Общие методические рекомендации
Схема изучения материала 6 класс Обработка графической информации (7 ч) 8 класс Работа с векторной графикой (7 ч) 9 класс Основы анимации (12 ч) + Кр по данной теме Основное содержание, цели изучения, требования к знаниям и умениям учащихся изложены в учебной программе. Рассматриваемая тема является первой в ряду тем, связанных с обработкой информации. Это не случайно. Во-первых, исторически – графическая информация древнее. Во-вторых, функционально – осваивать инструменты графического редактора увлекательно и несложно. Поэтому графический редактор можно рассматривать как средство пропедевтической подготовки к работе с более сложными программами, такими как текстовый процессор Word, табличный процессор Excel. Следовательно, учитель должен уделить внимание формированию у учеников общих приемов работы с прикладными программами: запуск программы, работа с меню, настройка внешнего вида окна программы, создание нового файла, использование при работе буфера обмена, сохранение и загрузка файла, завершение работы с программой. В-третьих, системно – работа в графическом редакторе осуществляется в основном с помощью манипулятора мышь и тем самым позволяет совершенствовать умения работы с мышью. Таким образом, данная тема продолжает формирование первоначальных приемов работы с ПК, начатых в предшествующей теме. Примерный план изучения темы по урокам Класс 1. Растровые изображения. ГР. На первом уроке желательно рассказать о компьютерной графике, продемонстрировать рисунки, созданные с помощью компьютера. Можно показать фрагмент мультфильма и побеседовать о компьютерной мультипликации. Это способствует развитию интереса, повышению мотивации изучения темы.
На данном уроке вводят понятия «графическая информация», «графический редактор». Графическая информация – это информация, которая представлена в виде графиков, рисунков, схем, чертежей, фотографий, картин. Графические изображения, подготовленные с помощью компьютера, называют компьютерной графикой. Для работы с компьютерной графикой используют специальные программы – графические редакторы. Графические редакторы бывают растровые и векторные. В растровом графическом редакторе каждое изображение – это мозаика из точек (пикселей), окрашенных в тот или иной цвет. Растр (Raster) – массив точек (пикселей), из которых формируется изображение. Пиксель (Pixel — picture element) – элемент растра, наименьший элемент изображения; его цвет и яркость можно задать независимо от остальной части изображения. Размеры растра в зависимости от видеорежима могут составлять 320х200 пикселей или 640х480 пикселей, а количество цветов от 4 до 256. Современные компьютеры допускают и более качественные режимы: размеры растра от 1280х1024 и более пикселей, количество цветов до 16 млн и больше. Обычно в качестве графического редактора для изучения данной темы выбирают Paint. Растровый ГР Adobe Photoshop является профессиональной программой, например, для дизайнеров. Его чаще используют для редактирования сканированных изображений, фотографий. Учащихся знакомят с интерфейсом ГР и его настройкой. В окне Paint показывают рабочую область, предназначенную для рисования, и служебную зону, содержащую меню, панель инструментов, палитру, строку состояния. 2. Инструменты ГР. Создание и редактирование изображений. Сохранение и загрузка изображений. Начинают с повторения понятий, с которыми учащиеся познакомились на прошлом уроке. Можно создать проблемную ситуацию, обратившись к ученикам с вопросом о том, какие задачи возникают 1) перед художником, оформителем, дизайнером при создании картины, плаката, разработке дизайна интерьера, 2) перед учащимся на уроке рисования. Ответы учащихся выводят на общую формулировку типовых задач обработки графической информации. При этом рассматривают безкомпьютерную и компьютерную технологии.
Так, можно выделить следующие действия (процессы): 1. Создание первоначального изображения (создание графического объекта). 2. Внесение изменений в изображение (редактирование графического объекта). 3. Окончательное оформление картины или плаката (запись графического объекта на твердый носитель). Подобные операции осуществляются при создании изображения с помощью компьютера. Дополняющими безкомпьютерное рисование будут этапы (задачи): запись, сохранение графического объекта на диск в виде файла; загрузка графического объекта из файла на диске в память компьютера для дальнейшей работы с объектом. Из беседы можно сделать вывод: человек стремился облегчить процесс создания графических изображений и инструментом для этого стали графические редакторы. Их возможности отражают все основные этапы работы над созданием графического изображения. Работа за компьютерами начинается с повторения действий, необходимых для загрузки ГР, и названия элементов интерфейса ГР. На этом уроке школьники осваивают рисование «от руки», а также с использованием графических примитивов (шаблонов фигур). Важным умением здесь является выбор основного (рабочего) цвета и цвета фона, а также использование этих цветов при работе с шаблонами. Из инструментов редактирования пока рассматривают только Ластик и его режимы. Учитель может продемонстрировать технику создания графических объектов или учащиеся могут изучать инструменты редактора самостоятельно (например, по презентации). Затем школьники практикуются в рисовании и стирании элементарных объектов: точки, линии, отрезка, ломаной; объектов на основе шаблонов с заливкой и без – прямоугольника, многоугольника, окружности. Не следует стремиться к тому, чтобы школьники освоили и использовали сразу все инструменты. Их изучение организуется постепенно. К концу урока можно попросить детей создать сюжетный рисунок, используя шаблоны. С его помощью учеников знакомят с тем, как в графическом редакторе сохранить изображение в виде файла на диске. Эти действиями ученики осваивают впервые, поэтому учитель должен уделить внимание тому, как выбрать папку для сохранения, какое имя файла ввести, какой тип файла указать. Не помешает повторить материал предшествующей темы, связанный с понятиями «файл», «имя файла», «каталог».
Растровые редакторы используют для сохранения форматы.BMP,.PCX и другие. ГР Paint обычно предлагает сохранять рисунки в формате.BMP, но пока можно не обращать на это особого внимания. Знакомство с загрузкой изображений можно перенести на следующий урок и использовать для загрузки уже сохраненный файл или другой, подготовленный учителем. На данном уроке можно записать в тетрадь алгоритмы сохранения файла и его загрузки. 3. Создание и редактирование изображений. Практическая работа. На этом и последующих уроках темы осуществляется более активная работа в графическом редакторе, создаются графические объекты с использованием виртуальных инструментов. Следует помнить о временных рамках работы за компьютером, которые не должны превышать 15 – 20 минут. В начале каждого урока для формирования и совершенствования знаний повторяют основные понятия предыдущих уроков. Такое повторение может осуществляться в рамках поурочного контроля. Работа с графическим редактором обычно нравится большинству учащихся. Тема простая и интересная, можно полагать, что учащиеся самостоятельно ее освоят. Но надо понимать, что не все ученики хорошо рисуют и не все смогут предложить тему для рисования. Поэтому учитель должен предлагать как конкретные задания для формирования и развития умений работы с редактором, так и темы для свободного рисования и фантазии. При этом рисунки на свободную тему должны содержать некоторые обязательные элементы: окружности, прямоугольники, треугольники, закрашенные элементы и т.д. – об этом заранее сообщается. Желательно усложнять задания по мере знакомства с новыми инструментами и командами редактора. В работах учащихся оценивается не красота рисунка, а умение использовать инструменты графического редактора для создания и редактирования изображений. Поэтому особую роль приобретают задания, которые можно выполнить по-разному, разными способами. Чем больше способов видит ученик, тем лучше он освоил возможности программы.
Желательно на одном из уроков продемонстрировать учащимся, как готовое изображение можно вывести на печать: как подготовить принтер к печати, заправить бумагу, установить параметры печати. 4. Рисование с помощью кисти и распылителя. Ввод текста. Учащиеся продолжают знакомиться с новыми инструментами редактора. С помощью кисти и распылителя лучше всего создавать пейзажи. При освоении инструмента Надпись, внимание школьников обращают на особенности работы с текстом в растровом редакторе. После выбора инструмента Надпись, надо выполнить щелчок по холсту, чтобы появилась область для ввода текста. Вместо щелчка такую область можно «прорисовать» мышью, протянув на холсте по диагонали воображаемого прямоугольника. Затем задают параметры шрифта для ввода текста. Это можно сделать с помощью панели атрибутов текста. Если она отсутствует, отобразить ее позволит команда меню Вид / Панель атрибутов текста. Задав параметры, выполняют щелчок мышью внутри области для ввода и набирают текст. Закончив, необходимо выполнить щелчок мышью вне области текста. После этого текст становится частью изображения и, исправить его невозможно. С ним можно работать только как с изображением. Желательно давать детям осмысленные задания для выполнения. Например, для работы с палитрой и настройки ее цветов можно предложить закрашивание географической карты некоторой местности, пусть даже и сказочной. Для выполнения этого задания понадобится подбирать оттенки зеленого, коричневого и синего цветов, чтобы отобразить местность разной высоты или водоемы разной глубины. Затем, на такую карту можно нанести подписи: названия населенных пунктов, водных объектов. Одним из заданий может быть: в окне ГР ввести текст загадки и нарисовать отгадку к ней. Вместо загадок можно предложить ребусы или шарады с зашифрованными понятиями информатики. 5. Фрагмент изображения. Операции над фрагментом изображения. Буфер обмена. Работа с фрагментом присутствует в заданиях двух видов: 1) редактирование мелких деталей рисунка; 2) работа с выделенной частью рисунка. Редактирование мелких деталей рисунка связано с использованием инструментов Масштаб, Карандаш, Сетка. Обычно, учащиеся загружают приготовленный учителем рисунок, в котором необходимо исправить или дорисовать мелкие детали. При выборе инструмента Масштаб под панелью инструментов появляется дополнительная панель с параметрами для увеличения. Если увеличение максимальное, то для рисунка можно отобразить сетку – вертикальные и горизонтальные линии, которые как бы накладываются на рисунок, представляя его в виде набора квадратиков. Сетку отображает команда меню Вид / Масштаб / Показать сетку. После чего выбирают Карандаш и заданным цветом закрашивают те квадратики сетки, которые надо отредактировать. После возвращения к обычному масштабу сетка исчезает.
Работа с выделенной частью рисунка предполагает выделение части рисунка с помощью инструментов Выделение и Выделение произвольной области, а затем перемещение, копирование или удаление выделенной части. После выбора инструментов выделения появляется панель параметров, задающая выделение с фоном или без фона (прозрачный фон). При копировании фрагмента обращают внимание учащихся на следующие моменты. Операция копирования состоит из пяти шагов: выделение фрагмента, запоминание фрагмента, вставка фрагмента, позиционирование фрагмента, фиксация фрагмента. Рассмотрим эти шаги. Выделенный и скопированный фрагмент помещается в память компьютера в специальную область – буфер обмена – и находится там до тех пор, пока не будет скопирован новый фрагмент. По команде Вставить фрагмент появляется всегда в левом верхнем углу. Чтобы переместить фрагмент в некоторое место рисунка – позиционировать – его перетаскивают за внутреннюю область. Зафиксировать фрагмент на новом месте можно щелчком мыши вне этого фрагмента. Для освоения копирования представляют интерес задания, в которых требуется наложить объекты один на другой в определенном порядке, что возможно при использовании прозрачного фона. 6. Фрагмент изображения. Операции над фрагментом изображения. На этом уроке продолжают формировать умения работы с фрагментом. В частности, рассматривают возможности редактора по трансформации фрагмента: поворот, отражение, изменение размеров. После освоения трансформаций, можно предложить учащимся задание на создание орнамента из симметричных или повторяющихся элементов. При этом можно познакомить учеников с историей орнамента на Беларуси. Такой урок будет преследовать и воспитательные цели. 7. Самостоятельная работа. Дополнительные возможности графического редактора. Класс В курсе 12-летнего обучения для работы с векторной графикой предлагали использовать встроенный в Word графический редактор (панель инструментов Рисование). В школьном пособии для 11-летнего курса описан графический редактор CorelDRAW. 1. Векторное изображение. Векторный графический редактор. На этом уроке вводят понятие векторного изображения, формируют представление о моделях цвета, знакомят с назначением и элементами интерфейса векторного графического редактора. Компьютерная графика – это изображения, подготовленные при помощи компьютера. Изображение представлено в цифровой форме одним из двух способов: растровое или векторное. Для получения растрового представления изображение делят на точки и записывают цвет каждой точки. Для получения векторного представления изображение делят на простые фигуры, описывают их характеристики и взаимное расположение. Полезно продемонстрировать учащимся примеры растровых и векторных изображений, рассказать о достоинствах и недостатках растровой и векторной графики. Можно упомянуть о деятельности людей, работа которых связана с обработкой графической информации: художники, оформители, дизайнеры. Обсудить, как компьютер помогает им в работе. Возможное направление урока – погрузить учащихся в мир искусства. Картины известных художников доступны для просмотра многим людям благодаря тому, что представлены как компьютерная графика – оцифрованы. Далее на уроке рассказывают о цветовых моделях. Для описания цвета используют цветовые модели. Наиболее популярны для описания излученного цвета модели RGB (Red, Green, Blue), HSB (Hue – тон, Saturation – насыщенность, Brightness – яркость); для описания отраженного цвета модель CMYK (Cyan – голубой, Magenta – пурпурный, Yellow – желтый, KeyColor – Black – черный). С графическим редактором школьники знакомы (6 класс). С ними вспоминают определение и типовые задачи обработки графической информации: – создание изображения; – редактирование изображения; – сохранение изображения в виде файла; – загрузка изображения из файла в оперативную память; – вывод изображения на печать. Учитель приводит примеры различных графических редакторов (растровые Adobe PhotoShop, Corel PHOTO-PAINT; векторные Adobe Illustrator, Inkscape, Adobe Flash) и может рассказать о CorelDRAW (и кампании Corel Corporation). Практическая часть урока – знакомство c редактором. Окно программы можно изучить по рисунку в школьном пособии или загрузив программу на компьютере. Школьники могут сами назвать некоторые элементы окна: меню, панели инструментов, палитру. Внимание учащихся обращают на те элементы интерфейса, которые не были характерны для программ пакета Microsoft Office: – навигатор документа (страницы); – панель свойств; – некоторые команды меню: Макет, Упорядочить, Эффекты, Растровые изображения, Текст. Можно дать им краткую характеристику. Например, CorelDRAW – редактор векторной графики, но в нем можно преобразовать изображение в растровое и работать с ним. Эти команды собраны в меню Растровые изображения. Команды для работы с текстом собраны в отдельное меню Текст и т.д. В школьном пособии к первому уроку даны упражнения: настройка окна редактора, отображение панелей и работа со справкой. 2. Создание и сохранение векторного изображения. На этом уроке вводят основные понятия векторной графики. Любое векторное изображение состоит из объектов: точек, прямых, кривых, фигур. Линии, лежащие в основе векторных объектов, называют контурами. К контуру можно применить абрис и заливку. Абрис (обводка, OutLine) – это стиль отображения контура объекта. Заливка (Fill) – цвет или текстура, заполняющая пространство внутри контура. Далее школьники знакомятся с некоторыми инструментами редактора. Инструмент Свободная форма позволяет рисовать линии и кривые, инструменты рисования фигур Прямоугольник, Эллипс, Многоугольник, Основные фигуры – шаблоны геометрических фигур. Учащиеся осваивают эти инструменты, выполняя упражнения. Полезно вспомнить общие приемы рисования. Так, при нажатой клавише Ctrl рисуется правильная фигура, при нажатой Shift – рисование и масштабирование выполняются от центра. Свойства объектов можно задавать на панели свойств. Для этого выбирают инструмент, задают его параметры на панели свойств, а затем создают изображение. Чтобы изменить свойства уже нарисованного объекта, его выделяют. При этом по контуру объекта отображаются маркеры выделения, которые можно перетаскивать и тем самым изменять контур. При выделении объектов, созданных с помощью инструмента Основные фигуры, по их контуру отображаются еще и глифы – цветные маркеры в форме ромба. Для преобразования объекта используют инструмент Форма. Создав контур, к нему добавляют заливку и абрис. Самый быстрый способ – выделить объект и выбрать в палитре цвет заливки (щелчок левой клавишей мыши) и абриса (правой). Изменить параметры цвета можно в строке состояния (двойной щелчок по значку пера или заливки открывает диалоговой окно). Для заливки объекта с контуром сложной формы (замкнутая область, ограниченная контурами нескольких объектов) можно использовать инструмент Интеллектуальная заливка. Далее учащиеся осваивают стили заливки: однородная заливка, фонтанная (градиентная), интерактивная. В школьном пособии одно из упражнений с заливкой – создать фрагмент белорусского орнамента. После того, как рисунок подготовлен, его надо сохранить. Поэтому в конце урока имеет смысл рассмотреть запись изображения на диск в файл. Порядок действий для записи в файл учащимся уже известен: 1) меню Файл / Сохранить или Сохранить как …; 2) выбрать папку; 3) задать имя файла; 4) указать тип файла. В программе CorelDRAW используется собственный тип файлов.cdr, но можно работать с файлами других типов. Список типов файлов можно увидеть в списках окон Открыть и Сохранить как. 3. Загрузка и редактирование векторного изображения. Для введения учащихся в тему урока полезно повторить, что понимают под редактированием, как можно отменить и вернуть выполненные действия, что такое буфер обмена и как с ним работать. Для демонстрации операций редактирования в CorelDRAW учителю полезно иметь файлы-заготовки, чтобы не тратить время на создание графических объектов. Перед началом демонстрации с учащимся вспоминают, как загрузить изображение из файла в оперативную память компьютера. Можно воспользоваться командой меню Файл / Открыть, кнопкой Открыть на панели инструментов или списком Быстрого запуска в окне приветствия. На уроке рассматривают следующие вопросы: – выделение объектов – инструмент Указатель; – трансформация объектов – маркеры изменения размера; – зеркальное отражение – кнопки панели свойств; – редактирование контура – меню Упорядочить \ Преобразовать в кривую + инструмент Форма + Добавить узлы + перемещение маркеров узлов; – взаимное расположение – меню Инструменты / Диспетчер объектов; меню Упорядочить / Порядок. Урок можно организовать по-разному. Один вариант – вначале учитель демонстрирует приемы работы, затем ученики работают за компьютерами. Второй вариант – демонстрация учителя и работа учеников одновременно. Для работы учащиеся могут использовать файлы, сохраненные на предыдущем уроке, файлы-заготовки учителя или создать новые. Предпочтительней последнее – при создании рисунка продолжается формирование умений работы с инструментами редактора. 4. Редактирование векторного изображения. Практическая работа. На этом уроке продолжается закрепление основных понятий и формирование умений создания и редактирования векторных изображений. Учитель может предложить выполнить задания из школьного пособия или создать сюжетные рисунки. Основная задача – формировать у учащихся представление о принципах работы с векторной графикой и опыт создания и редактирования векторного изображения. Для этого полезно будет предложить учащимся задания, подобные тем, которые школьники выполняли в редакторе Paint, а по окончании работы сравнить технологии подготовки изображений в среде растрового и векторного редакторов. 5. Операции над объектами векторного изображения. Этот урок продолжает тему редактирования изображений. Рассматривают операции над объектами и группами объектов: – копирование – меню Правка / Копировать, Правка / Вставить; – дублирование – меню Правка / Дублировать; – распределение – меню Упорядочить / Выровнять и распределить; – выравнивание – меню Упорядочить / Выровнять и распределить; – формирование – кнопки панели свойств; – группировка – меню Упорядочить / Группировать и Разгруппировать. Построить урок можно чередуя объяснение того, как выполняется очередная операция, и выполнение задания учащимися. В конце урока можно предложить детям комбинированное задание. 6. Работа с текстом. Учащихся знакомят с инструментом Текст. С его помощью можно ввести простой или фигурный текст. Добавление простого текста выполняют в два приема: обрисовывают условную рамку для будущего текста, затем выполняют щелчок внутри и вводят текст. Для задания параметров форматирования используют панель свойств. Если текст не помещается в рамку, он как бы прячется за ней, а рамка становится красной. Чтобы вместить текст в рамку можно: – изменить размер рамки с помощью ее маркеров; – изменить размер шрифта; – применить команду меню Текст / Простой текст / Текст в рамку. Простой текст размещается только вдоль незамкнутого контура. Фигурный текст можно располагать вдоль открытого или замкнутого контура. Для этого: 1) с помощью инструмента Текст ввести текст (простой или фигурный); 2) нарисовать контур; 3) инструментом Указатель выделить текст 4) выбрать команду меню Текст / Текст вдоль пути; 5) появившейся стрелкой указать на контур. Для редактирования введенного текста используют меню Текст / Редактирование текста. 7. Практическая работа. В качестве нового материала можно рассмотреть подготовку изображения к печати, настройку параметров страницы. Основную часть урока составляет самостоятельная практическая работа учащихся за компьютерами. В работу полезно включить несколько теоретических вопросов. Заметим, что редактор CorelDraw – программное средство для профессиональной работы с графикой. Его возможности обширны и их полное изучение не предусмотрено в школьном курсе. Класс 1. Виды анимации. Назначение и элементы интерфейса редактора Flash.
2. Создание и редактирование объектов.
3. Преобразования объектов.
4. Использование слоев и библиотеки объектов. Импорт изображений.
5. Основы Flash-анимации. Покадровая анимация. 6 – 8. Анимация движения.
9. Анимация формы.
10. Практическая работа.
11. Работа с текстом.
12. Обобщающее повторение по теме. При изучении данной темы могут быть использованы материалы электронного издания: Заборовский Г.А. Основы анимации. В этом пособии предлагается теоретический материал, примеры заданий с описанием хода их выполнения и упражнения для школьников. Текст в формате.pdf и графически заготовки можно скачать на сайте Министерства образования РБ. Общие методические рекомендации Главное при изучении темы – выделение общих задач, которые возникают при обработке информации, формирование знаний и умений, которые связаны с постановкой и решением задач по обработке графической информации. Внимание уделяется не командам конкретной прикладной программы, а постановке задачи, решение которой достигается с помощью программного средства. Поэтому следует побуждать учащихся к пониманию основных задач обработки графической информации. Команды и приемы работы с графическими редакторами обычно отличаются, но в школьном пособии перечислены все средства рисования, имеющиеся в распространенных растровых графических редакторах: средства перемещения курсора, построения дуг, прямоугольников, окружностей, надписей, удаления нарисованного объекта, заливки, переноса, поворота. При изучении темы применяются следующие методы и приемы: демонстрация используемых команд и операций (с использованием компьютерного проектора, демонстрационного телевизора, на мониторе учительского компьютера, на ученических компьютерах), рассказ, объяснение, выполнение учащимися упражнений и заданий по образцу, репродуктивных и творческих, самостоятельная работа. Можно предложить учащимся тему, по которой они разработают задание и выполнят его самостоятельно с использованием графического редактора. Дополнительный материал Итоговой информацией в среде графического редактора является рисунок, созданный с помощью компьютера. Поскольку с позиции растровой графики рисунок – это совокупность пикселей разных цветов, то данными для растрового графического редактора являются цвета, которые выбираются из палитры и распределяются по элементам графической сетки с помощью разных инструментов редактора. В памяти компьютера они представлены соответствующими двоичными кодами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|