компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);7 - система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;8 - «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. Характеристика технологии. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
10. профессиональная компетентность современного педагога. Понятие компетенции. Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Виды компетенции. Различают следующие виды компетенций: Учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания. Информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию. Коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями. Структура компетенции Компетенция является интегральным результатом взаимодействия компонентов: мотивационного что выражает глубокую заинтересованность в данном виде деятельности, наличие личностных смыслов решать конкретную задачу; целевого связанного с умением определять личные цели, сопоставимые с собственными смыслами; составлением личных проектов и планов; осознанным конструированием конкретных действий, поступков, которые обеспечат достижения ния желаемого результата деятельности ориентациитого что предусматривает учет внешних условий деятельности (осознание общей основы деятельности, знание о круге реальных объектов; знания, умения и навыки, касающиеся круга) и внутренних (суб ' \"объектно опыт, имеющиеся знания, предметные и межпредметные умения, навыки, способы деятельности, психологические особенности и т.д.) Работа ученика относительно собственных сильных и слабых сторон фунщионального что предполагает способность использовать знания, умения, способы деятельности и информационную грамотность как базис для формирования собственных возможных вариантов действия, принятия решений, применение новых форм м взаимодействия и т.д. контрольного что предполагает наличие четких измерителей процесса и результатов деятельности, закрепление правильных способов деятельности, совершенствования действий в соответствии с определенной и принятой цели; оценочного связанного со способностью к самоанализу; адекватного самооценки своей позиции, конкретного знания, необходимости или ненужности для своей деятельности, а также метода его получения. Профессионально-значимые личностные качества. При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности) (Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 24), «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам» (Там же. С. 20). Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью. Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. Функции пед деятельности. Конструктивно-организаторская функция направлена на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его эффективность. Она включает в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой) деятельности и т.д., организовывать выполнение режима в разных возрастных группах, организовывать развивающую среду и использовать её в качестве средства воспитания личности ребенка и т.п. Коммуникативная функция требует от педагога высоких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. Проектировочная функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее. Стили и виды пед деятельности. эмоционально-импровизационный стиль. Преподавателей такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у преподавателей с эмоционально-импровизационным стилем обучения часто отсутствует обратная связь со студентами. Эмоционально методический. Преподаватели с эмоционально методическим стилем обучения ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Рассуждающе-импровизационный. Для преподавателей с рассуждающе-импровизационным стилем обучения характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Такие преподаватели проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. Рассуждающе-методичный стиль. Преподаватели с рассуждающе-методическим стилем обучения преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. 11. инновационные процессы в образовании. Инновационная деятельность педагога. Инновации (от англ. Innovation – нововведение, новация) – это изменения внутри системы. (Подласый) Инновации — это изменения внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебновоспитательного процесса. Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных мероприятий, направленный на изменения внутри определенной системы. Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций. Различают системность в наборе форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств от системности в их использовании. Если при конструировании набора в явном виде задан системообразующий принцип, по которому делается выбор элементов, в этом случае сам по себе набор имеет свойства технологии. Если системообразущий принцип выбора элементов не задан, то в этом случае набор остаётся набором разрозненных элементов, собранным по субъективным мотивам автора, и не обладает свойством технологии "всегда приводить к предусмотренному результату". Само по себе "системное использование" какого-либо набора элементов в значительной степени зависит от человека, осуществляющего это использование, и не "всегда приводит к предусмотренному результату". Педагогическое проектирование - это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы, и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. Основные признаки проекта: 1. Изменение как основное содержание проекта 2. Ограничения во времени цели 3. Временные ограничения продолжительности проекта 4. Представление проекта как системы средств достижения будущего 5. Определенность начала и окончания проектной работы. Этапы и формы педагогического проектирования Выделяют три этапа (ступени) проектирования: Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения. Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования. Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений. О пед. проектировании в двух словах: В соответствии с современной парадигмой, высшее образование должно носить опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое отражение в развитии проективного образования, реализуемого в соответствии с запросами и личными потребностями обучающихся. Педагогическое проектирование имеет и нормативный, и творческий характер. В педагогическом проектировании могут проявляться различные виды творчества (моральное, дидактическое, технологическое, организационное) и организовываться в форме рационализаторского предложения и изобретения. 12. процесс воспитания: его цели, закономерности и принципы организации. Сущность воспитания - Воспитывать-это в значительной степени означает создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера. Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому. Решающую роль в формировании личности играет процесс воспитания, выполняет следующие функции: Организация деятельности, в которой формируется личность; Отбор содержания обучения и воспитания, направляет формирования личности в нужном направлении; Устранение воздействий, которые могут негативно сказаться на формировании личности; Изолирование личности от неблагоприятных для ее формирования условий, которые невозможно устранить. Воспитание не только определяет развитие, но и постоянно опирается на достигнутый уровень развития. Однако главная его задача состоит в опережении уровня развития. Такую идею выдвинул Л. Выготский. Время он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, утверждая, что программа и методы обучения должны соответствовать не только достигнутом ребенком умственном развитии, но и «зоне ее ближнего развития». Согласно его концепции существуют два уровня умственного развития ребенка. На первом ребенок выполняет определенные задачи самостоятельно. Этот этап называют «уровнем актуального развития». Второй уровень - «зона ближнего развития», на котором ребенок получает задание, с которым она не может справиться самостоятельно. Поэтому, предлагая способы выполнения задания, объясняя приемы работы и т. д., взрослый одновременно помогает ребенку выполнить задание и учит ее делать это самостоятельно. Цель воспитания, по мнению Л. Выготского, состоит в том, чтобы создать «зону ближнего развития», которая позже достигла "уровня актуального развития». Следовательно, формировать личность способно такое воспитание, что побуждает развитие, ориентируется на процессы, которые еще не созрели, но находятся на стадии становления. Общие закономерности воспитания. Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу. 1. Единство целей, содержания и методов воспитания. 2. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе. 3. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. 4. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности. 7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов. 8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них. 9. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. 10. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций. 12. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. Принципы воспитания. Принципы воспитания — это исходные установки, главные ориентиры, организующие, упорядочивающие всю сложную систему воспитательной работы, включающую в себя такие компоненты, как цели и задачи, различные направления содержания, многообразный комплекс воспитательных методов. Принципы позволяют предъявить некоторые общие требования ко всем этим различным сферам воспитательной деятельности и тем самым придать им целостный, единый характер. Структура воспитательного процесса. Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно, с одной стороны, на основе более полного учета интересов ребенка, с другой — с учетом тенденций общественного развития и требований, которые предъявляет общество к образовательным учреждениям. Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом. Операционно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей. Процесс, как известно, характеризуется движением, изменением и т. д. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания. Отсюда процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые, не условия воспитания (это компоненты системы, в которой протекает процесс), а цель, задачи, содержание, методы, СРЕДСТВА и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, которые полностью присущи и воспитательному процессу. Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в уровне воспитанности учащихся. Воспитанность учащегося — это степень (мера) соответствия его развития требованиям, предъявляемым обществом. О воспитанности можно судить как по внешним признакам (поведение ребенка), так и по косвенным признакам (самооценка, тестирование и т.п.). Аналитико-результативный компонент предполагает определение особо важных причин недостатков и успехов в работе педагогов, что позволяет затем более удачно проектировать новые этапы совершенствования воспитательного процесса. Так, знание причин недостаточной эффективности в воспитательной работе классного коллектива позволяет правильно наметить учебу актива, улучшить работу классного руководителя с учителями-предметниками, с родителями. Выделение основных причин помогает выбрать главное звено в деятельности. Для разработки стратегических линий управления воспитательным процессом многое дает АНАЛИЗ генетических связей, т.е. выявление исторических тенденций в совершенствовании воспитания, которые позволяют, с одной стороны, предупредить повторение ошибок и недостатков, а с другой — использовать ценные традиции и удачные способы решения определенных учебно-воспитательных задач в новых условиях. Основные тенденции и проблемы воспитания в современной школе. В настоящее время существует множество подходов к обоснованию тенденций развития образования в XXI веке. Можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире: гуманизация образования как коренной поворот от его технократической цели (обеспечение производства кадрами, их приспособление к нуждам производства) к гуманистическим целям становления и развития личности, создания условий для её самореализации; демократизация образования как переход от жесткой централизованной и единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого учителя, преподавателя, учащегося и студента наиболее полно раскрыть свои возможности и способности; опережающее развитие общего и профессионального образования личности по отношению к уровню развития производства, его техники и технологии; стремление к непрерывному образованию как переход от конструкции «образование на всю жизнь» Проблемы: Сотрудничество с родителями (школа не всегда привлекает родительскую общественность к решению проблем в организации воспитательного процесса, а иногда и родители не хотят участвовать в решении этих проблем); Использование современных технологий, причем различных; Проблемы взаимосвязи родителей и классных руководителей. Живое общение часто заменено отправкой электронных и почтовых сообщений. Не хотят родители идти в школу, а обсуждение проблем по телефону не всегда эффективно; Бумажные и электронные отчеты отнимают массу времени, которое можно было бы отдать непосредственно работе с детьми; Управление воспитательным процессом в школе должно быть более гибким. Требования к работе ка
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|