Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема урока: Азбука ОБЖ. Главные правила ОБЖ




Цели урока: развитие и укрепление знаний об основах безопасности жизнедеятельности, полученных в начальной школе; закрепление правил ОБЖ, изученных в первой четверти; вручение «Дипломов пятиклассника».
Задачи: повторить с детьми опасные жизненные ситуаций; как защитить себя от опасностей; закрепить знания о правилах дорожного движения и правил обращения с электроприборами; рассмотреть пожароопасные ситуаций.
Оборудование: учебники, компьютер, проектор, таблицы, «Дипломы пятиклассников».

Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте! Ребята, мы уже с вами успели подружиться и узнать друг друга. Я очень рада нашему взаимосотрудничеству. Сегодня у нас обобщающий урок, где мы подведем итоги первой четверти обучения основам БЖ в пятом классе и повторим главные правила ОБЖ.
2. Вы - пятиклассники. Каждый ваш день приносит вам новые знания, интересные дела, различные ситуации, которые могут и огорчить нас. И мы с вами уже успели рассмотреть многие из них, когда нам нужно проявить необходимые знания и своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать опасности. Обсуждая поучительные истории, мы делаем первые шаги к предупреждению и преодолению опасностей. Находим причины возникновения неприятностей, составляем рекомендаций по безопасному поведению.
Я ваш путеводитель по всем правилам основ БЖ. Рада буду вам подсказывать, помогать, изучать всевозможные ситуации. И, поэтому, обращайтесь всегда за советами и любыми вопросами ко мне. Также вы можете обращаться к старшим товарищам и к родителям. Все вокруг будут идти вам навстречу и оказывать помощь. Ведь, когда мы вооружены определенными знаниями, мы способствуем формированию своей окружающей среды по всем правилам безопасности.
3. До того, как мы начнем повторять некоторые вопросы, которые изучили за этот период, я хочу вручить вам Дипломы 5-классника.
Здесь я отметила особые моменты из моих наблюдений за вашими действиями на уроке и вне урока. Я придумала свои, несуществующие в школе, дисциплины, распечатала и собрала в книжечку. И, надеюсь, что сохраните их, и будете время от времени вспоминать эти дисциплины и размышлять о своих действиях. Хотя эти дисциплины я преподнесла в форме названий-шуток, они имеют глубокое смысловое значение, которые помогут вам в различных действиях.
ОБЖ – защита жизни нашей! И для начала, я попрошу прочитать небольшие стишки про ОБЖ. Дети читают стихи.
Если вдруг пожар возник,
Ты от страха тут же сник.
Вспомни наше ОБЖ,
И, считай, спасен уже!
Я качалась на качелях,
И ушибла ножку.
«Срочно окажи ты помощь!»
Я кричу Сережке.

4. Вручение «дипломов».

5. Друзья, запомните. В любом деле есть свои порядки, правила действия.
Во время движения по дороге все соблюдают строгие законы с многочисленными указывающими знаками. Мы с вами повторим ПДД и посмотрим слайд-фильм «Безопасность движения».
Вопросы – ответы по этому разделу. Активное обсуждение.
6. Демонстрация презентации по ПДД.
7.Показать таблицу со знаками дорожного движения.
Ученик читает стихотворение про ПДД, которое мы учили на прошлом уроке.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку дорог помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
8. Опасные ситуации. Какие они? Где они?
Попробуем очертить то пространство, в котором мы живем.
(Идет перечисление всех мест – ванная, кухня, балкон, магазин, школа, автобус, театр и т.д.) Везде, где мы бываем, где мы живем, нас могут ожидать опасности. И мы вспоминаем различные неблагоприятные факторы и условия. Также, наши действия в опасных ситуациях. Работа проводится в форме беседы и вопрос-ответ. По желанию учеников, рассматриваются 2-3 ситуации.
9. Пожары. Борьба с пожарами и защита жизни во время пожара.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Кошкин дом»
Человек давно научился пользоваться «красным цветком», т.е. огнем. Но всякий раз, когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается в неуправляемое пламя пожара. Пожары страшны не только огнем, но и его спутниками:
1) ядовитый дым;
2) высокая температура;
3) плохая видимость;
4) паника и растерянность;
5) обрыв электропроводов и возможность поражения электротоком;
6) обрушение конструкций.
Давайте, сейчас укажем на те причины, что привели к пожару в доме у Кошки. Короткое обсуждение пожара и его «спутников».
Рассмотрим такую ситуацию: «Жаркой июльской ночью житель московского района Черпаново заметил возле гаражей небольшое свечение, похожее на свет фар автомобиля. Но это свечение было слабее и ниже, что и привлекло внимание. С помощью бинокля ему удалось заметить маленькую струйку дыма. Прибывшие пожарные выяснили, что в гараже от жары загорелись промасленные тряпки и канистры с маслом. Так бдительность москвича предотвратила большой пожар во дворе жилого дома.
Ребята, небольшими фразами оцениваем действия этого человека. Короткое обсуждение.
10. Подводя итоги нашей сегодняшней работы, я хочу в очередной раз подчеркнуть, что опасные ситуации можно и нужно предвидеть, при условии, что мы будем соблюдать все правила безопасности, которые мы с вами изучаем и еще предстоит изучить. Ведь в каждой опасной ситуации обязательно есть явная или скрытая причина ее возникновения, являющаяся результатом неправильных действий человека. Поэтому я еще раз попрошу вас, чтобы вы повторили и запомнили все те правила, о которых мы говорим: правила поведения дома, в общественных местах, в транспорте, на улице, в водоемах, правила пользования электроприборами и мн.др.
11. На доске высвечивается через проектор: «Наше будущее – в наших руках! Наши действия – наши правила! Следуй правилам ОБЖ!»
12. Спасибо вам, за прекрасный час. До встречи!

 

 

9. Методика организации и проведения интегрированного урока в курсе ОБЖ.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели урока, проверки домашнего задания, актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Значение. интегрированные уроки помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует меньшей утомляемости учащихся и переключению внимания.

10. Методика использования краеведческого материала для характеристики возможных ЧС природного и техногенного характера.
Значение. Понятие «краеведение» впервые было введено в 20-х годах ХХ века в общеобразовательную подготовку подрастающего поколения с целью активизации учебно-воспитательного процесса и повышения научного уровня школьников.
К.Ф. Строев, А.С. Барков и другие ученые высказывали мнение о том, что краеведение – есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию своего края.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении школьниками в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом, на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя.
В исследованиях К.Ф. Строева и других ученых определяется педагогическое значение краеведения, включающее два аспекта: для деятельности учителя и для деятельности школьников.
Для первого аспекта характерно обогащение знаниями и улучшение педагогического мастерства учителя. Также краеведение способствует осуществлению научно-исследовательской деятельности. Для учащихся педагогическое значение краеведения заключается в следующем:1. Формирование и развитие краеведческих понятий расширяет общеобразовательные знания и формирует научное мировоззрение.2. Краеведческий материал способствует самостоятельному усвоению учебного материала, при этом происходит развитие индивидуальных склонностей и особенностей каждого ученика.3. Учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые в жизни, то есть краеведение способствует интеграции обучения с жизнью.4. Исследование природы родного края целенаправленно и конкретно готовит учащихся осуществлять практическую деятельность по охране природы.5. Комплексное изучение родного края создает условия для восприятия школьниками природных, общественных, экономических и других явлений в их взаимосвязи.6. Использование краеведческого материала на уроках является средством реализации межпредметных связей, что способствует осуществлению преемственности в предметных знаниях учащихся.7. Осуществляется реализация принципа наглядности в предметном обучении.8. Краеведческий материал создает условия для организации работ исследовательского характера. Это, в свою очередь, способствует развитию инициативы, творчества, индивидуальности у школьников.9. С позиций воспитания, краеведение способствует формированию эстетических и патриотических чувств, любви к Родине и любви к родному краю, а также способствует воспитанию гуманного, ответственного отношения к природе.
Таким образом, в целом при реализации краеведческого материала в обучении происходит самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, приобретаются умения исследовательского характера, осуществляется подготовка к практической деятельности школьников, расширяются и развиваются их общеобразовательные знания.
Основное назначение краеведческого подхода в изучении школьных учебных предметов - это повышение познавательной активности учеников, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками в изучении природного, социального и техногенного окружения родного края.

11. Планирование на уроках по основам БЖ.
Цели и задачи: сформировать и развить умения студентов анализировать виды учебных планов по курсу «ОБЖ», а также сформировать умения составлять конспект комбинированного урока по курсу «ОБЖ». I. Календарный (годовой) учебный план. Данный план составляется на весь учебный год, в него входит изучение всего курса «ОБЖ» в определенном классе. Календарный план необязателен, но очень необходим особенно начинающим учителям-предметникам, так как: 1) позволяет равномерно распределить весь учебный материал в течение всего учебного года согласно учебной школьной программе предмета безопасности жизнедеятельности;2) дисциплинирует учителя, так как направляет его на полное и своевременное выполнение учебной программы;3) ориентирует учителя на своевременную подготовку необходимого раздаточного материала для организации и проведения лабораторных и практических работ, указанных в программе по основам безопасности жизнедеятельности;4) дает целостное представление учителю об учебной программе школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» или его разделов. Календарный план составляется в виде таблицы она состоит из: учебной темой, назван учебной темы, кол-во час в программе, календарные сроки, примечание (общ кол-во час, кол-во уроков в неделю, каникулы, начало и финал учебного года). Схема перспективного плана по курсу «ОБЖ» для школьников сюда входит: учебная тема курса, срок, тема урока, экскурсия, внеклассное занятие. В перспективном плане указывают не все формы организации, а лишь уроки, экскурсии и внеклассные занятия. Домашние работы и внеурочная деятельность планируются отдельно, так как это требует большей детализации в связи с каждым конкретным уроком темы. Перспективный план по курсу «ОБ Ж» является частью всеобщего годового плана работы школы по всем направлениям. Он дает возможность определить место каждой темы в годовом процессе обучения, ее сочетание с формами обучения. Перспективный план может корректироваться с учетом конкретных ситуаций. Вместе с тем план способствует самоконтролю в сроках прохождения учебного материала, проведения экскурсий и внеклассных занятий. Перспективный план на следующий год удобнее составлять в конце текущего года с учетом достижений и недостатков в учебно-воспитательном процессе. II. Тематический учебный план Данный учебный план дает подробные представления об учебной теме, ее содержании и методах обучения. План обязателен, составляется на каждую учебную тему курса «ОБЖ».В тематическом плане отмечают темы уроков, распределяют их в определенной логической последовательности, указывают примерные сроки (даты) проведения, определяют внеурочные и домашние работы по каждому уроку. Распределение уроков курса или раздела «ОБЖ» по теме подробно или ориентировочно можно увидеть в методическом журнале «ОБ Ж. Основы безопасности жизни» или в специальной методической литературе. План изучения темы в основном предусматривает систему уроков и логику развития содержания, при этом учитель продумывает последовательное развитие предметных понятий, интеллектуальных и практических умений, а также возможности воспитания на материале того или иного урока. Тематический план составляется в виде таблицы, графы которой могут варьировать, например:(номер урока, тема урока, методы и методические приемы обучения, оборудование, межпредметные задания на повторение и т. д. Некоторые учителя-предметники используют вместо тематического плана так называемый учебно-методический комплекс на каждую учебную тему в виде папки. Содержание учебно-методического комплекса включает:• учебно-воспитательные задачи темы;• перечень основного оборудования к урокам;• дидактические карточки для опроса школьников;• карточки для графического и цифрового контроля знаний учащихся;• контрольные вопросы по вариантам;и.т.д. III. Поурочный учебный план Данный учебный план является обязательным для всех учителей-предметников независимо от стажа работы. Данный план отражает содержание каждого урока по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», и без него учитель не имеет права идти на урок.В методике обучения безопасности жизнедеятельности существует несколько типов уроков. В зависимости от дидактических целей урока различают: вводный урок; комбинированный урок; обобщающий урок.В практике предметного обучения чаще всего учителя используют комбинированный урок, который включает три этапа:1-й этап – актуализация опорных знаний, то есть опрос школьников по пройденному материалу;2-й этап – формирование новых знаний, умений и навыков, то есть изучение нового материала;3-й этап – развитие умственных способностей, умений и навыков учащихся, то есть закрепление изученного материала. В любом уроке присутствует «домашнее задание» для учащихся, которое можно давать школьникам на разных этапах урока. Более логично – домашнее задание предлагается записать учащимся в конце изучения урока, но в целях экономии учебного времени домашнее задание записывается школьниками в начале урока, после объявления учителем его темы. Комбинированный урок возможно назвать уроком изучения нового материала. Урок данного типа решает несколько дидактических задач: 1) изучение нового учебного материала;2) закрепление пройденного учебного материала;3) повторение и проверка знаний, умений и навыков.Основная функция комбинированного урока – изучение новых знаний, умений и навыков.Название урока – это его стержневая часть (основное понятие урока), оно объединяет все сопутствующие ему вопросы содержания. Формулировка урока, особенно если она краткая, вычленяющая самое существенное содержание, всегда лучше запечатлевается в сознании учащихся, хорошо сохраняется в памяти.Структура урока – это совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранение основных учебно-воспитательных свойств при различных вариантах. Структура урока зависит от поставленных целей, его содержания, методов и методических приемов, от используемых средств наглядности, а также от уровня подготовки и развития учащихся, от места урока в образовательном процессе.Структура урока отражается в плане его проведения. План урока целиком зависит от содержания, методов и средств предметного обучения. Он не только выражает основные части урока, его ход во времени (45 мин.), но и содержит конкретное обозначение задач данного урока. Составление плана урока – это важная творческая работа учителя. План должен быть максимально кратким, но содержать весь необходимый для проведения урока материал. Форма его может быть выбрана по усмотрению учителя. Независимо от выбранной формы записи в плане надо отметить все необходимое для успешного хода урока. Часто план проведения урока составляется по следующей схеме. Схема плана урока по «ОБЖ»1. Тема урока.2. Задачи урока: познавательные (образовательные); развивающие; воспитательные.3. Тип (вид) урока.4. Контроль знаний и умений учащихся с указанием времени, отводимого для контроля (в минутах).Здесь же дается перечень вопросов для контроля знаний и умений.5. Краткое содержание нового материала (в виде плана) с указанием методов и средств обучения и времени, отведенного для него на уроке.6. Вопросы для закрепления нового материала и время, отведенное для этого на уроке.7. Домашнее задание по учебнику, рабочей тетради и др.8. Текст для записи на доске, термины, определения, даты – все то, что преподаватель может неожиданно забыть во время урока. Уроки могут проводиться с преобладанием одного или нескольких методов в зависимости от содержания. Таким образом, урок по своей структуре во многом зависит от используемых методов, средств обучения, подготовленности учащихся, однако в определении структуры урока решающая роль принадлежит его содержанию. План урока должен быть обстоятельно продуманным, но вместе с тем достаточно гибким и не сковывать инициативу учителя. План урока – это краткое отображение содержания и хода урока.Конспект урока – наиболее подробное и полное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.

12. Экскурсия как форма обучения школьников основам БЖ. ШКОЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Это определение, данное Н. М. Верзилиным и В. М. Корсунской. Экскурсия является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы и элементарного научного исследования природы. Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира. Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания – остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха. Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, фотоаппараты, видеокамеры, необходимые инструменты и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии. Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.2. Маршрут экскурсии. 3. Снаряжение экскурсии. 4. Вводная беседа 5. Самостоятельная работа по заданиям 6. Отчеты по выполнению заданий7. Итоговая беседа по теме экскурсии.8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.9. Общее заключение по экскурсии.10. Обработка материалов. Структура: Экскурсия обычно начинается с введения в проблему – рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин.). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников. Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения школьников, делает выводы по проведенной экскурсии. Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, текущие (в течение всего учебного года) и заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной или в конце учебного года. Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так чтобы учащ ознакомились с разнообразными объектами которые изучали по учебнику и в классе. Самостоятельные работы на всех типах развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения наблюдательность и подводят учащихся к пониманию взаимосвязей в системе «человек- природа- общество. Работа учителя с городскими организ по проведению занятий экскурсий. Бумеранг, станция юных туристов, музей УВД. В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану преподавателя-организатора (учителя) ОБЖ. Однако какого типа экскурсия ни проводилась бы, если ее проведение отвечает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизненных фактов, воспитывает любознательность, внимательность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

13. Внеклассная работа как форма предметного обучения школьников основам БЖ.
Значение внеклассных занятий. Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся учебным предметом (ОБ Ж), значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная работа, которая является добровольной. Цель ее удовлетворить запросы детей особо интересующихся ОБЖ. ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ
форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов, развития предметных знаний и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по предметному обучению. Виды внеклассной работы по ОБЖ. Во всех видах внеклассной работы проводится единый принцип воспитывающего обучения, осуществляемый в системе и развитии. Все виды внеклассных занятий связаны между собой и дополняют друг друга. Виды внеклассных занятий позволяют направлять учащихся от индивидуальной деятельности к групповой, далее – к массовой. Индивидуальные внеклассныезанятия учитель проводит с учащимися в процессе учебно-воспитательной работы, на этапах подготовки творческих работ к предметной олимпиаде, при подготовке тематических вечеров и конференций. Учитель не только сам консультирует учащихся, но и организует контакты с научными учреждениями, высшими учебными заведениями и учеными, которые могли бы помочь учащимся провести исследование и подготовить его к защите. Педагог помогает в подборе нужной литературы по темам исследований. К индивидуальным внеклассным занятиям относится чтение дополнительной литературы. Особым видом внеклассных занятий являются факультативы. Небольшие группы учащихся (15–17 человек) работают по программам Министерства образования Российской Федерации или по авторским программам учителя. Факультативные занятия проводятся в дополнение к школьным предметам и строятся на добровольных началах с учетом интересов учащихся. Цель факультативных занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам науки безопасности жизнедеятельности, значительно превышающие объем школьной программы. Факультативы оказывают большое влияние на профессиональную ориентацию учащихся, поскольку они собираются работать или продолжать образование в специальных и высших учебных заведениях соответствующего профиля. Массовая внеклассная работа организуется по инициативе учителя-предметника, кружковцев и проводится при активном содействии администрациии актива школы. Ее виды весьма разнообразны. От учителя- предметника организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную деятельность. Массовые внеклассные занятия (работы) имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение.

14. Массовая внеклассная работа как форма предметного обучения школьников ОБЖ.
Внеклассная работа - есть форма различной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов, развития предметных знаний и творческой самодеятельности в расширении и дополнение школьной программы по предметному обучению.
Массовая внеклассная работа организуется по инициативе учителя-предметника, кружковцев и проводится при активном содействии администрации и актива школы. Ее виды весьма разнообразны. От учителя-предметника организация массовой работы требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив (иногда коллектив всей школы), сориентировать на длительную и разнообразную деятельность. Массовые внеклассные занятия (работы) имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. При этом воспитывается ценностное отношение к личности, окружающей природе, окружающим людям.
Виды. Большое значение для развития интереса к ОБЖ и ориентации учащихся на дальнейшее образование в области безопасности жизнедеятельности име- ют предметные олимпиады, тематические викторины, час занимательный, КВН, тематический научный вечер, дидактические игры, выставки работ и др. Творчески работающие учителя-предметники сами изобретают новые виды массовой работы. Также примерами массовых внеклассных мероприятий являются «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо» и т. д. Их про- ведению предшествует большая подготовительная работа. В мероприятиях могут участвовать школьники разного возраста.
Викторины представляют собой игры, цель которых заинтересовать учащихся в приобретении новых знаний и умений, закреплении и осмыслении путем чтения научно-популярной литературы и т. д. Викторины проводятся на вечерах, праздниках и других массовых мероприятиях. Тематика викторин может быть различной. Каждая из викторин включает серию вопросов и заданий. Нередко при проведении викторин участникам предлагаются загадки, кроссворды, пословицы, поговорки, даются рисунки с предложением их назвать. Викторины требуют тщательной подготовки к их проведению. С этой целью учитель заранее сообщает учащимся тему викторины, рекомендует необходимую литературу. В некоторых случаях подготовка требует выполнения заданий практического характера. Ответы на вопросы викторины учащиеся дают обычно в устной форме и реже – в письменной. Выставки работ учащихся имеют значение для развития интереса к учебному предмету ОБЖ вообще и к внеклассной работе в частности. Их организацию лучше приурочить к проведению массового тематического мероприятия или к итоговому заседанию кружка, олимпиаде и даже к родительскому собранию. Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по ОБЖ. Однако они является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов. Организация этой деятельности в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности.
Неделя безопасности. При проведении «Недели безопасности» вначале составляется план: 1. Проведение конкурсов, газет, стихов, плакатов, сочинений. 2. Подготовка инсценировок по правилам безопасности. 3. Подготовка к «Веселым стартам». 4. Подготовка спортивного, военно-спортивного праздника. Подготовка учащихся проводится учителем по параллелям, а общие меро- приятия проводятся в конце недели. Содержание «Недели безопасности» может быть следующим: 1. Встречи с интересными людьми – пожарными, спасателями, полицейскими, военными, медицинскими работниками и др. 2. Лекции для старших классов – о курении, алкоголизме, наркомании, о правах подростка и т. д. 3. Видеотека – демонстрация видеофильмов. 4. Подведение итогов конкурсов. 5. Веселые старты. 6. Игра по станциям – общие мероприятия. От учителя подготовка «Недели безопасности» требует значительного напряжения и умения увлечь большой коллектив. Такие мероприятия имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. В организации и проведении этого мероприятия принимают участие: преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности, учителя физкультуры, классные руководители. Для подведения итогов «Недели безопасности» создается жюри, готовятся грамоты и призы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...