Сатурн в седьмом доме. Переход от аджны к вишудхе,. Или десятый дом
Сатурн в седьмом доме
Где еще можно постичь свою индивидуальность, как не в рукопашной схватке с Господом? Оппозиция этого человека среде обнаруживается всякий раз, когда он, пытаясь приобрести качественно новые умения и индивидуализироваться, оказывается в новом для себя положении, в незнакомой ситуации, которой он не владеет и вынужден приспосабливаться. Все это сначала может показаться очень страшным, поэтому человек чаще всего не склонен тут же объявлять среде ответную войну; если же он это все-таки сделает, вполне может быть, не сносить ему головы. В действительности оппозиция среды в данном случае не столь агрессивна; она скорее обращает на него пристальное внимание и просит о чем-то, что вполне в его силах, по крайней мере, потенциально — и должен научиться этот потенциал высвобождать. Искушением здесь будет попытка спрятаться в понятном, но неоправданном испуге, загородившись от агрессии среды крепко зажмуренными веками или начать глупо и отчаянно воевать с Главным Врагом, не распознав в нем скрытого лучшего друга и надежного помощника в трудном путешествии по заколдованному волшебному миру. Комплекс страха перед Главным Врагом основан на его превосходящем знании неведомой для человека реальности окружающей среды, которое Враг может в любой момент использовать ему во вред.
Глава 8 ПЕРЕХОД ОТ АДЖНЫ К ВИШУДХЕ, или ДЕСЯТЫЙ ДОМ
" Как молод я был! Как летал я во сне! В года эти нету возврата. Какие способности спали во мне! Проснулись и смылись куда-то. " (И. Губерман).
Ключевые слова : вариантный выбор; спецификация; приложение теории к практике; этическое акцентирование; реализация общего принципа.
Десятый дом является двойственным к третьему, но не нужно понимать это слишком прямолинейно, то есть как распадение единого объекта на составляющие его функциональные элементы. Смысл десятого дома заключается в определенной эксплуатации синтетического объекта, в ходе которой он теряет свою универсальность, трансформируясь в ту или другую вишудховскую (то есть законченную) форму, необходимую среде. Сама среда (так, как она развернута к объекту) при этом поднимается на аджновский уровень, то есть собирается из элементов и готовится к синтезу; одним из таких элементов, ключевых для будущего синтеза, может стать рассматриваемый объект, трансформируемый десятым домом. Одним из наиболее частых признаков включения десятого дома является необходимость выбора одного из нескольких потенциально возможных вариантов рассмотрения или использования объекта с целью нахождения его более тесного соприкосновения со средой. Десятый дом отличается от второго в первую очередь жертвенностью объекта: здесь идет не адаптация его к среде как такового, с сохранением единства и универсальности (что типично для второго дома), а наоборот, резкое сокращение количества потенциальных возможностей, уровня внутреннего единства и цельности: объект становится в большой степени как бы функциональной частью среды, лишенной автономии, но зато обладающей отныне не отделимой от него функцией. Так, " абстрактный" или " свободный" аджновский кирпич, привезенный на стройку, выбирается строителем из штабеля, определенным образом ориентируется в пространстве, обмазывается раствором и укладывается на специальное место в пределах кладки, выполняя далее только ему одному (из всех кирпичей здания) свойственные задачи по удержанию весовой нагрузки (читатель, вероятно, понимает, что нагрузки на все элементы кладки различны, в частности, индивидуальны для каждого кирпича: один, находящийся на фундаменте, держит все здание, второй поддерживает угол стены на середине ее высоты и т. д. ).
Для вариантного выбора десятого дома характерно резкое уменьшение числа потенциальных возможностей и степеней свободы объекта — но в то же время ему (добровольно или принудительно) предоставляется возможность жертвенным образом проявить заложенные в нем качества и показать, на что он способен. Жертвенность заключается в том, что в результате осуществления выбора объект навсегда прощается с остальными возможностями своего проявления — они оказываются несущественными и никому не нужными, а главное — далее принципиально нереализуемыми. Субъективно это может переживаться довольно тяжело, как воплощение ничтожной части громадного и широкого потенциала; тогда говорят: " гора родила мышь" или, в украинском варианте, " большая туча, да малый дождь" (украинская поговорка точнее отражает смысл непроработанного десятого дома, так как туча, пролившись большим или малым дождем, исчезает, как бы обращаясь в него, а гора, родив мышь, по идее может далее произвести на свет и что-то более крупное, скажем, слона). Из сказанного ясно, что ситуация десятого дома должна переживаться человеком как ответственная — как по отношению к объекту, так, строго говоря, и к среде — ведь неправильный выбор приведет к тому, что трансформированный объект окажется для нее непригодным, не функциональным и резко понизит уровень синтеза. Эта ответственность далеко не всегда осознается человеком, но подсознательно, безусловно, ощущается и поэтому под сильным десятым домом человек обычно бывает серьезен, трезв и не склонен к юмору. — Имейте в виду, брак — дело серьезное, — предупреждает молодых в загсе официальная дама, ведущая бракосочетание. — Какие могут быть шутки, когда женишься в третий раз! — отвечает жених. Видимый, отчетливый вариантный выбор — не единственно возможная манифестация десятого дома. Более тонкое его проявление, тоже по существу предполагающее выбор, но в не столь явной форме, это акцентуация, то есть внешнее приписывание одним граням или проявлениям объекта большее значение, а другим — меньшее. Это, так сказать, черно-белая или одномерная акцентуация; бывает и многоцветная (многомерная) акцентуация, напоминающая раскраску объекта различными цветами. Яркий пример акцентуации — наделение природы, вообще проявленного мира, моральными и эстетическими категориями, против чего (точнее, против злоупотребления чем) предостерегает восточная философия, например, Лао-цзы. Природа не знает уродства, поскольку ей неведома красота; в мире самом по себе нет зла, пока нет добра — а эти поляризации и раскраски вводятся в нее человеком, и совершенно неясно, имеются ли у него на это достаточные основания — так, или приблизительно так можно понимать посвященные этой теме афоризмы " Дао Дэ Цзина".
С точки зрения каббалистической диалектики, эти раскраски (с Божьей помощью) созданы человеком как средство для адекватного разрешения ситуаций десятого дома, часто слишком трудных для того, чтобы делать это " голыми руками", то есть без помощи технических средств. Конечно, эстетическое чувство само по себе гораздо шире, то есть его значение не сводится к роли средства, облегчающего выбор человека, но все же поляризация красивое-уродливое имеет эстетический оттенок (в том, например, смысле, что лучше поступать красиво, чем некрасиво), а этика в большой мере является, так сказать, теоретическим осмыслением проблематики десятого дома. Распространенный вариант ситуации десятого дома — проблема приложения теории к практике. Чем универсальнее теория, тем слабее ее возможности — этот парадокс известен любому ученому; в пределе, как гласит научный фольклор, получается теория, настолько всеобъемлющая, что никакое ее частное применение невозможно (точнее, оно окажется бессодержательным). Поэтому проблема приложений для науки в целом достаточно актуальна (и не только потому, что от них в большой мере зависят субсидии на нее). А что такое приложение науки? Это применение универсального теоретически разработанного приема в конкретных условиях, и проблема заключается в том, какой прием и как именно применить, чтобы дать практике, то есть среде, требуемый или приближающийся к нему результат. При этом от самого универсального метода или приема часто мало что остается, но эта малость может делать всю погоду.
И, наконец, последний в списке, но совсем не наименее важный случай ситуации десятого дома это приведение примера. Когда автор той или иной универсальной концепции чувствует, что он несколько увлекается своими фантазиями и отрывается от земной почвы, в частности, теряет понимание своей аудитории, он может попытаться привести содержательный или показательный пример работы своей концепции, и удачный выбор и качество этого примера в большой степени определяет доверие к концепции, а часто и дальнейшую ее судьбу. Трудности и препятствия. Первая трудность, характерная, впрочем, для всех домов без исключения, а не только для десятого, заключается в том, чтобы точно определить момент его включения и по возможности не перепутать его с другими. Существуют две почти не пересекающиеся категории людей: тех, которые предпочитают повременить с вариантным выбором, и тех, которые предпочитают осуществить его как можно раньше; есть, впрочем, и третья, особая категория, состоящая из людей, которые все выборы делают не вовремя, причем опаздывают с ними именно тогда, когда это совершенно недопустимо, и торопятся, когда ситуация безнадежно далека от созревания. Все эти три категории страдают сами и портят жизнь своего окружения по одинаковой причине: им не нравится характерная тяжесть подготовки к совершению выбора и они так или иначе стремятся от нее избавиться, чаще всего косвенно перелагая выбор на плечи ближних и " судьбы", причем это слово в их понимании получает какое-то нехорошее, демагогически-паразитическое звучание. Действительно, совершение выбора это тяжелая и ответственная работа, определяющая дальнейшую жизнь человека и, в известной степени, всего мира, и человек вместе со свободой воли, то есть как раз вариантного выбора, получает от Бога энергию для его осуществления и как бы молчаливую просьбу сделать этот выбор так, чтобы привести в мир меньше зла и больше гармонии. Парадокс заключается в том, что переложить свой личный выбор обратно на Бога не удается; можно лишь вытеснить эту проблему в подсознание и осуществить выбор там — но понятно, что его качество при этом окажется не наивысшим. Всем этим автор хочет сказать, что проблема определения включения десятого дома не столь сложна, как это может показаться, если только человек не стремится всеми правдами и неправдами от него уклониться. Главным индикатором включения десятого дома является характерное беспокойство и берущееся словно ниоткуда жертвенное настроение универсального объекта, который начинает приглядываться к среде, стремясь принять участие в ее проблемах подготовки синтеза путем той или иной реализации заложенных в нем возможностей. Когда этот момент наступает, нужно соотнести спектр возможностей объекта с потребностями среды и осуществить выбор, и здесь возникает классический философский вопрос: из каких соображений при этом следует исходить? Если воспринимать выбор абстрактно, то есть в отрыве от судьбы объекта и среды и притом в его ментальной проекции, то разумного ответа нет и быть не может. Однако проблему выбора всегда следует воспринимать в ее кармическом контексте, и тогда она становится вполне конструктивной.
В чем же трудность? В большой мере она заключается в том, что десятый дом требует разбирательства по существу двух вопросов: на что способен объект и что нужно среде, причем вначале желательно исследовать их независимо друг от друга, поскольку иначе как спектр возможностей объекта, так и спектр потребностей среды неизбежно сужаются и самое оригинальное, неожиданное и эффективное решение исчезает из поля зрения. Однако как только рассмотрение по существу заменяется изучением формальных признаков, шансы на удачный выбор резко падают: эволюция никогда не играет в кости, и " случайно" произойти от обезьяны человек ну никак не в состоянии — а вот заблудиться в лесу, неправильно сориентировавшись по звездам, может запросто. Оценив спектры возможностей объекта и надобностей среды, человек (или коллектив) приступает к принятию решения, и перед ним встает вопрос о критерии выбора. Вообще говоря, от может быть любым, то есть не только ментальным, но и, например, буддхиальным, астральным или эфирным (" как моя левая нога захотела" — здесь явно имеется в виду эфирная нога) — главное, чтобы выбор попал в наиболее тонкое кармическое течение, которое унесет далее объект и среду, причинив миру в целом минимум зла и максимум гармонии; конечный же выбор как окончательного решения, так и критерия выбора лежит, разумеется, на самом человеке. Говоря о крайностях десятого дома, нужно упомянуть выраженных " теоретиков" и " практиков", или " эмпириков". " Теоретики" любят аджновские объекты, например, теории, концепции, выставочные образцы; они считают десятый дом профанацией объекта и принципиально против него возражают, иногда придумывая причудливые обходные пути, как бы позволяющие его избежать или объявляя его откровенным злом, которого максимально следует избегать. " Искусство принадлежит самому себе и никому ничем не обязано; оно самосуще как Абсолют" — типичная позиция " теоретика" -искусствоведа. При этом, однако, упускается из виду, что непубликуемые рукописи и невыставляемые холсты висят на их авторе тяжелым грузом, который после публикации или вернисажа превращается в источник нового вдохновения. " Практики", наоборот, недолюбливают аджновские объекты, ожидая от них скорейшего практического приложения и зачастую демонстрируют печальное непонимание сложностей эволюции аджновского уровня, долго и тщательно готовящего свои объекты для адекватного жертвенного опускания на вишудху. Сколько времени должен учиться врач или архитектор перед тем, как начинать лечить людей и строить города? А сколько колхозниц нужно собрать, чтобы они успешно руководили государством, и сколько молока и творога на душу населения это государство произведет? А?
* * *
Десятый дом в жизни пары возникает в ситуациях выбора, перед которым один из партнеров вольно или невольно ставит другого. Интересно, что природа этого выбора часто связана с ситуацией парного союза, когда другой из всего множества возможных претендентов отбирал себе пару, и остановился почему-то как раз на первом. Например, если мужчина выбирает себе жену по принципу красоты, то можно не сомневаться, что его ситуация десятого дома в лучшем случае будут связаны с выбором одежды и косметики ей в подарок, а в худшем — с размышлениями о том, как эффективнее оградить ее от излишнего (с его точки зрения) мужского внимания. Другой вариант десятого дома — ситуация выбора пары как единого целого, причем этот выбор может касаться как ее внутренней реальности (например, взаимоотношений), так и внешнего мира. В парах, склонных к психологическим играм, нередки ложные ситуации выбора, когда оба партнера прекрасно знают, как развернутся события, но имитируют реальность десятого дома, делая вид, что предоставляют другому или сами принимают неочевидное решение. Довольно часто в парных союзах десятый дом имеет двухступенчатую структуру: фактически решение в ситуации выбора принимает один из партнеров, но молчит, предоставляя второму самому догадаться о своем выборе или косвенно его к нему подводя, и тогда формальную ответственность за выбор несет второй, а первый может при случае сыграть в игру " все плохое из-за тебя". Фактически в любой ситуации десятого дома пары выбор предлагается парным эгрегором, причем его скрытая цель — манифестация и реализация своей программы, и продвинутая пара, совершая выбор, всегда стремится ее понять и по возможности исполнить. Десятый дом в жизни семьи это в первую очередь ситуация важных для нее выборов, касающихся как внутренней, так и внешней реальности. Проблем в жизни большинства семей более, чем достаточно, но возможность их решить или хотя бы сдвинуть с мертвой точки представляется не так часто, и ее жалко упускать. Включение десятого дома как раз и означает предложение семейного эгрегора как бы сменить пластинку и начать делать что-то по-новому; важно, однако, научиться понимать его язык. Наиболее выразительно включение десятого дома происходит на транзитном потоке семейного организма, управляемого этим домом; при этом включаются энергии планет, стоящих в нем и его планеты-управителя. Например, десятый дом в Раке дает семью, где ситуация выбора, возникая, обостряет эмоциональные противоречия, и ключевой момент правильного выбора прямо или косвенно связан со сглаживанием или преодолением безысходного отчаяния, горя или неукротимого раздражения, повисающих над домом и находящих иначе разрешение только в крике, потасовках или последующих недомоганиях членов семьи. Конечно, выбор совершается на том плане, где возникла проблема, но астральный план в данном случае очень важен: он и подсказывает оптимальное решение, и очень быстро реагирует на него, являясь четким индикатором правильного выбора. В жизни государства десятый дом представлен ситуациями, где правительство и прочие государственные структуры с одной стороны и население — с другой определяют свое поведение, а оно допускает варианты, и требуется выбор одного из них. В традиционной астрологии десятый дом символизирует начальника и казенный дом, и действительно, для государственного аппарата десятый дом представляет важную сферу деятельности — но не нужно думать, что народ при этом исключительно пассивен. В действительности этнический эгрегор имеет большую власть над государством (в частности, дает ему главный канал инвольтации) и все чиновники и руководители, совершая вариантный выбор, не свободны: они ощущают колоссальное давление со стороны этнического эгрегора (во всяком случае, когда пытаются идти против его воли). Таким образом, " народ" (то есть этнический эгрегор) постоянно совершает выбор, и притом самый существенный, определяющий его судьбу, а выбор государства в лучшем случае его поддерживает, а в худшем — пытается игнорировать или даже вести оппозиционную линию. Впрочем, и последний вариант (антинародные политические режимы) тоже по-видимому осуществляется если не с согласия, то при, так сказать, попустительстве этнического эгрегора — но об этом пусть судят метаисторики. Десятый дом в жизни фирмы касается основных ситуаций ее выбора, а в первую очередь тех, которые связаны с развертыванием ее основной программы. Отличие фирмы от семьи и государства заключается в том, что ее эгрегор имеет гораздо более конкретную цель (помимо общегуманитарных, например, обучения сотрудников правилам групповой работы), хотя и не всегда сводящуюся к той, которую мыслит дирекция. Типичная ситуация десятого дома на фирме — распределение текущих задач по подразделениям, а для каждого подразделения — освоение и интерпретация полученного (всегда несколько абстрактного) задания применительно к конкретным возможностям данного, скажем, отдела. При этом задание выступает как аджновский объект (то есть начальство не должно его чересчур специфицировать), а отдел — как среда, к которой нужно адаптировать задание. Среда при этом воспринимается как вишудховская, то есть как состоящая из отдельных квалифицированных специалистов, которые объединяются вместе для решения поставленной начальником конкретной задачи (в среде включается третий дом как двойственный десятому). Таким образом, задача начальника как агента десятого дома заключается в трансформации спущенного сверху (аджновского) задания в более конкретную вишудховскую задачу, понятную его коллективу. Этика интерпретации задания очень непроста и неформальна, и во многих моментах определяется не декларируемым, но ясно ощутимым влиянием эгрегора фирмы, голос которого хороший начальник среднего звена обязательно слушает, не отождествляя с мнением и предпочтениями главы фирмы или его влиятельных заместителей. Материал, на котором особенно остро проявляются проблемы выбора фирмы и наиболее ощутимо этическое влияние ее эгрегора, покажет положение десятого дома в Зодиаке и планеты в этом доме. Ситуация десятого дома в книге это прежде всего подготовка к тому или иному выбору героя, причем неважно, на каком плане он осуществляется и готовится. Вот Иван-царевич подъезжает к развилке дороги, а на указателе написано: направо пойдешь — коня потеряешь, налево — собственную голову. По смыслу выбор атманический, так как и голова и конь жизненно необходимы Ивану (конь, может быть, даже больше) для исполнения его миссии — и именно исходя из этого (" Зачем мне голова, если коня не будет", — думает Иван) он осуществляет выбор. Отрицательные же герои сказки (братья) опускают, то есть профанируют выбор до каузального уровня и быстро погибают. Менее откровенный, но тоже выраженный вариант ситуации десятого дома — " обработка" ответственного лица с целью заставить его совершить определенный выбор, например:
" А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Обобрать гонца велят, Допьяна его поят, И в суму его пустую Суют грамоту другую: " Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь, Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку". (А. Пушкин)
Десятый дом — очень ответственный момент повествования, когда достаточно общая авторская идея получает конкретное развитие, а все остальные возможности ее воплощения остаются за бортом — но читатель может на досуге поразмыслить о том, что бы случилось, если бы герой тогда сделал бы такой-то шаг; а героиня сказала бы то-то и то-то вместо того, что она предпочла сказать по воле автора книги (или его музы). Сам же писатель часто с удовольствием переходит ту обычно невидимую для читателя черту, когда герои выходят из подчинения его десятому дому и начинают прорабатывать свой собственный.
* * *
Сильный десятый дом даст человека, которому в своей жизни придется много и трудно работать, но тяжесть и ответственность его работы окажется очевидной не всем. На него постоянно будут обрушиваться проблемы (свои и чужие), требующие разрешения, и право (или обязанность) выбора окружающие с легкостью, а когда и с сожалением, но весьма часто будут передавать ему, захочет он того или нет. В целом это боевой вариант судьбы: такой человек хорошо виден и со всех сторон на него оказывается давление — с конечной целью повлиять на его выбор, который часто оказывается важным не только для него. На низком уровне проработки вероятны злоупотребления своими возможностями выбора (вероятна иллюзия большой власти над миром), и в первую очередь вследствие недооценки сложности и ответственности его ситуаций, требующих принятия решения: слишком много аспектов и интересов они в себе заключают. Для проработки социального аспекта своей кармы этому человеку важно осознать и почувствовать два обстоятельства: во-первых, каждый выбор подготавливается и осуществляется на материале внутреннего мира и его проблем, а во-вторых, в социальных ситуациях оптимальный выбор, даже если он формально зависит от человека, обычно очень четко предрешен социальным эгрегором, перечить которому все равно что критиковать начальство. Слабый десятый дом дает человека, в жизни которого ответственные ситуации вариантного выбора будут редки — что, кстати говоря, вовсе не равнозначно безответственности. Ему не будут импонировать, по крайней мере, в глубине души, высокие посты, где от человека многое зависит и все от него чего- то хотят — и скорее всего судьба такого поста ему и не предложит, и это может его несколько огорчать, но скорее абстрактно, чем в действительности. Человеку со слабым десятым домом во многих отношениях легче жить — например, другие люди не особенно склонны вешать на него свои проблемы выбора; но не менее важно и другое обстоятельство. Десятый дом означает видимую реализацию потенциала (так часто переживается спуск с аджны на вишудху; скажем, талант проявляет себя в том или ином конкретном произведении), что очень ценится в современном социуме, но редко дает глубокое удовлетворение человеку, поскольку потенциал его высшего " я" (и несколько меньший, заключенный в текущей миссии) слишком высок, чтобы даже вышесредняя социальная или иная видимая реализация были хоть сколько-нибудь адекватными возможностям, заключенными в человеке. Сильный десятый дом дает, однако, искушение такой (то есть видимой) реализации миссии, а слабый, как правило, нет, и человек может спать спокойно, реализуясь менее эффектным, но зачастую более эффективным образом. Гармоничный десятый дом дает человека, который естественно располагается на начальственном посту, умея когда надо ладить с подчиненными, а когда надо требовать с них и не особенно огорчаться дисгармоничным последствиям своих непродуманных решений; он скажет: " Не ошибается тот, кто ничего не делает", — подразумевая, что во вторую категорию попадать уж точно не намерен. У этого человека есть редкий талант — он дает себе право на ошибку, и следовательно подсознательно предоставляет его и другим, что, в частности, выражается в известной терпимости к безответственности — как к своей, так и (конечно, в меньшей степени) к чужой. Если у него возникнет ситуация ответственного выбора, он сразу это почувствует и примет ряд мер по подготовке решения к смягчению личной ответственности, причем не всегда эти меры окажутся непогрешимыми с моральной точки зрения — а иногда сама судьба в последний момент переложит выбор или по крайней мере ответственность за него на другие плечи. Опасность здесь заключается в слишком смягченной (для себя) этике и склонности к халтуре при подготовке решения — оно иногда слишком уж откровенно само плывет в руки, и стоило бы поискать другое, получше, но человеку лень, да вроде бы и к чему стараться? Ведь от добра добра не ищут. Пораженный десятый дом дает человека, который, может быть, не так часто видит в жизни добро — но и оно, как правило, его не устраивает, он его отвергает и начинает искать лучшее. Его жизненный девиз: " волка ноги кормят", хотя близкие видят его несколько по-другому: дурная голова ногам покоя не дает. Так или иначе, покоя у него действительно нет. Перед ним постоянно возникают сложные во всех отношениях (в том числе и в этическом) ситуации выбора, с которыми он чаще всего не умеет правильно и эффективно разобраться. Часто это объективно трудно или даже невозможно, и притом ответственность за ошибку высока, но именно такие ситуации постоянно его привлекают или сами сваливаются ему на голову. При всем том у него может быть огромное желание рассудить весь мир, или ту его часть, к которой он имеет ближайшее отношение, и указать конкретные пути выхода из, по общему мнению, нерешаемых проблем. Соблазном здесь будет желание власти без должной подготовки к ее реализации; однако при проработке из этого человека может выйти мудрый правитель или практический духовный учитель для многих людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|