Используемые интерактивные формы и методы
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа разработана согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 230400 «Информационные системы и технологии» (
квалификация (степень) бакалавра) и рабочему учебному плану по профилю «Информационные технологии в медиаиндустрии». Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2). Шифр дисциплины в рабочем учебном плане – Б2.Б.4.
Виды учебной работы
Виды учебной работы
| Семестр 1
| Семестр 2
| Семестр 3
| Семестр 4
| Семестр 5
| Семестр 6
| Семестр 7
| Семестр 8
| Всего
|
Лекции, часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные работы, часов
|
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
Практические занятия, часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего аудиторных занятий, часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из них в интерактивной форме, часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа студентов, часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины, часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы и сроки контроля:
|
Курсовая работа / проект
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчетно-графическое задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллоквиум
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зачет
| Х
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
| Х
|
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость дисциплины, ЗЕ*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Одна зачетная единица (ЗЕ) эквивалентна 36часам.
Рабочая программа рассмотрена и обсуждена на заседании кафедры вычислительных систем (протокол № __ от __ ________2013 г.)
Программу разработал
ст. преп. кафедры ПМиК
| П.А. Приставка
|
Заведующий кафедрой ПМиК
профессор, д.т.н.
| Рябко Б.Я.
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является изучение основ прикладного программирования, включая методы объектно-ориентированного программирования. Задачами дисциплины являются развитие алгоритмического мышления студентов, изучение алгоритмов основных криптографичских методов и способов их программирования на языке С++, обучение студентов работе на ПК.
2 МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2). Шифр дисциплины в рабочем учебном плане – Б2.Б.4. Изучение данной дисциплины базируется на материале школьного курса «Информатика». Дисциплина является предшествующей для некоторых дисциплин, в том числе “Программирование на языке высокого уровня”, “Теория программирования в инфокоммуникациях”.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- ОК-1. владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- ПК-12. способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные).
3.2 В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: Основные структуры, используемые при разработке алгоритмов; основные средства алгоритмического языка С++; основные современные криптографические алгоритмы и методы; этапы решения задач на персональных компьютерах.
Уметь: Разрабатывать алгоритм решения задачи на ЭВМ по математическому описанию процесса вычислений; составлять программы на языке С++ по заданному алгоритму.
Владеть: Работы с операционными системами MS-DOS, Windows; управлять этапами прохождения задач на ПК; исправлять ошибки по сообщениям системных программ на различных этапах прохождения задачи.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ учеб. недели
| Наименование лекционных тем (разделов) дисциплины и их содержание
| Часов
|
I семестр
|
1-2
| 1. Введение
1.1 Понятие информации, алгоритма. Архитектура ЭВМ. Системы счисления. Представление чисел в разных системах счисления (двоичной, десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной). Машинное представление элементарных типов данных.
|
|
3-4
| 2. Алгоритмы и программы
2.1 Определение алгоритма. Формы представления алгоритма - блок схема, псевдокод. Базовые структуры (следование, ветвление, цикл). Циклы с постусловием и предусловием.
2.2 Структура программы на языке С++. Алфавит языка. Понятия: лексема, комментарий, идентификатор, служебное слово и их реализация в языке С++. Понятие константы, переменной и их классификация. Области их действия. Основные логические, арифметические операции. Явное и неявное преобразование в языке Си. Этапы обработки компилятором программы на языке C++.
|
|
| 3. Операторы.
3.1 Управление ходом выполнения программы. Условные операторы: if-then-else, тернарный оператор, switch. Операторы цикла: for, while, do-while. Операторы перехода: return, break, goto, continue. Блок операторов.
|
|
| 4. Указатели
6.1 Переменная как объект языка программирования. Адресация объектов в программе. Указатель, обобщенный указатель, адресная арифметика, тип указателя. Классы ошибок, возникающих при работе с указателями.
|
|
| 5. Массивы
5.1 Одномерные и многомерные статические массивы. Взаимосвязь между массивами и указателями. Передача функции массива.
|
|
| 6. Функции
6.1 Общий вид С++ функции. Аргументы функции: вызовы по значению и по ссылке. Оператор return: возврат из функции. Возврат значений. Функции типа void. Рекурсия. Прототипы функций.
|
|
| 7. Стандартные операции ввода/вывода данных
7.1 Ввод/вывод на консоль. Операторы: scanf, printf, их спецификации. Потоки C++. Объектно-ориентированные средства ввода-вывода: встроенные потоки cin и cout. Использование форматных флагов и манипуляторов ввода-вывода.
|
|
II семестр
|
10-11
| 8. Динамические структуры данных
8.1Динамическая память. Динамические массивы. Функции malloc/free. Утечка памяти. Структуры. Поле структуры. Способы доступ к полю.
8.2 Линейные списки. Представление линейных списков в памяти. Стек. Добавление элемента в стек, удаление элемента из стека, обработка содержимого стека. Очередь. Добавление элемента в очередь, удаление элемента из очереди, обработка содержимого очереди.
|
|
| 9. Элементы теории чисел
9.1 Простое число. Представление целого положительного числа в виде произведения простых чисел. Взаимно простые числа. Функция Эйлера. Теорема Ферма. Теорема Эйлера. Другие теоремы и утверждения. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида. Обобщенный алгоритм Евклида. Быстрое возведение в степень.
|
|
13-14
| 10. Криптографические системы
10.1 Криптография. Классическая система секретной связи. Шифр Цезаря. Атака на шифр.
10.2 Криптосистемы с открытым ключом. Односторонняя функция. Дискретный логарифм. Система Диффи-Хеллмана. Шифр Шамира. Шифр Эль-Гамаля. Односторонняя функция с «лазейкой» и шифр RSA.
|
|
| 11. Электронно-цифровые подписи (ЭЦП)
11.1 ЭЦП. Требования к ЭЦП. ЭЦП RSA. ЭЦП на базе шифра Эль-Гамаля
|
|
| 12. Криптографические протоколы
12.1 Ментальный покер. Электронные деньги.
|
|
17-18
| 13. Современные шифры с секретным ключом
13.1 Блоковые шифры. Шифр RC6. Шифр AES.
13.2 Потоковые шифры. Алгоритм RC4.
|
|
5 СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
№ учеб. недели
| Наименование лабораторных работ, практических занятий
| № раздела
| Часов
|
I семестр
|
1-3
| 1. Представление чисел в разных системах счисления (двоичной, десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной). Формы представления алгоритма - блок схема, псевдокод.
| 1,2
|
|
4-5
| 2. Разработка простейших программ. Изучение на практике понятий константа, переменная. Простейший ввод/вывод Программирование линейных вычислительных процессов.
|
|
|
6-7
| 3. Программирование разветвляющихся вычислительных процессов.
|
|
|
8-9
| 4. Программирование циклических процессов на
языке С++.
|
|
|
10-14
| 5. Обработка статических массивов.
|
|
|
15-17
| 6. Программирование с использованием подпрограмм.
|
|
|
II семестр
|
18-19
| 9. Динамические массивы
|
|
|
| 10. Структуры
|
|
|
21-24
| 11. Линейные списки.
|
|
|
| 12. Шифр Цезаря
|
|
|
| 13. Реализация быстрого возведения в степень.
|
|
|
27-28
| 14. Программная реализация системы Диффи-Хеллмана.
|
|
|
29-31
| 15. Программная реализация криптографических протоколов «Ментальных покер», «Электронные деньги»
|
|
|
| 16. Шифр Вернама
|
|
|
33-34
| 17. Шифр RC6
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Виды и содержание самостоятельной работы
| Кол-во
ЗЕ /часов
| Формы и контроль
| Литература и дидактические материалы
|
Подготовка к лабораторным работам
| 0.5/18
| защита лабораторных работ
| Лекционный материал, основная литература по дисциплине, методические указания к лабораторным работам
|
Выполнение курсовой работы
| 1/36
| защита курсовой работы
| Лекционный материал, основная литература по дисциплине, методические указания к лабораторным работам, информация из сети Интернет
|
Подготовка к зачету и экзамену
| 0.5/18
| зачет, экзамен
| Лекционный материал, основная литература по дисциплине, методические указания к лабораторным работам, информация из сети Интернет
|
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: