Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зрительное восприятие формы




В играх данного раздела нельзя действовать с помощью практической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и примеривания.

Найди свой стул

Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продолжать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.

Оборудование. Парные плоскостные картонные или пластмассовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по числу детей.

Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2–3 детей, затем количество участников увеличивается до 5–6). Педагог кладет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квадрат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по одной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу, и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет результат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог раскладывает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми, у которых другие формы.

По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы на образец можно опустить.

Найди свою пару

Цель. Та же.

Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета геометрических форм по числу детей.

Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путем наложения карточек друг на друга и обведения формы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца.

Бегите ко мне

Цель. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком; развивать внимание детей, умение действовать по сигналу.

Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы (квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.

Ход игры. Детям раздают флажки: одним – квадратные, другим – треугольные, третьим – прямоугольные. Они разбегаются по группе под удары в бубен. С прекращением звучания останавливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флажки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков, чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сигналом должна служить форма флажков.

Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)

Цель. Та же.

Оборудование. Листы картона с изображениями домиков по числу детей. На каждом листе изображены два домика (на двери одного нарисована собачка с квадратиком в зубах, на двери другого – мишка с треугольником в лапах и т. п.), картонные трафареты животных, мелкие геометрические формы.

Ход игры (проводится вначале как индивидуальное занятие, а затем со всей группой детей). Перед ребенком на столе раскладывают карту с изображением домиков, трафареты двух животных и поднос с мелкими геометрическими формами. Педагог предлагает ребенку рассмотреть животных, назвать их и угадать, в каком домике они живут. Взрослый берет мишку и спрашивает: «Как ты думаешь, где его дом?» Вместе с ребенком находит дом мишки и говорит: «Домик заперт. Видишь, какой замок. Помоги мишке найти такой же формы ключ». (Показывает на геометрическую форму в лапах мишки.) Ребенок берет с подносика треугольник. «Молодец, ты правильно нашел ключ – тут изображен треугольник и ты взял его»,– говорит педагог. Надо отметить, что геометрическая форма называется только тогда, когда ребенок произвел выбор ее. Затем он находит ключ к домику собаки

Если игра проводится со всеми детьми, то материал одновременно раздается всем детям, так как им уже знакомы ход игры и ее задачи. В этом случае дети действуют самостоятельно, а педагог проверяет результат у каждого ребенка.

Угадай, что я нарисовала (занятие)

Цель. Учить вычленять контур предмета, соотносить объемную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия.

Оборудование. Разные предметы, бумага, фломастеры.

Ход занятия. При первоначальном проведении игры следует брать предметы простой геометрической формы (шар, куб, брусок, овоид). В дальнейшем используют предметы сложной формы, состоящие из нескольких частей, но в основе одна простая форма (неваляшка), затем предметы, состоящие из 2–3 простых форм (снеговик, цыпленок, дом из двух частей, ворота из трех брусков и т. п.).

Педагог ставит на свой стол два предмета – куб и шар, кладет бумагу, фломастер и говорит детям, что сейчас будет рисовать, а они должны угадать, что он нарисует. Потом педагог медленно обводит пальцем по контуру сначала одного, а затем другого предмета, т. е. выделяет основную плоскостную форму каждого из них. При этом надо помнить, что предмет обводят всегда в одном и том же направлении, по часовой стрелке, и один раз, возвращаясь к исходной точке. Округлые формы обводят плавно, без остановок, угловатые – с остановками на углах и резким поворотом на новое ребро.

После того как оба предмета обведены, педагог рисует контур одного из них на листе бумаги и просит кого-либо взять тот предмет, форму которого он нарисовал, и наложить его на рисунок. «Правильно, я нарисовал шар, и ты выбрал шар»,– говорит педагог, поднимает рисунок и шар и показывает их детям. Потом он рисует второй предмет (куб) и предлагает другому ребенку приложить предмет к рисунку, вновь подытоживая результат: «Правильно, это шар, а это куб».

Когда игра проводится с предметами сложной формы, то дети не накладывают выбранные предметы на рисунки, а кладут их рядом с предметом.

Лото (нахождение формы)

Цель. Та же.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной – круг, квадрат, треугольник; на другой – круг, овал, квадрат; на третьей – квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.), набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки.

Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает: «У кого такая?» (Форма не называется.) Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно.

По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6–9 форм.

В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.

У кого такое?

Цель. Закреплять знание названий форм, предусмотренных программой, осуществлять выбор форм по ее названию.

Оборудование. То же, что в предыдущей игре.

Ход игры. Педагог раздает детям карты с изображением геометрических форм, названия которых детям знакомы (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник). Педагог не показывает маленькую карточку, а только называет форму: «У кого круг (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)?» Дети поднимают руки, педагог дает каждому из них соответствующую маленькую карточку. Ребенок сам проверяет правильность ответа путем сопоставления образца со своей картой. Только после этого педагог оценивает результат.

Куда идет зайка?

Цель. Та же, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

Оборудование. Три небольших кубика, на гранях даны изображения геометрических форм (на одном – треугольники и круги; на другом – треугольники, овалы, круги и прямоугольники; на третьем – круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник, шестигранник), три картонных листа с изображением схемы пути, где ориентирами служат геометрические формы, пластмассовая фигурка зайчика (мишки, собачки и т.п.).

1-й лист. Внизу – начальный пункт движения, от которого вправо и влево отходят два пути. На равном расстоянии от начальной точки находятся ориентиры, с одной стороны, круг, с другой – треугольник. На следующей точке ориентиры меняются: там, где был треугольник, становится круг, и наоборот. Эти ориентиры расположены около конечной цели. В конце одного пути дано изображение детского сада, другого – изображение зайкиной избушки.

2-й лист. Изображение построено по тому же типу, но в одном месте каждая линия пути раздваивается. Таким образом в конце пути оказывается уже не два пункта назначения, а четыре: детский сад, избушка зайчика, дерево, елочка.

3-й лист. Та же схема пути, как и на втором листе, но в качестве ориентиров используются все шесть форм.

По мере усвоения игры, когда дети научатся последовательно проходить путь по ориентирам и правильно соотносить форму на игровом кубике с формой на листе, можно сделать новый кубик, наклеив на него другие формы, например, трапецию и т. д. Можно изменить изображение на листе – сделать три дорожки и т. п.

Ход игры. Педагог играет вместе с детьми. Он показывает 1-й лист и говорит: «Зайку можно провести к домику или в детский сад. К домику он пройдет по этой дорожке. Посмотрите внимательно! На ней расположены формы: сначала вот такая – круг, потом – треугольник. В детский сад зайка пройдет по этой дорожке. Здесь сначала находится треугольник, потом – круг. Если зайка придет домой, он поиграет на бубне, а если – в детский сад, попляшет с детьми. Дорогу нам покажет вот этот кубик». Педагог бросает кубик, смотрит, какая наверху форма, и дает посмотреть детям. Ставит фигурку зайчика в начало пути и ведет его к той форме, которая выпала на кубике. Если это круг, ведет налево, проводит по дорожке, обращает внимание, что нужно искать близлежащую форму, нельзя перескакивать. Потом бросает кубик второй раз. Если снова выпадает круг, зайке придется стоять на месте. А выпадает треугольник, он продолжает путь и проходит по дорожке к домику. Зайка радуется, благодарит, берет бубен и играет. В том случае, когда зайка проходит в детский сад, он приглашает всех детей поплясать с ним. При повторном проведении игры фигуркой действует ребенок. Педагог следит за правильностью выбора форм, за соблюдением направления движения.

Аналогично проводятся игры с использованием 2 и 3 листов. Причем применяют уже другие игровые кубики.

Магазин

Цель. Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.

Оборудование. Игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, юла, неваляшка, дом из двух прямоугольников, часы, телевизор, зеркало, пирамидки, кубики-вкладки и круглые вкладки и др.), карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал и др.).

Ход игры. Педагог раскладывает на своем столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими формами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу мяч. Мне нужны такие деньги». (Показывает карточку с изображением круга.) Потом раздает карточки всем детям. Каждый ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей формы. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.

Найди форму в предмете

Цель. Та же.

Оборудование. Крупные рисунки с контурным изображением разных предметов (чебурашка, елка с игрушками, дом и т.п.), конверты с разными геометрическими формами по числу детей.

Ход игры. Педагог показывает детям один из рисунков, например Чебурашку, и сравнивает части его тела с какой-либо геометрической формой: «Головка у него круглая. Вот такая. (Достает из конверта круг.) Туловище овальное. Вот такое. (Достает из конверта овал.) Уши круглые. Вот такие. (Достает из конверта 2 круга. Все формы раскладывает на листе под изображением чебурашки.) Теперь я дам каждому картинку и конверт с формами. Вы возьмете из него такие формы, на какие похож рисунок на картинке. Все формы положите под картинку». Педагог раздает детям картинки и конверты с геометрическими формами. Оказывает детям необходимую помощь.

Запоминание, связанное с представлениями о форме

Когда ребенок сопоставляет формы, которые он в данный момент видит, у него есть образ, но это образ восприятия. И пока ребенок его не запомнит, он не станет образом представления. Поэтому особенно важно правильно организовать формирование представлений у детей с нарушением интеллекта, так как данный процесс у них значительно затруднен. С умственно отсталыми детьми начинают работу по запоминанию того материала, который ими хорошо усвоен. Если же ребенок не может определить форму круга, квадрата и т. д., ему нельзя давать игры на запоминание этих форм.

Узнай и запомни

Цель. Учить детей запоминать воспринятое, осуществлять выбор по представлению.

Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник; круг, овал, квадрат и т.д.), набор мелких карточек с изображением одной формы для нахождения на большие карточки.

Ход игры. Перед ребенком лежит карточка с изображением 3 форм. Педагог просит посмотреть на нее и запомнить, какие формы там нарисованы. Затем раздает детям листы бумаги и просит закрыть ими свои карточки. После этого показывает маленькую карточку, кладет на стол изображением вниз, мысленно отсчитывает до 15, просит детей снять бумагу и показать на своих карточках такую же форму, какую он демонстрировал. Для проверки педагог вновь показывает карточку-образец.

По мере усвоения игры детям дают по две карты (6 форм), затем – по три (9 форм).

Запомни и найди

Цель. Та же, производить по представлению выбор форм, названных словом.

Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.

Ход игры. Педагог раздает детям карты, они накрывают их листами бумаги. Педагог называет одну из форм, мысленно отсчитывает до 15, затем просит детей снять листы бумаги и показать на карточке нужную форму (не называет ее повторно). После этого показывает маленькую карточку-образец, дети проверяют свой выбор. «Правильно, это круг»,– говорит педагог, вновь называя форму.

Найди похожую

Цель. Продолжать учить запоминать формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной; закреплять названия «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

Оборудование. Объемные игрушки разной формы (шар, мяч, юла, неваляшка, часы настольные, телевизор и др.), плоскостные формы-образцы белого цвета (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Ход игры. Перед педагогом на столе разные игрушки. Он показывает их детям и накрывает салфеткой. Потом поднимает одну из геометрических форм, например круг. Дети 2–3 сек смотрят на него. Педагог закрывает круг бумагой, отсчитывает до 15, снимает салфетку с игрушек и просит одного из детей найти игрушку. Затем педагог открывает образец, сравнивает его с игрушкой: «Правильно, они похожи, мяч круглый». Если же выбор сделан неправильно, он говорит: «Нет, я показала круг, а зеркало овальное» – и вновь просит ребенка найти такую же форму, как образец. Ребенок, который правильно выбрал игрушку, уносит ее с собой.

Ищи и находи

Цель. Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию, развивать внимание и запоминание.

Оборудование. Игрушки разной формы.

Ход игры. Педагог заранее раскладывает в групповой комнате на видных местах предметы и игрушки разной формы и говорит: «Будем искать предметы круглой формы. Все, что есть круглое в нашей комнате, найдите и принесите мне на стол». Дети расходятся, педагог оказывает помощь тем, кто затрудняется. Когда дети принесут предметы и положат их на стол педагога, они садятся на места. Взрослый рассматривает с детьми принесенные предметы и оценивает результат выполнения задания. Игра повторяется, дети ищут предметы другой формы.

Угадай, чего не стало

Цель. Продолжать учить детей называть геометрические формы (квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник), запоминать их, оперировать образом форм в представлении.

Оборудование. Карточки с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник – ромб), экран, наборное полотно.

Ход игры. Педагог вставляет карточки в наборное полотно и просит назвать эти формы. Затем закрывает наборное полотно экраном, одну форму убирает. (Название ее дети должны хорошо знать.) Убирает экран. Спрашивает, какой формы нет. («Угадайте, что я спрятала».) Дети называют. При повторении игры расположение форм на наборном полотне меняется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...